Исследовательская работа на тему «Глиняная игрушка Воронежской губернии 17 века»
Исследовательская работа на тему «Глиняная игрушка Воронежской губернии 17 века»
Знакомство человека с глиной уходит вглубь веков. При археологических раскопках самыми массовыми находками являются изделия из глины, чаще всего посуда. Посуда из глины появилась в эпоху нового каменного века – неолита. Тогда в хозяйственной жизни людей произошли большие перемены – человек освоил земледелие и скотоводство. До того времени люди брали у природы лишь то, что им было нужно. Они занимались охотой, рыболовством, собирательством. Затем люди научились сами производить необходимые продукты. Тогда-то и потребовались ёмкости для хранения зерна, жира, молока, а также посуда для варки пищи на костре. Раньше использовалась посуда из дерева.
Украшая глиняные предметы, человек стремился выразить свои представления о Вселенной символическими знаками в виде ромба, креста, треугольника, спирали, волнистой или ломаной линии, круга и т.д. Каждый из этих знаков означал вполне определённый предмет, образ, действие.
Но самое интересное женщины творили из глины – это забавные поделки-игрушки для своих деток: небольшие куколки, свистульки, козюльки, лошадки… Для детей женщины мастерили всегда из маленьких кусочков глины, делались эти игрушки с большой любовью и усердием, ведь это было единственное, чем могли порадовать и утешить мамы своих малышей.
Древние славяне-язычники обычно воплощали в глине образы доброго божества и злого духа. Однако представления о них не могли вылиться лишь в известную человеку реальность. И здесь приходили на помощь символы, которые позднее у всех народов мира легли в основу орнаментального искусства. Традиции керамического ремесла постепенно развивались, усложнялись. Керамика времен Древней Руси отличалась большим разнообразием форм и видов художественного орнаментального украшения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему «Глиняная игрушка Воронежской губернии 17 века»»
8
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Богучарский районный Центр детского творчества».
Исследовательская работа на тему
«Глиняная игрушка
Воронежской губернии
17 века»
Выполнила:
Гриненко Варвара, 13 лет,
обучающаяся творческого объединения
«Чудеса из глины»
Руководитель:
методист
Ковалева Елена Николаевна
Год создания работы
2014 – 2015 учебный год
г. Богучар
Содержание
Пояснительная записка.
Влияние истории развития Богучарского района на формирование глиняных игрушек.
Практическое предназначение глиняных игрушек.
Особенности форм и орнаментов глиняных игрушек
Богучарского района
Знакомство человека с глиной уходит вглубь веков. При археологических раскопках самыми массовыми находками являются изделия из глины, чаще всего посуда. Посуда из глины появилась в эпоху нового каменного века – неолита. Тогда в хозяйственной жизни людей произошли большие перемены – человек освоил земледелие и скотоводство. До того времени люди брали у природы лишь то, что им было нужно. Они занимались охотой, рыболовством, собирательством. Затем люди научились сами производить необходимые продукты. Тогда-то и потребовались ёмкости для хранения зерна, жира, молока, а также посуда для варки пищи на костре. Раньше использовалась посуда из дерева.
Украшая глиняные предметы, человек стремился выразить свои представления о Вселенной символическими знаками в виде ромба, креста, треугольника, спирали, волнистой или ломаной линии, круга и т.д. Каждый из этих знаков означал вполне определённый предмет, образ, действие.
Но самое интересное женщины творили из глины – это забавные поделки-игрушки для своих деток: небольшие куколки, свистульки, козюльки, лошадки… Для детей женщины мастерили всегда из маленьких кусочков глины, делались эти игрушки с большой любовью и усердием, ведь это было единственное, чем могли порадовать и утешить мамы своих малышей.
Древние славяне-язычники обычно воплощали в глине образы доброго божества и злого духа. Однако представления о них не могли вылиться лишь в известную человеку реальность. И здесь приходили на помощь символы, которые позднее у всех народов мира легли в основу орнаментального искусства. Традиции керамического ремесла постепенно развивались, усложнялись. Керамика времен Древней Руси отличалась большим разнообразием форм и видов художественного орнаментального украшения.
Воронежская область – моя Родина, и я думаю, что изучение народных традиций, обычаев, быта наших предков – увлекательное и интересное занятие. Три года я занимаюсь в творческом объединении «Керамика» в Центре детского творчества. На занятиях мы занимаемся не только лепкой из глины, но и изучением истории керамического промысла на территории нашей области и района.
Воронежская область разделена на несколько регионов. Они имеют свои особенности. Наш Богучарский район принадлежит к региону Южного Придонья. Наш край ничем особенным не привлекал учёных. Редкие находки местных раскопок подтвердили, что поселение людей на Богучарщине были ещё в 7 – 5 тысячелетие до нашей эры. Во время раскопок были собраны фрагменты керамики, кремневые и кварцевые изделия.
Через наш край проходили торговые пути греческих, римских и многих других купцов. Они торговали с Сарматией. Прослеживается смешение культур в глиняных изделиях.
Природные условия нашего края, ровный спокойный рельеф местности, обилие рек, климат с продолжительным летом способствовали поселению людей и развитию культуры.
Но сколько все-таки было утеряно... Одно монголо-татарское нашествие почти полностью уничтожило достижения русских гончаров IX—XII веков. И долгие годы после свержения ига русские сосуды отличались однообразием и грубостью форм. Исчезли двуручные корчаги-амфоры, вертикальные светильники, упростился орнамент, погибло искусство перегородчатой эмали. Глазурь, и то самая простая – желтая, сохранилась только в Новгороде. Развитие керамики на Руси продолжилось только в XV веке.
Особенности развития этого искусства в Воронежском крае во многом обусловлены историей освоения его территории.
С включением Рязанского княжества в состав Московской Руси и образованием Русского централизованного государства эта окраинная земля стала быстро заселяться и осваиваться русскими людьми. Переселенцы из разных мест, и прежде всего из рязанской земли, привезли в Воронежский край древние приёмы изготовления бытовой и художественной керамики и элементы древнего языческого орнамента. Культурное наследие предков, сохранив старую основу, стало самостоятельно развиваться на воронежской земле. Древнерусское народное искусство керамики продолжало питать творчество мастеров керамического дела из воронежских поселян, но их эстетические представления и духовный мир формировались уже в новой жизненной среде. Древние языческие обряды и преданья, русские народные традиции и осмысление их на новом месте слились воедино. В течение нескольких веков формировалась присущая керамистам Воронежского края самобытность, в которой присутствовали, да и сегодня сохраняются, символика и мифология древних славян-язычников: с их помощью объяснялись происхождение земли, животного и растительного мира, небесные явления.
Но несмотря на все трудности, которые пришлось испытать древним гончарам, до нас все-таки дошли основные гончарные формы Древней Руси в виде самых разных бытовых сосудов. Каждый гончарный промысел имел свои неповторимые особенности, которые проявлялись и в необычных формах, и в местных названиях, казалось бы, уже известных предметов быта, и, главное, конечно, в своеобразном декорировании своей продукции.
Изготовление лепной глиняной игрушки на территории Богучарского района занимались главным образом женщины. Керамические находки подтверждают высокий уровень специализации: устойчивость технологии. Итак, лепную посуду и игрушки делали женщины о чём свидетельствуют отпечатки женских пальцев на поверхности некоторых сосудов. Они оставлены на сырой глине, а затем увековечены при обжиге продукции. Керамическое производство трудоёмкое и требовало определённых навыков. Особенно много сил отнимали подготовительные работы: найти глину необходимого качества (на территории района было три места залежей глины: возле села Залиман, хутора Вервековка, хутор Остров), принести её в селение, тщательно вымесить её, замочить и высушить, чтобы она приобрела эластичность. Затем из глины вытягивали жгуты, после разминания превращавшиеся в ленты. Ленты накладывали друг на друга ребром по спирали или отдельными кольцами. Этот способ лепки называется ленточным. Но зачастую в 17 веке применялся способ формовки из целого куска глины с помощью гончарного круга. Применялось также внешнее покрытие сосудов жидким раствором глины. В раствор иногда добавляли охру для придания сосуду красного, жёлтого или оранжевого цвета.
Особое значение придавалось орнаментации сосудов. Здесь руку опытной мастерицы направляли традиции и обычаи рода. Богучарская глиняная посуда имела незатейливый орнамент: по самому краю на сосудах делались различные вдавления (пальцем, ножом, палочкой), верхняя часть сосуда украшалась вдавлениями ниткой или верёвкой, намотанной на палочку. В начале 17 веке каждая семья готовила посуду исключительно для себя и только к концу 17 века начала развиваться торговля. На территории Богучарского района стали устраиваться ярмарки.
Керамическое производство требовало не только больших усилий, но и длительного времени, поэтому посудой запасались впрок. Само изготовление её облекалось в форму своеобразного обряда.
Каждый сосуд «знал свое блюдо», – пища пропитывала стенки сосуда, отсюда и необычный аромат приготовленных в керамической посуде блюд.
Каждая хозяйка несколько раз в году прокаливала горшки в русской печи, поставив их вверх дном. А одних игрушек у хозяек богучарской земли в хозяйстве было с десяток. Это и свистульки, и лошадки, и козюльки, и куколки.
Основным признаком гончарной керамики того времени был линейный и волнистый орнамент, который можно было сделать только на гончарном круге. Но надо учесть, что первый гончарный круг был ручной, а значит, скорость его вращения еще не позволяла мастерам делать горшки более округлыми. Почувствовать форму легче при более быстром проходе гончаром всей высоты изготавливаемого изделия. Этому в большой степени способствовало появление ножного гончарного круга.
Ещё в XVI – XVII веках наряду с великолепной чернолощёной керамикой довольно широкое распространение в Воронежском крае получила разноцветная глазуровка изделий излюбленными в нашем народе зелёными, жёлтыми, терракотовыми и бордово-коричневыми цветами.
Сколько профессий на Земле кануло в Лету: шорники, например, извозчики, водовозы. Эти профессии существуют только в книгах, фильмах, на картинах и еще в словарях. И таких профессий десятки, а по миру – так и сотни. Но одна из них дожила до наших дней почти в первозданном виде. Это профессия гончара.
Люди о керамике узнали, видимо, случайно. Можно представить себе, что однажды человек попробовал что-то слепить из красно-желтой жирной земли и сунуть это в огонь. Комочек глины растрескался, а его частички оказались твердыми и жесткими. Постепенно люди овладели технологией обжига: надо не сразу ставить предмет в огонь, а сначала высушить, чтобы он не треснул. Чтобы сушка и обжиг проходили более равномерно, нужно добавлять к глине песок. Так в течение столетий совершенствовалась технология изготовления высушенных и обожженных изделий из смеси глины и песка. И сегодня от состава глиняной массы и температуры обжига зависят свойства получаемой керамики и определяются ее разновидности.
Особое богатство и разнообразие украшениям керамических изделий придавали техника «налепа», а также гравировка и насечки по ещё не засохшей поверхности. Техника эта, вероятнее всего, была завезена сюда мастерами города Скопина (ныне Рязанской области). Поверхность игрушек и других изделий расписывали также по сырому черепку при помощи нехитрого приспособления: коровьего рожка со вставленным в него срезом полого конца гусиного пера. Рожок наполнялся белыми, жёлтыми, зелёными и бордовыми ангобами, приготовленными из глины и окисей металлов. После глазурования и обжига такие живые графические узоры приобретали своеобразный, очень приятный блеск и излучали особую теплоту. Покрытие изделий муравчатой глазурью и «поливами» делало их особенно мягкими для восприятия, свежими, привлекательными, соответствующими национальному вкусу.
Список литературы:
1.Березуцкий В.Д. Очерки по археологии и древней истории Подонья. Грибановский край (с древнейших времён до ХVІІ в.) – Воронеж: Изд-во ВГПУ. – 2003. – 162 с.
2.Винников А.З., Синюк А.Т. По дорогам минувших столетий. Археологи о древней истории Воронежского края. Серия «Земля Воронежская. Страницы истории». – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. Изд-во, 1990. – 319 с.
3.Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2003. – 120 с.
4.Романов Е.П. Богучар: научно-популярный очерк истории Богучарского края с древнейших времён до начала ХІХ века. – Воронеж: ВГПУ, 2001. – 68 с.
5.Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – Спб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с.