kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компетентностно-ориентированное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогической литературе часто используются и уже "устоялись" термины компетенция, компетентность. Содержательная же часть этих терминов до сих пор вызывает бурные дебаты работодателей, педагогов, психологов, социологов. Сущность этих понятий обсуждается на многих научных форумах, причем дискуссии часто сводятся к обсуждению правильности и полноты самой формулировки этих понятий, а их связь с жизнью часто отходит на второй план. Что же такое компетенция, компетентность, и как можно применять эти понятия для совершенствования государственных учебных программ, а значит, и содержания обучения в среднем профессиональном образовании.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«компетентностно-ориентированное образование »

Нормативный переход на компетентностно-ориентированное образование закреплен в 2001 году в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ в 2004 году. В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг. говорится, что назрела необходимость совершенствования содержания и технологий образовательной системы, а именно внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования и отвечающих требованиям современных работодателей. В качестве основы обновления содержания профессионального образования и проектирования учебных материалов выступает компетентностный подход.

В педагогической литературе часто используются и уже "устоялись" термины компетенция, компетентность. Содержательная же часть этих терминов до сих пор вызывает бурные дебаты работодателей, педагогов, психологов, социологов. Сущность этих понятий обсуждается на многих научных форумах, причем дискуссии часто сводятся к обсуждению правильности и полноты самой формулировки этих понятий, а их связь с жизнью часто отходит на второй план. Что же такое компетенция, компетентность, и как можно применять эти понятия для совершенствования государственных учебных программ, а значит, и содержания обучения в среднем профессиональном образовании.

Не секрет, что нынешние работодатели считают, что образовательные учреждения не уделяют должного внимания развитию личностных качеств выпускников в соответствии с требованиями рынка труда. Потенциальный сотрудник компании должен выходить из стен учебного заведения содержащим перечень компетенций, характеризующих как профессиональные, так и личностные его качества.

При устройстве специалиста на работу важно не только то, что человек будет делать, но и как он будет это делать, какие качества (помимо профессиональных знаний) ему потребуются для выполнения той или иной работы. На аналогичных должностях в разных организациях это могут быть разные качества: например, для руководителя компании, которая только начинает развивать свой бизнес, важны лидерство, предвидение, стратегический подход, предпринимательская инициатива, мотивация достижения и мотивирование сотрудников, уверенность в принятии решений; а руководителю, чья фирма твердо стоит на ногах, помимо организаторского таланта, необходимо, в первую очередь, умение работать в команде, делегировать полномочия, развивать подчиненных и т.д.

Компетенция – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Компетентность – совокупность компетенций.

Все компетенции специалиста можно разделить на профессиональные и личностные.

Профессиональные компетенции – это совокупность знаний, умений и навыков, которые непосредственно характеризуют специалиста в профессиональной;

Личностные компетенции – это качества, которые характеризуют специалиста как личность (моральные, деловые и психологические качества, которые необходимы для занятия определенным видом деятельности; характеристики здоровья и физической подготовки; характеристики культурного развития).

Компетентность следует отличать от компетенции определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать. Иногда можно услышать: это в области моей компетентности (я умею, могу это решить), но не в моей компетенции (меня не уполномочили это решать); или, что реже: это в моей компетенции (я имею право это решать), но я чувствую, что у меня недостает компетентности для этого. Хорошо, если бы каждый работник на своем месте осознавал не только границы своей компетенции (которые еще и преуменьшаются из-за перестраховки), но и степень своей компетентности.

Мировое экономическое сообщество во все времена следовало принципу "спрос-предложение". Именно спрос рынка на специалистов с четким перечнем компетенций должен формировать требования образовательных стандартов. Сопоставляя перечень компетенций, необходимых специалисту в конкретной предметной области (модель специалиста), с перечнем планируемых компетенций выпускника по специальности в той же предметной области (модель выпускника), система образования сможет целенаправленно готовить специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда.

Особую трудность в оценке компетентности выпускника вызывает то обстоятельство, что для этого необходимо иметь сведения об успешности (безуспешности) его деятельности в профессиональной сфере, с которой, как правило, он еще не сталкивался. Государственные аттестационные комиссии вынуждены выносить решение о профессиональной и социально-личностной компетентности выпускника по результатам его работы над дипломным проектом, хотя все понимают существенные различия между учебной и профессиональной деятельностью.

Из сказанного следует несколько выводов:

1. Компетентностная модель специалиста не является моделью выпускника, ибо компетентность неразрывно связана с опытом успешной профессиональной деятельности.

  1. Следует редуцировать компетентностную модель специалиста для ее использования в качестве требований к выпускнику.

  2. Целесообразно всемерно расширять в учебной программе все виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной. Речь идет о практиках, выполнении расчетных и проектных работ, научно- и учебно-исследовательской работе студентов, деловых, ролевых, имитационных играх и в более общем плане творческой самостоятельной работе студентов.

  3. При создании планов внеучебных мероприятий следует учитывать необходимость формирования ценностно-смысловых компонентов компетентности будущего специалиста.

Полученные в процессе обучения с помощью специальных методик профессиональные характеристики (компетенции) каждого студента, сформированные с учетом требований заинтересованных сторон и выраженные в терминах образовательного процесса или учебной программы, отражают действительный уровень обладания конкретным студентом этими характеристиками.

Важно выделить, что компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.

Таким образом, качество подготовки специалистов обеспечивается, прежде всего, четким представлением о целях обучения, достаточными условиями для обучения (доступностью, например) и содержанием обучения, а также организацией на этой основе регулярного мониторинга качества учебного процесса.

Система НИРС (УИРС) в современных условиях является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов и важнейшим средством повышения уровня их подготовки посредством овладения, как в процессе обучения по учебному плану, так и вне его, основами профессионально-творческой деятельности, методами, приемами и навыками выполнения научно-исследовательской работы студентов (учебно-исследовательской работы студентов), а также развития способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности, умений и навыков индивидуального и коллективного решения творческими методами профессиональных, научных, технических и социальных задач, применения в практической деятельности достижений научно-технического прогресса, ориентирования в экономических ситуациях.

Система НИРС (УИРС) позволяет наиболее полно реализовать индивидуальный подход в обучении и воспитании студентов, обеспечить дифференцированность при подготовке специалистов и является эффективным способом формирования и развития у студентов творческой мотивации, ответственности, активной созидательной жизненной позиции. Основными субъектами деятельности системы НИРС являются студенты.

На развитие мотивов студентов к научно исследовательской деятельности влияет атмосфера учебного заведения, личность научного руководителя, формы и методы ведения учебной и научной работы.

При этом основу управления студентами в научной сфере составляет мотивирование. Задача субъектов управления сводится к поиску ее соответствующих мотиваторов, которые активизировали бы определенное поведение людей. Как известно, мотивирование людей к определенным действиям на практике происходит путем использования различных стимулов – процесса стимулирования. Стимулирование – это побуждение к действию, создание предпосылок для привлечения участников к каким-либо занятиям или деятельности, достижению более высоких результатов, поставленных целей посредством заинтересованности людей возможностью повышения вещественного (материального) или духовною (морального) удовлетворения при получении определенных или лучших результатов. Соответственно различаются материальные и моральные формы стимулирования. Стимулирование как метод управления влияет на успешное функционирование НИРС, если в соответствие с поставленными целями будет осуществлено комплексное решение следующих задач:

  • формирование мотивации к научно-исследовательской деятельности студентов;

  • создание благоприятных условий для раскрытия и реализации творческих способностей студентов, поддержка их научно-технического творчества;

  • повышение массовости и результативности участия студентов в научно-технических мероприятиях НИРС


Таблица 1.

Мотивационная сфера студентов колледжа к исследовательской деятельности

Мотив

Характеристика мотива

Мотив самореализации


стремление к познанию, приобретению новых знаний и навыков;

интерес к определенной области знаний, творческий поиск;

познание самого себя (открыть скрытые способности, определиться с будущим и др.);

возможность творческого самовыражения и саморазвития

Мотив достижения

стремление к успеху, достижению цели;

желание находить и решать проблемы;

получение удовлетворения от учебы и научной деятельности

Мотив статуса

получение среднего профессионального образования;

желание занять достойное положение в обществе;

желание найти высокооплачиваемую работу;

стать профессионалом в избранной сфере деятельности


Таблица 2.

