Просмотр содержимого документа
«Классный час, посвященный безопасному поведению на железной дороге»
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»
Классный час, посвященный
безопасному поведению на железной дороге
Подготовила:
Классный руководитель
30 группы
профессии 35.01.13
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного
производства
Филатова Н.И.
Алексеевка, 2019г.
«Правила соблюдать – беду миновать!»
Цель: осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге.
Основные задачи:
1. Ознакомление с основными причинами травматизма на железной дороге;
2.Расширение знаний студентов о некоторых объектах железной дороги (железнодорожный переезд, шлагбаум, настил, локомотив);
3. Составление памятки «Правила поведения на железной дороге»;
4. Развитие внимания, памяти, мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), речи;
5. Закрепление умений работать с информацией;
6. Развитие коммуникативных навыков.
Продолжительность занятия: 45 минут
Форма организации – классный час (с предварительной подготовкой)
Материально – техническое оснащение:
ПК, электронный носитель, презентация, видеоролик «На пути железнодорожном будь предельно осторожным»;
Реквизит:
модель светофора на переезде, форма дежурного по переезду, флажок жёлтого цвета, картинки железнодорожных знаков, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», карточки с напечатанными словами, результаты игры «Ассоциация», толковые словари, «продукты» решения проектной задачи, конверты с заданием «Ситуация», шариковые ручки, листы А-4.
I. Организационный этап.
Студенты заходят в класс. Рассаживаются по группам. Класс оформлен. На доске: картинка с изображением поезда, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», картинки дорожных знаков, результаты игры «Ассоциация», карточки со словами: «машинист», «локомотив», «пассажир», «вагон», «шлагбаум», «настил». На столах: толковые словари, «продукты» решения проектной задачи, конверты с заданием «Проблемная ситуация».
II. Актуализация знаний и представлений.
1. Студенты читают (с экрана) загадку и отгадывают её:
«Мчится, мчится железный конек!
По железу железо гремит.
Пар клубится, несется дымок;
Мчится, мчится железный конек,
Подхватил, посадил да и мчит…»
- Как вы догадались? (объяснения студентов)
2. Работа с толковым словарем. Лексическое значение слова: «поезд».
III. Создание эмоционального настроя.
- Кто из вас уже совершал поездки на поезде?
IV. Самоопределение к деятельности.
1. Рассказ преподавателя.
- Железная дорога - удобный вид транспорта, которым пользуются многие люди каждый день.
-Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы.
-Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда.Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.
-В 2019 году исполнилось 183 года Российской железной дороге.За эти годы заметно улучшилась работа Российских железных дорог. Значительно увеличилась скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог она достигает 140 км/ч. Сократилось время нахождения пассажиров в пути, быстрее происходит доставка грузов.
- Одновременно появилось много опасностей для человека. Каждый день мы слышим и узнаем о трагических ситуациях, которые происходят на железной дороге. Получают травмы и даже погибают люди: взрослые и дети.
2. Определение темы. (поиск подсказок: плакаты, карточки со словами, результаты игры «Ассоциация», картинки с дорожными знаками). Формулировка темы по группам.
3. Целеполагание.
Студентам предлагается определить цель занятия. (фронтальный опрос)
- Железная дорога является зоной повышенной опасности.
- Сегодня мы поговорим о правилах поведения на железной дороге.
«Правила эти железнодорожные -
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно».
V. Основной этап.
1. Коллективная работа. «О поездах»
- Скажите, какие поезда вам известны? (ответы студентов)
- Что общего есть у поездов?
Уточнение понятий: «машинист», «пассажир», «локомотив», «вагон», (карточки с напечатанными словами)
- На железной дороге работают люди разных профессий.
- Догадайтесь, кто так говорит о себе?
Выступают студенты:
Студент 1.
«Мы, усталость позабыв,
Не спуская с рельс внимания,
Вместе поведём локомотив,
Уложившись в сроки расписания».
Студент 2.
«Я – вежливый, добрый, но строгий –
Работник железной дороги.
Встречаю я вас на перроне
И с вами поеду в вагоне».
Студент 3.
« Я - пропускаю поезда,
Знаю всё - кому куда.
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю».
Студент 4.
«Вам безопасный всем проезд
Мой обеспечит переезд,
Вы звука слушайте сигнал
И уважайте персонал!»
Студент 5
«Мы работаем не в кабинете,
Наше место – отрезок пути,
Можем много мы километров
С инструментом в руках пройти.
Мы выносливы и закалены,
Мы решительны и тверды,
Исправляем поломки на рельсах,
Чтоб в поездках не вышло беды».
2. Работа в группах. «Правила пассажиров в электричке».
- Отгадайте:
«Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?» (студенты называют: электричка)
- Многие из вас уже ездили в электричке. Назовите основные правила пассажиров. (дети в группах совещаются, записывают на листках правила, представители групп зачитывают)
3. Коллективная работа. «Опасные ситуации на железной дороге».
- Выясним, что может привести к травмам на железной дороге? (подготовленные студенты читают наизусть стихи – подсказки, другие студенты высказывают версии, которые записываются на доске)
Студент 1. «Игры на дороге»
«На дороге две дворняжки
Разыгрались в догонялки:
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку!
Рассердился очень папа
И детей отшлёпал лапой»!
Студент 2. «Высовывание в окно»
«Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, -
Высунул голову Ослик в окошко.
- Что же ты делаешь?! Вот озорник!
Сядь-ка на место, - сказал проводник, -
Впредь так не делай, Осёл, никогда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
- Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.
Студент 3. «Переход дороги в неустановленном месте»
«Эй! Не трусь, скорей за мной:
Через рельсы - по прямой!
Здесь гораздо путь короче!
Поезд близко? Перескочим!
- Нет, друзья, - ответил Дрозд, -
Безопасно - через мост!»
Студент 4. «Подлезание под вагоны»
«- Я в обход, - сказал Зайчишка, -
Ты рискуешь жизнью, Мишка.
В это самое мгновенье
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда -
Неминуема беда».
«Хождение по путям»
- Что ещё может привести к травмам на железной дороге? (фронтальный опрос) Студенты высказывают свои версии. (Предполагаемые ответы: спрыгивание с платформы, пробегание перед идущим поездом, невнимательность, неумение правильно оценить расстояние до поезда...)
4. Рассказы « О железнодорожном переезде»
- Где же разрешено переходить железную дорогу?(предположения детей)
- На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.
Значения слов: «шлагбаум», «настил» (фронтальный опрос)
- Послушайте сообщения.
Студент 1.
Рассказ о регулируемом переезде.
- «Движением на регулируемом переезде управляет техника (шлагбаум, светофор) или люди (дежурный по переезду)
- Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора, слышится звуковой сигнал. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.
- Дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик».
- Что надо сделать, чтобы пройти через регулируемый переезд? (ответы учащихся)
Студент 2.
Рассказ о нерегулируемом переезде.
- «Если нет шлагбаума и светофора, либо светофор не горит (отключен) и нет дежурного по переезду, такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым, т.е. им никто не управляет (ни автоматика, ни люди). На переезде без шлагбаума может быть установлен светофор.
Внутри треугольника изображен паровоз - этот знак обозначает нерегулируемый «Железнодорожный переезд без шлагбаума».
- Как правильно переходить нерегулируемый переезд? (спрашивает у студентов). Ответы.
VI. Представление проектов.
- На территории железной дороги размещено много предостерегающих плакатов с надписями.
- Вы работали над проектом «Как предостеречь пассажиров от опасности?»
Группы представляют «продукты» решения проектной задачи.
VII. Физкультминутка.
Ролевая игра «На переезде»
VIII. Закрепление знаний. Самостоятельная работа в группах. «Ситуация»(задания записаны на листках)
(студентам в группах предлагается обсудить ситуацию, представители групп высказывают коллективное мнение - решение проблемы)
Ситуация 1.
«Лена и Оля – подруги. Набрав целые корзины грибов, они возвращались из леса. Идти было тяжело: цепляли кусты, трава, да и корзины нелегки. Девочки решили, что легче пройти вдоль железной дороги, по шпалам и рельсам. Правы ли они?
Ситуация 2.
«Миша и Коля на электричке приехали в деревню к бабушке. Им надо было перейти на другую сторону железной дороги. Железнодорожный мост – высокий и идти до него надо в обратную сторону. А на железнодорожных путях тихо, только товарный поезд стоит. Мальчики подумали, что быстрее подлезть под вагоны состава и оказаться на другой стороне. Так ли это?»
Дополнительная информация: тормозной путь поезда в среднем составляет около тысячи метров. Поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.
Ситуация 3.
«Был жаркий летний день. Ребята отправились купаться. Чтобы добраться до места, им предстояло пройти через железнодорожный мост, который соединял один берег реки с другим. Мост был высокий, под ним громко шумела вода. А от движения поездов ещё и покачивался. Ребята решили, что безопаснее идти по участку земли, который находился между двумя железнодорожными путями. Какая опасность их ожидает?»
Дополнительная информация: Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.
IX. Рефлексия.
1.Работа в группах. Создание памятки «Правила поведения на железной дороге»
(дети в группах записывают правила, представители групп зачитывают текст)
Примерная памятка:
- Переходить через пути нужно по мосту или по переходу;
- Не подлезайте под вагоны!
- Не устраивайте подвижных игр на платформе!
- Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!
- Переходите дорогу только в установленных для этого местах!
- Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!
- На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!
( выбирается лучшая памятка для оформления в «Классный уголок»)
X. Просмотр видеоролика «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».
XI. Итог занятия.
- Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. (слайд 31) Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Берегите себя!
XII. Творческое задание на дом.
- Продолжите работу дома. Придумайте и запишите небольшой рассказ по теме: « Осторожно, железная дорога!» (индивидуальная работа)