Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области
«Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания
Классный час
по теме:
«Толерантность начинается с меня»
Подготовила учитель математики
А.А.Шведова
с. Среднебелая
2015
Классный час
«Толерантность – путь к миру»
Цель: знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
Задачи:
Образовательная:
Помочь обучающимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить обучающимся, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование:
раздаточный материал (карточки – руки),
памятки,
ватман,
краски,
яблоко,
3 шарфа,
мультимедийное оборудование,
компьютер.
Форма проведения: «круглый стол»
Учитель: Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.
Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Обучающимся, участвующим в эксперименте, завязываются глаза, ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки яблока одним пальцем. Обучающиеся трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 20-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.
Учитель: Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это? и озвучивают его)
Ведущий показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми.
- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)
- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)
Учитель: Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.
Не все из вас смогли проявить толерантность в общении.
Учитель: Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному.
На слайде даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Толерантность – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
Толерантность – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). (Русский)
Вопросы к учащимся:
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
Учащиеся: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года. Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки: «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»
Учитель: Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные?
Россия всегда была и остается многонациональной страной. Посмотрите какое разнообразие нас окружает. Все это разнообразие создано людьми разных национальностей. Поэтому необходимо научиться быть толерантным в общении.
Учитель: в последнее время проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Учащиеся: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: что значит быть толерантным? Давайте постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания и заповеди. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью. Учащиеся зачитывают высказывания и соотносят с заповедью.
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
«Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».(не убий)
«Не делай другому того, от чего больно тебе».(золотое правило)
«Ничто притворное не может быть продолжительным».(не лги)
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
Воровство порождает лень и жадность. (не кради)
Учитель: итак, быть толерантным, значит:
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым.
Сострадать.
Учитель: А сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность, и те, которые характеризуют интолерантную личность.
Качества:
Толерантная личность | Интолерантная личность |
уважение мнения других доброжелательность терпение понимание и принятие чуткость, любознательность снисходительность доверие, гуманизм | непонимание игнорирование эгоизм нетерпимость выражение пренебрежения раздражительность равнодушие цинизм немотивированная агрессивность |
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Учитель: А теперь давайте избавимся от плохих качеств, которые нам мешают быть толерантными (на воздушных шарах наклеены эти черты, учащиеся должны лопнуть шарики).
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Учащиеся: любовь, терпение, прощение.
Учитель: Давайте создадим собственную эмблему толерантности. Ребята, у вас на столах приготовлены карточки в виде человеческой руки из цветной бумаги. Выберите 5 качеств, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть 5 положительных качеств, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на пальчиках. А теперь разместите их на ватман в виде лучиков солнца, а солнце нарисуем красками.
Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
Учитель:
- Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Учитель: Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
У вас на столах лежат карточки белого цвета, в них памятка, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации и правила толерантного общения. Их вы заберете с собой домой.
Правила толерантного общения: Уважай собеседника. Старайся понять то, о чем говорят другие. Отстаивай свое мнение тактично. Ищи лучшие аргументы. Будь справедливым, готовым принять правоту другого. Стремись учитывать интересы других. | Памятка (как вести себя в конфликтной ситуации): Сохраняй спокойствие, когда сердишься. Владей собой, имей выдержку и хладнокровие. Имей терпение выслушать собеседника. Спокойно объясни свою точку зрения. Подумай, из-за чего возник спор. |
Учитель: Послушайте стихотворение «Что в человеке главное?» и сделайте вывод, что же является основой толерантности человека.
Что в человеке самое главное?
В чем же глубокой души теплота?
Главное, мудрое, тонкое, славное –
Это, бесспорно, всегда доброта!
Это бальзам для души человека,
Это дорога, что к счастью ведет,
Помни, что с самого первого века
Добрых удача и любит, и ждет.
Добрым живется, конечно же, легче,
Камень за пазухой ты не держи,
Просто добро – это камень покрепче
Камешков зла и коварства, и лжи!
Учащийся:
Так много на земле традиций разных,
Религий, убеждений, что не счесть.
И надо к каждому добавить пониманье.
Добавить уваженья, сбросить спесь.
В день толерантности забудьте разногласья.
Пусть в этот день вам птицы пропоют
О том, что теплота и пониманье
Важнее. Пусть обиды все пройдут!
Учащийся:
Очень важно в нашем мире,
В век прогресса, скоростей,
Быть добрее и терпимей,
И открытым для людей.
Меньше зла, добро творите,
Без него никак нельзя,
Доброту в сердца впустите,
Всех вас с праздником, друзья.
Быть толерантным так не сложно,
Друзья, так будем же отныне,
Возможно это или невозможно,
Стремится быть добрее и терпимей!
Учитель: Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Учитель: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.