Какие компетенции необходимы преподавателю, чтобы работать в режиме интеграции?
Какие компетенции необходимы преподавателю, чтобы работать в режиме интеграции?
Когда мы говорим о работе преподавателя в режиме интеграции, то надо иметь в виду, что интеграция может быть внутрипредметная, межпредметная и межсистемная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Какие компетенции необходимы преподавателю, чтобы работать в режиме интеграции?»
Какие компетенции необходимы преподавателю, чтобы работать в режиме интеграции?
Конышева Е.В.- преподаватель спец.дисциплин
Все, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
Ян Амос Коменский
Когда мы говорим о работе преподавателя в режиме интеграции, то надо иметь в виду, что интеграция может быть внутрипредметная, межпредметная и межсистемная.
Целью внутрипредметной интеграции является такое логическое построение преподаваемой дисциплины, такая систематизация знания внутри дисциплины, чтобы сам преподаватель создал для себя целостное восприятие своего предмета.
Когда мы оформляем календарно-тематические планы, то отражаем в них логическую структуру учебного материала, от простого к сложному, связываем последующий материал с раннее изученным. При этом надо стараться, чтобы наши учащиеся не воспринимали предметы изолированно друг от друга, нужно показать, что все в мире взаимосвязано. Преподаватель при объяснении учебного материала использует знания других предметов. Иногда один преподаватель в своем предмете решает задачу объединения материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности. Т.е компонент внутрипредметной интеграции делает учебный материал информационно более емким, как бы прессуем материал.
Чтобы осуществить внутрипредметную интеграцию преподаватель должен обладать следующими компетенциями:
Аналитические – аналитическое осмысление своей педагогической деятельности, анализ своей деятельности, деятельности ребят;
Рефлексивные - умения оценивать состояние освоения учащимися образовательной программы, ставить цели на достижение метапредметных результатов;
Проектировочные — действия, связанные с текущим, перспективным планированием, составлением планов урока, рабочих программ и КТП;
Прогностические - умения и навыки прогнозирования развития учащихся, развития своего предмета.
Чтобы полученные знания наших учащихся соединились в единую целостную систему и сформировались общеучебные умения и навыки, нужна межпредметная интеграция. Задача межпредметной интеграции - не соединять разные предметы, а показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, нужно восполнять материал одного предмета материалом другого. Здесь главной целью является: увидеть место своего предмета в другом предмете и место др.дисциплин в своем.
Ярким (внешним) примером межпредметной интеграции является интегрированный урок. При этом показателем интегрированности не является только присутствие двоих преподавателей или механическое объединение содержания материала разных дисциплин.
Так какие компетенции должны быть у преподавателей, которые планируют и организуют межпредметную интеграцию?
1. Межпредметная интеграция, в частности проведение интегрированного урока, требуют от преподавателя дополнительной подготовки, высокого профессионализма, нужен необходимо – достаточный уровень знаний по всем смежным дисциплинам.
2. Многие предметы имеют интегративный характер. Важно установить межпредметные связи, находить основание для объединения разнопредметной информации. Для этого нужна взаимная согласованность учебных программ. Следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем, учесть несовпадения по времени изучения сходных тем.
3.Необходимо проанализировать уровень подготовленности учащихся определенной группы. Ведь успешное изучение одного предмета зависит от наличия определенных ЗУНов по другому предмету.
4.Чрезвычайно важно правильно определить цель интегрированного урока:
- научить искать связи между фактами и событиями;
- научить делать выводы, сравнивать и обобщать;
- практическое подкрепление теоретических знаний.
Необходимо тщательно отобрать и систематизировать учебный материал, нужны умения вычленять главное. Нужна и координация действий двух преподавателей: строго соблюдать временной регламент, ведь учитель может увлечься, другому не хватит времени.
5.У преподавателей должна быть и общая образовательная политика, выработка общей формулировки терминологий, общие требования по опросу, требовать или строго по конспекту, или же можно отвечать своими словами.
6.Ну а чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия педагогов нужны взаимопосещения уроков других преподавателей., а также работа по самообразованию педагогов.
Таким образом, все вышесказанное можно обозначить следующими межпредметными компетенциями:
Предметные компетенции - знание своего предмета, смежных наук, знание программ и учебных планов
Коммуникативные компетенции - способность конструировать прямую и обратную связь, организовывать совместную деятельность, педагогическое общение.
Методические компетенции - знание способов формирования знаний, умений и навыков.
Информационные компетенции- умения получать и обрабатывать информацию.
Наконец, основной целью межсистемной интеграции является анализ полученных компетенций учащихся, определение достаточности уровня их знаний для практической реализации на производстве.