Просмотр содержимого документа
«Киноклуб как способ социально-коммуникативного взаимодействия»
Киноклуб как способ социально-коммуникативного взаимодействия
По существу, мы проектируем всякий раз, когда разрабатываем способы превращения данной ситуации в другую, более приемлемую.
Г. Саймон
В современных условиях, когда в российском образовании реализуется идея модернизации, существенно меняются и социальные установки наряду с потребностями в области образования, где определены новые концептуальные подходы к построению всей системы образования. Современный учитель стал и свидетелем, и активным участником такого явления как инновация в образовании через пересмотр содержания всех компонентов педагогической деятельности. Инновационные процессы стали важными направлениями деятельности образовательных учреждений, и особенностью образовательного процесса становится ориентация на личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие духовно-нравственных качеств человека, что гарантирует образовательным учреждениям и педагогам право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрение инновационных технологий, усиливая тем самым интеграцию образования, науки и практики.
Здесь важно учитывать, что особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) заключается в деятельностном характере, который ставит главной задачей развитие личности ребёнка. Современное образование постепенно отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС диктуют соответствовать уровню реальных видов деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
С внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), изменяются и технологии обучения, что открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.
Какие основные условия следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего это относится к этапам конструирования урока:
Определение темы учебного материала.
Определение дидактической цели темы.
Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Продумывание структуры урока.
Обеспеченность урока (таблица).
Отбор содержания учебного материала.
Выбор методов обучения.
Выбор форм организации педагогической деятельности
Оценка знаний, умений и навыков.
Рефлексия урока.
Ещё одно немаловажное условие для качественно подготовленного урока – это заинтересованность самого педагога, а через педагога, соответственно, и учащегося, в материале предмета. Важно учитывать ряд факторов, обусловливающих максимально возможное взаимодействие: это и физические изменения, и психические особенности, ведь подростковый возраст является тем периодом, который больше, чем все другие возрастные стадии, детерминирован социальными изменениями.
Подростковый возраст – это завершающий период детства, в течение которого ставятся и решаются задачи личностного, социального и профессионального самоопределения. В этот период формируются жизненные ценности, происходит осознание своих интересов, способностей, возможностей, формируются определённые взгляды на жизнь. Решение этих задач резко осложняется в ситуации смены социальных условий, отсутствия привычных критериев и ориентиров. Именно в таких условиях находятся сегодняшние подростки из-за чрезвычайно быстрого изменения темпа жизни, идеологии, социальной системы ценностей.
В подобных условиях возрастает роль педагога, не последняя деятельность которого направлена не только на обогащение личности знаниями, но и на воспитание Человека, создание условий для реализации творческого потенциала и самостоятельного определения своей судьбы.
Помощь педагога заключается не только в активном, формирующем воздействии на сознание и психику детей, но также в создании условий для активизации процессов жизненного самоопределения школьников.
Под жизненным самоопределением некоторые психологи определяют процесс личностного развития подростка, который проявляется в оценке и осмыслении отдельных разрозненных эпизодов окружающей его действительности, объединение их в связную, непротиворечивую, субъективную картину мира. Мышление активно формируются, когда дети пытаются определить своё будущее, сформулировать жизненные планы и стратегии их осуществления. Осознание и коррекция субъективной картины мира, активизация у школьников способностей к самоопределению возможны в учебном процессе на основе работы с примерами, которые являются важным средством педагогического взаимодействия.
Социальный заказ в сфере образования диктует школе необходимость работы над формированием таких ориентиров, как духовно-нравственные ценности учащихся. В соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» современный ребёнок должен обладать не только знаниями и умениями по конкретным дисциплинам, но и ценностным социально-ориентированным мировоззрением.
Известно, что «кино — не только самое важное, но и самое массовое из искусств». Роль кинематографа трудно переоценить. Однако современная киноиндустрия, как правило, опирается на рынок развлекательных мероприятий, в то время как образовательные и воспитательные цели оказываются слабо востребованы массовым зрителем.
Данная программа предоставляет возможность интеграции предмета «иностранный язык» с такими дисциплинами как МХК, литература, география, история и обществознание, поскольку в процессе просмотров тематических фильмов также планируется и обсуждение исторически значимых картин, документального кино, экранизации литературных произведений на английском языке, а также набравших в подростковой среде немалую популярность социальных роликов, что в свою очередь даст возможность увидеть и почувствовать разницу специфики текста как изображающего слова, и специфики кино как изображаемого слова.
Актуальность курсазаключается в том, что работа школьного киноклуба позволит выстроить целостную систему организации образовательной среды, в которой найдут гармоничное сочетание педагогически значимое содержание, эффективность мультимедийной формы, возможности организовать «диалог поколений» и обучение английскому языку.
Целями занятий заявлены:
Воспитание интеллектуально развитого, думающего, культурного зрителя;
Развитие умений и навыков говорения, чтения, аудирования и письма на иностранном языке;
Формирование универсальных учебных действий в условиях перехода на новые образовательные стандарты;
Приобщение к мировой и отечественной культуре через просмотр и обсуждение непростого для восприятия киноматериала, оказание помощи в осмыслении и обсуждении иерархии общечеловеческих и собственных нравственных ценностей.
Задачами школьного киноклуба являются:
Разработать учебно-тематический план;
Изучить специфику аудиовизуального материала;
Познакомить учащихся с документальными и тематическими фильмами на изучаемом языке;
Разработать цикл упражнений и заданий по английскому и немецкому языкам на основе просмотренных фильмов.
В результате работы киноклуба на иностранном языке достигаются следующие эффекты:
На личностном уровне:
для учащихся: заинтересованность и внимание, вызванные применением новых форм обучения;
для учителей: чувство удовлетворения от включения в активное совместное творчество с учащимися;
для родителей: основание для сотрудничества со школой и учителем иностранного языка.
На системном уровне:
1. Повышение эффективности обучения:
обеспечение системно-деятельностного подхода к обучению через развитие универсальных учебных действий;
повышение уровня обученности за счёт личностно-ориентированного обучения по иностранному языку (самостоятельный выбор той или иной формы творческого задания);
мотивирование участников проекта киноклуб на достижение успеха, в том числе, на основе здоровьесберегающей технологии проектного обучения.
2. Оптимизация образовательной среды:
интеграция нескольких областей знаний (иностранный язык и другие);
тесный контакт и сплочение учеников и родителей при работе через совместную творческую и проектную деятельность;
организация образовательного пространства для проекта на изучаемом языке как главного места просмотра фильмов и дискуссий, что не требует дополнительных финансовых инвестиций;
создание особой атмосферы заинтересованности деятельности учащихся.
3. Оптимизация воспитательного процесса:
приобщение учащихся к духовно-нравственным базовым ценностям;
повышение уровня качества знаний у учащихся в рамках изучаемых предметов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987.
Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М.: А.П.О., 1993.
Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: МПСИ, 1999.