kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа: "Старинная игра в лодыжки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Старинная  игра в «лодыжки», правила.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лодыжки»

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ. Секция: «Река времён» (археология и этнография).







Старинная игра в «лодыжки»








Чевская Полина

6 класс

Научный руководитель: Кырма Ольга Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ «Явенгская школа».





2015


ПЛАН РАБОТЫ



1. Обоснование выбора темы


2. Что такое игра и для чего она нужна

3.Из истории игры «в лодыжки»

4. Как мы играем «в лодыжки»

А) оборудование

Б) правила игры

В) ход игры

5. Заключение. Почему я советую научиться этой игре.

6.Список использованной литературы. Основные респонденты.
























Тема моей работы: Старинная игра в «лодыжки». Слайд 1.

Обоснование выбора темы

Это забавное на слух слово я услышала впервые, разглядывая экспонаты классного музейного уголка, созданного нашей первой учительницей с ее учениками. Так назвали набор мелких высушенных косточек определенных форм. Оказалось, что ими можно забавляться, играть, как играют в шашки, шахматы. (Слайд 2).Но далеко не каждый знает, как это делать!

Меня увлекла эта старинная игра и я решила рассказать о ней. В своей работе ставлю цель: способствовать возобновлению детской игры в «лодыжки» среди своих сверстников и младших школьников. Это значит, я должна была выполнить задачи

1. Изучить литературу и материалы об игре в «лодыжки».

2. Провести опрос населения с целью выявления знатоков игры в «лодыжки».

3. Отыскать информаторов среди людей старшего поколения с целью знакомства с правилами игры в «лодыжки».

4. Научиться играть в «лодыжки».

5. Описать правила игры в «лодыжки».


Объектом моего исследования стала игра в «лодыжки».

Предмет исследования – один из вариантов игры в «лодыжки».

При работе над темой использовались следующие методы научного познания: наблюдение, опрос, сравнение.

Возможно, знакомство с правилами игры «в лодыжки» и их описание поможет восстановить в детской среде эту старинную русскую игру. Ведь, чем больше дети проводят время в коллективной игре – тем больше они общаются, учатся понимать друг друга. «А игры не будет, что ж тогда остаётся?» Этот вопрос из повести Л.Н.Толстого «Детство» остается решать и современному поколению людей.

Что такое игра и для чего она нужна

Игра – это удивительное явление, которое живёт веками и никогда не прекратит своего существования. В старые времена на Руси существовало более трёх тысяч игр. Игры очень разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу разных физических навыков и умений. Игры «… закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для чужих глаз переносить боль не только от рискованных падений и ушибов, но даже от воткнувшихся в босую пятку стёкол и гвоздей… Игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, то есть для становления характера человека» (Белов В.И. Лад. М.:Молодая гвардия, 1989, с.266). Правила игр складывались и проверялись многими десятилетиями и даже веками, их создавали многие поколения людей, живших на нашей земле, поэтому игры приучают жить в гармонии с окружающей природой, считаться с календарным временем, а значит, воспитывают ответственность и обязательность.

В различных словарях даются следующие определения слов «игра» и «играть»:

Игра – тот или иной вид, способ, каким играют, развлекаются (Ожегов И.С. Словарь русского языка. М.:Русский язык, 1986, с.204).

Игра – предмет, то, чем играют и во что играют: забава установленная по правилам, и вещи, для того служащие. … игра в кости, в бабки… (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том II, И–О. М.:Русский язык, 1981, с.6-7).

Данные определения ещё раз подчёркивают тот факт, что игра не является бездельем, а наоборот, даёт возможность проводить время за занятием, в котором есть свои правила.

А у Владимира Ивановича Даля, в его словаре, созданном в 19 веке, я увидела указание на игру с такими предметами, как кости. Значит, она была любимой и популярной в то время и несправедливо забывается сейчас.

Игра в «лодыжки»Слайд 3.

Игра показалась мне интересной тем, что в неё играли все от мала до велика. Можно назвать эту игру семейным развлечением. Этот вариант игры сохранился в деревне Погорелово. Так рассказывала нам наша учительница.











В первую очередь я снова обратилась к словарям, нашла определения слов «лодыжки», «лодыжник»:

Лодыжки – костяные шишки в конце голени, под ступнёю, с наружной и внутренней стороны, щиколотки, образуемые концами большой и малой берцовых костей // козна, бабка или костыга (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том II, И–О. М.: Русский язык, 1981, с.262).

Лодыжник – охотник до игры в кости (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том II, И–О. М.: Русский язык, 1981, с.263).

Приведённые определения дали представление о том, почему игра с костями называется «лодыжки», а также о времени существования игры. Словарь В.И.Даля был составлен в 1860 году, значит, игра в «лодыжки» имеет солидный возраст – не менее двухсот лет. Другие источники дали описание вариантов игр с костями. Например, наш земляк, В.И.Белов в книге «Лад» называет такую игру «В бабки». Хотя названий игр оказалось несколько, всё же их связывало одно – главным инструментарием, предметом игр были суставные овечьи (бараньи) и телячьи кости, оставшиеся после варки холодца. Эти кости и назывались «лодыжками».

Следовательно, все игры в кости можно отнести к одному общему названию «в лодыжки» и рассматривать другие названия лишь как варианты данной игры. Различие состояло лишь в том, что в разных районах нашей области в лодыжки играли в разное календарное время, разным был и состав играющих. Так, в «Ладе» В.И. Белов пишет: «Классической летней мужской игрой была воспетая Пушкиным игра «в бабки». Её любили одинаково подростки и юноши, а в свободное время были не прочь поиграть и женатые» (Белов В.И. Лад. М.: Молодая гвардия, 1989, с.266).

Я провела опрос среди населения нашего посёлка. 20 человек ответило на вопрос «Слышали вы об играх с костями и, если да, то как эти игры назывались?». Опрос показал, что 12 человек не знают об играх с костями, 6 – слышали, но не знают названий, 2 человека смогли дать описание игры. Это оказались только люди старшего поколения. Данный опрос помог мне не только получить информацию о популярности игры в «лодыжки» среди населения несколько десятилетий назад, но и выявить знатоков правил игры.





Как мы играем «в лодыжки»

Существует несколько вариантов игры «В лодыжки». Мне больше понравился вариант, о котором я бы хотела рассказать. Все ребята нашего класса заинтересовались этой игрой, она стала любимым развлечением на переменках и после уроков. (Слайды 4,5,6.)

Для проведения игры требуется следующее оборудование и инвентарь:

суставные кости, стол.

Количество игроков:

не определено, в зависимости от количества лодыжек.

Продолжительность игры:

от одного до нескольких часов.


Правила игры:

  1. Установление очерёдности.

  2. Каждая сторона косточки имеет своё название:

- узкая боковая сторона, не имеющая углублений, почти плоская являлась самой главной и называлась «бычок»,

Слайд 7.



















- противоположная ей сторона с ямкой в центре была следующей по важности и называлась «сачок»,

Слайд 8.









широкая боковая сторона с горкой называлась «горка»,

Слайд 9.

















- широкая боковая сторона с ямкой была самой низшей и называлась «ямка».

Слайд 10.















3. Все играющие берут по косточке и одновременно выбрасывают их на стол. Потом смотрят, какой стороной вверх упала каждая косточка. У кого выпал «бычок», тот начинает игру. Вторым будет игрок, выбросивший кость «сачок», затем – «горка», последним будет играть тот, у кого выпало «ямка». Если у нескольких игроков выпадает одна и та же сторона, они перебрасывают кости для установления очерёдности между собой.

Ход игры:

Слайд 11.

Первый играющий берёт все, имеющиеся в игре, кости и выбрасывает их на стол. Задача игрока – щелчком пальца по одной косточке выбить другую. Выбивать можно только так: «бычком» - «бычка», «сачком» - «сачка», «горкой» - «горку», «ямкой» - «ямку». Если кости касаются друг друга, их щёлкать нельзя. В этом случае нужно поднять одну из них, положить на левый кулак и щелчком с кулака попасть по парной. Если игрок попадает косточкой по косточке, значит, он выигрывает одну кость, забирает её со стола и продолжает выщёлкивать. Забирать можно любую кость, не обязательно выбитую. Например, если игрок видит, что «сачком» выпала всего одна косточка, и её будет нечем выбить, значит, лучше забрать её со стола. Если игрок не попадает по косточке, игра переходит к следующему. Он играет оставшимися костями, выигранные остаются у того, кто их выщелкнул. Игра завершается, когда будет выбита последняя косточка.

По окончании игры каждый подсчитывает количество выигранных костей. Победителем становится тот, кто наберёт большее количество косточек. Когда выявляется победитель, он «раздаёт» щелчки всем проигравшим. Он будет бить оставшимся по столько «щелбанов», сколько составит разница между количеством их костей. Например, если у победителя пять костей, у второго игрока - три кости, а у третьего – одна. Значит, второй получит от победителя два «щелбана», а третий четыре «щелбана» от первого и два – от второго.

