Комплексная воспитательная программа
«Радуга»
Интернат семейного типа МКОУ-Восяховская СОШ
Цель воспитательной системы – создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности личности каждого ребенка.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи: - изучить: * психолого-педагогическую литературу по данной теме; * потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся; выявить: * на основе изученной литературы проблемы семейного воспитания в современных условиях; * природные задатки и творческий потенциал детей - воспитывать : * в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь); *ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, умение считаться с мнением коллектива; * бережное отношение к природе; - создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности воспитанника; - развивать и укреплять творческие связи педагогов, родителей и воспитанников с социумом. Для решения поставленной цели необходимо развивать деятельность по следующим направлениям: - организация диагностической работы по изучению семей воспитанников, педагогов и самих воспитанников; -психолого - педагогическое просвещение воспитателей, родителей и воспитанников; - усиление значимости досугового компонента (создание системы массовых мероприятий с родителями, досуг родителей и воспитанников); - выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Воспитательная система делится на три этапа:
1.Раскрытие личности – младший школьный возраст.
2.Развитие личности – средний школьный возраст.
3.Становление и самоактуализация личности – старший школьный возраст.
1 ступень
Воспитательная система культурно-нравственной ориентации.
2 ступень
3 ступень
Воспитательная система социальной ориентации.
Воспитательная система
рационально- образовательной ориентации
принцип
Основные принципы воспитательной деятельности
принцип
принцип
I этап: проектный
II этап: практический
III этап: аналитический
развитость креативных способностей учащихся
развитость креативных способностей учащихся
сформированность объединения
сформированность объединения
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности учащегося
сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности учащегося
проявление индивидуальности каждого ученика и объединения в целом
проявление индивидуальности каждого ученика и объединения в целом
Критерии эффективности
Методики изучения воспитательного процесса:
- методика изучения социализированности;
- диагностическая программа изучения уровней воспитанности;
- программа изучения детского коллектива;
- сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
- анкета оценки воспитательной деятельности;
формирование нравственных и деловых качеств
формирование творчески активной личности
Ожидаемые результаты
гражданская сознательность
укрепление здоровья
формирование нравственно – целостной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек
трудовая активность
Структура комплексной воспитательной программы
Выбор направлений воспитательной работы в учреждении осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Направление воспитательной системы
1.Интеллектуальное
Программа
Программа «Ученье – свет»
2.Валеологическое
3.Гражданско-патриотическое, правовое, нравственное
Сквозная программа «Береги
4.Экологическое
« Я рожден в России»
себя»
«Мой край родной, чудесный»
5. Трудовое - профориентационное
« У меня растут года….»
6.Художественно-эстетическое
«Мастера – умельцы»
7. «Досуг»
« Мы вместе»
8.Работа с родителями
«Я и моя семья»
1. Интеллектуальное направление Программа «Ученье - свет»
Раздел 1. Общие положения
Программа направлена на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании.
Цель программы: Развитие способностей
и познавательных интересов учащихся.
Ожидаемые результаты: Устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество; самостоятельное и рациональное мышление; убежденность и готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных ситуациях.
Раздел 2.
Основные направления
и их реализация
Направление
Задачи
Организация учебной деятельности учащихся
Содержание
Индивидуальная работа с учащимися
Развивать умения научно организовать умственный труд.
- Проведение бесед
деятельности
Развитие познавательных интересов
1.Формирование положительных мотивов учения.
«Учись – учиться».
1.Создание условий для развития познавательных интересов учащихся.
2.Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Наблюдение
- Привлечение к работе малого педсовета, к работе с родителями, информирование, совместный поиск путей решения проблем и анализ.
2. Разработка образовательных программ, курсов, факультативов.
- Проведение интеллектуальных игр, предметных недель, декад, олимпиад…
3.Координация деятельности педагогов.
.
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Проведение ролевых игр, дискуссий, конкурсов для проявления и развития способностей.
Валеологическое направление Сквозная программа « Береги себя»
Раздел 1. Общие положения
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современная школа должна формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.
На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме.
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты:
-повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
-осознанное отношение детей, их родителей и педагогов к своему здоровью как - основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.
Раздел 2. Основные направления программы и их реализация Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни
Задачи:
1.Знакомство детей, родителей с основными понятиями валеологии (здоровье, здоровый образ жизни).
2.Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
3.Обеспечение условий для пропаганды здорового образа жизни (программно-методическое обеспечение, подготовленность кадров).
Мероприятия
Разработка системы мониторинга здоровья, физической подготовленности, диагностики и оценки уровня сформированности валеологической культуры детей и родителей
Сроки
Ответственные
2011-2014
Упорядочение работы с семьями по проблемам сохранения и укрепления здоровья
гг.
Администрация,
Разработка и сбор методических материалов по проблемам здоровья, системы мер по углублению знаний, умений, навыков педагогов по данной проблеме
2011- 2014
педагоги
Проведение занятий и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности
2011-2014 гг.
Администрация,
гг.
педагоги
Администрация,
постоянно
педагоги
педагоги,
педагог - организатор,
методист по УВР
Гражданско-патриотическое, правовое, нравственное направление Программа « Я рожден в России»
Раздел 1. Общие положения
Воспитание – целенаправленная организация процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Главным результатом воспитания следует считать Личность , способную строить жизнь, достойную Человека .
В настоящее время особенно важно и необходимо воспитывать у молодежи такие качества как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого молодого человека.
Цель программы: Формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа.
Раздел 2. Содержание деятельности
Направление
деятельности
Задачи
Связь поколений
Я – гражданин
Содержание
- Формирование у воспитанников полного представления о культуре народа через познание культурных традиций.
- Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, уважения к истории своей страны.
Растим патриотов России
1.Формирование у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
- Возрождение и развитие культурных традиций русского народа, своего края.
- Проведение месячников гражданско-патриотической и спортивной работы.
2.Расширение представлений о правовых нормах во всех сферах жизни и приобщение к ним.
- Изучение и соблюдение гражданских прав и свобод всеми участниками образовательного процесса.
1.Воспитание готовности к защите своей Родины и служению Отечеству.
Нравственность и духовность
- Изучение военной и трудовой истории Отечества, родного края и учреждения.
- Участие в акциях, конкурсах, марафонах.
1.Формирование представлений о нравственности, общечеловеческих норм гуманистической морали.
- Проведение массовых мероприятий патриотической направленности.
2.Ознакомление с нормами поведения во всех сферах жизни.
- Проведение мероприятий нравственного цикла.
3.Формирование представления о социальном устройстве жизни и образа жизни, достойной человека.
- Приобщение воспитанников к общественной жизни.
4.Социализация личности ребенка, т.е. его интеграция с обществом.
. Экологическое направление Программа экологического воспитания «Мой край родной, чудесный»
Цель – создание оптимальных условий для развития и самореализации учащихся, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе экологической деятельности.
Ожидаемые результаты: Формирование экологической культуры. Готовность к активной природоохранительной деятельности.
1. Методическое обеспечение:
1.1. Участие в обучающих семинарах, курсах повышения квалификации педагогов;
1.2. Создание методической копилки (фонотека, видеозаписи, игротека, программы, стенды).
2. Практическая деятельность:
2.1. Проведение ежегодных акций и операций «Рябиновые бусы», «Кормушка», «Чистый берег», «Цветок», «Птичий домик»;
2.2. Организация экологических троп, субботников.
2.3. Улучшение санитарно-гигиенических условий в интернате (тепло, свет, мебель, оборудование);
2.4. Поддержка движений за экологическую безопасность.
3. Научно исследовательская деятельность.
3.1. Разработка проектов по очистке реки в черте поселения, туристических стоянок в зоне отдыха.
4. Творческая деятельность:
5.1. Организация выставок.
5.2. Дни природы, экологические недели, месячники;
5.3. Конкурсы, викторины, КВН;
5.4. Конференции, фестивали;
5.5. Праздник осени, праздник урожая, новогодний праздник, «Ворна Хатл».
Трудовое – профориентационное направление Программа профессионального самоопределения учащихся «У меня растут года ……»
Раздел 1. Общие положения
В настоящее время в России рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части населения, т.е. к безработице. В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить профессиональное и социальное самоопределение. Это возможно только в том случае, когда существует система профориентационной работы , под которой понимается взаимодействие личности и общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Самоопределение – это осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем. Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. Поэтому при проведении профориентационной работы необходимо выявить индивидуальные психологические качества личности, уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А.Климова (хочу-могу-надо).
При построении системы профессиональной ориентации воспитанников мы придерживаемся структуры, предложенной группой ученых под руководством С.Н.Чистяковой, состоящей из трех элементов: получение школьником знаний о себе самом (образ «Я»); информация о мире профессий; осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о самом себе и знаний о профессиональной деятельности).
В организации профориентационной работы необходим возрастной подход: 1 этап – детская игра, в которой идет своеобразная «примерка» профессиональной роли; 2 этап – подростковая фантазия; 3 этап, захватывающий подростковый и часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии на основе интересов, способностей, системы ценностей; 4 этап – практическое принятие решения. Характер содержания и объем работы будут меняться в зависимости от возраста учащихся, достигая максимальной интенсивности в предвыпускных и выпускных классах. Если в начальных классах профориентация практически сливается с трудовым воспитанием, то по мере приближения к окончанию школы увеличивается профориентационная работа.
Цель программы: Содействие актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
Задачи программы:
Формирование у воспитанников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рынка.
Привлечение родителей к деятельности в рамках программы.
Раздел 2.
Основные направления программы и их реализация
Направления
Основные мероприятия
Просвещение
с учащимися, родителями, педагогами
Учащиеся:
Диагностика
1.Участие в днях открытых дверей учебных заведений и ярмарке учебных мест (9-11 классы).
Психодиагностика
Учащиеся:
1.Проведение опросника профессиональной мотивации.
Учащиеся:
3.Расширение знаний учащихся о профессиях (6-11 классы).
Коррекция
1.Тестирование учащихся 9, 11 класса (психолог).
1.Осуществление индивидуальных консультаций.
4.Приглашение бывших выпускников, представителей учебных заведений и специалистов Центра занятости на встречу с учащимися (8-11 классы).
2.Выявление интересующих вопросов по теме профориентации.
2.Выяснение интересов учащихся средних классов по «Анкете интересов» (психолог).
2.Организация дискуссий для решения возникающих проблем.
Родители:
Родители:
1.Проведение опроса по выявлению проблем при профессиональном самоопределении ребенка.
Педагоги:
1.Проведение родительских собраний на тему «Как помочь своему ребенку выбрать профессию» (9, 11 классы).
Педагоги:
Проведение опроса по выявлению интересующих вопросов по профориентации.
1.Подготовка рекомендаций по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.
2.Разработка бесед по профориентации.
3.Оформление информационного стенда «Куда пойти учиться»
Раздел 3.
Критерии и показатели готовности учащихся к профессиональному
самоопределению
Критерии
Показатели
Когнитивный
1.Знания о профессиях.
Методики изучения
Мотивационно-
Деятельностно-
2.Знания о профессиональных качествах.
Ответственные
1.Наличие адекватной самооценки.
ценностный
Опросник рефлексии своих знаний о профессиях…
2.Мотивы выбора профессии.
Опросник субъективного отношения к самому себе.
педагоги
практический
1.Способность к реализации своих целей.
3.Знания о возможных путях профессионального самоопределения.
3.Творческое отношение к деятельности.
Педагог – психолог,
2.Ориентация на самоопределение.
Опросник достижений.
Анкета «Мотивация своего профессионального выбора».
педагоги
Педагог – психолог,
Экспертная оценка.
3.Способность к рефлексии.
Тест Торренса.
педагоги
Опросник рефлексии.
Художественно – эстетическое направление Программа « Мастера- умельцы»
Раздел 1. Общие положения
Программа направлена на развитие гражданского отношения к эстетической стороне жизни нашего общества, народов других стран, к искусству как составной части духовной культуры, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир.
Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
Цель программы: Воспитание человека – носителя культуры с творческим отношением к делу, к работе и жизни.
Ожидаемые результаты: Формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Раздел 2.
Основные направления и их реализация
Направления
Задачи
Художественно-эстетическое
Содержание
1.Формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.
Творчество
2.Приобщение к духовным ценностям.
1.Выявление и развитие у учащихся творческих способностей.
- Изучение культурного наследия Ямала, России, стран мира
2.Создание условий для творческой самореализации учащихся.
- Проведение мастер – классов эстетического цикла, вечеров, концертов…
- Совершенствование форм дополнительного образования и его содержания.
- Привлечение учащихся в кружки и факультативы.
- Приобщение учащихся к творчеству через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, социально-значимую деятельность (проектирование)
Направление « Досуг» Программа « Мы вместе»
Основная цель программы - создание условий, направленных на развитие личности, удовлетворение духовных, физических, эстетических и других социально значимых потребностей учащихся, формирование детского коллектива, в процессе организации и проведения традиционных мероприятий.
Цель достигается путем решения следующих задач :
обучающая: развитие социальной грамотности, интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциональной, предметно-практической сфер личности и сферы саморегуляции;
развивающая: развитие потребности в творческом труде, интереса молодежи к техническому творчеству, внутренней свободы, способности к внутренней самооценке и саморегуляции; развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и волевой сфер личности;
воспитывающая: формирование культуры свободного времени; воспитание общечеловеческих норм: доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям; укрепление творческих связей руководителей кружков, родителей и детей с другими образовательными учреждениями.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Реализация программы создает возможность для формирования творчески активной, социально грамотной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве; помогает сформировать у учащихся нравственные, физические, коммуникативные качества личности, доброту, взаимопонимание, терпимость по отношению к людям; развивает у детей интерес к труду и техническому творчеству; а так же укрепляет творческие связи
руководителей кружков, родителей и детей с другими образовательными учреждениями.
Работа с родителями Программа « Я и моя семья»
Раздел 1. Общие положения
Взаимодействие педагогов с родителями учащегося должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Семья выполняет формирующую роль в становлении личности ребенка, которая зависит от ценностных ориентаций ее членов. Педагог должен владеть информацией о том, какие отношения в семье и как они могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции и с учетом этого выбирать направления и формы работы.
Цель программы: Установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.
Раздел 2 .
Основные направления программы
Направления
Диагностика семьи
Задачи
Взаимоотношения с родителями учащихся
Ожидаемые результаты
- Изучение образа жизни семьи.
- Выявление резервов семейного воспитания.
Просвещение родителей и организация консультативной помощи в воспитании детей
- Особенности семейного воспитания.
-Характеристика микроклимата семьи.
- Установление путей взаимодействия интерната и семьи.
- Выявить взаимоотношения детей и родителей.
- Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей.
Организация полезного досуга
-Создание приоритета родительского воспитания.
- Выявить взаимоотношения семьи и школы.
- Просвещение по проблемам физического, психического здоровья детей, общения, познавательной сферы жизни ребенка.
-Взаимопонимание общих проблем и совместное их решение.
- Включать семью и общественность в воспитательный процесс.
- Пропаганда здорового образа жизни.
-Активное участие родителей в жизни учреждения.
-Укрепление взаимоотношений детей и взрослых.
Перспективы развития воспитательной системы
Перспектива развития системы просматривается в следующем:
- в стабильности функционирования и закрепления успешных видов деятельности;
-в исследовательском поиске воспитанника и педагога;
-в координации взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка.