Для образовательных организаций, прежде всего школ, главная задача - подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению.
Для профессиональных образовательных заведений, где фактически уже осуществляется профессиональная подготовка, остается еще множество профориентационных проблем: проблема трудоустройства выпускников, выбор специальности и специализации, переосмысление и коррекция ранее сделанных выборов…
Многим присутствующим выпускникам школ, планирующим поступать в образовательные организации, участие в Фестивале помогло утвердиться в правильности выбора благодаря информации об особенностях организации учебной и досуговой деятельности, перспективах поступления. Специалисты службы занятости рассказали о востребованных вакансиях и перспективах развития отраслей экономики, проинформировали о состоянии рынка труда в городе и республике, а также об особенностях трудоустройства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Колледж и Сош - творческий итог работы »
КОЛЛЕДЖ И СОШ – ТВОРЧЕСКИЙ ИТОГ РАБОТЫ
(Статья из опыта работыметодиста ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» Даниловой Татьяны Витальевны)
Актуальность профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций обусловлена необходимостью формирования обоснованных профессионально-образовательных планов обучающихся.
Для образовательных организаций, прежде всего школ, главная задача - подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению.
Для профессиональных образовательных заведений, где фактически уже осуществляется профессиональная подготовка, остается еще множество профориентационных проблем: проблема трудоустройства выпускников, выбор специальности и специализации, переосмысление и коррекция ранее сделанных выборов…
Профориентация – это профессиональная ориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.
Профессиональная ориентация включает в себя:
Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.
Достичь высоких результатов профессионального самоопределения можно благодаря системной, последовательной работе с обучающимися, организации массовых мероприятий с использованием разных форм и методов. С 2009 года в ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» традиционно проводится профориентационное мероприятие «Фестиваль профессий и специальностей».
Целями Фестиваля являются: повышение привлекательности программ среднего профессионального образования, востребованных на рынке труда, информирование обучающихся школ о рынке профессий и специальностей города, об учебных заведениях среднего профессионального образования, информирование представителями предприятий - социальных партнеров выпускников колледжа о возможностях трудоустройства на предприятия.
Проведение Фестиваля подразумевает активное взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования, службой занятости, СМИ, предприятиями – социальными партнерами.
Целевая аудитория, на которую направлено проведение мероприятия, - обучающиеся и выпускники общеобразовательных школ г. Сыктывкара и районов РК и их родители, представители профессиональных образовательных организаций, представители организаций - социальных партнеров.
Организация Фестиваля профессий и специальностей включает следующие этапы:
I этап - подготовительный: планирование мероприятий, составление плана, заключение договоров, подготовка ведущих, подготовка мастер-классов, подготовка необходимых помещений, разработка анкет, подготовка, издание и распространение профориентационных, информационно-раздаточных материалов, рассылка факсов-приглашений, телефонограмм, электронных отправлений, решение организационных вопросов и др.
II этап – основной – проведение фестиваля профессий и специальностей. Состоит из встречи и регистрации участников фестиваля, экскурсии по колледжу, профориентационная работа представителей средних профессиональных учреждений, участие в мастер-классах, посещение столовой колледжа, парикмахерских салонов, встречи и совместная работа обучающихся колледжа и работодателей и др.
III этап заключительный – анализ мероприятия. Проходит после завершения мероприятия. На данном этапе проводится обработка анкет обратной связи, анализ мероприятия в форме круглого стола, осуществляется подготовка аналитических справок, отчётов, представление итогов на сайте колледжа и др.1.
На Фестивале обучающимся школ предоставляется полная информация об условиях приема и обучения в профессиональные организации.
Многим присутствующим выпускникам школ, планирующим поступать в образовательные организации, участие в Фестивале помогло утвердиться в правильности выбора благодаря информации об особенностях организации учебной и досуговой деятельности, перспективах поступления. Специалисты службы занятости рассказали о востребованных вакансиях и перспективах развития отраслей экономики, проинформировали о состоянии рынка труда в городе и республике, а также об особенностях трудоустройства.
Начальник отдела Республиканского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции протестировала будущих абитуриентов на соответствие выбранным профессиям.
Традиционный формат Фестиваля был видоизменен. Во время проведения мастер-классов предполагалось знакомство обучающихся общеобразовательных школ и студентов колледжа. Последние помогали школьникам в овладении азам будущих профессий и специальностей.
Представители предприятий – социальных партнеров говорили о перспективах и тонкостях удачного трудоустройства, возможностях карьерного роста, оплате и условиях труда, современных производственных технологиях, о требованиях, предъявляемых к персоналу. Участниками Республиканского Фестиваля профессий и специальностей ежегодно выступают социальные партнеры колледжа: директор SPA салона-парикмахерской люкс «BEAUTY HALL», руководитель страховой компании «Росгосстрах», представители ОАО Монди Сыктывкарский ЛПК, УФПС РК – филиала ФГУП «Почта России», ГУ РК «ЦЗН г.Сыктывкара», ГУ РК «Национальный архив РК», специалисты ОАО «Ростелеком» и ООО «Нордкомп».
По результатам анкетирования участники Фестиваля отметили высокий уровень организации мероприятия, его положительный эффект и считают Фестиваль эффективной формой профориентационной работы.
Обучающиеся общеобразовательных школ в анкетах высоко оценили мероприятие по критериям «полезность» (78%), «информативность проведенных встреч» (86%), «привлекательность» (94%). Прокомментировали организацию Фестиваля, как «необыкновенную, интересную, поднимающую настроение, классную, познавательную, хорошо устроенную, помогающую определиться с профессией, даже захотелось поменять все свои планы о специальности, намеченные ранее».
Общение удалось для всех. Школьники получили информацию и дружеское общение, студенты – уверенность в престиже будущих профессий, работодатели – удовлетворение от понимающих и любознательных студентов, которые, возможно, вскоре станут коллегами по цеху. Центр занятости населения города Сыктывкара проконтролировал ситуацию, подвел итоги мероприятия и своей работы по профориентации среди обучающегося населения.
М.Л.Долженко. Фестиваль рабочих профессий как одна из форм профориентационной работы с обучающимися / Образование. Карьера, Общество. – 2014. № 2. С. 39.