kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как противостоять слабослышащим подросткам культуре масс-медиа?

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день мы живем в мире, где компьютеры, телевизоры, смартфоны доступны каждому, и взрослому поколению, и младшему поколению. Соответственно перед родителями встает вопрос контроля времени детей за компьютером или у экрана телевизора. Одним словом, все вышеназванные устройства помогают нам обогащаться "массовой культурой".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как противостоять слабослышащим подросткам культуре масс-медиа?»

ШҚО ББ «№4 нашар еститін балаларға арналған мектеп-интернат” КММ

КГУ «Школа-интернат №4 для слабослышащих детей» УО ВКО


Тәрбиеші Касымжанова Гульмира Каржасовна


Как противостоять слабослышащим подросткам культуре масс-медиа?


На сегодняшний день мы живем в мире, где компьютеры, телевизоры, смартфоны доступны каждому, и взрослому поколению, и младшему поколению. Соответственно перед родителями встает вопрос контроля времени детей за компьютером или у экрана телевизора. Одним словом, все вышеназванные устройства помогают нам обогащаться "массовой культурой".

Точного определения понятия «массовая культура» нет. Она включает в себя и телевидение, и СМК, и Интернет, и радио, и многое другое. Выходит, что это понятие многогранно.

В результате исследования поставленная гипотеза подтвердилась: массовая культура оказывает огромное влияние на слабослышащих подростков и с положительной стороны и с отрицательной.

Ведь и книга, и театральная постановка, и художественный фильм также могут способствовать делать человека лучше, но с не меньшим успехом порождать бегство от жизни, уводить от острых социальных проблем в нереальный мир авторской фантазии. СМИ способны стать как рычагом величайшего социального и духовного прогресса, так и источником пассивности, апатии, бездуховности. Все зависит от того, какую информацию предлагают потребителю, и какую он выбирает.

Наиболее характерными чертами массовой культуры являются:

1) быстродоступность;

2) быстрозабываемость;

3) традиционность и консерватизм;

4) оперирование средней языковой нормой;

5) занимательность.

Под влиянием массовой культуры изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

Мышление детей с нарушением слуха формируется поэтапно, начиная с наглядно-действенного, затем наглядно-образного заканчивая словесно-логическим мышлением. Развитие мышления происходит в единстве с формированием словесной речи. Развитие мышления детей с нарушением слуха подчиняется общим развитием детского мышления, но имеет и значительное своеобразие. Замедленность и трудности овладения речью сказывается на развитии всех форм мышления - наглядного и понятийного. Для слабослышащих детей характерно некоторое отставание в развитии наглядно-действенного мышления. Они медленно овладевают обобщенными способами предметных действий при решении различных задач.

У них происходит снижение скорости приема и переработки информации через различные анализаторы. Так, отмечается замедленность восприятия зрительных сигналов, и тактильной информации. Однако с возрастом, эти особенности сглаживаются в значительной степени. Нарушения слуха препятствуют восприятию речи окружающих и развитию речи самого слабослышащего ребенка, что отрицательно сказывается на его общем психическом развитии. Зрительное восприятие слабослышащих детей значительно развивается с возрастом, в процессе обучения и в связи с развитием всех функций речи. Использование словесных обозначений определенных эмоций осуществляется слабослышащими детьми лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определение причин каких-либо эмоций значительно затрудняет детей.

В процессе коррекционно-развивающей работы со слабослышащими детьми происходит совершенствование понимания эмоциональных состояний и чувств человека. Пример? Игровые ситуации, сюжетно ролевые игры……

В процессе развития способностей слабослышащих детей обнаруживаются большие индивидуальные различия в уровне и характере.

При работе со слабослышащими детьми по формированию коммуникативных речевых навыков обязательно учитываются индивидуальные психо-физические особенности. Самое главное, донести до ребенка, суметь поставить его в такие ситуации, создать все условия для того, чтобы он осознал, что только владение речью поможет ему быть понятым и принятым в нашем мире, в быстро меняющимся социуме и поможет его дальнейшей успешной социализации. В условиях специально коррекционного обучения слабослышащих детей учитываются особенности их внимания. В связи с этим особым образом (полукругом) располагаются парты в классе, чтобы дети могли видеть друг–друга и учителя, используются разнообразные наглядные средства. Пример? Также придается большое значение развитию слухового внимания детей, имеющих различную степень потери слуха, что достигается использованием звукоусиливающей аппаратуры и специальным коррекционными занятиями. Для развития всей познавательной сферы слабослышащих детей, в том числе и внимания, огромное значение имеет развитие речи, с помощью которой формируются произвольное внимание детей. В свободное время от школьных занятий слабослышащие подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Телевидение -почти у всех на первом месте.

С одной стороны, оно расширяет общую информированность детей с нарушением слуха, углубляет их знания, способствует духовному росту, обеспечивает причастность к культуре, искусству, литературе, праву, формирует нравственные оценки. С другой – обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно-личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору. Средства массовой коммуникации «помогают сформировать и закрепить в сознании слабослышащего подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях. Из сказанного можно сделать вывод, что ещё в ранних фазах детского и подросткового возраста современное экранное искусство своим гипертрофированным интересом к живописанию насилия взращивает негативные моменты в социально-ролевой зрительской идентичности, а через неё - способствует также формированию нетерпимости и агрессивности.

Наиболее сильную нагрузку испытывает детская психика, психика слабослышащих детей. Влияние на психику слабослышащих детей становится опасной еще и потому, что психика подрастающего поколения, детская психика, оказывается весьма предрасположена к зависимости. Прослеживая негативную роль воздействия СМК и СМИ на подсознание слабослышащего ребенка, следовало бы обратить внимание на такую важную деталь, как подача материалов СМИ в виде готовых схем, шаблонов. В результате чего мозг индивида любого возраста как бы отучается лишний раз думать. В работе я рассмотрела, что такое «массовая культура», её составляющие, а также воздействие СМК и СМИ на поведение слабослышащих школьников и подростков. Помимо теоретической части провела небольшое практическое исследование, методом анкетирования и методом беседы.

При работе была поставлена цель – выяснить, какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные дети, узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество. Определить осознание ими всего отрицательного в информационной сфере масс-медиа. Воспитатель должен обязательно контролировать свободное время, выбор СМИ, чтоб слабослышащий ученик осознанно относился к доступной информации.

В моем классе 8 учеников. Я тоже провела беседы среди своих учеников. Беседа проводилась после заполнения анкет, состоящих из 7 вопросов, она проводилась в свободной форме, поэтому вопросы беседы в своей практической части я указывать не буду. Была поставлена цель – выяснить, какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные школьники, узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество.

Данные беседы, проводимой после анкетирования с каждым школьником наедине, позволяют сделать следующие выводы.

Смотреть телевизор в среднем предпочитают 25% учащихся класса, слушать магнитофон, плеер – 38 %, проводить время с друзьями – 50 %, смотреть видеозаписи – 100%, читать книги, журналы и газеты - 12%, общаться в кружке, секции – 75%, , общаться по телефону – 50% , играть в компьютерные игры – 100%, проводить время с родителями и другими взрослыми – 100%, обмениваться информацией по компьютерной сети. Эти данные можно представить в данной таблице.

Смотреть телевизор

Слушать магнитофон,

плеер

Проводить время с друзьями

Смотреть видео-записи

Читать книги, журналы

Общаться в кружкесекции

Общаться

по телефону


Играть в компьютерные игры

Проводить время с родителями др,

Обмениваться информацией

25%

38%

50%

100%

12%

75%

50%

100%

100%

50%

Негативное влияние средств массовой информации на школьную аудиторию было бы неправильно приписывать самой их природе. Это скорей объясняется неумелым и ошибочным использованием их богатейших возможностей. Ведь и книга, и театральная постановка, и художественный фильм также могут способствовать познанию мира, делать человека лучше, но с не меньшим успехом порождать бегство от жизни, уводить от острых социальных проблем в нереальный мир авторской фантазии. СМИ способны стать как рычагом величайшего социального и духовного прогресса, так и источником пассивности, апатии, бездуховности. Все зависит от того, какую информацию предлагают потребителю, и какую он выбирает.

В заключение данной темы о воздействии средств массовой коммуникации, информации и пропаганды на массовое психическое сознание (подсознание) подрастающего поколения нужно сказать о путях противостояния «массовой культуре»:

  • Формирование индивида как личности;

  • Совместные обсуждения (в составе групп, коллективов, школьных классов, проч.) негативного влияния СМИ (примеры и следствия, обоснование полученных выводов) с целью обретения навыков (воспитания) умения анализировать различные медиа-тексты, выделять направленность интересов создателей подобных текстов (текстов различного содержания);

  • Информации средствами массовой коммуникации, пропаганды;

  • Краткое изучение теории средств массовой коммуникации;

Наиболее важной задачей подобного образования является воспитание медиа-грамотности слабослышащих воспитанников. На это и должны быть направлены все силы и знания специалистов-педагогов, родителей.

Поэтому хотелось бы добавить полезные советы родителям:

  • Всегда контролируйте, сколько времени ваш ребенок проводит у экрана телевизора. По мнению врачей, начинать смотреть телевизор ребенок должен с трехлетнего возраста, и не более 15 минут.

  • Постарайтесь не использовать телевизор в качестве электронной няни, даже если вы очень заняты. Можно придумать занятие, не связанное с его просмотром: это может быть игра с конструктором, рисование, чтение, пазлы. Выбор занятия зависит от возраста малыша, при этом участие родителей не всегда обязательно. Достаточно проявить интерес к занятию, чем-то помочь, что-то подсказать.

  • Не позволяйте школьнику смотреть телевизор перед школой, так как он перевозбуждается от раннего просмотра, ему труднее настроиться на рабочую волну в школе.

  • На семейном совете (желательно с участием детей) выделите один день без телевизора для всей семьи. В качестве стимула и поощрения нужно использовать вознаграждения. Это может быть игрушка в подарок, интересная поездка или встреча с друзьями. Занимайтесь с ребенком тем, что ему особенно интересно или что он вам давно предлагал, а вам все было некогда.

  • Убеждайте детей личным примером. Родители, страдающие телеманией, вряд ли сумеют отучить свое чадо. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте – и не только из-за вредного воздействия на нервную систему, но и потому, что вредные привычки усваиваются очень быстро и рано.

  • Интересуйтесь жизнью ребенка, старайтесь принимать участие во всех его делах, заботах и тревогах. Ведь нередко дети просто убегают от реальности, скрываясь за образами и ситуациями, увиденными на экране, которые либо помогают им забыться, либо почувствовать себя смелым героем из мультика.

  • Поощряйте хобби сына или дочери, связанное с творчеством: лепка, рисование, вышивка – есть много интересных дел, которыми их можно увлечь. Конечно, родителям для этого потребуется определенное время, но научиться самостоятельности можно.

  • Общайтесь с ребенком, так как самое ценное – это человеческое общение. Даже если он предпочитает много времени проводить у телевизора, у вас есть шансы заинтересоваться его общение с собой, со сверстниками. Придается выучить известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли общаться с детьми по интересам). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя переводите в реальную плоскость: о героях книг, друзья во дворе.

  • Научитесь наслаждаться природой. По возможности больше свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Постепенно интересы ребенка сместятся. Какая бы ни была интересная передача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни множество разнообразных ощущений.

  • Читайте книги вместе с детьми. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами.




Приложение

Анкета для подростков:

1. В какое время суток вы смотрите TV?

а) Утром б) Днем в) Вечером г) Ночью

2. Какие передачи предпочитаете?

а) Развлекательные б) Информационные в) С криминальным уклоном

г)______________(свой вариант).

3. Чем они Вас привлекают?

__________________________________________(Свой вариант)

4. Фильмы, какого жанра предпочитаете смотреть?

а) Боевики б) Мелодрамы в) Ужасы г) Триллеры д) Комедии

5. Чем они Вас привлекают?

а) Сюжетом б) Спецэффектами в)______________(свой вариант)

6. Разрешают ли вам родители смотреть телевизор после 23.00?

а) Да б) Нет

7. Как Вы думаете, какое влияние оказывает TV на людей? Ответ объясните.

а) Положительное, потому что_______________________________

б) Отрицательное, потому что________________________________

в)___________________________________________(Свой вариант)





Использованные литературы:

1. Евгеньева Т.В. Установки и стереотипы массового сознания. Сайт образовательного проекта Элитариум. www.elitarium

2. Козырева А. «СМИ: манипуляция или управление общественным мнением?» / Козырева А. // Обозреватель. – 2003г. - №5.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения в 2-х Т.М., Издательство «Педагогика» Академии педагогических наук СССР. 1983.

4. Романенко Н.М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками». /Романенко Н.М.// Педагогика. – 2003г.- №4.

5. Руднев В.П. Словарь Культуры XX века. – М., 1999.

6. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика?» - М., 1986.

7. Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. //Человек: образ и сущность. – М., 2000.

8. «Трудный подросток: почему у него появляются криминальные установки».// Народное образование. – 2004г. - №4.

9. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. – М., 1998. - №6.

10. №2. 12. 11. Энциклопедический словарь по культурологии. – М., 1997. Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. – М., 2000. –




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Как противостоять слабослышащим подросткам культуре масс-медиа?

Автор: Касымжанова Гульмира Каржасовна

Дата: 02.09.2017

Номер свидетельства: 427067


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства