Самый актуальный вопрос среди библиотекарей: почему снизился интерес подростков к книге? Некогда популярные книги зачастую сегодня в библиотеках стоят невостребованные. Сегодня основная проблема, стоящая перед библиотекарем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе. В детском и подростковом возрасте все средства вовлечения в чтение хороши и здесь особую роль играет совместная деятельность библиотекаря с учителем, семьей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ЧИТАТЬ» Педагогический проект »
9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 101 с углубленным изучением отдельных предметов,
имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича
городского округа Самара
Педагогический проект
«ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ЧИТАТЬ»
Работу выполнила:
библиотекарь МБОУ СОШ № 101 г.о. Самара
Скобельцина Елена Васильевна
Самара, 2014 г.
Самый актуальный вопрос среди библиотекарей: почему снизился интерес подростков к книге? Некогда популярные книги зачастую сегодня в библиотеках стоят невостребованные. Сегодня основная проблема, стоящая перед библиотекарем, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе. В детском и подростковом возрасте все средства вовлечения в чтение хороши и здесь особую роль играет совместная деятельность библиотекаря с учителем, семьей.
Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать, возросло число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, изменилась позиция взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, родители заняты зарабатыванием денег. И здесь только школа может помочь в формировании читательской культуры школьников. И опять встают вопросы. Как привлечь подростков в библиотеку? Какие библиотеки они хотели бы видеть? Какие новые формы массовых мероприятий найдут отклик среди молодёжи?
Наше большое преимущество в том, что мы работаем в школьных библиотеках, весь наш опыт говорит о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. То есть, вопрос: будет ли наш школьник читать или не читать в XXI веке книгу, во многом зависит от нас, библиотекарей и педагогов. Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии? Отвечая на этот вопрос, каждый библиотекарь поставит своей главной задачей формирование читательского интереса у школьников.
Среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование по выявлению читательского интереса. Из 22 школьников, принимавших участие в анкетировании, дали ответы:
- 12 (55%) учащихся любят читать;
- 4 человека(18%) вообще не любят читать;
- 6 человек (27%)читают «когда заставляют»;
- для 4 человек (18%) ориентиром в выборе книг для свободного чтения являются учителя;
- 4 (18%) школьников читают по рекомендации друзей.
Кроме того, любимого литературного героя могут назвать только 3 ученика (14%);
-12 обучающихся (55%) устраивает работа школьной библиотеки;
- 8 человек (36%) хотят видеть в библиотеке больше книг современных авторов.
Своими любимыми писателями ребята называют в основном классиков, произведения которых изучают по школьной программе (А.С. Пушкина,
С.А. Есенина, Н.В.Гоголя и др.).
Анкетирование показало, что предпочтения отдаются просмотру фильмов, телевизионных программ, играм в Интернете.
Формирование читателя — сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но, несмотря на все это, ведущее место остается за педагогом и библиотекарем. При ответе на вопрос «как приобщить ребенка к чтению», я пришла к необходимости использовать новые формы работы с книгой. Конечно, все новые формы работы с книгой - не домашнее изобретение, а результат изучения интернет-ресурсов, использование сетевых серверов, мастер-классов учителей и библиотекарей.
Вовлечь в чтение учащихся 4 класса нашей школы позволил проект «Хорошее время читать»1.
Целью нашего проекта было: привлечение школьников к систематическому чтению и развитие их творческих способностей.
Поставленные задачи:
- формирование литературного вкуса;
- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
Сроки или продолжительность проекта: 8 месяцев.
Участвовали дети с разным уровнем читательского развития.
Какие «материальные» условия необходимы: доступность книг из рекомендованного списка, наличие рабочих тетрадей (читательских портфелей), призовой фонд.
Выполнение проекта предполагает тесное сотрудничество библиотекаря с педагогами.
Пошаговое описание проектирования и реализации данного проекта:
1. Определение круга чтения для данного класса (10 авторов).
2. Пополнение фонда библиотеки за счет приобретения необходимого количества этих книг.
3. Подготовка наглядности (экран, выставка книг).
4.Формирование «призового фонда», состоящего из недорогих привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, Киндер-сюрпризы и пр.
5. Распространение информации для учеников и родителей.
6. Систематические собеседования (руководителей проекта) с детьми о прочитанных книгах и целях проекта.
7. Проведение в классе итоговой игры - викторины по всем рекомендованным книгам, конкурс на лучшую презентацию о прочитанной книге, конкурс на лучший рисунок, театрализованную сценку.
8. Награждение победителей.
Описаниереализации проекта:
1.Детям предлагается «Портфель читателя»:
А) список из 10 книг;
Б) перечень различных заданий на выбор.
(Присоединиться к участию можно было на любом этапе проекта.)
2. По завершении проекта проводится:
А) выставка «портфелей» и награждение лучших читателей;
Б) викторина по рекомендованным книгам;
В) конкурс на лучшую презентацию о прочитанной книге;
Г) конкурс на лучший рисунок;
Д) лучшую театрализованную сценку.
Примечание: призов должно быть много (все участники получают призы).
Что делают дети:
- читают книги;
- в процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу);
- оформляют «портфели»;
- участвуют в выставке «портфелей»;
- участвуют в викторине и конкурсах.
Что делают библиотекари совместно с педагогами:
- распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей;
- участвуют в организации «старта» и «финала»;
- проверяют выполнение заданий по книгам;
- проводят собеседование по книге;
- организовывают выставку «портфелей»;
- выявляют и награждают лучших читателей;
- подготавливают призовой фонд;
- создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса.
По каким признакам можно судить, что реализация проекта идет успешно:
- количество участников не уменьшается;
- активность стабильна;
- общий эмоциональный фон позитивный.
Какие возможны ошибки при использовании проекта:
- принудительный характер участия;
- формальное отношение к заданиям и собеседованию;
- недооценка роли родителей и педагогов.
Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?
Если происходит спад интереса, то нужна активизация внимания на успешном опыте чтения.
Основные достоинства:
- Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.
- Привлечение малочитающих детей.
Обращение к педагогам и родителям:
«Дорогие учителя и уважаемые родители, ТОВАРИЩИ ВЗРОСЛЫЕ!!! Вам вместе с детьми предстоит принять участие в библиотечном проекте, который мы назвали «Хорошее время читать».
Говорят, что дети читают все меньше и меньше. И вовсе не хотят читать. Может быть, мы просто не умеем их заинтересовать или уделяем слишком мало своего времени и внимания такому важному делу как приобщение ребенка к чтению?
Хочется верить, что ребенок постепенно привыкнет читать, и будет читать в дальнейшем ради самого удовольствия от встречи с удивительным миром книги».
Список книг нами составлен из 10 лучших авторов детской литературы, которые входят в «Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендованных школьникам к самостоятельному прочтению» и соответствующих возрастным возможностям и интересам учащихся 4 классов.
Список рекомендованных книг в 4 классе:
- «Дым в лесу», « Голубая чашка», «Тимур и его команда», «Чук и Гек» Аркадия Гайдара;
- «Денискины рассказы» Виктора Драгунского;
- «Приключения Алисы» Кира Булычева;
- «Три толстяка» Юрия Олеши;
- «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пёс и кот» Э. Успенского;
- «Дикая собака Динго» Рувима Фраермана;
- «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина;
- «Уральские сказы» Павла Бажова;
- «Незнайка и его друзья», «Живая шляпа», «Мишкина каша» Николая Носова;
- «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева.
Принципы отбора книг:
- соответствие возрастным возможностям и интересам;
- проверенность многими поколениями читателей;
- отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).
Конкурс инсценировки отрывков из прочитанных книг.
Выставка составлена по результатам конкурса презентаций библиотечного проекта в 4 Б классе
Каждый ученик участник нашего проекта вел портфель читателя.
Что такое «читательский портфель»?
Это личный документ, который выдается каждому ученику:
- помогает ребенку расти и совершенствоваться как читателю;
- позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;
- отражает круг его «актуального» и «ближайшего» чтения;
Проблемные вопросы помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями.
В разделе«портрет» ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать о том, что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан, поразмышлять о роли чтения в жизни человека.
В раздел «читательской биографии» предлагается записывать краткие сведения и впечатления о прочитанных книгах.
В раздел «копилка» (рабочие материалы) - туда ребенок помещает выполненные задания.
В раздел «достижения» ребенок помещает свои работы. Анализирует свои успехи, подводит определенные итоги.
Читательский портфель, как и проект в целом, имел своей целью:
- вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни;
- улучшить знания и способность оценивать себя как читателя;
- расширить круг чтения и читательских интересов ребенка.
Для родителей читательский портфель ребенка стал поводом к совместному чтению и обсуждению книги. Помог родителям лучше понять своих детей, вовремя увидеть и решить возникающие проблемы.
Библиотекари смогли использовать читательские портфели, чтобы лучше помочь читателю в выборе книги, дать правильный совет, подсказать, направить.
Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка явилось залогом успешного развития и становления его как личности.