Мотивационная сфера преподавателей колледжа к исследовательской деятельности

Мотив

Характеристика мотива

Мотив самореализации

научный интерес, творческий поиск;

возможность творческого самовыражения и саморазвития

Мотив достижения

стремление к успеху, достижению цели; желание определять и решать проблемы; получение удовлетворения от работы

Мотив признания

получение признания научной общественностью; стремление иметь хорошую репутацию среди коллег

Мотив принадлежности

общение с выдающимися учеными и педагогами;

работа в научных коллективах;

общение с молодежью

Мотив статуса

возможность профессионального роста;

желание занять высокое социальное положение в обществе;

желание вносить вклад в развитие научного потенциала среднего профессионального образования, в повышение благосостояния общества


Особо актуальной является задача внедрения научно-исследовательской работы студентов в учебный процесс. Основные формы организации НИРС в рамках учебного процесса развиваются по двум направлениям: внедрение научно-исследовательских разделов в различные виды учебных занятий; включение в учебные планы специальных курсов по организации учебно-исследовательской работы.

Учебно-исследовательская работа выполняется в учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя-руководителя с целью привития студентам навыков выполнения теоретических исследований и более глубокого овладения знаниями по специальным дисциплинам.

Важным направлением научно-исследовательской работы, включенной в учебный процесс, можно назвать внедрение элементов творчества в лабораторные работы, при этом студент самостоятельно составляет план исследований, подбирает необходимую литературу, проводит обработку и анализ результатов, оформляет научный отчет.

В последнее время ряд преподавателей техникума практикуют выдачу индивидуальных домашних заданий, предусматривающих работу над вопросами, по которым нет стандартных методик решений.

Также в колледже практикуется выдача индивидуальных заданий исследовательского характера в период технологической и преддипломной практик. Преподаватели спецдисциплин при формировании тематики исследовательской работы студентов стремятся к тому, чтобы эта работа продолжалась непрерывно: при выполнении различных учебных заданий, курсовых проектов, во внеучебное время.

развитие исследовательского творчества студентов и преподавателей более эффективно проходит при сочетании процесса получения новых результатов с внедрением их в учебный процесс, широким обсуждением в коллективе. Причем совместная работа студентов и преподавателей положительно сказывается на их интеллектуальном потенциале, а признание специалистами результатов коллективного труда формирует уверенность в полезности и значимости проводимой исследовательской работы.

Таким образом, наряду с овладением профессиональными знаниями у участников творческого процесса повышается интеллектуальный потенциал, появляются устойчивые навыки исследовательской и изобретательской деятельности, формируется позитивное отношение к интеллектуальному труду. Исследовательская деятельность положительно влияет на процессы самосовершенствования, раскрывает творческую индивидуальность, повышает уровень притязаний на успех. Студенты, занимающиеся творчеством, обладают более высокой профессиональной мобильностью, что поможет им в дальнейшем проявить себя не только в полученной специальности, но и в смежных областях знаний при обучении в вузах, а также активно участвовать в рационализаторской и изобретательской работе на производстве.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенты, занимающиеся научно-исследовательской работой, обладают более высокой профессиональной мобильностью, что поможет им в дальнейшем проявить себя не только в полученной специальности, но и в смежных областях знаний при обучении в вузах, а также активно участвовать в рационализаторской и изобретательской работе на производстве.

В настоящее время конкурентоспособность выпускника среднего профессионального учебного заведения не гарантируется только владением узкопрофессиональными знаниями. Необходимым являются обладание определенным набором личностных качеств, соответствующих сфере профессиональных интересов работодателя и должности, на которую претендует молодой специалист. В связи с этим в системе СПО в целом и в Гуманитарно-Техническом колледже, в частности, есть острая необходимость в модернизации прогностических моделей своих выпускников, на основании которых определяются требования к профессиональным знаниям и умениям, а также личностным качествам специалистов, необходимых им для успешного и эффективного решения профессиональных задач на рабочем месте.

Нуждается в модернизации система критериев оценки качества подготовки специалистов, в структуру которой должны войти компетенции (ключевые квалификации, базовые навыки). Профессиональные компетенции являются инвариантной составляющей современного специалиста и поэтому должны быть неотъемлемым компонентом требований образовательных стандартов всех уровней профессионального образования.






















ДОКЛАД

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ



ПОДГОТОВЛЕН

МЕТОДИСТОМ ШОГЕНОВОЙ А.А.

ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ИСТОРИИ КОСУМОВОЙ И.С.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
компетентностно-ориентированное образование

Автор: Шогенова Асият Анатольевна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119311


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства