Просмотр содержимого документа
«Художественное образование в объединении "Мастерская талантов"»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В ОБЪЕДИНЕНИИ «МАСТЕРСКАЯ ТАЛАНТОВ»
Искусство в современном социокультурном образовательном процессе
Искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.д., объединяемых потому что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности.
Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность. На искусство влияет политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Сила искусства в непосредственном воздействии на личность и общество.
Для гармоничного развития ребенка необходимо создавать вокруг него пространство, воздействующее как на сферу разума, так и на чувственную сферу. Средством, способным решить данную задачу, является искусство.
Функции искусства и их реализация в художественном образовании
Коммуникативная функция(искусство как общение). Искусство – средство художественного общения, Художественное общение позволяет людям обмениваться мыслями, дает возможность человеку приобщаться к опыту, далеко отстоящему от него исторически и географически. Тем самым искусство повышает духовный потенциал и общность человечества. Искусство объединяет людей. В современном мире искусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, оно – инструмент мирного сосуществования и сотрудничества.
Этическая функция. Древнегреческие философы спорили о том, является ли этика «искусством добродетельной жизни». В XX веке дискуссии о принадлежности к искусству нередко возникали вокруг работ кубистов и импрессионистов. В рамках концептуального искусства нередко намеренно создаются произведения, оказывающиеся на грани того, что понимается искусством. Новые мультимедиа средства, например, видеоигры, постепенно включаются художниками и критиками в разряд искусства, хотя эти подвижки в классификации признаны далеко не везде и не всеми.
Эстетическая функция – искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций. Эстетическая функция ничем не заменимая специфическая способность искусства. Эстетическая функция искусства обеспечивает социализацию личности, ценностно ориентирует человека в мире, формирует художественные вкусы, формирует ее творческую активность; пронизывает все другие функции искусства.
Каноническая функция – искусство, ориентированное на выполнение правил и нормативов. В каждом виде творчества существовали определенные каноны, характерные для определенной территории или времени, а с развитием культуры, каноны могли меняться.
Эвристическая функция. Познавательные возможности искусства огромны и незаменимы иными сферами человеческой духовной жизни. Искусство способно осваивать труднодоступные для науки стороны жизни. Искусство осваивает конкретно-чувственное богатство мира, раскрывает его эстетическое многообразие, показывает новое в привычном. Искусство возвращает миру его первозданную прелесть, оттачивает наши чувства, учит по-человечески воспринимать жизнь.
Познавательно-просветительская функция. Искусство передает опыт, факты, передает навыки и взгляды. Информация, содержащаяся в искусстве, огромна. Оно существенно пополняет наши знания о мире. Искусство – средство и познания мира, и самопознания личности.
Общественно-преобразующая функция. Искусство через идейно-эстетическое мышление воздействует на людей. Создает и преобразует нормы восприятия общества. Так каждый период в развитии культуры влиял на создаваемое искусство, а создаваемое искусство наоборот влияло на восприятие общества.
Личностно-преобразующая функция. Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям гармонии, стимулирует активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие со своим идеалом. С помощью воображения впечатлений от действительности автор перерабатывает жизненный материал, строя новую реальность – художественный мир.
Компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта:
1. отвлекающий;
2. утешающий;
3. собственно компенсаторный.
Они способствуют духовной гармонии человека. Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство утешает, уводит в мир грез и своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия.
Психотерапевтическая функция. Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Иногда помогает отвлечься от проблем. Часто произведение буквально завораживает. Воздействие искусства направлено на социализацию целостной личности и утверждение ее самоценного значения. Именно самоценная личность в конечном счете и является наиболее социально действенной.
В современной России художественное образование детей несет широкий спектр функций, жизненно необходимых не только для просветительства, воспитания творческой личности, но и для гармоничного существования ребенка в обществе.
Уроки литературы, музыки, изобразительного искусства направлены на формирование художественного мышления детей, воспитывают эстетическое чувство и эмоциональную культуру. В системе художественного образования целенаправленно, последовательно, в творческой атмосфере вырабатываются способности к ориентации в цивилизационном пространстве, способности и критерии оценочной деятельности не только в эстетической, но и в социально-этической сфере. Развитие эмоциональной культуры – важнейшая задача современного общества. Умение сопереживать, чувствовать беды и радости конкретных людей и общества в целом – необходимое качество понимания собственной роли и места в общественных отношениях.
В художественном образовании, в различных его областях и формах формируются этические нормы и нравственные идеалы детей и подростков. При изучении высоких образцов художественной культуры ведется активный диалог с детьми о лучших качествах человеческой натуры, о порядочности и чести, достоинстве и взаимоуважении, анализируются многообразие и противоречивость человеческих чувств, поступков, судеб. Не менее важная функция художественного образования в современной России – воспитание толерантности. Начиная с дошкольного возраста художественное образование дает ребенку знания о многообразии культурных традиций, непохожести людей и явлений, религий и укладов.
Цель и задачи художественного образования в рамках дополнительного образования
Проблема цели в современном художественном образовании. Различные подходы к пониманию цели и задач художественного образования. Основные задачи общего художественного образования: развитие у детей любви и эмпатии к различным видам искусства, творческих художественно-познавательных способностей, воспитание художественного вкуса, потребности в общении с художественными ценностями, в художественном самообразовании. Задачи дополнительного и профессионального художественного образования.
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.
Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.
Цели художественного образования:
обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;
повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;
сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.
Задачи художественного образования:
формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения,
создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;
широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;
формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;
использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;
привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;
вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
К этим специфическим проблемам относятся:
недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;
культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;
второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;
распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;
чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.
Основные цели и задачи дополнительного образования:
Формирование интереса к конкретному виду искусства
Формирование некоторых прикладных навыков
Воспитание творческой личности с особым типом образованности, нацеленной на продолжение художественного образования
Развитие способности вносить творческое начало во всякий труд, уметь взглянуть новым образом на жизненные ситуации, а прежде всего на самого себя, как на самоценную личность
Воспитание способности к самореализации и саморазвитию
Развитие координационных, умственных, зрительных и физических способностей в процессе рисования (система «мысль-глаз-рука»)
Творческая самоактуализация подростка и более верная его социальная и профессиональная ориентация
Раскрытие уникального личного потенциала
Принципы единства художественного образования и личностного развития
Художественное образование направлено в первую очередь на развитие и формирование целостной личности, духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства, эти задачи воплощаются в процессе освоения дисциплин художественного цикла. Базовые художественные знания и овладения этими знаниями являются предпосылками к дальнейшему развитию художественных способностей личности и к совершенствованию мастерства в данном направлении. Овладение в совершенстве методами художественного творчества способствует формированию новых жанров и направлений художественного творчества. «Свободный художник» - в современном понимании - творец использующий как традиционные, так инновационные методы воплощения, создания художественного произведения.
Творческая активность понимается как уровневая характеристика познавательной деятельности учащихся, позволяющая им проявлять свободу мышления и действия, воображение, эмоции, критическое отношение к обсуждаемым проблемам, продуцировать новые идеи, образы. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит.
Изучение искусства по законам искусства. Знание законов, канонов художественного творчества являются основными знаниями для репродуктивного развития художественного творчества в целом и личности в частном (перспектива, композиция, цветоведение).
Принцип системной целостности развития художественного восприятия, художественно-образной памяти, художественного воображения и художественного мышления.
наглядности
последовательности
научности
доступности
от простого к сложному
Целостность художественного развития и восприятия формируется в процессе обучения на основах эстетического и эмоционального представления художественного материала, важнейшими факторами являются ознакомление и понятие принципов художественного процесса, как творчества в целом, где слагающими выступают отдельные акцентирующие факторы по образному видению художественных произведений. Сформировать правильное восприятие у учащихся о ценностях искусства задача педагога.
Художественное воображение развивается в процессе образно-ассоциативного видения. Развитие ассоциативного восприятия зависит от уровня общего культурного развития личности.
Художественное мышление – это мышление образами, опирающимися на конкретные представления.
Художественное мышление – отражение действительности и выражение мыслей и чувств художника в художественном образе.
Художественное мышление является особой разновидностью мышления, видом интеллектуальной деятельности, направленной на создание и восприятие произведений искусств.
Принцип опоры на деятельность и личностный подход. Принципы опоры на творческий метод. Деятельность в творчестве способствует развитию не только художественного мастерства, но и выявлению новых методов воспроизведения в искусстве и новых жанров воспроизводства искусства. Но основой всегда является опора на изученный и освоенный творческий метод.
Единство индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности. Цель создания творческого произведения может принадлежать автору или быть разработана творческим коллективом и иметь развитие в работах других авторов, которые вносят в тему свои дополнительные аспекты видения и воспроизведения заданной темы. Например на уроке ИЗО задание «рисуем Осень» – каждый изображает осень в меру своего видения данного явления и соразмерно своему мастерству – это индивидуальная деятельность. Но если изобразить Осень является заданием для коллектива, то работа распределяется между участниками по степени максимального овладения определенного этапа навыков и умений (кто-то рисует осенние листья, кто-то дождливое небо, другой подбирает целостность работы в сочетании с оформленной рамкой и т.д.). Автором в данном случае является творческий коллектив, хотя каждый работал в определенном направлении, а итог – целостная гармоничная творческая работа.
Личность ребенка как эпицентр художественно-образовательной системы. Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования
Организация содержания и процесса художественного образования с учетом возрастных особенностей учащихся. Мотивация учебной и художественной деятельности ребенка. Моторная и сенсорно-перцептивная, интеллектуально-волевая активность ребенка и ее включение в учебную и художественную деятельность. Креативность и эмпатийность - качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования.
Содержание и процесс художественного образования организуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности.
В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органически вписанные в его собственную жизнедеятельность.
В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка.
В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельности.
В средних специальных и высших учебных заведениях молодые люди приходят к полноценной социально-культурной самоидентификации, осознавая свою принадлежность к определенному культурному слою с его особыми художественно-эстетическими представлениями и вкусами, на основе которых складываются определенные приоритеты и в собственном художественном творчестве – независимо от его профессиональной или любительской направленности.
Мотивация выполняет несколько функций:
побуждает поведение,
направляет и организует его,
придает ему личностный смысл и значимость.
Развитие учебной мотивации идет двумя путями:
Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности:
способ раскрытия учебного материала,
организация работы над предметом малыми группами,
проблемность обучения.
Социокультурные потребности развивающейся личности (внутренние факторы мотивации):
Эмоциональный контакт с окружающим миром (природой и обществом)
Эстетическая потребность (гармонизация)
Потребность самореализации через творческий результат
переживание жизненных ситуаций красоты мира, знакомство окружающего
художественно-эстетическую деятельность
впечатления от встреч с произведениями искусства, с культурными достижениями человечества, их авторами
восприятие:
- эмоционально-эстетическое,
- аксиологоческое,
- эмпатическое
· знание, познание
- эмпирическое,
- теоретическое,
- мировоззренческое,
- толерантное
· деятельность
- исполнительская,
- эвристическая,
- творческая (проектная),
- продуктивная
Наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей:
повышенная моторная активность – невозможность заниматься длительно одним делом, характерна для раннего школьного возраста;
сенсорно-перцептивная активность – способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении;
интеллектуально-волевая активность – интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение «трудных» ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.;
мотивация и эмоционально-выразительная активность – социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, «обозначению», символизации, комбинаторике, замещению.
Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования:
Креативность (лат. creatio – сотворение, создание) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Эмпатийность – способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию. Также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.
Основными качествами, влияющими на успешность изобразительного творчества, во всех его проявлениях, ведущими свойствами являются:
творческое воображение и особый тип мышления, для отражения реальных объектов окружающей действительности, путем анализа и отбора главного, существенного; обобщения художественного образа; формирование идеи, выраженной в композиции;
развитая система эстетического восприятия, а также чувственное, эмоциональное отношение к изображенному объекту или событию;
зрительная память, способная сформировать в сознании зрительный образ, выраженный в художественном образе;
волевые качества личности, для успешного практического воплощения творческих замыслов.