Исследовательский проект Профессионально-психологический портрет
Исследовательский проект Профессионально-психологический портрет
Ситуация на рынке труда меняется быстро. Сегодня у претендентов на вакантные должности, обладающих высокими профессиональными качествами, есть постоянно растущий выбор. Пока еще наниматели имеют возможность «крутить носом», отбирая кандидатуры претендентов на должность, но скоро ситуация изменится, и свой выбор из растущего числа предложений будут делать уже сами специалисты. Наметилась и тенденция к повышению заработной платы, что тоже является признаком предстоящего дефицита квалифицированных работников.
В 2003 году реальная заработная плата квалифицированного специалиста выросла на 20—30%. Рост зарплат предполагает и «ужесточение» требований к уровню квалификации сотрудников, поэтому отбор персонала будет производиться все более тщательно.
В человеке, стремящемся овладеть конкретной специальностью, должны быть заложены необходимые потенциальные возможности, обеспечивающие эффективное выполнение определенных функций и возможность их совершенствования.
Какие требования предъявляет профессия к личности, стремящейся сделать карьеру, стать компетентным профессионалом? Это один из тех вопросов, которые необходимо выяснить перед тем, как начинать формировать стратегию карьеры. В зависимости от того, насколько совпадают характеристика личности и требования профессии, будет позитивность прогноза на достижение высоких результатов в овладении этим видом деятельности.
Цель работы – составить профессионально-психологический портрет человека успешной карьеры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект Профессионально-психологический портрет»
Исследовательский проект
Профессионально-психологический портрет
Автор:
Носкова Елена Ивановна
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие о психологическом портрете личности
2 Особенности составления поведенческого портрета
3 Соотношение внешнего (поведенческого) и психологического портрета человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация на рынке труда меняется быстро. Сегодня у претендентов на вакантные должности, обладающих высокими профессиональными качествами, есть постоянно растущий выбор. Пока еще наниматели имеют возможность «крутить носом», отбирая кандидатуры претендентов на должность, но скоро ситуация изменится, и свой выбор из растущего числа предложений будут делать уже сами специалисты. Наметилась и тенденция к повышению заработной платы, что тоже является признаком предстоящего дефицита квалифицированных работников.
В 2003 году реальная заработная плата квалифицированного специалиста выросла на 20—30%. Рост зарплат предполагает и «ужесточение» требований к уровню квалификации сотрудников, поэтому отбор персонала будет производиться все более тщательно.
В человеке, стремящемся овладеть конкретной специальностью, должны быть заложены необходимые потенциальные возможности, обеспечивающие эффективное выполнение определенных функций и возможность их совершенствования.
Какие требования предъявляет профессия к личности, стремящейся сделать карьеру, стать компетентным профессионалом? Это один из тех вопросов, которые необходимо выяснить перед тем, как начинать формировать стратегию карьеры. В зависимости от того, насколько совпадают характеристика личности и требования профессии, будет позитивность прогноза на достижение высоких результатов в овладении этим видом деятельности.
Цель работы – составить профессионально-психологический портрет человека успешной карьеры.
1 Понятие о психологическом портрете личности
Большинство следователей, занимающихся изучением психологического портрета, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности .
Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.
Они включают в него:
1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);
2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);
3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).
Современная психология рассматривает проблему познания личности по ее внешности в рамках взаимосвязи внешности и личностных свойств. В связи с этим можно выделить четыре основных способа познания личности на основании трактовки внешности:
- аналитический, когда каждый из элементов внешности связывается с конкретными психологическими свойствами;
- эмоциональны - качества личности приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности;
- перцептивно-ассоциативный - человеку приписываются качества другого, внешне похожего на него;
- социально-ассоциативный - человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия его внешности.
Составить психологический портрет - это значит определить психологическое своеобразие конкретного лица, обратив внимание на те характеристики, которые могут быть непосредственно использованы для решения данной задачи.
Если же речь идёт о психологическом портрете, имеющем под собой серьёзную научную основу - наблюдения, беседы или биографического анализа будет недостаточно. В этом случае необходимо использовать батареи психодиагностических методов.
Кроме того, назначение психологического портрета может требовать акцентирования внимания преимущественно на тех или иных качествах или свойствах человека.
Для составления психологического портрета надо выделить следующие индивидуально-психологические качества (особенности) личности :
- мимика, жесты, темпоинтонационные особенности речи (свидетельствуют о темпераменте человека);
- содержание высказываний (говорит о мотивах, ценностных ориентирах);
- лексика и характер высказываний (свидетельствуют о профессиональной принадлежности);
- произношение (говорит о национальности, местах постоянного или длительного проживания);
-жестикуляция, манера ношения одежды (помогают судить о возрасте, опыте и статусе).
Объективность психологического портрета может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается весь комплекс внешних признаков состояний и свойств человека. Решающее значение при этом имеет умение быстро оценивать человека по следующим критериям:
1) уровень самооценки;
2) склад ума;
3) потенциал воздействия на других людей (сильный или слабый);
4) волевые качества;
5) эмоциональное состояние;
8) наличие комплекса неполноценности.
Следует подчеркнуть, что достаточно часто встречается маскировочное поведение, с нарочно демонстрируемыми чувствами и переживаниями. Проявляя различную экспрессию, имитируя состояния подавленности, сдержанности, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации, ее отдельным элементам. Иногда люди достаточно сознательно играют определенные роли. Поэтому при взаимодействии важно поставить перед собой ряд вопросов:
О чем говорит сдержанность, спокойствие или несдержанность, тревожность этого человека? Какую роль он пытается играть? Почему именно эту роль?
2 Особенности составления поведенческого портрета
При составлении полной картины личностного портрета необходимо использовать описание поведенческих особенностей человека. Поведение человека- это совокупность внешних, направленных личностно, социально-значимых действий. Исходя из данного определения поведения, можно сделать вывод о том, что составление поведенческого портрета осуществляется путём описания внешних признаков и проявления внешних действий, т.е. описание внешности.
Внешность - это совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному анализу. Следует обращать внимание на те признаки внешности человека, которые дают ориентиры для его оценки. Необходимо различать в этой связи:
1) анатомические признаки внешности;
2) функциональные;
3) социальные.
При составлении поведенческого портрета следует использовать следующую общую схему:
Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды, прически испытуемого, насколько он стремиться в своем внешнем облике быть «таким как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы это подтверждают, в каких ситуациях.
Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы.
Мимические: общее выражение лица, сдержанность или выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной.
Речевое поведение: молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.
Поведение по отношению к другим людям, положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения ( авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя0, позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в одинаковых ситуациях (каких).
Поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.
Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта.
3 Соотношение внешнего и психологического (поведенческого) портрета человека
Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие психической жизни человека. Известно, что содержание психической жизни составляют познавательные процессы, эмоции, воля, система отношений, что каждая из этих сторон психики обусловлена присущими человеку индивидуальными особенностями его способностей, характера, темперамента и др. Вопрос состоит в том, зачем надо наблюдать, чтобы увидеть (услышать) ту или иную сторону психики человека. Ответ на него оказался довольно сложным и имеет свою историю.
Был период, когда люди отождествляли внешние проявления человека с его психической жизнью. В процессе многовековых наблюдений были собраны факты, отражающие связь между внешними и внутренними особенностями человека, затем они обобщались и появлялись характеристики устойчивой, неизменной связи внешних проявлений и внутреннего содержания психики. Вот некоторые из подобных характеристик:
- отождествление строения различных частей тела и психических особенностей человека: узкий лоб — недостаток ума, пухлые губы — эротическая чувствительность, маленькие глубоко посаженные глаза — злобность, уши ниже уровня бровей — глупость, маленькие руки и ноги — аристократизм, высокомерие и т. д.;
- отождествление строения тела - антропометрических показателей - и особенностей темперамента и характера, что нашло отражение в антропометрических теориях темперамента У. Шелдона и Э. Кречмера;
- приписывание и закрепление за определенными движениямими свершенно определенных устойчивых психических характеристик. Многочисленные примеры подобного рода связи описаны в работах А. Штангля, А. Пиза и др. Безусловно, к этим сведениям нужно относиться как к очень ценному и полезному знанию с тем лишь условием, что его нельзя абсолютизировать. Статистическая связь между перечисленными выше параметрами человека и его психикой, как правило, не является достоверной. Вероятно, далеко не всегда совпадение в строении резцов, мочки ушей, козелка уха, ямочки на щеках и т. п. является основанием для благополучных семейных или иных отношений. Жизненные наблюдения также, скорее всего, подтверждают, что далеко не всегда строение губ соответствует приписываемым особенностям эмоций, строение головы — качествам ума, строение тела — чертам характера и т. п.
Однако собранный путем наблюдения материал о связи психики и внешне наблюдаемого поведения оказался шагом вперед в развитии метода наблюдения. Прежде всего удалось описать, выделить те внешние признаки, за которыми можно наблюдать и которые являются выразителями психической жизни человека. Самый общий из них — поведение человека. Основные особенности поведения:
1)направленность на цель, которая связывается с каким-либо объектом или ситуацией;
2) используемые средства для достижения цели;
3)избирательность средств, обусловленная ситуацией или индивидуальными особенностями.
Эти признаки поведения выделяются как М. Я. Басовым, так и Э. Толменом. Данная общая характеристика поведения как бы создает контекст наблюдения за теми признаками поведения, которые являются выразителями психической жизни: движения туловища, движения руки, выразительные движения лица, авто-контакты различных частей тела, положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам.
Другим внешним проявлением психической жизни человека являются речь и голос. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций - крик, вопль, стон, визг и т. п.; характеристики голоса: скрипучий, мягкий, колючий, высокий — низкий, молодой — старческий, звонкий — глухой и т. п.
У человека, включенного в деятельность, объектом наблюдения может стать система движений и действий с присущими им характеристиками: скорость, темп, координация, последовательность, точность, правильность, автоматизм, уверенность и др. В зависимости от видов деятельности могут быть выделены специфические для того или иного вида деятельности качества движений и действий. Например, во многих видах спорта — амплитуда движений, антиципация движений и действий, напряженность — легкость и т. п.
Внешним выразителем психической жизни человека является его внешность (внешний облик). Через одежду, обувь, косметику, украшения, состояние кожи, волос, прическу можно многое узнать о человеке, его позиции, ценностях, ожиданиях, самооценке, отношении к себе и т. п.
Для становления наблюдения как метода исследования важным явилось не только описание набора признаков, доступных восприятию и репрезентирующих психику, но и следующие их характеристики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе мы в общих чертах рассмотрели подходы к такому многогранному понятию, каким является понятие "личности", сделали попытку описания и анализа психологического портрета личности.
Учитывая все вышеизложенное можно говорить о том, что личность человека – одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения – область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов.
Тем не менее, имеющиеся в настоящее время теории и методы изучения личности позволяют выделить определенные устойчивые конструкты для описания наиболее характерных черт. Это дает нам возможность говорить о личности, как о прижизненно формирующейся своеобразной совокупности психофизиологических черт, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение, с одной стороны, а с другой, позволяет постигать проявление этих черт и поиски форм и методов психокоррекционной работы в случае необходимости их применения.
Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 2013
2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2011
3. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 2010
4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – М: Гуманит, Изд. центр ВЛАДОС, 2013
5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М: Наука, 2010
6. Радугин А.А. Психология. / Понятие и структура "личности". – М: Изд-во ЦЕНТР, 2012
7. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. – М: Изд. центр "Академия", 2010