Просмотр содержимого документа
««Кооперирование мастера производственного обучения и обучающихся в процессе обучения»»
«Кооперирование мастера производственного обучения и
обучающихся в процессе обучения»
В любом педагогическом процессе всегда присутствует взаимодействие, без него передача знаний, умений просто не состоится. Освоение педагогики взаимодействий – это увлекательный, непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и мастеру, и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности, что, собственно и является основой гуманистического направления в педагогике.Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудничеству и сотворчеству - сообщению и содействию по поводу взаимодействий мастера п/о и обучающихся в процессе практического вождения.
Воздействие и взаимодействие. Воздействие - это целенаправленный перенос информации и опыта от одного человека к другому, частный случай направленного влияния, связанный с убеждением, внушением (в отдельных случаях даже с гипнотическим внушением). Принципиальная разница между воздействием и взаимодействием заключается в том, что воздействие однонаправленно, в то время как взаимодействию присуща прямая и обратная связь: взаимодействие определяется реакциями участников деятельности, которые корректируют эффективность получения конечного результата.
Итак, в процессе воздействия обучающийся может ощутить себя только объектом учебного процесса, в то время как при организации конструктивных педагогических взаимодействий и учитель, и ученик являются субъектами. Сотрудниками процесса познания мира.
Дело в том, что совместные действия мастера и обучающихся можно по-разному организовывать. Одна модель взаимодействий нам хорошо известна: педагог (мастер) – представитель власти, направляющая сила. Обучающийся – исполнитель, репродукт полученных сведений. До определённого времени такая организация взаимодействий была единственной, поскольку она определялась социальным заказом общества. Но современная ситуация требует поиска и реализации других моделей взаимодействия. Сегодня обществу нужны творческие личности, которые могут быть активными, сознательными строителями жизни (в прямом смысле этого слова). И педагог (мастер), и ученик должны ощущать себя субъектами окружающей жизни, а не ограничиваться пассивной ролью «гаечки и винтика». В педагогическом процессе педагог и ученик являются сотрудниками.
Обучение и учение взаимно обусловлены, поэтому субъективные позиции учителя и ученика оказываются тесно связаны между собой: один пришел за тем, чтобы научиться (он еще не знает, не умеет управлять транспортным средством), а другой поделиться своим знанием (а не только поучать) и сделать этот процесс интересным для всех участников педагогического взаимодействия.
В процессе организации производственного обучения (вождения) между мастерами производственного обучения и обучающимися происходит индивидуальная форма взаимодействия.
Обучающиеся, которые к нам приходят, отличаются друг от друга степенью подготовленности к познавательной деятельности, уровнем развития. Поэтому, в процессе практического вождения особенно необходим дифференцированный подход. Смысл дифференцированного подхода состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности ученика, определить наиболее целесообразный характер совместной работы мастера производственного обучения и обучающегося.
Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающегося на уроках производственного обучения по вождению автомобиля – один из элементов качественной подготовки будущих водителей автомобиля.