«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
Одним из путей развития творческой личности педагога является исследовательская деятельность. Педагог, освоивший исследовательскую функцию, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества. Внеурочная исследовательская деятельность учащихся является логическим продолжением урочной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремящийся к
постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в
формировании и развитии высокообразованной творческой личности и
максимальной самореализации».
Н.А. Назарбаев
Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность. Одним из путей развития творческой личности педагога является исследовательская деятельность. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, освоивший исследовательскую функцию, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества. Моя тема по самообразованию «Исследовательская деятельность на уроках познания мира и во внеурочное время» и выбрана была не случайно. Модель нашей школы, «школы – лаборатории» обозначенная в программе развития школы определяет в качестве основного инструмента образования организацию исследовательской деятельности обучающихся на всех ступенях образования. Обозначенные приоритеты в организации УВП полностью отражают задачи Образовательного стандарта нового поколения в начальной школе и созвучны Концепции 11-летнего образования. Речь идет о навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Эти задачи позволяет успешно решать исследовательская деятельность. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Поэтому исследовательская деятельность в начальной школе является подготовительным этапом к переходу на 11 летнее образование и является актуальной на сегодняшний день.
Актуальность проектно - исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями самостоятельно для решения новых познавательных и практических задач;
Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли;
Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
Значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: сбор необходимой информации, фактов, умения их анализировать; выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.
Цель: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
обучение проведению учебных исследований младших школьников;
развитие творческой исследовательской активности детей;
стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
При реализации своей темы столкнулась с трудностями: как провести исследование на уроке, как создать проект, какой материал отобрать, какие формы и методы работы выбрать и т. д. Поэтому я изучила литературу по данной теме, прошла курсы по повышению квалификации в г. Омске и г. Москва. Материалы по организации исследовательской деятельности младших школьников, публикуемые в педагогической и методической литературе, опыт работы отдельных учителей начальной классов помогли мне определить то, что исследовательская деятельность возможна и вполне осуществима через урок и внеклассную деятельность,
Исследовательская деятельность
Урочная деятельность
Внеклассная деятельность
Коллективные проекты
Учебные исследования по проблеме
Групповые проекты
Практические и лабораторные работы
Экскурсии
Индивидуальные проекты
а также создать свою систему работы в данном направлении. При организации исследовательской деятельности младших школьников учитываю следующие условия:
– целенаправленность;
– систематичность;
– мотивированность;
– психологический климат (благоприятный для напряженной исследовательской деятельности);
– создание творческой атмосферы;
– учет возрастных особенностей детей.
Начиная с первого класса, старалась пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира и себя в этом мире. Ведь сколько удивительного вокруг! Мимо скольких интересных событий мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий мир. Как нельзя лучше для этого подходят уроки познания мира. Все начиналось с урока «Термометр». Потом были тематические уроки: «Откуда берутся снег и лед?», и др. Поиск ответов на вопросы приводил учащихся к выдвижению гипотез, учил искать источники информации, проводились опыты, анализировались полученные результаты, делались выводы. Я на таком уроке не говорю: «Делай, как я», а говорю: «Я рядом с тобой, иди вперед». Почти все работы носили коллективный или групповой характер, но каждый ученик вносил свой вклад в общую работу, это приучало детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. При таком построении учащийся не боится высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, так как он имеет возможность под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей. Главное для меня – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей
Внеурочная исследовательская деятельность учащихся является логическим продолжением урочной деятельности. Эту работу строю по трем направлениям.
Первое направление – индивидуальная работа.
Она предусматривает работу в двух аспектах:
индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
работа с учащимися по отдельной теме: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок и т.д.
Второе направление – групповая работа.
Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
Третье направление – коллективная работа.
В рамках данного направления проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы (НОУ), школьные олимпиады.
Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.
На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых я, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидела искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.
Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение попугая потому, что в его доме появился волнистый попугайчик. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ребенку. Например, при изучении на познании мира темы “Спутник Земли” один ребенок задался вопросом “А почему Луна постоянно меняет свою форму?”. Это стало предметом его исследования. Наблюдая за осенним листопадом, другой второклассник заметил, что листья на разных деревьях меняют окраску листьев не в одно время. Он провел наблюдения, изучил с помощью родителей литературу и ответил на волнующий его вопрос. Иногда я сама, “невидимо” для ребенка выбираю тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.
На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования. А. И. Савенков пишет, что поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар. Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы. Для того чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности младших школьников я позаимствовали из книги А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”.
Третий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Для того чтобы вместе с детьми сформулировать цели и задачи, также провожу предварительно тренировочные упражнения.
Четвертый этап работы – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под моим руководством и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители. В плане работы над темой исследования можно выделить следующее:
планирование работы по исследованию;
работа с различными источниками информации (книги, справочный материал, энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со взрослыми людьми, просмотр теле и видеофильмов, работа с данными компьютера) и отбор нужной для данного исследования информации;
проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов;
проведение опытов, экспериментов, формулировка соответствующих выводов;
проведение анкет и обработка их данных.
Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.
Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст предстоящего выступления. При этом встает необходимость работы с новыми словами, использующимися в научной литературе. Часто на этом этапе я приглашаю в начальную школу детей более старшего школьного возраста, которые уже имеют опыт исследовательской деятельности, коллег чтобы проследить за логикой их выступления и представить себя на их месте. Такой вид работы более всего помогает ребенку построить свое выступление, подготовиться к предстоящему выступлению и защите.
На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с выступающими. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками, отстаивая свою точку зрения. Работы, признанные лучшими, выносятся на школьную научную конференцию исследовательских работ младших школьников.
Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся – школьная конференция исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в конце учебного года. Проведение конференции стало одной из традиций нашей школы. Она проводится как праздник юных исследователей. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги школ, родители. На данном этапе ребенок, юный исследователь, не просто рассказывает о выполненной работе, а, как и всякое настоящее исследование, защищает публично, с привлечением, как авторов других работ, так и зрителей. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями. Выступление ребенка на школьной конференции венец его исследовательской деятельности, итог работы учащегося на всех этапах работы. Но, конечно, на этом моя работа с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно, и как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей.
Наблюдения, проводимые за учащимися в ходе групповой и индивидуальной работы, показали, что от занятия к занятию растет самостоятельность детей в проведении исследований, в осознании проблем, формулировании целей, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, умений и навыков работы с различными источниками информации. У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной.
Итак, ….
Результаты моей работы:
1. Итог коллективного проекта «Цветы» сборник «Экологическая азбука».
2. Сборник «Природоведческие понятия».
3. Создание рабочих тетрадей «Практические и лабораторные работы» для учащихся и для учителей.
4. успешное выступление обучающихся на школьной городской практической конференции (групповой проект «Эколого-развивающая среда классной комнаты», 1 место, Панин Ю., Лебедев Б., Кудабаев И., индивидуальный проект «Доброе дело в память о Победе», 1 место, Кузнецов К., групповой проект «Что в имени моем?», 2 место, Нугаева А., Поздеева Е., Лебедев Б., индивидуальный проект «Эрозия почвы», 1 место, Панин Ю., индивидуальный проект «Выращивание растений гидропонным способом», Кочеткова Ирина, 2 место)
5. Межрегиональные выступления (индивидуальный проект «История моей семьи в истории государства», Диплом, Кузнецов К., групповой проект «Что в имени моем?», Диплом, Нугаева А., Поздеева Е., Лебедев Б.)
6. успешное выступление обучающихся на республиканском конкурсе «Зерде» в городе Алматы («Выращивание растений гидропонным способом», Кочеткова Ирина, 3 место, «Эколого-развивающая среда классной комнаты». Сертификат, Панин Ю., Лебедев Б., Кудабаев И., индивидуальный проект «Доброе дело в память о Победе», Сертификат, Кузнецов К.)
7. обмен опытом на заседаниях МО;
8. выступление на педагогических советах по данной теме; открытый урок «Горная порода», призер учебно-методического фестиваля в номинации «Мастер класс»
9. выступление на августовской секции начальных классов «Исслеовательская деятельность как фактор развития творческих и познавательных способностей обучающихся»;
10. открытые уроки в рамках городских семинарах.
Этот успех - общий! Это ведь здорово, когда ребенок чувствует себя способным, самостоятельным и в мыслях, и в действиях!