Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Общение – путь к достижению цели»»
План – конспект коррекционного – развивающего (интегрированного) воспитательного занятия «Общение – путь к достижению цели»
Форма проведения: занятие-путешествие с элементами изобразительной деятельности.
Задачи:
знакомство с видами общения: вербальное и невербальное общение;
знакомство с понятиями «эмпатия» и «этические нормы»;
развитие личностной и групповой активности;
повышение познавательной активности;
воспитание позитивного отношения в общении.
Цель: знакомство с приёмами позитивного общения между людьми через путешествие по сказочной стране «Общение».
Оборудование: звезды из картона, макет карты страны «Общение», «проездной билет» – памятка-алгоритм нашего путешествия, мяч, клей, скотч, клубок ниток, лист большого формата (лист обоев), емкости с краской (желтая, зеленая, красная, оранжевая, голубая, сиреневый, синий), салфетки.
План занятия:
1.Организационная часть – 5 мин.
2. Основная часть – 25 мин.
3. Завершение занятия – 10 мин.
Ход занятия
Ребята, посмотрите, сегодня наш класс превратился в красивый – классный корабль. Я предлагаю нам отправиться в путешествие. Мы отправимся в путешествие не одни, с нами отправятся наши гости.
Дети приветствуют гостей: «Мы рады вас видеть»
А сейчас займите свои места.
Ребята вы уже все знакомы друг с другом, но мне бы хотелось узнать, насколько хорошо вы друг друга знаете.
Для этого закройте глаза и, используя правило «Хочешь говорить – подними руку», ответьте мне на следующие вопросы. Скажите, у кого сосед с голубыми глазами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя. Опять закрываем глаза. У кого сосед с карими глазами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя.
У кого сосед с зелеными глазами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя.
Молодцы! Спасибо.
Тема нашей сегодняшней встречи «ОБЩЕНИЕ – путь к достижению цели».
Вы познакомитесь с приёмами позитивного общения между людьми через путешествие по сказочной стране «Общение». Вы познакомитесь с видами общения, новыми словами. Как вы считаете, актуальна ли эта тема для вас?
Кто может объяснить значение слова – АКТУАЛЬНО (т.е. важно) Почему?
Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить виртуальное путешествие. Устройтесь удобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Внимание ваше растёт, вы как разведчики, всё замечаете и запоминаете. Голова мыслит ясно. Вы готовы отправиться в путь. Откройте глаза.
Обратите внимание. Перед вами карта страны нашего путешествия. Как на любой карте есть острова, горы, озера, так и на нашей карте они появятся. И все это мы сделаем с вами, по мере того, как мы посетим острова «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания».
В целях экономии времени каждому из вас даётся «проездной билет» - алгоритм нашего путешествия. Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть.
Давайте выберем капитана. Кто первый отгадает загадку, тот и капитан.
Загадки:
Разноцветное коромысло
Через реку повисло.
2. Без рук без ног, а рисует.
3. На часы не глядит, а время знает.
4. Не ест, не пьет, играет-
То скачет, то летает.
5. В бору стоит мужичок-
Красный бочок.
6. Варит, жарит и печет-
И за это ей почет.
Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении карты.
Мы подплываем к волшебному острову «Вежливости», на нем очень много озер. Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на карту нашего острова, это и будут наши озера. А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на нашу карту. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.
Дети называют вежливые слова, а капитан отмечает их на карте.
Ребята, посмотрите в свой проездной билет. Под цифрой один стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе.
СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО»,
«ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА»,
«ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ,
БЕЗ НИХ НЕ ВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ.
СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ.
Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Все ли они есть на нашем острове? Вы справились с заданием, и теперь этот остров преобразился. Нравится он вам? Есть что-то, что вы хотели добавить? А теперь в путь, к следующим победам!
В вашем проездном билете под цифрой 2 есть таблицы, в которых зашифрована фраза. Вам необходимо расшифровать ее по принципу соответствия букв цифрам. Например, найдите цифру 1 в первой таблице – ей соответствует буква (Д), а цифре 2?
2
18
6
19
20
12
7
4
10
8
1
14
15
5
16
9
13
17
3
11
Р
Е
Я
Д
Е
Ю
П
З
Н
О
Д
С
Я
Ь
В
З
Т
Б
У
А
Напишите полученную фразу (Друзья познаются в беде).
Мы расшифровали фразу и оказались на острове «ДРУЖБА». Обратите внимание, в проездном билете под цифрой 3 перечислены качества, важные для нашего с вами общения и для крепкой дружбы.
Давайте сейчас мы вместе будем внимательно читать их, а капитан наносить название этих качеств на карту.
Один из секретов успешного общения – это ЭМПАТИЯ, умение понять и почувствовать другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Это значит то, как мы чувствуем и понимаем другого человека. Например, вы приходите домой грустные, может быть вы получили двойку, а ваша мама, посмотрев на вас, сразу поняла, как вам плохо. Она обнимет вас, поговорит и сразу становится веселее. Кто ещё может привести пример. Всем понятно, что такое эмпатия?
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – способность не только чувствовать, но и показать друзьям свое хорошее отношение к ним. Вы добро желаете своим друзьям. Вам понятно?
ТАКТИЧНОСТЬ – соблюдение этических норм при общении. Какое слово вам не знакомо? Наверное, этические нормы – это правила, которые нам помогают общаться и не обижать друг друга. (Не толкаться, не обзываться). Всем понятно?
ОТКРЫТОСТЬ – способность открывать другим свой внутренний мир. Быть искренним в обсуждаемом вопросе, т.е. не обманывать.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ – способность каждого из нас переключиться на другого человека, показывая ему свою заинтересованность.
Вот и остров «Дружбы» стал другим. Нравиться он вам?
Психогимнастика:
Я предлагаю поиграть в игру «Клубочек комплиментов» правила следующие: Тот, кто начинает игру – начало нити держит левой рукой, а
клубок передает, своему товарищу, говоря при этом комплимент. Ребенок, который получил клубочек с комплиментом - левой рукой крепко держит нить, а клубок передает следующему ребенку, так же говоря при этом комплимент. Клубочек передается друг другу, но у каждого ребенка должна остаться нить в руке. И так продолжается, пока клубок не вернется к ведущему.
Крепко держим нить. Закрываем глаза. Ведущий трясет нить.
Ребята, чувствуете нашу связь. Откройте глаза. А теперь мы с вами видим, ту невидимую нить, которая нас связывает каждый день, находясь вместе.
А теперь смотаем клубок, строго в обратном порядке. Ребенок, который будет отдавать клубок, должен сказать комплимент самому себе.
Продолжаем наше путешествие.
Остров «Понимания».
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению. Традиционно все средства общения делятся на: вербальные и невербальные.
Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 4.
К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения.
К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция.
Команда делиться на две группы. Раздаю карточки с заданием. По правому борту группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию зубного врача и окулиста. А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы – зайца, кошки. У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи слов или жестов и мимики.
Наш капитан уже наносит горы на карту острова «Понимания». Ребята, посмотрите, какая замечательная получилась у нас страна Общения! Весь путь наш был направлен на понимание общения. Давайте прочитаем в проездном билете, что такое общение. А капитан закончит оформлять нашу карту путешествия.
Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми.
Карта готова. Я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии, вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у вас, и вы можете им пользоваться.
Что больше всего запомнилось?
Почему? На какой остров вам хотелось вернуться?
Почему? Где было трудно вам, а где было легко?
Ребята, а теперь я предлагаю вам закрепить полученные навыки общения.
Я предлагаю нарисовать коллективную картину. Работу нужно выполнить не традиционным способом: на большом формате (лист обоев), рисуя изображение ладонями и работая одним цветом. Перед началом работы вы самостоятельно должны договориться: кто что будет изображать и кто каким цветом будет работать. Я немного помогу вам и предложу тему вашей творческой работы: «Солнечный луг»
Наши гости, и я понаблюдаем, как вы усвоили правила общения.
После выполнения подвожу итог выполненной работы.
Наше путешествие закончилось. Наблюдая за тем, как вы выполняли коллективную работу, я и наши гости увидели, что вы усвоили навыки общения. У вас получилась красивая яркая картина. Как думаете почему?
Потому, что вы смогли услышать друг друга и договориться между собой.