Обращение к культуре многонационального российского народа, испытавшего в своей истории не одно потрясение, необходимо с точки зрения многих наук: философии, культурологи, искусства. В современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза – как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свою самобытную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не растворится в среде других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Хореография как искусство движения»
ХОРЕОГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО ДВИЖЕНИЯ
Введение.
Обращение к культуре многонационального российского народа, испытавшего в своей истории не одно потрясение, необходимо с точки зрения многих наук: философии, культурологи, искусства. В современных условиях глобализации на первое место выступает новая угроза – как не раствориться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свою самобытную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не растворится в среде других.
Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.
Усиливается значение фольклора в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Основная цель хореографии – это раскрытие творческого потенциала.
учащихся на базе глубокого изучения основ танца с применением современных технологий обучения и развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Обучающие задачи: удовлетворить познавательные интересы учащихся, приобщая их к лучшим образцам танцевального и музыкального наследия, расширяя кругозор в области художественной культуры; дать учащимся первоначальную хореографическую подготовку по предмету классический танец; содействовать общему развитию и укреплению здоровья детей; обучить необходимым теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам; научить двигаться в соответствии с различными музыкальными жанрами и образами; научить самостоятельно работать над ошибками; 4 научить работать как в группе, так и индивидуально; обеспечить разновозрастное взаимодействие, сотрудничество и наставничество в учебном процессе; развить мотивацию к труду и самосовершенствованию.
Воспитательные задачи: воспитать естественную познавательную активность и интерес к занятиям хореографией; воспитать ответственность, дисциплину и самостоятельность; работать над формированием таких качеств как настойчивость, инициативность, решительность, самообладание; воспитать культуру общения и взаимодействия в учебной и внеурочной деятельности; воспитать художественный вкус, эмоционально-ценностное отношение к искусству; воспитать потребность в ведении здорового образа жизни, умении наблюдать за собственным физическим развитием и здоровьем; воспитать нравственные и эстетические чувства: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, культуре разных стран мира.
Развивающие задачи: развивать физические данные: выворотность ног, гибкость, устойчивость, танцевальный шаг, прыжок, умение втянуть коленный сустав; развивать координацию, выносливость, пластичность, максимальную точность и согласованность в исполнении движений, двигательную память, внимание; развивать музыкальность, эмоциональное отношение к музыкальному материалу – умение согласовывать движения в соответствии с музыкальным ритмом, темпом, образом; развивать аналитическое, пространственное, образное мышление; способствовать реализации творческого самовыражения; развить эстетическую и общую культуру; развить стремление к познанию и творчеству; развить коммуникативные качества; формировать потребность в самопознании и саморазвитии. Обоснование: О важности поставленных целей и задач можно сказать следующее: во- первых – общесоциальной проблемой является культурная недоразвитость среди детей и подростков данной возрастной категории; во-вторых – проблемой является также и физическое развитие детей (согласно статистике сколиотической осанкой страдают более 70% детей). Основой обучения является укрепление здоровья и развития общих норм культуры и нравственности. Помимо этого программа нацелена на исправление 5 физических изъянов таких как: сколиоз, плоскостопие, слабый мышечный тонус и т.д. Необходимо отметить, что данная программа направлена не только на развитие физических данных (гибкость, растяжка, прыжок, координация, выворотность и т.д.), необходимых в хореографии; но и развивает духовно- волевые качества учащихся, а так же хореографические способности и артистизм учащихся.
Образ танца.
"Образ танца - это чувственно воспринимаемый изобразительно-выразительный элемент произведения искусства. Он воплощается в конкретной материальной форме (звуковой, пластической, цветовой и т.п.)".
Образ танца создается легкими, красивыми движениями тела и самим рисунком танца. И, воспринимая танец, мы в первую очередь видим привлекательную внешнюю форму: пластику тела, жесты. Внутренний смысл постигается постепенно и опосредовано - через движение человеческого тела. Безусловно, что внешняя форма и содержание неразрывно связаны и составляют единое целое: "произведения выразительных искусств не создают подобий предметов, картину жизни, не связаны с объективным миром, не отражают его. Выражают в своей форме и окраске определенные переживания, воплощают в себе человеческое мироощущение - понимание и оценку жизни".
По словам Б.В. Асафьева, "танец является языком тела. И если мы не можем что-то передать словами, то показать это в динамике собственного тела, через его пластику гораздо легче".
Танец считается искусством выражения индивидуальности человека. Человек через танец пытается передать состояние души, донести его до зрителя с помощью движений и музыки и выразить их с помощью жестов, рисунка танца, костюма, мимики и пр. Это своеобразные "инструменты" танца. И музыка, как один из "инструментов", является основой для создания образа танца. Поэтому "важно, чтобы музыкальный материал был разнообразным по содержанию, ясным по форме, четким в ритмическом отношении".
Помимо этого от музыкального материала зависит рисунок танца, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер , и дает понятие образа. Он должен отражать характер, образ музыки, ее стиль, находиться в тесной связи с темпом, ритмом музыкального сочинения.
Танец и его рисунок, развивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется, то звучит еле слышно, то усиливается. В танце, так же как и в музыке , где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок должен сменять другой. С начала новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза.
Использование хореографии в эстетических видах спота.
Хореография является неотъемлемой частью подготовки спортсменов во многих видах спорта, т.к. она воспитывает культуру движений, совершенствует физическую подготовленность, развивает артистичность и музыкальность занимающихся. Возросшие требования в 70-х годах ХХ столетия к спортивному мастерству в гимнастике способствовали углубленной специализации тренеров, что привело к возникновению бригадного метода работы. Так уже более 30 лет рядом с тренером по гимнастике трудится тренер-хореограф, а в спортивной гимнастике и тренер-акробат. Советская и российская школы гимнастики отличается высоким исполнительским мастерством спортсменок.
Понятия «хореография» включает в себя все, что относится к искусству танца классического, народного, историко-бытового, джазового, современного. Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается вся система упражнений и методов их воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение их арсенала выразительных средств.
Занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так, применение народных, историко-бытовых танцев приобщает к достояниям культуры различных народов. Использование музыки в занятиях знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, в конечном итоге развивает интеллектуальные способности. Хореография также важное средство эстетического воспитания и развития творческих способностей. Именно в процессе занятий хореографией спортсмены и спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства.
Кроме того, на занятиях хореографией решаются задачи физической подготовки, развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышается плотность тренировки (за счет возможности проведения занятий одновременно с целой группой), что положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную систему организма, способствует развитию специальной выносливости. Наряду с этим на занятиях решаются задачи и технической подготовки, т.к. разделение средств на хореографическую и техническую подготовку, особенно в художественной гимнастике условно. На занятиях по хореографии происходит освоение различных элементов и комбинаций, как учебных, так и классификационных. В спортивной гимнастике хореографическая подготовка должна сочетаться с совершенствованием в других видах гимнастического многоборья. Ведь прыжки, повороты, равновесия и их сочетания являются основой, как хореографии балетных спектаклей, так и упражнений художественной и спортивной гимнастике.
Особенности хореографии в гимнастике
Хореографическая подготовка в гимнастике базируется главным образом на классической основе, разработанной в балете. Однако хореографическая подготовка в гимнастике является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнастов и акробатов. Это определяет различные цели и задачи для спортсменов и балерин. Следует учитывать постоянный дефицит времени, с которым приходиться считаться хореографу в спорте. Большой объем разнохарактерных движений (на снарядах в спортивной гимнастике или с предметами в художественной гимнастике) предъявляют особые требования к методике проведения занятий хореографии, к выбору средств и методов подготовки. В учебном процессе каждое упражнение должно нести конкретную смысловую нагрузку (физическую, техническую, воспитательную).