Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию Тема:"пасха-светлое воскресение"»
Государственное казённое учреждение Самарской области «Чапаевский социально-
реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Конспект открытого занятия
по социально-нравственному воспитанию.
Тема: «Пасха-светлое воскресение»
Четверева Г.В.,воспитатель
Пестравка
2018г
Цель: формирование у учащихся представления о Пасхе как празднике воскресения Иисуса Христа в традиции православных христиан.
Задачи:
познакомить учащихся с православным праздником – Пасха, с его традициями и обычаями;
раскрыть значение понятий, связанных с празднованием Пасхи;
воспитывать уважительное отношение к народным традициям, праздникам.
Демонстрационный материал: кулич, яйца.
Раздаточный материал: карандаши, фломастеры, краски, белые листы.
Форма проведения: групповое (индивидуально-коллективное) занятие.
Ход деятельности
Организационный момент
Чтение стихотворения А. Майкова. Задание: прослушав стихотворение, попробуйте определить тему нашего мероприятия.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес!
2. Контроль исходного уровня знаний
– Кто сможет назвать тему урока? (Пасха) – Каковы цели и задачи урока? (Познакомимся с православным праздником – Пасха, узнаем, почему символом Пасхи являются крашеные яйца, узнаем, в какие игры играли дети на Пасху). – Скоро наступит один из великих христианских праздников. Этот праздник на Руси называют по-разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово воскресение. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день весёлых игр, первых хороводов, качания на качелях. Нередко его называли Зелёные Святки. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему Пасху называют «праздником – праздников и торжеством из торжеств», вспомним, как наши предки готовились к этому радостному событию, приобщимся к некоторым пасхальным традициям.
3. Обучающий этап
– Что предшествует празднику Пасха? (Великий пост или его ещё называют Строгий) – Почему его так называют? (Долго длится, верующие люди ограничивают себя в еде) – Только ли воздержание в пище является отличительной чертой поста? (Скромность в поведении, ношение скромной одежды, тишина, духовное очищение) – Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых, который, Своею смертью искупил людские грехи и Своим воскресением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти. Слово «пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Этот праздник надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы, победа Добра над Злом. – Неделю перед Пасхой называют Страстной Седьмицей. Каждый день на Страстной неделе предназначен для определённых дел. Наши предки занимались на страстной неделе следующими делами:
В понедельник в доме мыли окна и выбрасывали старые, ненужные вещи. Во вторник закупали продукты для Пасхи, делали различные лечебные настои. Среда – это день стирки и уборки. Четверг в народных традициях называют чистым, завершали уборку в доме. В четверг утром пекли куличи, днём красили яйца, вечером делали пасху. Молодые девушки стригли кончики волос, чтобы они лучше росли. Страстная пятница – день особого покаяния и строгого поста. В Великую пятницу в храмах из алтаря выносят плащеницу.А самый тихий день – Страстная суббота. День, когда Спаситель был в гробу. В субботу освещают куличи, яйца и пасхи. Великая суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением. В пасхальную ночь в церкви служится пасхальная заутреня. Ровно в полночь провозглашается: «Христос воскрес!» и все откликаются: «Воистину воскрес!»
Пасхальная радость
Пасху радостно встречаем И поём: – «Христос воскрес!» Мы все дружно отвечаем: «Он воистину воскрес!» Чередой проходят годы Под лазурностью небес. И поют везде народы: «Он воистину воскрес!» Всюду радость и объятья: «Брат, сестра, Христос воскрес! Ад разрушен, нет проклятья Он воистину воскрес!»
– Велик день – Пасха на матушке Руси. Обилен пасхальный стол – целый пир. Куличи, сдобы, крашеные яйца, пасхи. И сейчас ученики второй группы расскажут нам о главных блюдах пасхального стола.
Кулич – это традиционное блюдо пасхального стола, является одним из древнейших символов Воскресения Христа. Делается из сдобного теста с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. Может пролежать неделю и не зачерстветь.
Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует Гроб Господний. Для приготовления используется специальная деревянная форма – пасочница. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.
Отличительной чертой Пасхального стола являются крашеные яйца. Посмотрите, они покрашены в красный цвет. Послушайте придание о первом крашеном яйце.
В рассветной дымке таяла долина, Над облаками золотился крест. Пришла к царю Мария Магдалина, Весть принесла: «Иисус Христос воскрес!» – Нет, женщина, тебе я не поверю! Фантазии и вымыслу есть мера, – Мысль оживила властное лицо. – Как не поверю я, что белое яйцо, Тобою принесённое мне в дар, Вдруг станет красным, Вспыхнет, как пожар! Царь замолчал, но с этими словами Свеченье разлилось над головами, Стеснилось и замедлилось дыханье, Казалось, где-то музыка звучит. Яйца коснулись тёплые лучи, Оно зажглось в лучах, затрепетало И, словно Кровь Христова, алым стало!
Существуют различные способы украшения пасхальных яиц: покраска, оплетение бисером, роспись красками.
Яйца, окрашенные одним цветом, называются крашенками. Традиционным красителем является луковая шелуха. Она безвредна и является самым доступным средством, при этом получаются самые разные оттенки: от золотистого до красно-оранжевого. Цвет яиц зависит от времени варки.
Если на общем цветном фоне пасхального яйца обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапинка. Для окрашивания яиц «в крапинку» необходимо мокрые яйца обвалять в сухом рисе, завернуть в марлю и отварить в луковой шелухе. Там, где был рис, остаются пятна и разводы, а это и есть отличительный признак крапанок.
Писанки – это настоящие произведения народного творчества. Их писали на сыром курином яйце. Самые распространённые орнаменты на писанках – это солнечные знаки, растительные мотивы и бесконечники. Особое значение имеет и цвет писанки. Белый цвет – цвет чистоты и божественного начала; голубой – цвет Богородицы и духовного знания; зелёный – символизирует здоровье и жизнь; бордовый или коричневый – принадлежность к земле; синий – связь с небом и ночью, а чёрный цвет символизирует неизвестность и бесконечность.
Писанки дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость. Символика писанок своими корнями уходит в тысячелетние традиции. Согласно одной легенде, капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твёрдыми, как камень. Горячие слёзы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на эти кровокрасные яйца и оставили на них следы прекрасных узоров и цветных крапинок.
Физминутка. Игры в паре
– В старину вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами. В каждой игре победитель забирал яйцо. В конце игр подсчитывалось количество у каждого игрока. И сейчас ученики 3 группы покажут нам старинные игры.
1. «Чоканье яиц»
Надо стукнуть тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло.
2. «Раскручивание яиц»
По команде раскручиваются яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
3. «Катание яиц».
Книга кладётся на пенал, таким образом, получается «горка». По команде участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё яйцо укатится дальше, тот и победитель.
4. «Сталкивание яиц»
По команде участники направляют крашеные яйца по дорожке навстречу друг другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику.
5. «Битва яиц»
Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба конца.
4.Самостоятельная работа
– А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего занятия. Сегодня мы будем рисовать, раскрашивать, придумывать и выполнять роспись пасхального яйца.
Подведение итогов работы, оформление пасхального уголка.
5. Контроль достигнутого уровня знаний
– Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают, как Спасителя? (Потому что накрест он пошёл ради спасения людей). – Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (Они верят, что воскреснут так же как и Иисус). – Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? (Христос воскрес. Воистину воскрес). – Какой главный подарок преподносят православные родным и близким на Пасху? (Крашенки, писанки, крапанки). – В завершение нашего урока, я хочу напомнить вам ещё одну традицию: в пасхальную неделю любой желающий может подняться на колокольню и поупражняться в колокольном звоне.
6.Итог
На этом наш праздник подошел к концу. Поздравляем вас со светлым праздником Пасхой. Желаем вам крепкого здоровья, счастья и благополучия. До новых встреч. (Звучит песня «Дин-дон»)