Как противостоять слабослышащим подросткам культуре масс-медиа?
Как противостоять слабослышащим подросткам культуре масс-медиа?
На сегодняшний день мы живем в мире, где компьютеры, телевизоры, смартфоны доступны каждому, и взрослому поколению, и младшему поколению. Соответственно перед родителями встает вопрос контроля времени детей за компьютером или у экрана телевизора. Одним словом, все вышеназванные устройства помогают нам обогащаться "массовой культурой".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как противостоять слабослышащим подросткам культуре масс-медиа?»
ШҚО ББ «№4 нашар еститін балаларға арналған мектеп-интернат” КММ
КГУ «Школа-интернат №4 для слабослышащих детей» УО ВКО
Тәрбиеші Касымжанова Гульмира Каржасовна
Как противостоять слабослышащим подросткам культуре масс-медиа?
На сегодняшний день мы живем в мире, где компьютеры, телевизоры, смартфоны доступны каждому, и взрослому поколению, и младшему поколению. Соответственно перед родителями встает вопрос контроля времени детей за компьютером или у экрана телевизора. Одним словом, все вышеназванные устройства помогают нам обогащаться "массовой культурой".
Точного определения понятия «массовая культура» нет. Она включает в себя и телевидение, и СМК, и Интернет, и радио, и многое другое. Выходит, что это понятие многогранно.
В результате исследования поставленная гипотеза подтвердилась: массовая культура оказывает огромное влияние на слабослышащих подростков и с положительной стороны и с отрицательной.
Ведь и книга, и театральная постановка, и художественный фильм также могут способствовать делать человека лучше, но с не меньшим успехом порождать бегство от жизни, уводить от острых социальных проблем в нереальный мир авторской фантазии. СМИ способны стать как рычагом величайшего социального и духовного прогресса, так и источником пассивности, апатии, бездуховности. Все зависит от того, какую информацию предлагают потребителю, и какую он выбирает.
Наиболее характерными чертами массовой культуры являются:
1) быстродоступность;
2) быстрозабываемость;
3) традиционность и консерватизм;
4) оперирование средней языковой нормой;
5) занимательность.
Под влиянием массовой культуры изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.
Мышление детей с нарушением слуха формируется поэтапно, начиная с наглядно-действенного, затем наглядно-образного заканчивая словесно-логическим мышлением. Развитие мышления происходит в единстве с формированием словесной речи. Развитие мышления детей с нарушением слуха подчиняется общим развитием детского мышления, но имеет и значительное своеобразие. Замедленность и трудности овладения речью сказывается на развитии всех форм мышления - наглядного и понятийного. Для слабослышащих детей характерно некоторое отставание в развитии наглядно-действенного мышления. Они медленно овладевают обобщенными способами предметных действий при решении различных задач.
У них происходит снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так, отмечается замедленность восприятия зрительных сигналов, и тактильной информации. Однако с возрастом, эти особенности сглаживаются в значительной степени. Нарушения слуха препятствуют восприятию речи окружающих и развитию речи самого слабослышащего ребенка, что отрицательно сказывается на его общем психическом развитии. Зрительное восприятие слабослышащих детей значительно развивается с возрастом, в процессе обучения и в связи с развитием всех функций речи. Использование словесных обозначений определенных эмоций осуществляется слабослышащими детьми лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определение причин каких-либо эмоций значительно затрудняет детей.
В процессе коррекционно-развивающей работы со слабослышащими детьми происходит совершенствование понимания эмоциональных состояний и чувств человека. Пример? Игровые ситуации, сюжетно ролевые игры……
В процессе развития способностей слабослышащих детей обнаруживаются большие индивидуальные различия в уровне и характере.
При работе со слабослышащими детьми по формированию коммуникативных речевых навыков обязательно учитываются индивидуальные психо-физические особенности. Самое главное, донести до ребенка, суметь поставить его в такие ситуации, создать все условия для того, чтобы он осознал, что только владение речью поможет ему быть понятым и принятым в нашем мире, в быстро меняющимся социуме и поможет его дальнейшей успешной социализации. В условиях специально коррекционного обучения слабослышащих детей учитываются особенности их внимания. В связи с этим особым образом (полукругом) располагаются парты в классе, чтобы дети могли видеть друг–друга и учителя, используются разнообразные наглядные средства. Пример? Также придается большое значение развитию слухового внимания детей, имеющих различную степень потери слуха, что достигается использованием звукоусиливающей аппаратуры и специальным коррекционными занятиями. Для развития всей познавательной сферы слабослышащих детей, в том числе и внимания, огромное значение имеет развитие речи, с помощью которой формируются произвольное внимание детей. В свободное время от школьных занятий слабослышащие подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Телевидение -почти у всех на первом месте.
С одной стороны, оно расширяет общую информированность детей с нарушением слуха, углубляет их знания, способствует духовному росту, обеспечивает причастность к культуре, искусству, литературе, праву, формирует нравственные оценки. С другой – обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно-личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору. Средства массовой коммуникации «помогают сформировать и закрепить в сознании слабослышащего подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях. Из сказанного можно сделать вывод, что ещё в ранних фазах детского и подросткового возраста современное экранное искусство своим гипертрофированным интересом к живописанию насилия взращивает негативные моменты в социально-ролевой зрительской идентичности, а через неё - способствует также формированию нетерпимости и агрессивности.
Наиболее сильную нагрузку испытывает детская психика, психика слабослышащих детей. Влияние на психику слабослышащих детей становится опасной еще и потому, что психика подрастающего поколения, детская психика, оказывается весьма предрасположена к зависимости. Прослеживая негативную роль воздействия СМК и СМИ на подсознание слабослышащего ребенка, следовало бы обратить внимание на такую важную деталь, как подача материалов СМИ в виде готовых схем, шаблонов. В результате чего мозг индивида любого возраста как бы отучается лишний раз думать. В работе я рассмотрела, что такое «массовая культура», её составляющие, а также воздействие СМК и СМИ на поведение слабослышащих школьников и подростков. Помимо теоретической части провела небольшое практическое исследование, методом анкетирования и методом беседы.
При работе была поставлена цель – выяснить, какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные дети, узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество. Определить осознание ими всего отрицательного в информационной сфере масс-медиа. Воспитатель должен обязательно контролировать свободное время, выбор СМИ, чтоб слабослышащий ученик осознанно относился к доступной информации.
В моем классе 8 учеников. Я тоже провела беседы среди своих учеников. Беседа проводилась после заполнения анкет, состоящих из 7 вопросов, она проводилась в свободной форме, поэтому вопросы беседы в своей практической части я указывать не буду. Была поставлена цель – выяснить, какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные школьники, узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество.
Данные беседы, проводимой после анкетирования с каждым школьником наедине, позволяют сделать следующие выводы.
Смотреть телевизор в среднем предпочитают 25% учащихся класса, слушать магнитофон, плеер – 38 %, проводить время с друзьями – 50 %, смотреть видеозаписи – 100%, читать книги, журналы и газеты - 12%, общаться в кружке, секции – 75%, , общаться по телефону – 50% , играть в компьютерные игры – 100%, проводить время с родителями и другими взрослыми – 100%, обмениваться информацией по компьютерной сети. Эти данные можно представить в данной таблице.
Смотреть телевизор
Слушать магнитофон,
плеер
Проводить время с друзьями
Смотреть видео-записи
Читать книги, журналы
Общаться в кружкесекции
Общаться
по телефону
Играть в компьютерные игры
Проводить время с родителями др,
Обмениваться информацией
25%
38%
50%
100%
12%
75%
50%
100%
100%
50%
Негативное влияние средств массовой информации на школьную аудиторию было бы неправильно приписывать самой их природе. Это скорей объясняется неумелым и ошибочным использованием их богатейших возможностей. Ведь и книга, и театральная постановка, и художественный фильм также могут способствовать познанию мира, делать человека лучше, но с не меньшим успехом порождать бегство от жизни, уводить от острых социальных проблем в нереальный мир авторской фантазии. СМИ способны стать как рычагом величайшего социального и духовного прогресса, так и источником пассивности, апатии, бездуховности. Все зависит от того, какую информацию предлагают потребителю, и какую он выбирает.
В заключение данной темы о воздействии средств массовой коммуникации, информации и пропаганды на массовое психическое сознание (подсознание) подрастающего поколения нужно сказать о путях противостояния «массовой культуре»:
Формирование индивида как личности;
Совместные обсуждения (в составе групп, коллективов, школьных классов, проч.) негативного влияния СМИ (примеры и следствия, обоснование полученных выводов) с целью обретения навыков (воспитания) умения анализировать различные медиа-тексты, выделять направленность интересов создателей подобных текстов (текстов различного содержания);
Информации средствами массовой коммуникации, пропаганды;
Краткое изучение теории средств массовой коммуникации;
Наиболее важной задачей подобного образования является воспитание медиа-грамотности слабослышащих воспитанников. На это и должны быть направлены все силы и знания специалистов-педагогов, родителей.
Поэтому хотелось бы добавитьполезные советы родителям:
Всегда контролируйте, сколько времени ваш ребенок проводит у экрана телевизора. По мнению врачей, начинать смотреть телевизор ребенок должен с трехлетнего возраста, и не более 15 минут.
Постарайтесь не использовать телевизор в качестве электронной няни, даже если вы очень заняты. Можно придумать занятие, не связанное с его просмотром: это может быть игра с конструктором, рисование, чтение, пазлы. Выбор занятия зависит от возраста малыша, при этом участие родителей не всегда обязательно. Достаточно проявить интерес к занятию, чем-то помочь, что-то подсказать.
Не позволяйте школьнику смотреть телевизор перед школой, так как он перевозбуждается от раннего просмотра, ему труднее настроиться на рабочую волну в школе.
На семейном совете (желательно с участием детей) выделите один день без телевизора для всей семьи. В качестве стимула и поощрения нужно использовать вознаграждения. Это может быть игрушка в подарок, интересная поездка или встреча с друзьями. Занимайтесь с ребенком тем, что ему особенно интересно или что он вам давно предлагал, а вам все было некогда.
Убеждайте детей личным примером. Родители, страдающие телеманией, вряд ли сумеют отучить свое чадо. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте – и не только из-за вредного воздействия на нервную систему, но и потому, что вредные привычки усваиваются очень быстро и рано.
Интересуйтесь жизнью ребенка, старайтесь принимать участие во всех его делах, заботах и тревогах. Ведь нередко дети просто убегают от реальности, скрываясь за образами и ситуациями, увиденными на экране, которые либо помогают им забыться, либо почувствовать себя смелым героем из мультика.
Поощряйте хобби сына или дочери, связанное с творчеством: лепка, рисование, вышивка – есть много интересных дел, которыми их можно увлечь. Конечно, родителям для этого потребуется определенное время, но научиться самостоятельности можно.
Общайтесь с ребенком, так как самое ценное – это человеческое общение. Даже если он предпочитает много времени проводить у телевизора, у вас есть шансы заинтересоваться его общение с собой, со сверстниками. Придается выучить известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли общаться с детьми по интересам). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя переводите в реальную плоскость: о героях книг, друзья во дворе.
Научитесь наслаждаться природой. По возможности больше свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Постепенно интересы ребенка сместятся. Какая бы ни была интересная передача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни множество разнообразных ощущений.
Читайте книги вместе с детьми. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами.
Приложение
Анкета для подростков:
1. В какое время суток вы смотрите TV?
а) Утром б) Днем в) Вечером г) Ночью
2. Какие передачи предпочитаете?
а) Развлекательные б) Информационные в) С криминальным уклоном