kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Педагогическая культура"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение педагогической культуры как общественно-исторического явления велико. Можно быть учителем двадцать, тридцать лет, всю жизнь. Но так и не стать им.

Отсутствие педагогической культуры не позволяет учителю создать ту "власть авторитета", о которой писал В. Сухомлинский. Лишенный педагогической культуры учитель никогда не будет пребывать в той атмосфере, которая дает почувствовать радость слияния души воспитателя с душой ученика.

Отсутствие педагогической культуры постоянно ввергает учителя в такие сложные педагогические ситуации, которые зачастую становятся свидетельством его профессиональной непригодности. И не от этого ли все чаше и чаше масса учителей ловит себя на желании бросить школу

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Педагогическая культура"»

Значение педагогической культуры как общественно-исторического явления велико. Можно быть учителем двадцать, тридцать лет, всю жизнь. Но так и не стать им.

Отсутствие педагогической культуры не позволяет учителю создать ту "власть авторитета", о которой писал В. Сухомлинский. Лишенный педагогической культуры учитель никогда не будет пребывать в той атмосфере, которая дает почувствовать радость слияния души воспитателя с душой ученика.

Отсутствие педагогической культуры постоянно ввергает учителя в такие сложные педагогические ситуации, которые зачастую становятся свидетельством его профессиональной непригодности. И не от этого ли все чаше и чаше масса учителей ловит себя на желании бросить школу.

Можно до мельчайших подробностей и тонкостей знать свой предмет. владеть методикой его преподавания в совершенстве, но не подняться до звания настоящего Учителя, не сотворить себе Учеников. Отсюда следует, что учитель, владеющий профессиональными навыками, еще не учитель. Он становится учителем только тогда, когда сочетание профессиональных и личностных качеств с передовыми педагогическими взглядами и идеями делают его носителем педагогической культуры.

Сложность ситуации в народном образовании связана с тем. что в общественном сознании школа Фигурирует как абстрактное понятие. Предъявляя требования к современному учителю, школе общество забывает: а) о большом и влиятельной слое чиновников от образования, которые определяют, чем будет заниматься школа, без учета мнений учителей, родителей, учащихся; б) о технической вооруженности и материальной базе школ, живущих почти исключительно словом учителя; в) о консервативной подготовке педагогов в традициях вчерашнего дня, когда был велик авторитет знаний, сильны позиции школы и учителя и когда взаимоотношения между людьми в различных сферах жизни строились исключительно по принципу монолога старшего по должности, предполагали послушание и исполнительность; г) об изменившейся установке родителей, которые постоянно убеждаются в непрестижности знаний и интеллектуального труда и потому далеко не всегда стремятся укрепить авторитет школы, учителя и способствовать хорошей успеваемости детей; д) об изменившихся условиях жизни и взросления школьников.

Проходя кризисное состояние, современное общество не замечает, как обрывается связь времен, происходит коренная ломка воспитательных основ. Традиционные образцы для подражания оказываются непривлекательными. Моральные ценности кажутся устаревшими. Становится невостребованным культурное наследие.

Еще никогда культура не была в такой степени беззащитна и уязвима, и трагическая ее судьба встает в ряд глобальных кризисов и катастроф, которые переживает (или переживет) человечество. Общая катастрофичность определена тем. что культуре противостоит то же, что ф. м. Достоевский определял, говоря о полунауке, - "самый страшный бич человечества. хуже нора, голода и войны, не известный до нынешнего столетия. . . деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда".

Полукультура - это не то, что еще не вполне культура, что достигло ее лишь наполовину. Полукультура противостоит культуре в принципе. Это противостояние особенно бурно развернулось в обществе в период обгонов, перегонов. укрупнений, перестройки и других общегосударственных мероприятий, для которых во главу угла была положена цифра, а не конкретный человек. Этот процесс широко захватил и всю систему образования, в тех условиях, когда школа призвана обслуживать не конкретных людей, а цифры, проценты, диаграммы нужна и другая педагогика, другая культура. Скупая, глухая, безжалостная. Которая сформировала целую армию носителей соответствующих идей принципов, продолжающих упорно держать свои позиции, надежно укрепленные сетью комитетов, министерств, различных VHO и ОНО.

Демократизация и гуманизация общества как Феномен социально-политического и культурно-образовательного характера не могли не сказаться на настрое учительства. Поэтому будет плохо не видеть позитивные изменения, которые происходят в отношении учителей к школьным делам. Бросается в глаза активизация педагогической мысли, обращение к историческому и современному опыту, искренняя заинтересованность учителей разобраться в происходящем, подлинно революционный характер многих высказываемых ими предложений по реформе школьной жизни.

Другими словами, с учетом прежнего состояния дел, можно говорить, что в школе происходят значительные изменения, прежде всего в нравственно-психологическом климате, настроениях людей. Не остается без изменений в лучшую сторону и учебно-воспитательный процесс. Но этого пока мало.

Делая ставку на демократизацию и гуманизацию школы, необходимо понимать, что одним из главных действующих лиц, участвующих в развертывании этих процессов является учитель. Значит. и ставка должна быть сделана на талантливого, неординарного учителя. Но та ких учителей мало, и как ускорить процесс их созревания - нужно разобраться.

Как показывает практика, немало педагогов, которым мешает стереотип мышления, неуверенность в своих силах, а порой просто элементарная нехватка знаний, эрудиции, культуры.

Речь идет уже не только о негативных последствиях деформации сознания, а об отсутствии и у части учителей необходимой профессиональной подготовки, моральной надежности и желания повести дело принципиально по новому. Растеряны идеалы профессии. Учительство в значительной части превратилось в урокодательство. Это такое профессиональное состояние, при котором постоянное духовное общение учителя и ребенка исключено. Низкий уровень развития педагогической культуры данных учителей таков, что заставляет из сознательно избегать внеурочного общения. Это своеобразный инстинкт самосохранения. обеспечивающий по мнению большинства учителей, стабильное положение их авторитета. Многие. осуждая командно-бюрократический стиль управления школой, сделали его своим основным методом в работе с учеником.

Учителя не могут пока в массе своей перейти на новый тип взаимоотношений с учениками - тип сотрудничества. А прежний тип отношений нарушен.

Педагог не изменился за последние 20-30 лет. Он не стал тоньше, интеллигентнее, культурнее. Он мало похож на учителя-просветителя. В большинстве своем современный педагог соответствует ученику-середнячку. который вроде бы не отстает, но и звезд с неба не хватает. В то время как ученик уже далеко не таков, как его сверстник. Он и начитан, и кругозор у него по шире, и развит Физически. И нужен ему не человек. сообщающий знания, а личность, пробуждающая у него желание учиться. Но интересы ученика ушли на периферию школьной жизни, а в центре внимания оказался учебный процесс.

Самоцелью стала формальная по сути оценка его знаний, умений, навыков. Ученик "бунтует" против того, чтобы он был просто объектом оценки как носитель информации. Он хочет эту информацию добыть, понять. пропустить ее через собственные руки. Но многие педагоги не видят учащегося дальше тех функций, которые он обязан выполнять.



Анализ социально-педагогической ситуации показывает, что учительство в массе своей не готово, далеко от идеала и нравственно-интеллектуальным и профессиональным своим уровнем, общественным авторитетом, престижем, да и социальным положением. Учительство еще и само не сознает своей новой исторической роли. Чему не может способствовать и состояние экономического развития общества.

Вместе с тем, сопоставление ситуации, сложившейся в народном образовании с возросшими требованиями общества к школе, учителю показывает, что большинство причин, тормозящих процесс обновления отрасли может быть преодолено посредством развития педагогической культуры. Развитие педагогической культуры учителя есть та проблема, решение которой способно обеспечить выход школы из кризисного состояния.

В этой связи возникает необходимость поиска предпосылок развития педагогической культуры, выявления условий и механизмов управления этим процессом. Изучение эффективности развития педагогической культуры учителя показывает, что процесс образования и воспитания современных школьников, профессионального становления личности педагогов, преобразования школы в целом идет тем успешнее, чем целенаправленнее осуществляется возрождение истинных цен ностей педагогической культуры.

Говоря о путях возрождения педагогической культуры необходимо в первую очередь поннить о том источнике, который призван эту культуру питать - о культурном слое педагогики. Том тончайшем хрупком, подчас эффемерном явлении, являющимся питательной средой, в которой рождается настоящий учитель. Именно в культурном слое педагогики от мастера к мастеру передается чувство долга, чести, порядочности, уважения к наследию предков и тайнам духовной жизни.

Анализ нынешнего состояния педагогической культуры в современной школе позволяет выявить целый ряд причин низкого уровня ее развития, которые выражены в следующих явлениях:

- слабость и крайне низкий уровень развития экономики, социальной сферы, науки, культуры, общественных отношений;

- сохранение командно-административной системы управления, которая в наибольшей степени укоренилась и проявила себя именно в народном образовании;

- чрезмерная политизация педагогики. Как следствие этого отрыв педагогической культуры учителя от приобретений обще человеческой культуры;

- игнорирование личностного похода в педагогическом процессе, утверждение в течение многих десятилетий единообразия исключало и саму возможность существования педагогической культуры;

- не последнюю роль играет и групповой эгоизм, личностный основной массы учительства, как следствие осознания высокого предназначения профессии. Которая в условиях командно-административной системы управления народным образованием, замкнутости учебно-воспитательного процесса, не нуждалась в интеллектуальном и профессионально квалифицированном подтверждении;

- низкая престижность профессии учителя в обществе, общая нехватка учительских кадров не ставили в повестку дня необходимость совершенствования педагогической культуры учителя;

- отрыв от традиций классической русской и зарубежной педагогической культуры, отсутствие преемственности педагогической культуры поколений. (В этом процессе существенную роль сыграло ленинское видение двух культур - культуры угнетателей и культуры угнетенных. Ленин В. и. ПСС, Т. 24. С. 120-121, 129)

Важное значение для исследования проблемы развития педагогической культуры учителя в условиях обновления школы имеют положения о значении культуры, ее сущности, содержательной многозначности понятия "культура", получившее свое развитие в философских работах А. И. Арнольдова, э. А. Баллера, Е. В. Богомолова, Л. П. Буевой, В.Е.Давидовича, Ю. А. Жданова, В. Ж. Келле, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева. Э. В. Соколова, А. С. фриша и др.

Необходимые ориентиры для разработки поставленной проблемы дали исследования, посвященные характеристике отдельных подсистем обшей культуры, таких как: философская, нравственная, художественная, общеобразовательная, эстетическая культура (В. И. Вакшта-новский, Н.Н.Блинов. Б.В.Богданова, В.П.Васильева, М. А. Верб. Л. Б. Волченко, В.С.Горский, В. А. Горшевский, Л. Н. Дорогова. Н. С. Ка ган. И. П. Костенко, И. А. Кучинская, А. А. Лебедев. И. Г. Лукьянова, С. Т. Махлина. Ю. Н. Ожегов. А. Н. Орлов и др. ).

В ходе поиска путей, средств управления процессами повышения педагогической культуры учителя, а также способов изучения ее эффективности мы опирались на исследования Ю.Н.Азарова. Ю. К. Ба-банского. Ф. Н. Гоноболина. В. С. Ильина, Т. А. Ильиной, Н. В. Кузьминой, н. Б. Крыловой, Т. X. Оганесовой, Л. И. Рувинского. В. А. Сластенина,

A. И. Щербакова и др.

Определенный интерес при разработке поставленной нами проблемы вызвали также исследования, посвяшенные подготовке учителя к творческой профессиональной деятельности (В. И. Загвязинский,

B. А. Кан-Калик, А. И. Кочетов. Ю. Н. Кулюткин, А. А. Мелик-Пашаев. Н. М. Поташник. И. П. Раченко и др. ).

Различные аспекты этой проблемы рассматриваются в работах Э. А. Гришина. Е. П. Белозерцева. А. Кондратенкова. М. Ф. Фатхулина. Н.д. Хмель и др. , внимание которых сосредотачивается на вычленении профессионально значимых качеств личности учителя-воспитателя.

В педагогической литературе достаточно обстоятельно изучена личность учителя (С. г. вершловский, В.А.Сластенин. А. И. Щербаков и др. ). творческое решение педагогических задач и преодоление затруднений) Т. С. Полякова. М. М. Рыбакова, Г. С. Сухобская и др. . педагогическое обшение (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева. А. А. Леонтьев.

А. В. петровский. P. X. Шакуров и др. ). Разработаны конструктивные подходы к изучению передового опыта учителей (С. К. Бабанский, Я. С. Турбовской и др. ), педагогической практики студентов педвузов (И. А. Зязюн, Е. А. Соболева. Н. Н. Тарасевич и др. ), а также особенностей педагогического творчества военных работников (А. В. Барабан-попсов. С. С. Нуцынов. И. П. Гребеншиков и др. ).

Особое значение представляют исследования о сущности, содержании и Формировании основ педагогической культуры (Е. В. Бонда-ревская, Т. Ф. Белоусова).

К сожалению можно констатировать неразработанность психолого-педагогической литературой особенностей развития педагогической культуры учителя в условиях обновления школы.

Как показывает анализ приведенных исследований они касаются в основном проблем Формирования основ педагогической культуры и ее развития у будущих учителей. А как разворачивается этот процесс в стенах школы? изучение проблемы развития педагогической культуры учителя в условиях обновления школы проводилось нами в рамках концепции Формирования педагогической культуры, разрабатываемой на кафедре педагогики Ростовского-на-Дону педагогического университета под руководством Е. В. Бондаревской. Ны исходим из того, что процесс качественного обновления школы может быть обеспечен только при условии развития педагогической культуры учителя.

Поиск эффективных путей разрешения данной проблемы, ее недостаточная научная разработанность, теоретическая и практическая значимость привели нас к выбору темы исследования, в котором рассматриваются предпосылки развития педагогической культуры в современной школе, пути и средства управления процессами ее повышения, а также способы изучения эффективности ее развития.

Объект исследования: деятельность школы по развитию педагоги ческой культуры учителя в условиях обновления системы образования и воспитания.

Предмет исследования: управление процессами развития педагогической культуры как Фактором обновления школы.

Цель исследования: выявление условий и механизмов развития педагогической культуры в обновляющейся школе.

Формулируя гипотезу нашего исследования мы исходили из следующих предположений:

- педагогическая культура является решающим Фактором деятельности школы по обучению и воспитанию учащихся;

- уровень педагогической культуры общества в целом, образовательных учреждений, массовой образовательной школы и учителей не отвечает возросшим требованиям к деятельности школы в современной социокультурной ситуации;

- эмоциональное благополучие и самочувствие учащихся в школе находится в прямой зависимости от уровня педагогической культуры учителя.

- развитие педагогической культуры возможно при следующих условиях: а) рассмотрение педагогической культуры в качестве критериальной характеристики педагогической деятельности школы и каждого отдельного учителя; б) использование в качестве средств ее развития всего комплекса предпосылок и условий, возникающих в процессе обновления школы (концептуализация деятельности школы, авторизация педагогического опыта, изменение содержания и технологии обучения и воспитания, создание атмосферы творчества и зоны успеха каждому учителю, условий для его самовыражения, вдохновляющий стиль управления школой и др. ) в) осуществление научно-обоснованного управления процессами развития педагогической культуры, основанного на изучении характера ее проявления у отдельных учителей, создания условий для саморазвития педагогической культуры, коррекции педагогического опыта, педагогического взаимодействия учителей и учащихся, учителей и родителей, анализа эффективности комплекса управленческих решений по развитию педагогической культуры.

Исходя из предмета, пели и гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Выявить особенности развития педагогической культуры в современной образовательной ситуации.

2. Определить комплекс условий и средств, обеспечивающих развитие педагогической культуры в обновляющейся школе.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить возможности управления процессами развития педагогической культуры в общеобразовательной школе.

Методологической основой исследования явились:

- основные положения философии, этики, гуманистической педагогики об учителе, его общественно-исторической значимости как личности, осуществляющей связь времен на основе общечеловеческих ценностей;

- положения о сотрудничестве субъектов педагогического взаимодействия;

- концептуальные положения теории педагогики о творческом характере педагогической деятельности;

- а также практика педагогов-новаторов, подготовившая условия для развития педагогической культуры в современной школе.

Методы исследования. С целью обоснования гипотезы и задач исследования проводился теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; анализ практической деятельности школы по исследуемому вопросу; наблюдение за профессиональной деятельностью педагогов; беседы с учителями, родителями; методы анкетирования, тестирования; методы оценивания (педагогический консилиум. самоанализ, экспертная оценка).

Исследование проводилось в три этапа:

На первой этапе (1989-1990 гг. ) проведено обоснование проблемы и изучение уровня ее разработанности и состояния дел в практике; выявлены предпосылки развития педагогической культуры в современной школе, связанные с деятельностью учителей по обновлению содержания образования, педагогических технологий, концептуализацией развития школы в новых условиях.

На втором этапе (1991-1992 гг. ) разработана Концепция школы открытого типа и адекватные ей условия развития педагогической культуры; апробированы отдельные средства по управлению процессами развития педагогической культуры учителя, отвечающие новой образовательно- воспитательной ситуации.

На третьем этапе (1993-1994 гг.) осуществлена проверка эффективности развития педагогической культуры в школе, проведена комплексная само аттестация и государственная аттестация школы, организован ряд семинаров для руководителей школ и учителей города, области, республики, в ходе которых апробированы способы управления процессами развития педагогической культуры школьных учителей.

На всех этапах исследования методы теоретического анализа сочетались с опытно-экспериментальной работой и практикой педагогической деятельности учителей. Использовались методы прогнозирования. включенного наблюдения, социологические и статистические.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости развития педагогической куль туры учителя в современной школе и определении ее основных параметров;

- уточнены понятия "педагогическая культура", "педагогическая культура школы". "педагогическая культура учителя", "социально-педагогическая ситуация" и др. . характеризующие педагогическую деятельность и личность учителя;

- выявлены предпосылки развития педагогической культуры в современной школе и возможности внутри школьного управления этим процессом.

Практическая значимость заключается в тон. что в процессе исследования:

- определены и обоснованы меры, обеспечивающие эффективность развития педагогической культуры в школе;

- разработаны и нашли применение методические рекомендации по концептуализации деятельности школы, технологии и этапов разработки концепции школы, учету особенностей социально-педагогической ситуации в практике обновления деятельности школы;

- разработаны рекомендации по управлению процессами развития педагогической культуры школы в целом и каждого отдельного учителя.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается положительными результатами опытно-экспериментальной работы, а также внедрением в практику разработанных автором методических рекомендаций по концептуализации деятельности школы, учету особенностей социально-педагогической ситуации, индивидуальной работе с учителями, их положительной оценкой руководителями школ и учителями.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Консультация "Педагогическая культура"

Автор: Алдошина Елена Сергеевна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) ""Роль дошкольной организации в повышении педагогической культуры семьи""
    ["seo_title"] => string(79) "rol_doshkol_noi_orghanizatsii_v_povyshienii_piedaghoghichieskoi_kul_tury_siem_i"
    ["file_id"] => string(6) "344448"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474224155"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи""
    ["seo_title"] => string(57) "rol-dou-v-povyshienii-piedaghoghichieskoi-kul-tury-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "324175"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462372274"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Консультация для родителей по теме " Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_po_tiemie_formy_uchastiia_roditieliei_v_psikholo"
    ["file_id"] => string(6) "395942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488136972"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Консультация для педагогов "Народная педагогика - ее сущность""
    ["seo_title"] => string(63) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_narodnaia_pedagogika_ee_sushchnost"
    ["file_id"] => string(6) "485571"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542175849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства