Цель: Познакомить учащихся с правилами расшифровки ребусов, научить их решать ребусы.
Задачи:
знакомство учащихся с историей возникновения ребусов;
знакомство детей со способами зашифровки слов;
развитие внимания, воображения и логического мышления учащихся;
воспитание терпения и настойчивости в достижении цели.
Возраст детей: 9 – 10 лет.
Оборудование: компьютер, карточки с ребусами, толковый словарь
Ход занятия:
Оргмомент.
Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь.
- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше путешествие по стране Математика. Сегодня вы познакомитесь с еще одним городом в этой удивительной стране - городом Ребусы.
Основная часть занятия.
- Ребята, а что такое ребусы?
- Ребус – это шифровка, носящая развлекательный характер (посмотрим по словарю). В ребусах текс зашифровывается с помощью рисунков, предметов, цифр, букв и т.д. Ребусы появились очень давно, в эпоху возрождения письменности (рисунчатое письмо). В 15 – 16 веках ребусы становятся модным увлечением у народа и при королевских дворах во Франции, Германии, Англии, Италии, а с 1845г и в России. Само название произошло от старинного латинского выражения, которое в переводе на русский язык означает: «Не словами, а при помощи букв».
Это наскальная надпись из Северной Америки. Она повествует о том, как вождь по имени Майенгук отправился в путь на 5 каноэ. Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым небосводом). Орел – символ храбрости. Другие животные – это изображения добрых духов хранителей.
Составление ребусов – это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. Знание правил составления и расшифровки ребусов позволяет разгадать любой ребус.
Что надо знать, чтобы расшифровать ребус?
Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков. Например: слово «семья» можно изобразить, написав цифру 7 и букву Я, и поставить между ними знак «+».
Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот. Например: вместо слова «нос» получается слово «сон»
Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует отбросить первую букву. Например: из слова «муха» получается слово «уха».
,
Запятая после рисунка указывает на то, что в названии предмета следует отбросить последнюю букву. Например: из слова «стол» получается слово «сто».
,
Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.
О
7
(восемь)
Существуют ребусы, в которых используются только буквы. Здесь нужно использовать различные предлоги. Например: если внутри буквы «о» изобразить цифру 7, то получится слово «восемь».
Т
С (наст)Слово «наст» можно получить, нарисовав букву «т» поверх «с».
2
Л Слово «подвал» можно изобразить, нарисовав под цифрой 2 букву «л».
Если в ребусах встречаются зачеркнутые над рисунками (около рисунка) буквы, надо выбросить указанные буквы из названия предмета. Например: изобразив зачеркнутую букву «к» около рисунка крота, получим слово «рот»
К
Знак равенства между буквами над каким-либо рисунком предполагает замену одной на другую. Иногда делают по-другому: зачеркивают букву, которую надо заменить, а рядом ставят ту букву, на которую надо поменять. Например: Если над изображением лука стоит «у = а», следует читать «лак»
У=А
Цифры над рисунком указывают, что следует изменить порядок букв в слове. Например: если над изображением куста поставить цифры 3,4,2,1, получится слово «стук»
3, 4, 2, 1
- Вот такие правила помогают нам разгадывать ребусы. Но не думайте, что этот процесс такой легкий. Встречаются «хитрые» ребусы, над разгадкой которых приходится немало потрудиться.
Выполнение тренировочных упражнений.
- А сейчас мы будем разгадывать различные ребусы. Не забывайте про правила - помощники, с которыми вы познакомились, (ребусы нарисованы на карточках и прикреплены на доску) (см. приложение к уроку).
Ученики расшифровывают слово, а один из них объясняет, как он это сделал.
Самостоятельная работа учащихся.
- Молодцы, ребята! Понравилось вам разгадывать ребусы? А теперь давайте сделаем так: вы сами превратитесь в шифровальщиков. Помните о правилах «шифровки» и не забывайте самого главного: рисунки в ребусах должны быть ясными и точными.
- А теперь будем разгадывать ваши ребусы.
Итог занятия.
- Что такое ребус?
- Назовите правила зашифровки или расшифровки слов?
Рефлексия.
- У вас на партах лежат кружки, нарисуйте на них….., а вот что? Вы узнаете, расшифровав ребус: