Мяч – постоянный спутник игр детей, он удовлетворяет активное стремление ребенка к движениям. Упражнения с мячом подготавливают к метанию, способствуют, прежде всего, развитию координации, ловкости, скорости движении, быстроте двигательной реакции, развитию глазомера, ориентировке в пространстве. При этом хорошую нагрузку получают все мышцы туловища, ног, рук, кистей, т.к. ребенок активно выполняет разнообразные, быстро меняющиеся движения.
В занятиях с детьми 5-6 лет лучше всего использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.При выполнении упражнений с мячом не обходимо сохранять правильную осанку, перемещение мяча сопровождать движениями туловища и головы, остепенно увеличивать амплитуду движений.
Изучение упражнений с мячом рекомендуются проводить в следующей последовательности : способы удержания мяча, передача, броски и ловля мяча, отбивы мяча, перекаты и выкруты.
Способы удержания мяча:
Положить мяч свободно на ладони, пальцы развести и слегка согнуть по форме мяча, но не сжимать его.
Мяч поддерживать пальцами с боков, не касаться его ладонями.
Мяч лежит на тыльной стороне кисти с предельно вытянутыми пальцами.
Корме этого, удержание может осуществляться отдельными частями тела и выполняться обратным хватом.
Передача мяча. Это основной связующий элемент требующий уверенного выполнения как левой, так и правой рукой. Передача может выполняться с ладони на ладонь, в различных хватах, с помощью различных частей тела. При этом слитность выполнения движений не должно нарушаться.
Последовательность обучения:
И.п.- руки в стороны, мяч в правой. 1-2-руки вниз, передать мяч в левую руку;3-4- руки в стороны ;5-6-руки вперед, передать мяч в правую руку;7-8-и.п.
И.п.- стойка ноги врозь, руки внизу, мяч в правой.1-2-поднемаясь на носки, дугами в сторону и руки вверх, передать мяч в левую руку ; 3-4-опуститься на всю стопу, руки вниз ; 5-8-то же с другой руки.
И.п.- стойка на коленях, руки в стороны, мяч в правой.1-2-сед на пятках с наклонами туловища в перед, передать мяч за спиной в левую руку; 3-4-выпримиться в стойку на коленях, руки в стороны;5-8-то же с другой руки.
И.п.- стойки ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой.1-2-наклон в перед – вправо, передать мяч в левую руку за правой ногой;3-4- выпрямиться, руки в стороны ; 5-8-то же с другой рукой.
И.п.- руки в стороны, мяч в правой.1-2-мяч на левой, правую согнуть под тупым углом и передать мяч под ногой в левую руку;3-4-опустить правую в и.п., руки в стороны ; 5-8-то же с другой ноги.
И.п.- стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой.1-2-наклоны влево, передать мяч над головой в левую руку;3-4-выпримиться,руки в сторону;5-8-то же, но в другую сторону.
И.п.- стойка на коленях ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой.1-2-с поворотом туловища направо, положить мяч на пол между ступнями;3-4- с поворотом туловища на лево, стойка на коленях, руки в стороны; 5-6- с поворотом туловища налево, взять мяч левой рукой;7-8-и.п.,мяч в левой руке.
И.п.- лежа на спине, руки в стороны, мяч в правой;1-2-согнуть ноги и положить мяч на голени;3-4-руки в стороны;5-6-взять мяч левой рукой;7-8-разогнуть ноги, руки в стороны. Затем то же выполнить с левой рукой.
И.п- мяч в правой руке. 1-2- стойка на левой, правую согнуть вперед и мяч положить под колено (зажать); 3-4 правую назад, руки в сторону (прогнуться);5-6- правую согнуть вперед, взять мяч левой рукой ; 7-8 –и.п., мяч в левой руке. То же выполнить с другой ноги.
И.п.- стойка ноги врозь колонну в шаге друг с другом,руки вверх,большой мяч впередистоящего.Передача мяча назад над головой .Когда мяч дойдет до последнего ребенка в колонне,все дети поворачиваются кругом и, наклоняясь вперед,передают мяч назад между ног.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений с предметами»
Перечень упражнений с предметами.
По мере освоения общеразвивающих упражнений все чаще проводятся упражнения с предметами. Это вызывает у детей интерес к знаниям, оказывает значительное влияние на освоение способностей, таких, как выносливость, ловкость, быстрота, смелость и настойчивость. Активные действия с предметами в процессе их применение содействуют познанию веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действие с предметами создает возможность добиваться больше отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.
Зрительные восприятия создают образ движения в его динамики, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.
Слух позволяет выполнять движения в определенном ритме и темпе. Некоторые предметы(например, скакалка и мяч)способствуют отчетливости этих восприятий.
Мышечные ощущения сигнализируют о положении частей тела, напряжений мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп.
Поскольку упражнения с предметами в этой или иной степени требуют работы пальцев рук, его активизирует деятельность анализаторных систем совершенствует координацию движений пальцев, что очень важно для учебной деятельности ребенка.
При выполнении упражнений с предметами решаются и воспитательные задачи : дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место, оказывать помощь тренеру.
Наряду с общим влиянием каждый из предметов в зависимости от физических свойств оказывает своеобразное воздействие- движение приобретают плавность или резкость, четкость, силу и т.п.
Упражнения с мячом
Мяч – постоянный спутник игр детей, он удовлетворяет активное стремление ребенка к движениям. Упражнения с мячом подготавливают к метанию, способствуют, прежде всего, развитию координации, ловкости, скорости движении, быстроте двигательной реакции, развитию глазомера, ориентировке в пространстве. При этом хорошую нагрузку получают все мышцы туловища, ног, рук, кистей, т.к. ребенок активно выполняет разнообразные, быстро меняющиеся движения.
В занятиях с детьми 5-6 лет лучше всего использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.При выполнении упражнений с мячом не обходимо сохранять правильную осанку, перемещение мяча сопровождать движениями туловища и головы, остепенно увеличивать амплитуду движений.
Изучение упражнений с мячом рекомендуются проводить в следующей последовательности : способы удержания мяча, передача, броски и ловля мяча, отбивы мяча, перекаты и выкруты.
Способы удержания мяча:
Положить мяч свободно на ладони, пальцы развести и слегка согнуть по форме мяча, но не сжимать его.
Мяч поддерживать пальцами с боков , не касаться его ладонями.
Мяч лежит на тыльной стороне кисти с предельно вытянутыми пальцами.
Корме этого, удержание может осуществляться отдельными частями тела и выполняться обратным хватом .
Передача мяча . Это основной связующий элемент требующий уверенного выполнения как левой, так и правой рукой. Передача может выполняться с ладони на ладонь, в различных хватах, с помощью различных частей тела. При этом слитность выполнения движений не должно нарушаться.
Последовательность обучения:
И.п.- руки в стороны, мяч в правой. 1-2-руки вниз, передать мяч в левую руку;3-4- руки в стороны ;5-6-руки вперед, передать мяч в правую руку;7-8-и.п.
И.п.- стойка ноги врозь, руки внизу, мяч в правой.1-2-поднемаясь на носки, дугами в сторону и руки вверх, передать мяч в левую руку ; 3-4-опуститься на всю стопу, руки вниз ; 5-8-то же с другой руки.
И.п.- стойка на коленях, руки в стороны, мяч в правой.1-2-сед на пятках с наклонами туловища в перед, передать мяч за спиной в левую руку; 3-4-выпримиться в стойку на коленях, руки в стороны;5-8-то же с другой руки.
И.п.- стойки ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой.1-2-наклон в перед – вправо , передать мяч в левую руку за правой ногой;3-4- выпрямиться, руки в стороны ; 5-8-то же с другой рукой.
И.п.- руки в стороны, мяч в правой.1-2-мяч на левой, правую согнуть под тупым углом и передать мяч под ногой в левую руку;3-4-опустить правую в и.п., руки в стороны ; 5-8-то же с другой ноги.
И.п.- стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой.1-2-наклоны влево, передать мяч над головой в левую руку;3-4-выпримиться,руки в сторону;5-8-то же, но в другую сторону.
И.п.- стойка на коленях ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой.1-2-с поворотом туловища направо, положить мяч на пол между ступнями;3-4- с поворотом туловища на лево, стойка на коленях, руки в стороны; 5-6- с поворотом туловища налево, взять мяч левой рукой;7-8-и.п.,мяч в левой руке.
И.п.- лежа на спине, руки в стороны, мяч в правой;1-2-согнуть ноги и положить мяч на голени;3-4-руки в стороны;5-6-взять мяч левой рукой;7-8-разогнуть ноги, руки в стороны. Затем то же выполнить с левой рукой.
И.п- мяч в правой руке. 1-2- стойка на левой, правую согнуть вперед и мяч положить под колено (зажать); 3-4 правую назад , руки в сторону (прогнуться);5-6- правую согнуть вперед , взять мяч левой рукой ; 7-8 –и.п., мяч в левой руке . То же выполнить с другой ноги .
И.п.- стойка ноги врозь колонну в шаге друг с другом ,руки вверх ,большой мяч впередистоящего .Передача мяча назад над головой .Когда мяч дойдет до последнего ребенка в колонне ,все дети поворачиваются кругом и , наклоняясь вперед ,передают мяч назад между ног .
Броски и ловля. Броски и ловля выполняются одной или двумя руками вверх или по дуге в различных направлениях.
При бросках и ловле мяча руки не должны быть излишне напряжены . Броску предшествует предварительный замах ( руки спускаются немного ниже и.п) , а точность и амплитуда броска обеспечиваются более резкими движениями кистей в конечной фазе махового движения. Броски сопровождаются также пружинящим движением ног и туловища.
При ловле мяча следует учитывать , что скорость его падения достаточно велика и мяч после касания ладони может отскочить. Этот отскок нужно смягчить движениями рук навстречу мячу, который перехватывается через кончики пальцев на ладони, а затем руки опускаются к низу. Захватывать мяч пальцами нельзя.
Последовательное обучение:
Имитационное упражнение, направленное на освоение предварительных и сопровождающих движений руками в сочетании с пружинящими движениями руками( в начале без мяча, а затем с мячом, но без броска).
И. п. –руки с мячом внизу. Небольшой бросок мяча сверху, ловля после удара его об пол. Затем то же, но выполняя бросок и ловлю одной рукой. Следить за точностью броска, постепенно увеличивая амплитуду.
И. п. – то же. Небольшой бросок мяча сверху, ловля без удара об пол двумя руками. Далее выполнить бросок одной рукой, а ловить вначале двумя, а затем одной.
И. п. – стоя в парах, лицом друг к другу на расстоянии 2 метров, мяч у одного из партнеров. Выполнять бросок мяча двумя руками вперед-вверх партнеру. Ловить мяч в начале после удара об пол двумя руками, затем одной рукой. Усложняя упражнение, выполнить бросок и ловлю одной рукой.
И. п. – то же. Выполнить упражнение 4 но мяч у обеих партнеров.
И.п. – руки в стороны, мяч в правой. Небольшой бросок мяча вверх ловлей той же рукой, а затем передачей мяча со спиной в другую руку.
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой. Броски мяча по дуге к низу и над головой в другую руку.
И.п. – руки в стороны, мяч в левой. Сгибая правую вперед, бросок мяч под ногу с последующей ловлей правой рукой. Затем тоже с другой ноги.
И.п. – Руки вперед мяч, на ладонях. Чередование бросков мяча вверх с ловлей на тыльную сторону кистей и с последующим небольшим броском и ловлей на ладони.
И.п.- мяч в двух рука за спиной. Спружинив, бросок мяча вверх-вперед, ловля двумя руками.
По мере освоения бросковых движений их следует выполнять из различных исходных положений, в сочетании с шагами, подскоками, поворотами и другими элементами. В момент полета мяча можно выполнить хлопок руками перед собой, присед и т.д.
Отбивы мяча. Эти упражнения специфичны для данного предмета. Они особенно эффектны, когда выполняются с музыкой.
Отбивы мяча можно выполнять одной или двумя руками, перед собой или сбоку, один или несколько раз подряд, вертикально или под углом. Отбивы могут также могут выполняться различными частями тела.
Отбив мяча сопровождается целостным пружинным движением всем телом и особенно рукой, выполняющий отбив. Кисть должна провожать мяч как можно дольше, обеспечивая этим точность его движений. Ловить мяч нужно без напряжения, удерживая его на ладони. Для этого перед ловлей необходимо сделать рукой небольшую дугу во круг мяча. Поскольку высота отскока находится в прямой зависимости, от силы удара, с детьми необходимо осваивать отбивы мяча в равных ритмах: сильнее и слабее, быстрее и медленнее.
Последовательность обучения:
Отбивы мяча об пол двумя руками. После каждого отбива ловля мяча на ладони.
Выполнять упражнение 1, но отбив и ловля мяча выполнять одной рукой.
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой. Отбив мяча под углом влево, с ловлей левой рукой. То же в другую сторону.
И.п.- стоя в парах, лицом к друг другу на расстоянии 2-х метров ,мяч у одного из партнеров.
И.п.- то же. Выполнить упражнение 4, но мяч у обеих партнеров.
И.п.- стойка ноги врозь, правая рука с мячом вперед, левая в сторону. Отбив мяча под углом назад (между ног), с поворотом кругом ловля его левой рукой. Затем с другой руки.
И.п. – правая рука с мячом вперед, левая на пояс. Несколько отбивов мячом подряд. Затем тоже левой рукой.
И.п.- то же. Поочередные отбивы мяча правой и левой рукой.
И.п.- тоже. Поочередные отбивы мяча правой рукой: ладонью, кулаком, локтем. Тоже левой рукой.
И.п.- то же. Отбив мяча поворот на 360 градусов, а ловля левой рукой. И за тем тоже с другой руки.
И.п. - в обеих руках по мячу. Одновременно отбить мячи об пол и поймать каждой рукой.
И.П.- то же. Одновременные отбивы мяча под углом. При ловле мяч должен попасть из правой руки в левую и наоборот.
Перекаты мяча. Перекаты мяча могут выполняться по полу и по различным частям тела( рука, нога, спине, груди и т.д.). Перекаты должны быть плавными, без толчков.
При перекате по полу движение и направление мячу задают легким толчком пальца руки. Встречают мяч также пальцами, подставляя под него руки. Выполняя перекат мяча по рукам или другим частям тела, необходимо либо остановить его в определенной точке, либо ловить после сбрасывания на пол. С детьми 5-6 лет можно выполнять и перекат мяча кистями, когда он зажат между ладонями: одна ладонь под мячом, а другая – над ним, а руки слегка согнуть в локтевых суставах. Вращательное движение выполняется внутрь или наружу. При этом кисти двигаются вокруг вращающегося мяча и не отделяется от него.
Последовательность обучения:
И.п.- сед на пятках в две шеренги лицом к друг другу на расстоянии двух метров, руки с мячом справа. Перекаты мяча по полу партнеру.
И.п. – сед на пятках, правая рука в сторону, левая с мячом на полу. Перекат мяча по полу вправо с ловлей правой рукой и обратно.
И.п. – сед согнув ноги, мяч на полу слева. Перекат мяча под ногами в правую руку, а затем в и.п.
И.п. – присед, руки вниз, мяв в правой. Перекат мяча по полу, вперед, выпрямляясь, бег за мячом и остановка его в и.п.
И.п. мяч на полу справа. Наклоняясь, прокатить мяч по полу вокруг прямых ног.
И.п. – руки вперед, мяч на тыльной стороне ладоней. Плавно поднимая руки вверх, перекатить мяч до груди, затем раскрыть руки в сторону и поймать мяч на тыльные стороны кистей после удара его об пол.
И.п. – упор сидя сзади, мяч на голенях ног у ступней. Поднимая ноги, перекатить мяч к туловищу, затем попустить ноги и двумя руками переложить в и.п.
И.п. – руки вперед, мяч на ладонях. Поднимая руки вперед – вверх, перекатить мяч до груди, затем, опуская руки вперед – вниз, перекатить его обратно на ладони.
И.п. – то же. Выполнять упражнение 8, но с небольшого предварительного броска вверх.
Перекаты мяча между ладонями внутрь и наружу.
Выкруты мяча. Это наиболее сложное движение, требующие хорошие координации и высокого уровня развития подвижности в суставах верхних конечностей.
Направления выкрута бывают внутрь и наружу, а движение может совершаться вертикальной и горизонтальной плоскости. Выкруты выполняют в упоре приседе, напряженной округлой рукой, плавно и слитно. Рука вместе с мячом двигается по дуге, мяч лежит без захвата на ладони в течение всего упражнения и не касается предплечья. Выкрут можно заканчивать небольшим броском мяча вверх.
Последовательность обучения:
Имитационное упражнение, направленное на освоение движения руки при выкруте внутрь и наружу в горизонтальной плоскости.
И.п. – руки в стороны, мяч в правой. Выполнять выкрут в горизонтальной плоскости внутрь и наружу. То же с другой рукой.
И.п. – то же. Выкрут в горизонтальной плоскости внутрь, а затем небольшой бросок мяча вверх. То же с другой рукой.
Имитационное упражнение, позволяющее освоить движение руки при выкруте в вертикальной плоскости внутрь и наружу.
И.п. – правая рука с мячом в сторону-внизу, левая на пояс. Выполнять выкрут в вертикальной плоскости внутрь и наружу. То же с другой рукой.
И.п. – то же. Выполнить выкрут в вертикальной плоскости внутрь, а затем выкрут в горизонтальной плоскости наружу. То же с другой руки.
И.п. – руки в стороны, мяч в правой. Выполнить выкрут в горизонтальной плоскости внутрь, а затем выкрут в вертикальной плоскости наружу. То же с другой руки.
Совершенствуя отбивы мяча, перекаты и выкруты, их выполняют в сочетании с шагами, бегом, танцевальными шагами, поворотами и т.д.