Снижение качества жизни, хронические стрессы, отсутствие культуры здорового образа жизни, неопределенность личных перспектив приводят как к ухудшению физического здоровья подростков, так и к социальному неблагополучию, неготовности к вступлению в самостоятельную жизнь, отказу от традиционных социальных ценностей, что трансформируется в серьезную проблемную ситуацию социального масштаба.
В современном обществе утрачивается культура общения. Зачастую людям тяжело общаться друг с другом длительное время. А происходит это потому, что на смену живому собеседнику пришёл компьютер и другие «заменители» человека (средства массовой информации, телевидение, радио и т.д.). В такой обстановке назрела проблема развития коммуникативных способностей человека, так как общение играет очень важную роль в жизни.
Общение особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте. Ребенок начинает предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Он требует расширения своих прав соответственно подчёркиваемым взрослыми людьми и его обязанностям.
Развитию коммуникативных способностей личности ребёнка, его коммуникативной культуры может успешно помочь театр. Как просмотр театральных постановок, так и участие в театральном коллективе.
Цель моей работы – определить, как театральная деятельность может оказать влияние на коммуникативную культуру подростка.
Задачи исследования:
1. Выяснить, из чего состоит коммуникативная культура личности.
2. Определить проблемы подростков, связанные с коммуникативной культурой.
3. Узнать, как театр влияет на коммуникативные способности подростка, рассматривая его ка актера и как зрителя.
5. Выявить по средствам анкетирования актуальна ли данная тема для учеников школы.
Понятие коммуникативной культуры личности
Коммуникативная культура – это часть базовой культуры личности, обеспечивающая ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя.
Это средство создания внутреннего мира личности, богатства ее содержания, средство решения возникающих проблем.
Если человек грамотно и понятно говорит, строит свою речь так, чтобы она была уместной и приятной для собеседника – значит, у него развита коммуникативная культура и во время общения он умеет подбирать самые подходящие способы взаимодействия с человеком. Такое умение не появляется просто так. Формирование коммуникативной культуры и ее развитие происходит тогда, когда личность много и часто общается, учится следить за собой и за реакцией своих собеседников, улучшает свое поведение.
В коммуникативную культуру входят:
- эмоциональная культура (культура чувств),
- культура мышления
- культура речи.
Основы коммуникативной культуры:
Грамотное построение фраз и доступная речь. А именно, использование простых слов, выражение своих мыслей ясно и конкретно, понятно для собеседников. Но не понижая при этом свой уровень: грамотная речь, не искаженное произношения без нарушений правил речи.
Соблюдение адекватного тона беседы. Можно повысить или понизить голос, использовать его силу, выразительность и интонации, без перехода на крик.
Психоэмоциональная саморегуляция. Контроль себя, своего настроения, поведения, а также своих жестов и мимики. Уважение к собеседнику, умение расслабиться в разговоре, не позволяя грубости, резкости, импульсивности разрушить ровное течение беседы.
Грамотно использование языка и достойное поведение в любых ситуациях и обстоятельствах – образец коммуникативной культуры общения, самый высокий ее уровень. Для этого необходимо уметь подать себя и применять правила этикета в зависимости от типа общения.
2. Проблемы подростков, связанные с коммуникацией
Ни для какого не секрет, что период взросления крайне сложен для подростка. В это время происходит общий подъем жизнедеятельности и глубокая перестройка организма. Происходит бурный рост и развитие всего организма
В этом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – с взрослыми, другая – со сверстниками.
В общении с взрослыми появляются новые черты – стремление к независимости, к уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к личной жизни и своим правам. Именно в этом возрасте ребёнок стремится к самоутверждению, поиску своего места в этом мире. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка.
Из специфических особенностей общения подростков отметим следующие: внешние проявления коммуникативного поведения подростков очень противоречивы. С одной стороны, в общении с товарищами ребята проявляют коллективизм, с другой – готовность противопоставить себя коллективу; с одной стороны - стремление быть таким же, как все, с другой – желание выделиться; с одной стороны – стремление заслужить уважение и авторитет у товарищей, с другой – презрение собственных недостатков.
Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым, приобретает новую черту – критичность. Подросток имеет своё мнение, склонен к спорам, возражениям. В процессе коммуникации друг другом и с педагогом подростки обнаруживают, что собственное понимание не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено пониманиями других людей и, в свою очередь, обогащать других.
3.Влияние театра на коммуникативную культуру подростка
3.1. Подросток - зритель
«Волшебный край!» - так когда-то великий русский поэт А.С. Пушкин назвал театр. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?»- спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с удивительным видом искусства
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию человека сфер искусства. Он доставляет радость, развивает воображение, фантазию, способствует творческому развитию и формированию базиса его личностной культуры.
Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Потому что одним из серьезнейших недостатков общественной системы образования школьников является монотонность жизни ребенка. Обыденность превращает детей из жизнерадостных, активных и деятельных, мечтательных в равнодушных, пассивных.
Психологическая атмосфера театра, энергетический обмен актера и зрителя, массовость восприятия и спонтанность реакции публики дает основания утверждать, что театр воздействует на общественное мнение и в целом связан с жизнью общества более других видов искусства.
В театре личность овладевает системой ролей, усваивает социальные стереотипы и осознает общественный смысл своих действий. Театр – средство социальной ориентации, потому что именно эмоционально-творческий характер восприятия, помогает зрителю использовать театральную информацию в арсенале жизненного опыта. Подросток получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как должно поступать в той или иной ситуации.