Заключение. Почему я советую научиться этой игре

Описанные со слов информаторов правила вариантов игры в «лодыжки», письменные источники доказывают, что игра была достаточно популярной в середине прошлого столетия, так как была распространена во многих, а возможно, и во всех районах Вологодской области. Она действительно очень многофункциональна и ценна в отношении развития координации движений, «…хорошего глазомера, выдержки и ловкости» (Белов В.И. Лад. М.: Молодая гвардия, 1989, с.266). Она сплачивала семью, детей одного населённого пункта, так как играли в неё и дети, и взрослые. А значит, существует необходимость перенесения игры в «лодыжки» в детскую среду. Думаю, что она могла бы потеснить карточные игры и игры «в деньги», в которые, к сожалению, часто играют подростки. Игра в «лодыжки» не менее азартна, а сколько нужных качеств развивает она в человеке.

Целью моей работы было показать насколько интересна игра в «лодыжки». Я поняла, что для того, чтобы в совершенстве овладеть приёмами игры нужны каждодневные длительные тренировки. Навык появляется далеко не сразу. Следующим моим шагом будет обучение игре детей второго класса. С некоторыми из них я уже пробовала играть и заметила их интерес к игре и то, что они обучаются приёмам игры намного быстрее, чем я.

Слайд 12, 13, 14, 15.

Тема, над которой я работала, очень перспективна. Я знаю, что существует несколько вариантов игры в «лодыжки» и мне бы хотелось с ними познакомиться поближе. Важно не упустить время и сделать это, пока живы носители традиции игры в «лодыжки».

Слайд 16.





































Список использованной литературы

1. Белов В.И. Лад. М.:Молодая гвардия,1989.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том II, И–О. М.:Русский язык,1981.

3. Морозов И.А., Слецова И.С. Забавы вокруг печки. М.:Роман-газета,1994.

4. Науменко Г., Новлянская З. От зимы до осени. М.:Детская литература,1982.

5. Ожегов И.С. Словарь русского языка. М.:Русский язык,1981.

6. Покровский Е. Детские игры, преимущественно русские. СПб.,1994.

7. Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей. М.:Вологодский научно-методический центр народного творчества,1995.

8. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М.:Детская литература,1988.


Основные респонденты

1.Лужкова Мария Афанасьевна , г.р.1925, д.Погорелово Явенгского сельского поселения Вожегодского района

2.Лужков Григорий Николаевич, г.р.1933, , д.Погорелово Явенгского сельского поселения Вожегодского района

3. Поваренкина Анна Николаевна, г.р. 1947, п. Вожега

4. Лужков Вячеслав Сергеевич, г.р. 1953 г.р. , д.Погорелово Явенгского сельского поселения Вожегодского района

5. Козлова Роза Ивановна, г.р. 1947, п. База Явенгского сельского поселения

6. Чевская Наталья Сергеевна, г.р. 1972, п. Пролетарский Явенгского сельского поселения

7.Чевская Елена Николаевна, г.р. 1960, п.Пролетарский Явенгского сельского поселения

8. Кырма Ольга Григорьевна, г.р.1963, п. Пролетарс кий Явенгского сельского поселения

9. Березина Нина Александровна, г.р. 1940, д.Сорогинская Явенгского сельского поселения Вожегодского района

10. Неклюдова Валентина Алексеевна, г.р.1940, д.Сорогинская Явенгского сельского поселения Вожегодского района








9


Просмотр содержимого презентации
«Лодыжки»

МБОУ «Явенгская школа» Вожегодский муниципальный район Вологодской области Чевская Полина 6 класс

МБОУ «Явенгская школа»

Вожегодский муниципальный район Вологодской области

Чевская Полина 6 класс

Интерьер
  • Интерьер

нашего класса

Цель: способствовать возобновлению детской игры в «лодыжки»  среди своих сверстников и младших школьников Задачи:

Цель:

способствовать возобновлению детской игры в «лодыжки»

среди своих сверстников и младших школьников

Задачи:

  • Изучить литературу и материалы об игре в «лодыжки»
  • Провести опрос населения с целью выявления знатоков игры в «лодыжки»
  • Отыскать информаторов среди людей старшего поколения с целью знакомства с правилами игры в «лодыжки»
  • Научиться играть в «лодыжки»
  • Описать правила игры в «лодыжки»
«Лодыжки»

«Лодыжки»

«бычок»

«бычок»

«сачок»

«сачок»

«горка»

«горка»

«ямка»

«ямка»

«Лодыжки»

«Лодыжки»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа: "Старинная игра в лодыжки"

Автор: Кырма Ольга Григорьевна

Дата: 10.02.2017

Номер свидетельства: 390367


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства