– Давайте пожмем друг другу руки, чтобы у нас была доброжелательная атмосфера в классе.
2. Введение в тему
– А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте попробуем разгадать кроссворд. (Слайд 1)
-1. Этим словом называется отдых, перерыв между занятиями (Перемена) (Cлайд 2)
-2. На нём порой бывает тяжело, и ждёшь, когда же прозвенит звонок. (Урок) (Cлайд 3)
-3. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга) (Cлайд 4)
-4. Про него говорят: «…не воробей, вылетит, не поймаешь!» (Слово) (Cлайд 5)
-5. Она начинается с улыбки, не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (Дружба) (Cлайд 6)
– Правильно. Теперь давайте прочитаем, какое слово мы получили по вертикали. (Права) (Cлайд 6)
– С чем у вас ассоциируется это слово? Какие права вам знакомы? (Водительские права, права потребителя, права человека)
– А ещё, ребята, существуют права детей. (Слайд 7)
– Так вот о правах детей мы с вами сегодня и поговорим. А тема нашего занятия звучит так: имею право на права. (Слайд 8)
Посмотрим видеосюжет об истории прав человека.
3. Актуализация знаний
(Слайд 10) Давным-давно тысячи лет назад, когда на земле появились люди, стали возникать и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах, с помощью разных решений, путём международных переговоров и иногда, к сожалению, в битвах и войнах. В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появился документ Всеобщая Декларация прав человека. Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.
– А есть ли какие-нибудь права у детей? Правильно, есть. И они записаны в декларации прав ребёнка. (Слайд 11)
4. Познакомимся с основными правами детей
(Слайд 13) Ребёнок имеет право на воспитание в семейном окружении.
– Давайте вспомним сказку про гадкого утёнка. (Слайд 12) Хорошо ему было среди чужих уток? А среди таких же, как он, лебедей? (рассуждения детей). Каждый из нас имеет право жить в своей семье с близкими людьми.
(Слайд 15) Дети имеют право на бесплатное образование.
– Папа Карло был беден, но он отправил Буратино учиться в школу, купив ему азбуку, потому что образование было бесплатным. (слайд 14) Мы имеем право бесплатно учиться и получать знания.
(Слайд 17) Дети имеют право на медицинский уход.
– Когда мы говорим о медицине, то сразу вспоминаем … доктора Айболита.
(Слайд 16) Он лечил зверей. К нему приходили лечиться и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит. И каждый из нас тоже имеет право на медицинскую помощь, если вдруг заболел.
(Слайд 19) Дети имеют право на приемлемый уровень жизни (иметь всё необходимое для жизни).
– Кого мы видим? (Слайд 18) Это Золушка. Злая мачеха постоянно ущемляла её в правах и Золушка не имела того, что могла бы иметь. Но справедливость восторжествовала, и Золушка с помощью доброй феи обрела права на приемлемый образ жизни. Так и мы с вами имеем право иметь всё необходимое нам для жизни
(Слайд 21) Дети имеют право на достаточное питание и чистую воду.
– Когда старый Крот спросил у полевой Мыши, много ли съедает Дюймовочка? «Она съедает всего половинку зёрнышка в день» – ответила мышь. (Слайд 20) «Тогда я женюсь на ней» – решил Крот, нарушив её право на достаточное питание.
(Слайд 23) Дети имеют право на отдых.
– А перед нами опять Золушка. (Слайд 22) Она, как пчёлка, трудится и днём, и ночью. Не даёт мачеха ей покоя, всё работать заставляет. То посуду перемыть, то пол натереть, то постирать, то погладить. А ей, бедной, и присесть некогда.
(Слайд 25) Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому обращению.
– Как волк поступил с Красной Шапочкой? Он её обманул, переодевшись в бабушку, и съел. (слайд 24) А какой ещё сказочный персонаж несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозами быть съеденным? («Колобок»)
И мы должны знать, что никто не имеет права обращаться с нами жестоко, обижать и унижать.
(Слайд 27) Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому обращению.
– Помните, как Карабас Барабас заставлял Буратино, Мальвину, Пьеро и Артемона работать на него в кукольном спектакле, угрожал расправой и наказанием. (Слайд 26) Так вот вас, ребята, родители отправляют в школу, надеясь на то, что никто не нарушит ваше право на безопасность и доброжелательное отношение.
(Слайд 29) Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
– В мультфильме про Серую шейку лиса прикусила уточке крылышко, после чего Серая Шейка не смогла улететь со всей стаей в тёплые края. (слайд 28) Всю зиму о ней заботились зайцы и старый глухарь, помогая ей пережить морозную зиму.
5. Закрепление, систематизация знаний
игра «Разрешается – запрещается
Посмотри на этот знак:
Человек здесь поднял флаг.
Слушать мнение ребёнка
Разрешается. (Слайд 31)
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается. (Слайд 32)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить —
Это разрешается. (Слайд 33)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел — лечиться.
Это разрешается. (Слайд 34)
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Строго запрещается. (Слайд 35)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить —Это разрешается. (Слайд 35)
--- Теперь давайте разберем ситуации: (по группам)
Ситуация 1.
Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это их ребенок, и они воспитывают его как хотят.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей
Ситуация 2.
Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей.
Ситуация 3.
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.)
Ситуация 4.
Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику? (Статья гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)
Ситуация 5.
10-летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Какое его право при этом было нарушено? /право на образ-е
А теперь проведем конкурс "О каких правах в этих песнях идет речь?"
1.Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г.Гладкова, слова Ю. Этнина "Ничего на свете лучше нету"
2.Звучит запись песни "Учат в школе", муз. В. Шаинского, слова Пляцковского.
3.Звучит запись песни "До чего дошел прогресс", муз. Е. Крылатова, слова Ю. Этнина.
4.Звучит запись песни "На крутом бережку", муз. Е. Шаинского, слова А.Хайта.
6. Рефлексия
– Посмотрите внимательно на слайд. Рядом с картинками нарисованы разноцветные кружочки. Давайте назовём цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) (Слайд 37)
– Как вы думаете, если эти цвета расположить в ряд, что может получиться? (предположения детей: радуга) (Слайд 38). Радуга – символ мира и благополучия. (Слайд 38).
А зная свои права, соблюдая их в отношении других детей и быть уверенным в том, что никто не нарушит их в отношении нас, мы будем жить в мире и согласии.! (Слайд 39)
7. Итог урока.
Говорим все вместе:
Права ребёнка надо знать, (слайд 40)
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить. (слайд 41)
Ситуация 1.
Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это их ребенок, и они воспитывают его как хотят.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей
Ситуация 2.
Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей.
Ситуация 3.
Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.)
Ситуация 4.
Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику? (Статья гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)
Ситуация 5.
10-летний Павлик проживает со своими родителями в селе. У них большое хозяйство. Родители на время перестали пускать сына в школу, так как много работы дома. Какое его право при этом было нарушено? /право на образование