Тема: Крестьянский дом. Мастера Злынки. Резные кружева.
Цель: изучить назначение основных деталей и украшений крестьянского дома.
Задачи:
познакомить с назначением основных деталей и украшений крестьянского дома;
воспитывать чувство уважения к культуре предков;
развивать речь, творческие навыки.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
Формируемые УДД:
Познавательные УДД:
Выделять и формулировать познавательные цели;
Анализировать, сравнивать, аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
Искать и выделять необходимую информацию о крестьянском доме.
Регулятивные УДД:
Коммуникативные УДД:
Сотрудничать с учителем и сверстниками;
Контролировать, оценивать и корректировать свою учебную деятельность и одноклассников.
Личностные УДД:
Ход занятия:
Оргмомент.
Самоопределение к деятельности. (макет дома)
Когда - то люди жили без крыш над головой,
Защитой скалы были и леса кров живой.
Мелькает год за годом, идет за веком век,
Зависеть от природы не хочет человек.
Полезные орудия, создав своим трудом,
Сильнее стали люди, и вот построен дом.
Но долгий путь лишь начат,
Дом прост еще, суров.
Пока одна задача – иметь надежный кров.
Пройдут тысячелетия, и люди разных стран
Внесут в постройки эти уменье и талант.
Народные мотивы, обычаи, уклад
Дом сделают красивым на свой особый лад.
– Как вы думаете, какова тема нашего занятия? Цель? (крестьянский дом; узнать о деталях крестьянского дома, его украшениях) (1 слайд)
Новый материал. (2 слайд)
– Наши предки знали, где можно строить дом, а где нельзя, какое дерево можно брать, когда его лучше заготовить, а потом ещё надо было уметь бревна обтесать, знать как их сложить, чтобы дом не развалился, вырезать обереги - украшения и чтоб вода была рядом, и чтоб не в низинке, а то затопит, и чтоб чувствовать себя в доме хорошо, не тяжко. Долго присматривались – приглядывались, а то и “знака” ждали – то ли свет мигнёт, сквозь облака пробьётся, то ли птица пролетит да в заветное место сядет, то ли зверь, мимо идущий, особо глянет – стало быть, место доброе, богами отмечено, можно селиться, можно избу ставить…
– Первое, что нужно было сделать, - защитить место будущего дома, поэтому окапывали его кругом – знаком неба и солнца – чтобы отпугнуть все недоброе. А в середину сажали берёзку.
– Редко, когда человек сам себе дом ставил – звал родню и всех добрых людей на помощь, чтобы быстрее управится, чтобы лучшие мастера своё умение показали, чтоб дом краше был, наряднее, милее. А потом сам шёл другим помогать, когда в том надобность была.
– Дерево для дома тоже не вдруг выбирали, ведь у каждой породы - своё предназначение. Заготавливали его зимой, когда самый мороз, что тоже по-своему объясняли: “Спит дерево, ему не больно!”. Можно, конечно, и по - другому объяснить - соки не бродят, дольше дом стоит, но, как по-доброму, как красиво - “ему не больно!”
–Прочитайте в учебнике и скажите, какие породы деревьев рубили для строительства дома? (на доске указаны страницы: 34-35) + (3 слайд) с ответами – хвойные породы, которые падали верхушками на восток
–А какие деревья были непригодны для постройки дома? Почему? (слайд с ответами) – молодые и старые, сухостой, священные: деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви
–В глубокой древности славяне-язычники начинали строительство дома с жертвоприношения. В жертву приносили домашних животных или птицу и закапывали в угол будущего дома. Археологи при раскопках жилищ находят кости этих животных. Сегодня при строительстве дома существует традиция закладывать монету в главный угол сруба.
– Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец. Венец на венец – и вырастает клеть, или сруб. (4 слайд)
–Когда был поставлен сруб, брали самое крепкое дерево и укладывали матицу (центральная балка потолка) (5 слайд)
–В неё вбивали крюк, к которому впоследствии подвешивали люльку. Считалось – чем больше детей, тем богаче семья.
–После этого ставили двускатную крышу – шапку здания. Конь-оберег завершал собой длинное выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывало стык обоих скатов крыши. Его так и называют – конёк крыши (конь – помощник крестьянину и в труде, и в бою, и в пути). Это название существует и сегодня (верхняя часть крыши). Кроме коня, в качестве оберега могли быть птицы. (6 слайд)
– Окна – очи, глаза на лице дома, свет и связь с внешним миром, поэтому наличники – самая украшенная часть дома. А над ними, как и положено, чело (так красиво раньше называли лоб), т. е. передняя часть крыши. Здесь же находится лобовая доска. На выступающие края кровли (крыши) закрепляли узорные доски – причелины – считалось, что они оберегают от злых духов. (7 слайд)
–В старину дома ставились не по порядку, а, как говорили, на «радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Со временем дома стали выстраивать фасадом, т.е. лицом, к дороге, и получилось «у-лица».
–Есть и другое мнение по поводу возникновения слова «улица». Прочитайте об этом в учебнике, с.36
Ф/пауза. (8 слайд)
Спали. Утро.
Вот проснулись,
Встали, потянулись.
В избе вымели полы
И на улицу пошли.
Там работу всем нашли:
Курочек кормили
И коров доили.
Сено мы косили
И дрова рубили.
В полдень отдыхали
И снова работать продолжали.
Продолжение работы. (9 слайд)
– Каждый дом был украшен с особой выдумкой. Причелины, наличники, лобовая доска обязательно украшались резьбой. Деревянное кружево поразительно красиво и разнообразно!
–Во всех сёлах Брянского края всегда были мастера, которые любили украшать свои дома. Но особой изобретательностью и неповторимостью отличались узоры на домовой резьбе у жителей города Злынка. (10 слайд)
–Злынка является самым маленьким городом в Брянской области. Там проживают пять с половиной тысяч жителей. Основан город в 1700 году. Чем же стал известен этот небольшой город? (Работа в группах; выданы листки-помощники, где искать информацию: 1гр. – о спичках, 2 гр. – о наличниках, 4 гр. – о телегах и т.д. , 3 гр. – о кузнечном деле) Проверка –(11 слайд )с появляющимися ответами!
– Особое внимание уделим сегодня украшению домов в Злынке.(12-15 слайды)
В последней трети XIX и в начале XX веков в Злынке работали Корягин Спиридон Филатьевич и Сычев Александр Иванович - это родоначальники злынковской деревянной резьбы, те, кто первыми принялись за разработку принципов, мотивов и приемов резьбы, получивших в дальнейшем большое развитие и распространение. К ним примыкают их ученики и сотрудники: Гарбузов Я. М., Корягин К.С., Силин П.И., затем идут Силин Ф.Р., Овчинников И.В., Осинов И., Сальников И. Г., Кашеваров П.Е., Новиков Ф.К. Мастера-каменщики: Титов Ф.И., Матреничев М.П., Бобылев Ф. М. с сыновьями, Погудины И.Н. и Я.Ф., Колесников Ф., Сычев А. с сыном; кузнецы: Рубцов А. с тремя сыновьями, Любимов П., два брата Умновы, Смирнов Д., братья Артемьевы, Титов П.Ф. и другие.
Практическая часть.
–А сейчас мы попробуем построить свой дом и украсить его. Перед работой мастера завязывали на голове тесёмку так, чтобы волосы не мешали во время работы. (предлагается детям завязать тесемки - ленточки).
– Работу будем выполнять по группам, сообща, как в старину.
Задания группам:
1 группа мастерит сруб дома.
2 группа – крышу дома.
3 группа – наличники на окна дома.
4 группа – художественная мастерская – расписывают наличники.
(Во время работы звучит народная песня)
Выставка.
Итог занятия. Рефлексия. (16 слайд)
Сегодня я на занятии … .
На занятии мне … .
Я думаю, что сегодня … .
А мне сегодня … .