Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в дополнительном образовании»
Компетентностный подход в дополнительном образовании
Основная задача российского образования сегодня состоит в достижении такого качества образования, которое отвечает требованиям, предъявленным к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях. Роль дополнительного образования при этом заключается в развитии склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, т.е. формирование современных ключевых компетентностей.
Ключевые компетентности – это система универсальных знаний, умений и навыков, необходимых в любой области деятельности. В структуре ключевых компетентностей можно выделить:
компетентность в познавательной и предметной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников);
компетентность в социально-культурной и гражданской сфере (готовность к выполнению социальных ролей: гражданина, избирателя, потребителя и т.д.);
компетентность в информационно-коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия, навыков конструктивного общения).
Пути реализации компетентностного подхода осуществляются через:
содержание дополнительного образования (Чему учить?)
формы и методы обучения (Как учить?)
Отличительной особенностью компетентностного подхода в построении дополнительного образования детей будет его ориентация на получение конкретных результатов решения задач личностного развития учащегося через освоение дополнительной образовательной программы.
Предлагаю критерии и показатели оценки эффективности реализации программ для школьников.
На первой ступени образования самым важным является формирование самостоятельности, ответственности, инициативы ребенка, поддержка его увлечений, любознательности, становления новых для него отношений со сверстниками и взрослыми.
Образовательный процесс на втором этапе нацелен на становление самостоятельности ребенка, освоения им новой роли учащегося. Кроме этого, важным является педагогическое сопровождение становления детского коллектива, объединяющего учащихся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога меняется. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективные решения. Внутри детского коллектива, педагогом создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого учащегося.
В практике дополнительного образования выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи обычно предоставляется самому педагогу. Предлагаю педагогам применять в практической деятельности элементы образовательных технологий.
Термин «образовательная технология» часто употребляется как синоним методики преподавания, что не совсем соответствует смысловому объему данных понятий.
Методика- это совокупность методов, приёмов, форм, средств обучения.
Технология- это совокупность методов, приёмов, форм, средств обучения в конкретных условиях и направленных на результат.
Методика отвечает на вопросы: Чему, зачем и как учить?
Технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?
Отличительные черты педагогической технологии:
строгий и определенный порядок всех действий;
воспроизводство и устойчивость результатов;
в основе технологии лежат конкретные педагогические теории;
простота в применении любым педагогом.
Структура педагогической технологии следующая:
постановка целей;
теоретическое обоснование, вариант окончательного результата;
выделение этапов педагогической деятельности;
выбор средств, методов педагогической деятельности;
разработка критериев определения результатов.
Приведу пример некоторых технологий, элементы которых могут применяться в дополнительном образовании .
Список литературы:
1. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. /Под редакцией Родионовой Н.Ф. Издательство «СП б ГДТЮ», 2005.
2. Смолина А. Организация научно-исследовательской деятельности в клубе «Чтобы помнили» // Северная Двина - 2005г. № 1.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: Новая школа, 1997.
4. Технология метода проектов // Завуч. 2006г. № 4.
5. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе - М: Новая школа, 1997.