Так с помощью отождествления себя с героем, зритель ставит себя в сравнение с носителем социальных норм, у него появляется стимул приблизиться к нравственному идеалу. Через чувство свободного выбора, эстетическое наслаждение и творческую активность зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения.
3.2. Подросток - актер
Развитию коммуникативных способностей личности ребёнка, его коммуникативной культуры может успешно помочь участие в театральном коллективе.
Театральная деятельность оказывает огромный эффект в развитии коммуникативных навыков ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют подростков думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Используемая роль, произносимые реплики ставят подростка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Подросток, оказавшись в позиции актера-исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение к ценностно-смысловым понятиям, на формирование которых оказывают большое влияние, художественные произведения, используемые в театрализованных играх.
Процесс создания спектакля или образа отдельного героя помогает раскрепощению личности, развитию универсальных способностей человека (воображения, ассоциативно – образного мышления, эмоциональной отзывчивости), обогащению его духовного опыта.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность, в результате которой ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.
Не стоит забывать и о том, что театр – это коллективное искусство. Участие в спектаклях сплачивает ребят, они учатся помогать, поддерживать друг друга, учатся радоваться не только своим, но и победам товарищей. Ребёнок открывается навстречу людям, тем самым, совершенствуя свои коммуникативные способности. Театр помогает переживать различные ситуации при взаимодействии друг с другом и подсказывает их решение. Театр даёт свободу, следовательно, подросток увереннее чувствует себя в жизни.
В программе работы каждой современной театральной студии есть обязательные разделы, каждый из которых способствует формированию коммуникативной культуры.
Раздел "Основы театральной культуры"призван познакомить ребят с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
Раздел «Театральная игра» направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любимому делу, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях.
Раздел «Драматургические опыты» включают в себя импровизации, базирующиеся на приобретенном опыте (навыки и умения), инсценировок, в работе с авторскими произведениями.
Раздел "Ритмопластика" включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей, обретение ощущения гармонии своего тела c окружающей средой, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Раздел «Техника и культура речи» обобщил в себе упражнения на улучшение качества речи, овладение навыками повседневного речевого общения, знакомство с методами взаимодействия с аудиторией; овладение техниками эмоционального самоконтроля при взаимодействии с аудиторией, оппонентом.
В процессе занятий в театральной студии подросток осваивает: упражнения на внимание; развитие воображения и фантазии; расширение восприятия, творческое отношение к действительности; воспитание живого сценического общения т.д.. Актерское мастерство — это не притворство. Это умение искренне проживать эмоции. Не только на сцене, но и в жизни. Это умение вживаться в различные образы, чувствовать настроение происходящего.
Я также являюсь участником театральной студии и на своем примере убеждаюсь, что театр действительно способен развить коммуникативные способности подростка. Я стала более открытой, уверенной в себе. На примере героев наших спектаклей я получила информацию, о том, как лучше вести себя в той или иной ситуации, поняла, что прежде чем судить человека за что-либо, необходимо узнать причину его поступка.
Практическая часть
Я решила выяснить, актуальна ли данная тема для учеников нашей школы с помощью анкетирования. Опрос проводился у учеников средних классов.
С помощью данных вопросов можно узнать непосредственно об отношении ребят к театру, о том было ли какое-то влияние с его стороны, об их проблемах, связанных с общением.
Вот что показали результаты опроса:
Большинство ребят посещают театр один раз в несколько месяцев и относятся к нему положительно.
Большинству опрашиваемых просмотренная когда-либо постановка помогла в жизненной ситуации.
Все ученики пробовали себя в роли актера, более 80% остались довольны данным опытом.
Всем опрашиваемым нравится общение с людьми.
Большая часть ребят, ответивших на вопросы анкеты, считает, что имеет проблемы с общением с окружающими. Примерно 20% ответили, что проблем не имеют.
Результаты анкетирования показали:
1. Большинство подростков испытывают серьезные трудности в межличностном общении:
- не всегда могут наладить контакт с другими людьми;
- не умеют контролировать свои эмоции и поведение (особенно, в конфликтной ситуации);
- не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека;
- часто неадекватно воспринимают окружающих;
- часто не проявляют интереса к другому человеку, как к личности.
2. Участие в театральной деятельности дает подросткам:
- развитие, совершенствование, психологическую и социальную коррекцию способностей через адекватное общение;
- эмоциональную и ролевую саморегуляцию, связанную с умением находить наиболее оптимальное решение различного рода задач;
- определение будущего успеха через учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности;
- продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми через умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы;
- инициативное сотрудничество в поиске, сборе и использовании информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
3. Участие подростка в театральной деятельности дает родителям:
- обеспечение условий для развития духовного, интеллектуального и физического потенциала подростка;
- сохранение сложивших семейных традиций и формирование новых, наиболее востребованных в социуме;
- определение взаимоотношений с обществом, государством и окружением – через сформированность коммуникативной культуры, умение договориться – через формат общественного договора;
- получить результаты в обучении и воспитании личности подростка, способной к сознательному выбору жизненной и профессиональной позиции, готовой к ответственному сотрудничеству, ориентированному на нравственную и оценку и самооценку.
Таким образом, театр способен положительно повлиять на развитие коммуникативной культуры подростков.
Заключение
С помощь своего исследования я узнала, что коммуникативная культура – это совокупность знаний и правил межличностного общения, умений пользоваться его средствами в различных жизненных ситуациях.
Во время своего взросления у подростка появляются проблемы, связанные с коммуникативными способностями. И именно театральная деятельность позволяет подростку решать такие проблемы.
В заключение хочу сказать, что от того, какие нравственные ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом.