Без доблести нет чести.Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.Владимир Даль
Кадетские классы созданы в целях реализации президентской программы о представлении детям качественного образования, воспитания талантливой, патриотически настроенной личности, сохранения единства культурного и образовательного пространства, гармоничного развития подростков, создания основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на военном и гражданском поле деятельности, воспитании в них чувства преданности Родине, чести и справедливости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОКУЗНЕЦКЕ »
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОКУЗНЕЦКЕ
Чернов Сергей Степанович МКОУ «Детский дом-школа № 95», г. Новокузнецк
Без доблести нет чести.
Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Владимир Даль
За небольшой период кадетские классы и школы интернаты не только заняли достойное место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и оказывают влияние на ее развитие. Кадетские образовательные учреждения стремятся создать уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования и новые технологии обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Кадетское образование призвано обеспечить комплексное развитие личности, и не случайно в его основе лежит общеобразовательная программа, а военная подготовка дается в рамках дополнительной образовательной программы.
Кадетские классы в структуре детского дома-школы были открыты в соответствии с распоряжением Главы города от 20.03.01 № 348 и приказа Комитета образования и науки г. Новокузнецка от 26.03.01г. № 272.
1 сентября 2001 года было сформировано семь кадетских классов. В настоящее время в 5-11 классах обучается 120 воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кадетские классы созданы в целях реализации президентской программы о представлении детям качественного образования, воспитания талантливой, патриотически настроенной личности, сохранения единства культурного и образовательного пространства, гармоничного развития подростков, создания основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на военном и гражданском поле деятельности, воспитании в них чувства преданности Родине, чести и справедливости.
Основная задача создания и функционирования кадетских классов:
- подготовка учащихся к поступлению в профильные образовательные учреждения;
- обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития учащихся, получения ими среднего (полного) общего образования;
- получение начальных знаний, навыков военного дела и основ государственной службы, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях;
- воспитание чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
- формирование и развитие чувства верности служебному долгу, товарищества, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, уважительного отношения к законам;
- формирование правосознания и привитие учащимся чувства гражданской ответственности;
- развития высоких морально - психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.
Воспитательная работа в кадетских классах содействует духовному, нравственному становлению человека, формирует интеллектуальных, культурных, физически и нравственно развитых юношей, способных к профессиональному служению обществу и государству. Перед ней стоит круг задач: воспитать патриотов и граждан России; сформировать у кадетов правосознание и государственное мышление, осознанную дисциплину; подготовить воспитанников к осознанному служению обществу, государству, к успешной адаптации в обществе, умению вступать в коммуникативные связи на отечественном и мировом уровнях; сформировать в кадетах умение объективно оценивать действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими жизненными установками.
В общей системе воспитательной работы в кадетских классах важнейшее значение имеет патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного усвоения истории и культуры своего народа и активного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.
Патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами, наиболее эффективны воспитательные воздействия, направленные на эмоционально-чувственную сферу личности. Поэтому используемая непрерывная система патриотического воспитания в кадетских классах основана на приобщении к воинским ритуалам, символам, традициям, церемониям, которые способствуют формированию патриотических чувств.
Кадеты выполняют уставные требования, соблюдают кодекс кадетской чести, носят военную форму и атрибутику, беспрекословно подчиняются вышестоящим начальникам, учатся жить в условиях внутреннего самоуправления.
Также в кадетских классах в целях патриотического воспитания своих воспитанников активно используют формы работы военно - прикладной направленности: беседы, уроки мужества, ролевые игры, круглые столы, встречи с ветеранами войны и труда, воинами запаса и военнослужащими, экскурсии в воинские части с целью ознакомления с жизнью и бытом войск, Дни воинской славы России, тактико-строевые занятия, тактические игры на местности, соревнования по военно-прикладным видам спорта и т.д.
В кадетских классах помимо изучения основных общеобразовательных предметов, ведутся занятия по военно-техническим дисциплинам, где кадеты изучают тактическую, огневую, строевую, военно-инженерную, военно-медицинскую подготовки, общевоинские Уставы ВС РФ, историю войн и военного искусства.
Кадеты постоянно участвуют во всех значимых мероприятиях, как в районе, так и в городе:
- принятие «клятвы кадета» вновь поступившими кандидатами в кадеты на бульваре Героев, где присутствуют представители Администрации города, участники Великой Отечественной войны, ветераны Вооруженных Сил, учащиеся образовательных учреждений города и другие гости;
- ежегодно лучшие кадеты несут Вахту памяти на посту №1 у Вечного огня;
- уже 12 лет кадеты постоянные участники парадов в городе в честь Победы над фашисткой Германией 9 мая;
- несение торжественного караула на городских мероприятиях с участием Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева;
- несение торжественного караула в Кузнецкой крепости при праздновании Дня города, и многие другие.
В кадетских классах особое место отводится спорту. Кадеты ежегодно принимают участие в соревнованиях различного уровня по футболу, баскетболу, рукопашному бою и спортивному туризму.
В 2010 г. футболисты заняли 3 место в международном турнире, проходившем в г. Туапсе. Спортсмены по рукопашному бою в 2013 году в Первенстве Кемеровской области заняли пять первых, три вторых и пять третьих мест, а в командном зачете обошли все команды Кузбасса. В марте 2013 года команда по рукопашному бою довольно успешно выступила в Первенстве Сибирского федерального округа: 4 воспитанника стали первыми, 1 - вторым и 3 - третьими. Шесть ребят из команды в конце марта участвовали на Чемпионате России по рукопашному бою в г. Астрахань. В 2014 году один воспитанник стал бронзовым призером первенства мира в г. Выборг.
В 2011 году наши туристы стали Чемпионами Кемеровской области и заняли II место в Первенстве России по спортивному туризму 2011 году среди спортивных водных походов 1-4 категории сложности, а в 2012 году стали чемпионами России. Это не просто походы, когда кадеты заняты в течение одной - двух недель, но и большой подготовительный период, когда ребята изучают вопросы оказания первой медицинской помощи, организацию туристического быта, проходят физическую подготовку.
Героико-патриотическое воспитание было и остается одним из главных в комплексной программе воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания.
«Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, «своего народа». Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.
Большой вклад в дело военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения вносят традиционно проводимые мероприятия: праздник принятия Клятвы Кадета, смотр строя и песни, участие в научно-практических конференциях, встречи с ветеранами войны и труда, выезды в музеи. Каждый из кадет понимает, что выбрал суровую мужскую профессию - борцов и хранителей закона, осознанно сделал свой выбор.
Таким образом, патриотическое воспитание, как одно из направлений воспитательной работы в кадетских классах, должно готовить хорошо образованных и просвещенных граждан - патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве.