kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение церковных песнопений как одно из средств воцерковления младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

если ребенок с раннего детства приучен к хорошей классической музыке, благотворно действующей н адушу, то вряд ли он  потом соблазнится грубыми римами рока и иной нынешней псевдомузыкой,  чего не сказать о ребенке, лишенном музыкального образования.Если ребенку с раннего детства читают хорошую прозу, стихи, пьесы и он проникнется их благотворным влиянием, то потом не пристраститься к бульварному чтиву и современному телевидению, разрушающему душу и уводящему прочь  с тропы христианства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение церковных песнопений как одно из средств воцерковления младших школьников »

Ю.В. Марчус

НО УРО «Арзамасская православная гимназия им.св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»


Изучение церковных песнопений как одно из средств воцерковления младших школьников


Все православные родители и педагоги сталкиваются с теми или иными сложностями при воцерковлении детей. К естественным для детской психологии особенностям – непоседливости, быстрой смене внимания, быстрой утомляемости и неспособности в полной мере воспринять большие объемы абстрактной информации, прибавляется и влияние среды. От сверстников во дворе, увлекающихся безвкусными мультфильмами и агрессивными играми, до безнравственной наружной рекламы и дичайшего «музыкального» фона, постоянно звучащего на улицах, в учреждениях и даже в транспорте. Как в такой среде не потерять ребенка – и в прямом, и в переносном смысле слова, да еще привить ему внимание к своей душе, любовь к Литургии, хороший вкус?

Оптинский старец Варсонофий незадолго до своей кончины говорил своему духовному чаду так: «Когда у тебя будут дети, учи их музыке. Но, конечно, настоящей музыке, а не танцам и песням. Музыка способствует развитию восприятия духовной жизни. Душа утончается. Она начинает понимать и духовную музыку. Вот у нас в церкви читают Шестопсалмие, а люди часто выходят на это время из церкви. А ведь не понимают и не чувствуют они, что Шестопсалмие есть духовная симфония, жизнь души, которая захватывает всю душу и дает ей высочайшее наслаждение. Не понимают люди этого. Сердце их каменно. Но музыка помогает почувствовать всю красоту Шестопсалмия» [1,47].

О высоком достоинстве музыки и пения вообще по их благотворном влиянии на людей много говорят и философы и музыканты всех времен, блюстители нравов народных и воспитатели юношества. По общему и согласному их мнению эти искусства прежде всего расширяют круг наших познаний, а вместе и область нашего бытия. Занятие ими открывает нам целый мир звуков, мир новый обширный, прекрасный, радостный, благоустроенный, в котором и водворяет нас как его членов. Оно затем развивает наш вкус к прекрасному, облагораживает и уточняет наше чувство и возвышает наши желания над обыденными или низкими, недостойными человека привязанности, ибо кто в чем упражняется, тот к тому чаще всего обращает и свои мысли и чувства, к тому приобретает навык и склонность. А что выше навыка и склонности к чувствованиям духовным и к достойному их выражению в искусстве! Далее, развивая свои духовные способности, поющий, через тщательное, совместное их выражение словами и звуками, развивает и совершенствует и те высшие телесные свои орудия, которыми Творец отличил человека от животных, - это органы голоса, речи и музыкального слуха, и тем более возвышается над прочею земною тварью. Затем музыка, особенно же пение, столь сродны и столь близко подчинены нашему духу, что служат наилучшим и утончённейшим средством для выражения нашего чувства. Ими раскрывается лучше, чем словом, чертами лица и жестами - самые глубокие душевные состояния, самые задушевные благороднейшие, возвышенные и святые чувства, нередко не находящие в языке человеческом соответственных себе слов и выражений. Пением мы выражаем восторг нашего духа, успокаиваем тревожное чувство, прогоняем скуку, услаждаем и сокращаем часы досуга, выражаем грусть о минувшем благе и надежду на будущее.

Приступая к анализу роли и возможностей воцерковления детей посредством хорового пения, необходимо, на наш взгляд, осознать разницу между историей богослужебного пения в Православной Церкви и историей музыки.

Прежде всего, согласно В.И. Мартынову, богослужебное пение и музыка различны по своему происхождению. История богослужебного пения начинается на Небе, ибо впервые хвалебная песнь Богу была воспета бесплотными силами небесными, образующими собой мир невидимый и духовный, сотворенный Господом прежде мира видимого и вещественного. Таким образом, начало богослужебного пения лежит за пределами земной истории и за пределами истории видимого мира вообще. Песнь эта, воспетая в момент творения продолжает быть воспеваема, и будет воспеваться вечно святыми ангелами, однако человек, извративший преступлением заповеди свою первоначальную природу и впавший во власть греха, тления и смерти, не в состоянии более слышать это пение и быть ему причастным. Только в исключительные моменты отдельные избранники Божии обретали дар слышать пение ангелов.

В отличие от богослужебного пения, небесное происхождение которого лежит за пределами мировой истории, история музыки начинается на Земле в конкретный исторический момент, ибо изобретение, или откровение, музыки священное Писание связывает с одним из потомков Каина - Иувалам, называя его "отцом всех страдающих на гуслях и свирелях". Так, согласно Святому Писанию, музыка появляется на исторической арене одновременно с зарождением ремесел, с началом обработки железа и одомашнивании животных, то есть в момент формирования основ материальной цивилизации и начала активного освоения внешнего мира.

Происходя из столь разных областей бытия, богослужебное пение и музыка и причины своего существования имеют различные. "Если причиной ангельского пения является переизбыток благодати, то причина возникновения музыки коренится в утрате благодати, последовавшей сразу же за грехопадением". Музыка начинается с шума или физического звукоизвлечения, а богослужебное пение начинается с духовной тишины, и путь к достижению богослужебного пения лежит через "молчание мира". [2,89]

Невозможно постичь красоту человеку, барахтающемуся в земных заботах и страстях. В молитвословиях и славословиях церковного богослужебного пения человека изымает из земного и восхищает в небесное высшая сила, как об этом хорошо говорится в одном из каждодневных прошений Богородице: "Превысшая Ангел, мирскаго мя превыша слития сотвори". Слово, выражающее в греческом языке «спасающую благодать Божию», имеет исходное значение с понятиями "красота", "любовь", "радость", "сладость", "расположение", "благодарность". И эта спасительная красота, вытекающая из богослужебного пения».

"Пение, - говорит греческий монах Евфилий Зигабен, - имеет огромное влияние на образование характера человека, на его изменение и упорядочение. Поэтому-то у древних народов музыка и пение имеет важное значение в деле воспитания юношества, и непременно входили в круг наук, преподаваемых в школах. В руках же правителей народных музыка и пение были вспомогательным средством для достижения политических и социальных целей".[3,2]

Весьма желательно было бы отметить сближение и единение школы и народа с Церковью особенно ныне, когда материальные интересы стремятся стать выше духовных, когда ложные учения пытаются пошатнуть коренные основы жизни семейной, церковной и общественной, когда для некоторых самое ощущение бытия, не согреваемое христианской верою, надеждою и любовью, становится в тягость. Для сближения с Церковью едва ли найдется другая точка соприкосновения, более естественная более постоянная, прочая и практически удобная, чем участие детей, а впоследствии и взрослых в общественном богослужебном чтении и пении.

Храмовые праздники, великие дни Четыредесятницы и святой Пасхи могучими впечатлениями проникают в глубину души, ложатся на сердце участвующих в богослужении. Они воспитывают в детях глубокое чувство сострадания, любви, которое не только останется в них неизгладимым на всю жизнь, но и послужит неиссякаемым и вернейшим источником охраны и защиты против всех соблазнов, искушений, и увлечений. Это нравственное чувство прочно и вековечно. Своеобразие и неповторимость русского богослужебного пения зиждется на особом понимании русскими людьми сущности этого пения, а так же на остром осознании различия между богослужебным пением и музыкой, ибо мало где еще это различие ощущалось так ясно и проводилось с такой четкостью, как на Руси.

Непосредственное участие в богослужении разжигает душу к дальнейшей молитве, научает терпению и молитвенному вниманию. Через участие в богослужениях в качестве певчих дети незаметно и прочно усваивают сложнейшие догматы и нравственные поучения. Это приводит к покаянию и вводит в церковные таинства.


Из Беседы на 41-й псалом святителя Иоанна Златоуста читаем:

 

«Для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. Природа наша так услаждается песнями и стройными напевами и имеет такую к ним склонность, что и грудные дети, когда плачут и бывают неспокойны, усыпляются ими… Все: и женщины, и путешественники, и земледельцы, и мореплаватели — делают это для того, чтобы пением облегчить трудность работы, так как душа при звуках стройной песни легче может переносить скуку и труд. Поэтому, так как душа наша имеет склонность к этому роду наслаждения, то дабы злые духи введением развратных песен не испортили всего, Бог для ограждения от них установил псалмы, от которых бывает и удовольствие и вместе польза…

  От мирских песен может произойти вред, погибель и много других зол, потому что все то, что есть в них дурного и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Напротив, духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святой скоро нисходит в душу, поющую эти песни…

  Как туда, где грязь, бегут свиньи, а где цветы и благоухания, там пребывают пчелы, так и туда, где развратные песни, собираются бесы, а где песни духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу…» [4,389].


Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня - это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Хоровая педагогика благотворна во многом. Формируются воля, выдержка, смирение и внимание. Церковное пение воспитывает художественный вкус, помогает видеть и переживать различие между высокими образцами духовной музыки и низкопробной массовой культурой. Наконец, на уроках церковного пения дети могут ощутить себя частью слаженного коллектива, проявить себя в действии, выразить свои мысли, ощущения, молитвенный опыт. А это последнее очень важно для современного ребенка, ведь ему подчас не хватает внимания, и он остро переживает свое одиночество.

Хотя интерес к духовно-музыкальным традициям Русской Православной Церкви сегодня велик, но подобающего ей места в содержании отечественного профессионального образования русская духовная музыка еще не заняла.

Современный подвижник благочестия-иеромонах Серафим (Роуз) изложил в своих трудах принципы православной педагогики, очень актуальные и в наше время. Говоря о необходимости целенаправленного воздействия на учащихся в целях их воцерковления, он наставлял:

«Если ребенок с раннего детства приучен к хорошей классической музыке, благотворно действующей на душу, то вряд ли он потом соблазнится грубыми ритмами рока и иной нынешней псевдомузыкой, чего не сказать о ребенке, лишенном музыкального образования. Как говорят оптинские старцы, такая музыка облагораживает душу, подготавливает ее для духовного. Если ребенку с раннего детства читают хорошую прозу, стихи, пьесы и он проникнется их благотворным влиянием, то потом не пристрастится к бульварному чтиву и современному телевидению, разрушающему душу и уводящему прочь с тропы христианства. Если ребенку с раннего детства показывают красоту классической живописи и скульптуры, он не увлечется современными уродливыми «шедеврами», пестрой рекламой и порнографией. Если ребенку с раннего детства читают хорошую прозу, стихи, пьесы и он проникнется их благотворным влиянием, то потом не пристрастится к бульварному чтиву и современному телевидению, разрушающему душу и уводящему прочь с тропы христианства. Если ребенку с раннего детства показывают красоту классической живописи и скульптуры, он не увлечется современными уродливыми «шедеврами», пестрой рекламой и порнографией. Если ребенку преподали знания по истории (особенно в христианскую пору) о жизни и обычаях других народов, о бедах и скорбях, которые они претерпели, отойдя от Бога и Его заповедей, о том, сколь радостна и великолепна жизнь тех, кто верен Господу, ребенок… не станет жертвой новомодной философии и взглядов». [5,94].

Литература.

  1. М.Ромащук. Музыкальная культура и проблемы воспитания и образования. //Электронный ресурс: Московская регентско-певческая семинария. –  1998–1999. –  Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. –  M., 2000 – Электронный ресурс. Режим доступа: www.seminaria.ru © Московская регентско-певческая семинария, 2003.

  2. Протоиерей Иоанн Вознесенский. О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения. / Электронный ресурс. Режим доступа: www. seminaria.ru – Официальный сайт Московской регентско-певческой академии.

  3. Толковая псалтирь. Издательство Московской Патриархии,1999г.
  4. Творения Св. Иоанна Златоуста.Т-4. / Изд. Троице-Сергиевой лавры, 1983г.

  5. Кутузов Б. Об истинно церковном пении./ Электронный ресурс. - www/ Seminaria. Ru – Официальный сайт Московской регентско-певческой академии.







Заявка на участие в издательском проекте.


Марчус Юлия Викторовна

НО УРО «Арзамасская православная гимназия им.св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Методист по духовно-нравственному воспитанию,

руководитель кружка «Клиросный хор».

607247, Нижегородская обл., Арзамасский район, р.п.Выездное, ул. Колхозная, д.8, кв.2.

8-950-606-34-83

E-mail: [email protected]


Раздел проекта: «Православная педагогика: от истории к современности».

Тема статьи: « Изучение церковных песнопений как одно из средств воцерковления младших школьников».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Изучение церковных песнопений как одно из средств воцерковления младших школьников

Автор: Марчус Юлия Викторовна

Дата: 16.07.2015

Номер свидетельства: 223001


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства