Историко-культурологический проект «Братья: Полюд и Ветлан»
Историко-культурологический проект «Братья: Полюд и Ветлан»
Проект «Братья Ветлан и Полюд»
Проект «Братья: Ветлан и Полюд» реализован учащимися класса «Особый ребенок» МБС(К)ОУ СКОШ №3 г. Березники Пермского края под руководством учителя 1 квалификационной категории, Скоревич Александры Леонидовны. Данная работа посвящена изучению истории родного края. Результатом проекта является создание кукол из папье-маше в национальных костюмах, а также создание эскиза национального костюма жителей Верхнекамья.
Актуальность:
Класс «Особый ребенок» – имеет свои особенности. У детей не сформированы навыки чтения, письма, счета, развития речи. Дети не могут добыть самостоятельно знания об истории и культуре родного края. Я считаю, использование декоративно-прикладного творчества способствует повышению мотивации учащихся к истории родного края.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств и различных форм влияния.
Использование в ходе реализации проекта разнообразных приемов и средств позволят повысить у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью познавательный интерес к родному краю, а также сформировать активную гражданскую позицию и патриотическое мировоззрение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Историко-культурологический проект «Братья: Полюд и Ветлан» »
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №3 VIII вида Г. Березники Пермского края
Историко-культурологический проект
«Братья: Полюд и Ветлан»
Руководитель проекта:
Скоревич Александра Леонидовна
Исполнители проекта:
ученики 7-е класса
Грязин Матвей,
Оварий Виктор, Бурцев Данил, Маркелов Кирилл.
2013 – 2014 учебный год
Проект «Братья Ветлан и Полюд»
Аннотация:
Проект «Братья: Ветлан и Полюд» реализован учащимися класса «Особый ребенок» МБС(К)ОУ СКОШ №3 г. Березники Пермского края под руководством учителя 1 квалификационной категории, Скоревич Александры Леонидовны. Данная работа посвящена изучению истории родного края. Результатом проекта является создание кукол из папье-маше в национальных костюмах, а также создание эскиза национального костюма жителей Верхнекамья.
Актуальность:
Класс «Особый ребенок» – имеет свои особенности. У детей не сформированы навыки чтения, письма, счета, развития речи. Дети не могут добыть самостоятельно знания об истории и культуре родного края. Я считаю, использование декоративно-прикладного творчества способствует повышению мотивации учащихся к истории родного края.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств и различных форм влияния.
Использование в ходе реализации проекта разнообразных приемов и средств позволят повысить у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью познавательный интерес к родному краю, а также сформировать активную гражданскую позицию и патриотическое мировоззрение.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники: дети, педагог.
Целевая группа: учащиеся класса «Особый ребенок», возраст: 11-14 лет.
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
Реализация проекта обеспечивает активную заинтересованность учащихся класса «Особый ребенок».
Проект может быть реализован в рамках совместной внеклассной деятельности.
Цель: формирование стремления к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
Формировать интерес к истории и развитию Верхнекамья.
Создание условий для развития творческих способностей школьников.
Приобщение учащихся к изучению краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.
Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.
Принципы реализации проекта:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Принцип активности. Только через активную деятельность личности формируются ключевые компетентности.
Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
Принцип проблематизации. Этот принцип заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Рабочий план реализации проекта:
Этап
Мероприятия
Сроки
Исполнитель
Результат
Подготовительный
1. Знакомство с легендами о Полюде и Ветлане. Определение актуальности темы и цели проекта.
Апрель
1 неделя
участники проекта
Тема: «Богатыри Верхнекамья: Ветлан и Полюд».
Цель: изучение истории Верхнекамья.
2. Изучение традиций жителей Верхнекамья
1 неделя
участники проекта
Знакомство с национальными костюмами.
3. Распределение обязанностей между участниками проекта.
1 неделя
участники
проекта
Распределены обязанности
Основной
1. Работа в творческих группах:
Мастера
(изготавливают кукол из папье-маше, шьют для них костюмы)
2 неделя
Оварий Виктор
Кукла «Полюд»
Грязин Матвей
Кукла «Ветлан»
Художник
(создает эскиз национального костюма жителей Верхнекамья)
2 неделя
Бурцев Данил
Рисунок «Богатырь»
Фотограф
(фотографирует участников проектной деятельности за работой).
1-3 неделя
Маркелов Кирилл
Фотографии
Заключительный
1. Подготовка к инсценировке легенды о Полюде и Ветлане
3 неделя
Участники проекта
Инсценировка легенды о Полюде и Ветлане с использованием кукол
3. Завершение проекта. Творческий вечер «Богатыри Верхнекамья: Ветлан и Полюд».
3 неделя
Участники проекта
Защита проекта. Презентация творческих работ учащихся.
Результаты проекта:
Расширение представлений детей об истории Верхнекамья.
Ответственное отношение к общественно-значимым заданиям.
Развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности.
Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия.
Оформление сундучка, в котором собраны:
куклы из папье-маше: «Полюд», «Ветлан»;
рисунок «Богатырь».
Ресурсы проекта:
Материалы
Инструменты
Технические средства
газетная бумага
ксероксная бумага
клейстер
клей
ткань
тесьма
нитки
соленое тесто
сундучок
ножницы
иголки
кисточки
гуашь
краски
компьютер
фотоаппарат
Примечание: в процессе реализации проекта финансовые затраты не потребовались.
Приложение:
Легенда о Полюде и Ветлане.
«Много лет назад жили два друга-богатыря. Одного звали Полюд, другого Ветлан. Высок и строен, как лиственница был Полюд. Обладал он силой великой, мог с корнем вырвать любое дерево, бросал камни пудовые на сотни шагов. Ветлан был меньше ростом, зато широк в плечах. Походил он на могучий кедр. А вот силы и ловкости у них было поровну.
…Беда пришла нежданно-негаданно. Повстречалась богатырям красна девица. Стройная, словно березонька, очи черные горят, как звездочки, голос – что ручей журчит.
- Откуда ты, как зовут тебя, красавица?
Вишера я, дочь уральских лесов и гор.
- Так живи с нами и дружи с нами. Мы тебя не дадим в обиду, одевать будем в меха-соболя.
Понравились ей друзья-соколы. Согласилась у них погостить Вишера, да и полюбилась им обоим. Вот Полюд и говорит:
- Будь моей женой-хозяюшкой…
И Ветлан говорит то же. Растерялась красавица: оба любы ей, оба по сердцу. Кто из них милей, не смогла решить. И схватились добры молодцы в рукопашном бою. Бросилась к ним Вишера, молила слезно, пламенно прекратить бой. Но не вняли ее мольбе добры молодцы. А разбежались они в разные стороны и через голову красы-девицы стали метать камни пудовые. Шесть дней и ночей длился страшный бой. Гром и стон стоял по горам и лесам. На седьмой день из сил выбились бойцы, кровь пролили, искалечились. Поникли их буйные головы, престали биться сердца горячие. Превратились молодцы в горы каменные. Да и Вишера чуть живая стоит. Упала она меж двух гор-камней, и свет ей стал не мил. И течет с тех пор быстрой реченькой краса Вишера. А вода в ней так и осталась слезой чистой. И стоят богатыри Полюд и Ветлан, как стражи, охраняя покой всего края».
Библиографический список:
1. Бординских Г.А. «Тайны истории Перми Великой»
2. Торопов С. А. «По голубым дорогам Прикамья: туристские маршруты».