Исследовательский проект "Душ человеческих добрые лекари"
Исследовательский проект "Душ человеческих добрые лекари"
Данная работа может быть использована для проведения классного часа профориентационной направленности, так как содержит интересную информацию о работе библиотекаря.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Душ человеческих добрые лекари"»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования городского округа Ревда
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Душ человеческих добрые лекари
Руководитель: Каримова Л.А.,
учитель 1 кв. категории
Исполнители: Миндыбаева Ева,
Десятова Маша,
ученицы 5-б класса
Ревда 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1
Возникновение первых «аптек для души »……………………………….. 4
Глава 2.
Моя профессия – библиотекарь…………………………………………….6
Глава 3.
Библиотека школы № 10 сегодня………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………17
Приложения…………………………………………………………………18
Введение
Библиотека – это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы выйти из немоты. Мы должны открыть книгу, и тогда они очнутся.
Хорхе Луис Борхес
Библиотеки как неотъемлемая часть социального и интеллектуального развития общества постоянно оказывают влияние на культуру страны в целом и отдельные группы населения. Осознание роли и значения библиотек в жизни российского общества на протяжении всей его истории представляется важной задачей современности.
В век информационных технологий значимость библиотеки выходит на новый уровень. Сегодня школьная библиотека имеет совсем другие задачи и функции, она перерастает в информационно-исследовательский и творческий центр. Обучающиеся имеют возможность не только взять книгу для чтения, но и поработать с электронными носителями, поучаствовать в проектной и исследовательской деятельности.
К сожалению, не все обучающиеся нашей школы в полном объёме используют ресурсы школьной библиотеки.
Так, обучающимся 5-х классов было предложено ответить на вопрос, почему ты ходишь в школьную библиотеку. Ответы получились однотипные: «Найти книгу, которой нет в домашней библиотеке», «найти интересный журнал, газету», «подготовиться к урокам».
Но ведь роль школьной библиотеки не может ограничиваться только предоставлением учебной и художественной литературы. Она должна быть местом притяжения учеников, центром общения и консультаций по разным вопросам и проблемам.
Для того, чтобы вызвать интерес у обучающихся 5-6 классов к школьной библиотеке, мы решили собрать материал о истории возникновения библиотек, о профессии библиотекаря, а так же о том, чем «живёт и дышит» наша школьная библиотека сегодня.
Исходя из вышеизложенного, целью нашей работы является определение значимости библиотеки в современном мире.
Задачи:
1.изучить разные источники информации по данной теме;
2. определить историю возникновения библиотек;
3. расширять и конкретизировать знания учащихся о профессии библиотекаря;
4. познакомиться с работой нашей школьной библиотеки;
5. создать презентацию «Душ человеческих добрые лекари» для проведения классного часа
Методы исследования:
-анализ изученной литературы и статей из СМИ, интернета;
-сбор и анализ краеведческих материалов;
-анкетирование;
-интервьюирование
Объектом исследования: развитие библиотек
Предметом исследования библиотека школы № 10, профессия «библиотекарь»
Глава 1
Возникновение первых «аптек для души»
История не сохранила подробных сведений о древних библиотеках, но по тем небольшим отрывкам, которыми располагают современные ученые, можно составить представление о древнейших книжных собраниях.
Известно, что впервые произведения письменности начали собирать в Древнем Египте, где свыше 3500 лет тому назад существовало хранилище папирусов. Существовали библиотеки при храмах, а стены храма нередко служили своеобразным библиотечным каталогом: на них записывался перечень книг (папирусных свитков), которые имела храмовая библиотека. Обычно при храме вместе с библиотекой располагались школы писцов и мастерские по переписке книг.
Самая известная древнеегипетская библиотека принадлежала фараону Рамсесу II, называлась она «Аптека для души».
Большая библиотека была найдена при раскопках города НИППУРА (территория современного Ирака) — древнейшем религиозном центре шумеров. Храмовая библиотека располагалась в 62 комнатах, где были найдены более ста тысяч глиняных табличек.
Часть табличек, найденных в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: «Медицина», «История», «Статистика», «Документы, касающиеся сада», «Посылка рабочих» и другие.
Самой известной библиотекой Ассирии является собрание многочисленных клинописных табличек, найденное при раскопках столицы государства Ниневии во дворце царя Ашшурбанипала (669 — 633 гг. до н.э.).
В детстве будущий правитель Ассирии научился читать и писать, о чем не без гордости сам поведал в одной из глиняных книг. Он любил читать и увлекался собиранием книг по всей стране. А когда стал царем, решил создать большую библиотеку.
Однако историю библиотек принято начинать с более позднего периода — со времени появления их в Древней Греции, где и возникло и само слово «БИБЛИОТЕКА» («bibliotheke» — «библион» — книга, «теке» — хранилище, вместилище»). Первые упоминания о библиотеках в Греции относятся к VI столетию до н.э. В Древней Греции сложились замечательные учебные заведений — Академия, основанная философом Платоном, и школа в афинском квартале Ликее, которую стали называть Ликей. (Эти названия дали имена академиям и лицеям более поздних веков). Школы имели большие библиотеки для занятий, преподаватели школ собирали и свои личные, например, Аристотель, читавший лекции в Академии и Ликее собрал 40.000 свитков.
Появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства- Киевская Русь. Первая известная историкам библиотека Древней Руси была основана в 1037 Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. В 11—12 вв. библиотеки возникают при монастырях и соборах в Новгороде, Чернигове, Владимире. В 15—17 вв. в Москве появляются Патриаршья библиотека, библиотека Посольского и Аптекарского приказов, дворцовые библиотеки, частные книжные коллекции крупных бояр, расширяются библиотеки Троице-Сергиева, Соловецкого, Белозерского монастырей.
Так же мы подобрали слайдовый материал о самых красивых библиотеках мира. Они расположены в разных уголках земли, но особенно богата ими Европа или, как говорят, Старый Свет.
Глава 2
Моя профессия – библиотекарь
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии — слава и честь.
Школа без хорошей библиотеки также противоестественна, как дом без кухни. Хорошо организованная и удобно расположенная библиотека является решающей предпосылкой успешной деятельности школы. Библиотека должна быть сердцем и мозгом школы, местом, где ученик, учитель и библиотекарь встречаются ежедневно для совместной работы, где исподволь воспитывается потребность в знаниях, в поиске, в самообразовании.
Я.А. Андерсон
Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! Первыми библиотекарями были писцы, составлявшие собрания глиняных табличек. Заметим, что это была исключительно мужская профессия.
Профессия библиотекаря во все времена была уважаемой. Библиотекарь – это не просто профессия, это состояние души.
Многие известные и даже знаменитые люди были, оказывается библиотекарями. Среди них — правители, жрецы, музыканты и композиторы, поэты и писатели, ученые, церковнослужители, просветители, гуманисты.
Библиотекарями в свое время работали такие известные личности, как баснописец Иван Крылов, математик Николай Лобачевский, писатель Владимир Одоевский. В XIX веке, чтобы попасть на службу в главную библиотеку России – Императорскую публичную – недостаточно было одного высшего образования. Требовалось знание французского, немецкого, латинского, греческого языков. Даже младший персонал библиотеки должен был владеть тремя иностранными языками.
- А какие требования сейчас предъявляются к библиотекарю? - с таким вопросом мы обратились к Людмиле Николаевне Подгородской, библиотекарю школы № 10.
- В наше время современный библиотекарь должен владеть компьютером, разбираться в программах и технологиях, обладать хорошей памятью и вниманием; терпением и настойчивостью, быть коммуникабельным, аккуратным.
Работа библиотекаря требует разносторонних знаний и умений. Нужно не просто выдавать книги, а знать их, уметь предложить каждому читателю то, что ему будет интересно. Библиотекарь – это лоцман в огромном море книг. Он должен знать писателей, их произведения, героев. Недаром С. Я.Маршак сказал: «Память о замечательной книге навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял ее для нас с книжной полки, и, улыбаясь, сказал: «Прочтите эту, не пожалеете!..»
Работа в библиотеке – это не только выдача и прием книг. Библиотекарь – хранитель книг в прямом и переносном смысле. Со временем большинство материалов, из которых сделана книга (бумага, ткани, клей), стареют, изнашиваются. Библиотекарь в совершенстве знает условия, при которых должны храниться книги, особенно древние экземпляры, аудио и видеозаписи.
В наше время идёт активное внедрение электронных технологий в библиотеки. Например, таких как Wi-Fi и радиочастотные метки в книгах, которые облегчают их учёт и отслеживание, компьютеры с доступом к базам данных и оцифровка редких изданий. Поэтому библиотекарю просто необходимо шагать в ногу со временем и постоянно развиваться.
Современный библиотекарь – учитель, психоаналитик, романтик-путешественник, артист, социолог, эрудит, любящий человека и формирующий у него свежий взгляд на миссию библиотеки.
К сожалению, основная работа чаще всего остаётся незамеченной. Сотрудник библиотеки занимается заказом новой литературы, расстановкой книг, созданием библиографической продукции, развитием фонда, каталогизацией и систематизацией литературы.
-Почему же так интересно работать библиотекарем?
- Во-первых, библиотекарь постоянно живёт в воображаемом детстве, где нет повседневных житейских проблем, которые постоянно старят любого человека.
-Во-вторых, есть чувство реально оказанной помощи и принесённой пользы для окружающих.
-И в-третьих, есть чувство хозяина интеллектуального наследия лучших умов человечества – писателей, поэтов, ученых, экспертов, редакторов – у которого под рукой любое лекарство от скуки и безразличия.
-Отмечается ли у нас в России День библиотек?
-Да. Профессиональный праздник установлен Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года «Об установлении общероссийского дня библиотек».
-Существуют ли минусы в профессии библиотекаря,-поинтересовались мы.
- Да, в этой профессии есть свои минусы. Работают библиотекари полный рабочий день. Поэтому, нет возможности где-то подработать. Зарплата у работников библиотеки, зачастую, низкая. Со временем, зарплата мало увеличивается. В этой профессии нет особого карьерного роста, отпуск небольшой, 28 рабочих дней.
-Где можно получить профессию библиотекаря?
Чтобы быть специалистом - библиотекарем с профильным дипломом, нужно окончить библиотечный техникум, или же поступить, на соответствующий факультет в институте. Я закончила колледж искусств, который находится в г. Екатеринбурге, многие мои коллеги получили образование, закончив институт культуры г. Челябинска. (Приложение № 1)
- А где, кроме библиотеки, можно работать с таким образованием?
-Библиотекари работают в общественных библиотеках, медиацентрах, библиотеках научных и учебных заведений, учреждений, предприятий и организаций.
-Известно, что в библиотечном деле не бывает «случайных» людей. Что побудило вас выбрать эту профессию?
-Всю жизнь я мечтала быть учителем. После восьмого класса собиралась поступать в Красноуфимское педагогическое училище, но заболела мама. Пришлось идти в девятый класс.
После окончания школы № 25, которую я закончила в 1975 году, три месяца работала в Доме ребёнка нянечкой. Затем взяли на должность медсестры. В 1977 году хотела подать документы в педагогическое училище г. Свердловска (ныне г. Екатеринбург), но без Свердловской прописки документы не взяли. Недалеко находилось культпросветучилище (колледж искусств). Вот туда приняли мои документы.
-После окончания училища вы сразу стали работать библиотекарем в школе № 10?
-Нет. В 1979 году я устроилась в библиотеку имени А. С. Пушкина библиографом, затем в течение 16 лет работала в должности старшего библиотекаря.
В 1996 году, в феврале, Марченко Л.Н. пригласила меня на должность заведующей библиотеки школы № 10 (на тот момент она работала там на полставки библиотекарем). Очень долго я привыкала, иногда даже появлялись мысли уйти из школы. Сложно было, ведь мне приходилось обслуживать читателей (а их тогда было очень много), заниматься обработкой книг, комплектованием, готовить и проводить мероприятия.
Мы обратились к Нехорошковой Е.Д., ответственной за школьную документацию, с просьбой предоставить нам информацию о приёме на работу Подгородской Л.Н. (Приложение 2).
-За время работы в школьной библиотеке, было ли в вашей жизни событие, которым вы вправе гордиться? - продолжили мы диалог.
-Да. В 2007 году я была участницей первого съезда школьных библиотекарей Российской Федерации, который проходил в Псковской области, в Пушкиногорье, на славной земле, хранящей благодарную память о величайшем русском поэте А.С.Пушкине. Мне выдано свидетельство о том, что я была делегатом этого съезда. (Приложение 3)
В этом же году вышел спецвыпуск журнала «Школьная библиотека», в котором на 85 странице есть упоминание о том, что я стала победителем в номинации «Библиотека без границ» конкурса «Современная школьная библиотека - 2006». (Приложение 4) Я представляла проект «Библиопространство для всех» (Приложение 5)
-Какие отделы существуют в нашей школьной библиотеке?
-В нашей библиотеке есть абонемент, читальный зал, книгохранилище для книг и для учебников.
Абонемент
Читальный зал
Книгохранилище
-Изменилась ли библиотека школы № 10 сегодня?
-Да, конечно. Во-первых, в 2013 -2014 году был осуществлён ремонт в библиотеке. Библиотека стала уютной и современной, так как заменили мебель, постелили линолеум, на окнах появились новые шторы (это впервые за 20 лет моей работы…)
.Во-вторых, произошло существенное пополнение школьного фонда, на приобретение художественной литературы было выделено 29 000 тысяч рублей.
В-третьих, изменилась сама миссия библиотеки: библиотека стала базой развития творческого мышления и деятельности, центром школы, определяющим информационно - библиотечное обеспечение, формирование информационной культуры личности, медиаобеспечение, формирование фондов документных ресурсов, исследовательских работ учащихся и учителей.
Нам удалось найти фотографии, с изображением библиотеки до ремонта. Вот так она выглядела.
Затем мы попросили рассказать Людмилу Николаевну о том, чем «дышит и живёт» библиотека школы 10 сегодня.
С этими данными вы можете ознакомиться в главе 3 «Библиотека школы № 10 сегодня».
Глава 3
Библиотека школы № 10 сегодня.
Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, способным активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
А главная задача любой школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.
Читатель сегодня объективно заинтересован в расширении ассортимента предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг. Наших читателей сегодня привлекает не только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном зале, но и книжные выставки, экскурсии, беседы, обзоры литературы, библиотечные уроки, совместные мероприятия, поиск информации через Интернет, работа с электронными изданиями.
Библиотека в школе служит местом встречи разновозрастных групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы, родители и учащиеся, библиотекари городских библиотек. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Традиционной формой пропаганды книги является оформление книжных выставок. Правильно и красочно оформленная выставка всегда остановит на себе взгляд читателя, пригласит его к творчеству. Книжныевыставкиоформляются по актуальным темам и проблемам, к знаменательным и памятным датам, в помощь учебному процессу.
«Мой край родной»
«Читаем всей семьей»
«День Героев Отечества»
«Родители советуют»
«Высок и свят их подвиг незабвенный» (К 185 – летию со дня восстания декабристов)
Одна из форм работы школьной библиотеки - совместное проведение массовых мероприятий с преподавателями – предметниками, классными руководителями и другими библиотеками города. Каждое мероприятие несет на себе определенную информационную нагрузку. Это, безусловно, воспитание патриотизма, которое основывается на знании истории, уважении традиций, умении оценивать вклад наших соотечественников в развитие нашего города и государства. Тематика этих мероприятий разнообразна:
«Пушкин в лицее»
«По местам родным, заветным с книгой»»
«Сильный духом» (К 100-летию со дня рождения Н.И. Кузнецова)
Интерес, который удается пробудить у учащихся, приводит к совместному общению, диалогу, в котором нет поучающих и наставляющих, а есть равные партнеры.
Создание школьной газеты «В Десяточку!» (Приложение 6) на базе школьной библиотеки - современное средство воспитания патриотизма, формирования у детей активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе. Участие учащихся в школьном пресс-центре содействует в воспитании информационной культуры школьников, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает лучше познать себя, открыть мир.
Команда пресс-центра состоит из учащихся 7-9 классов. Основные рубрики газеты:
Из истории праздника
Школьные новости
Золотое перышко (творчество учащихся)
Знакомый незнакомец (об учащихся, которые имеют интересные увлечения…)
О любимых педагогах (увлечения, достижения, интересные факты из жизни…)
Представляем семью (положительный опыт семейного воспитания)
Новости спорта
Поздравляем
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему:
« Молодежь выбирает»
« Когда мы едины, мы непобедимы»
« Новый год к нам мчится…»
« Недаром помнит вся Россия»
« Чтоб не умереть со скуки нужно грызть гранит науки»
В 2013 году редакционный коллектив школьной газеты «В десяточку» был награждён дипломом за активное участие в первом слёте школьных и молодёжных СМИ «Мир глазами молодых». (Приложение 7). В 2014 году этот коллектив так же был награждён дипломом за победу в номинации «За бережное отношение к русскому языку». (Приложение 8). За вклад в развитие подрастающей журналистской смены, активное участие и профессиональные качества наставника диплом был вручён и руководителю школьной газеты, Подгородской Л.Н. (Приложение 9)
Работа осуществляется также через участие детей в проектно-исследовательской деятельности. Участвуя в исследовательской деятельности, используя различные формы работы с литературой и электронными ресурсами, у учащихся повышается положительная мотивация к чтению, расширяется читательский кругозор. В процессе работы над проектами учащиеся приобретают не только определенные навыки, но и овладевают большим объемом разнообразных знаний и умений. Роль библиотеки в выполнении учебно-исследовательских проектов достаточна серьезна. Тематика проектов даёт возможность воспитания таких нравственных качеств, как знание своей истории, чувство патриотизма, почитание старших, любовь к людям, к родному городу, краю, уважение к деятелям литературы и искусства. В процессе коллективной и творческой деятельности через книгу учащиеся учатся творить, демонстрировать широту читательского кругозора, а исследовательские и проектные умения способствуют совместной деятельности детей и родителей, объединенных любовью к чтению. В них воспитывается уважение ко всему окружающему, формируется активная гражданская позиция.
Стало доброй традицией проведение в нашей школе НПК «Одиссея разума». Читатели нашей библиотеки также являются активными ее участниками. Самая же главная цель выполнения учебно-исследовательских проектов, творческих работ – объединение детей, школы, библиотеки и семьи. Тематика их разнообразна:
«Литературный путеводитель Свердловской области»
«Добрая злодейка русских сказок»
«Знают люди разных стран имя русское – Иван»
С 2008 учебного года наши учащиеся являются участниками городского фестиваля «Увлеченные чтением». Этот фестиваль предполагает участие в различных конкурсах библиотечной тематики: городской олимпиаде по библиотечно-библиографическим знаниям, написание творческих работ и учебно- исследовательских проектов.
Тематика городских мероприятий различна:
-«Книга. Экология. Красота». Итогом мероприятия стал «Проект будущего: «Места отдыха на территории Ревдинского округа в 2010-2015 г.г.».
-« Книжный Микс». Итогом мероприятия стал проект «Овощ-символ Дня города 2008 года».
-« Мы читаем всей семьей книги о природе». Итогом мероприятия стала творческая работа семьи Мельник «Книга в моей семье».
-Конкурс плакатов «Книжная планета». Учащиеся школы приняли участие в следующих номинациях: «Книга будущего», «Мы читающая семья», «Книга в школьной библиотеке» «О, Книга – ты весь мир».
-Городские «Детские чтения». В этом конкурсе приняли участие 4 учебно- исследовательские проекта учащихся: « Как хорошо уметь читать!», «Чей клюв лучше?», «Семейная книжная реликвия», «Сказки Волкова - мои приключения».
-«Учебник из семейной библиотеки». Этот конкурс предполагал написание сказки или рассказа на данную тему.
В связи с внедрением Интернет-технологий в учебный процесс появилась возможность перевести традиционные формы массовой работы библиотеки на качественно новый уровень. Внедрение проектной технологии в библиотечную практику переводит ее работу на информационно-исследовательский уровень. Библиотека перерастает в информационно-исследовательский и творческий центр. А совместное участие детей и взрослых делает их более интеллектуальными, духовно богатыми, способными творить и созидать.
Заключение
При работе над проектом мы пришли к выводу, что вся история развития человеческого разума связана с книгой, с библиотекой. Значение библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники человеческой культуры.
Считаем, что задачи, поставленные нами, выполнены:
-мы изучили разные источники информации по данной теме;
- выяснили, когда и где появились первые библиотеки;
- конкретизировали знания о профессии библиотекаря;
- познакомились с работой нашей школьной библиотеки.
Для себя сделали вывод о том, что работа библиотекаря интересная, но требует определённых знаний и навыков.
О возможностях, предоставляемых библиотекой, мы проинформируем обучающихся 5-6 классов, проведём классные часы профориентационной направленности, используя созданную нами презентацию «Душ человеческих добрые лекари». Считаем, что данная работа поможет иначе взглянуть на профессию библиотекаря и роль школьной библиотеки в учебном пространстве.
Снижение или повышение активности использования ресурсов школьной библиотеки мы сможем отследить в конце года при помощи Людмилы Николаевны.
В художественном фильме «Москва слезам не верит» один из героев утверждает, что будущее за кинематографом. Мы же считаем, что будущее за библиотеками, а профессия библиотекаря будет очень востребованной. И кто знает, может именно мы посвятим свою жизнь этой работе.
На следующий год мы планируем продолжить работу над проектом. Нам бы хотелось собрать материал о библиотекарях, работавших в нашей школе: Лашмановой М.И, Шишкиной В.М., Бородатовой Т.Г.
Свою работу хотелось бы закончить строчками из стихотворения, которое посвящается библиотекарям:
Библиотекари – последние святые
На богами отвергнутой Руси,
И в мир наш, где господствует насилье
Им разум предначертано нести.
Средь моря книг плывут легко и просто –
Толстой и Пушкин, Паустовский, Фет...
Маршрут знаком, а цель ребром и остро –
Родной культуры не погаснет свет.
И как бы нынче книгу не теснили
Кино, TV, компьютер, Интернет,
Живёт язык, а вместе с ним Россия
И будет так ещё немало лет.
Бесспорно веря в книжные святыни,
Несут добро и вечных знаний свет
Библиотекари – последние святые;
"Блажен, кто верует!" - мудрей не
скажешь, нет!
Список использованной литературы
1.Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек.- М., 1992
2.Информационно-справочный портал «Library. ru »
3.Кашурникова Т.М. Чудо. Имя которому – книга. – М., 2006 развитие личности:
4.Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф./ ред.-сост.: Т.Г. Браже, Т.Г. Галактионова, Т.И. Полякова.- СПб.: СПб АППО, 2012. – 222с. – ISBN ISBN 4-0610-7
5.Энциклопедия для детей. Т.5. Ч.2. История России. – М., 1997.