kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Копилка психотерапевтических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый период очень сложен для ребенка. Возникает много трудностей в осознании себя, общении со сверстниками и старшими людьми. У подростка двойственное понимание себя как личности, с одной стороны он понимает, что уже не маленький, но в то же время, делать все, что делают взрослые, ему не позволяют.

Усложняется этот этап первыми влюбленностями, часто безответными. Подростки затрудняются в выражении чувств или наоборот – не умеют их контролировать. Вследствие этого, могут замкнуться в себе, или совершать провокационные поступки, бросая вызов непонимающему обществу и привлекая к себе внимание.

Чтобы не провоцировать ребенка к необдуманным поступкам, помочь ему преодолеть этот трудный период взросления, желательно проводить психологические игры для школьников. Они помогут снять психологическое напряжение у подростка, научится правильно выражать свои чувства и эмоции, доносить до окружающих свою точку зрения.

D копилке представлены игры для сплочения коллектива, снижение уровня тревожности, снижение раздражительности, обидчивости,способствующие развитию дружбы между детьми, дифференциация тревожности и страхов, разрешение конфликтных ситуаций, не прибегая к насилию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«копилка психотерапевтических игр »

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»









Копилка

психотерапевтических игр





Создала: Хасанова Т.Н.

Воспитатель МБ(к)ОУ VIII вида






Подростковый период очень сложен для ребенка. Возникает много трудностей в осознании себя, общении со сверстниками и старшими людьми. У подростка двойственное понимание себя как личности, с одной стороны он понимает, что уже не маленький, но в то же время, делать все, что делают взрослые, ему не позволяют.

Усложняется этот этап первыми влюбленностями, часто безответными. Подростки затрудняются в выражении чувств или наоборот – не умеют их контролировать. Вследствие этого, могут замкнуться в себе, или совершать провокационные поступки, бросая вызов непонимающему обществу и привлекая к себе внимание.

Чтобы не провоцировать ребенка к необдуманным поступкам, помочь ему преодолеть этот трудный период взросления, желательно проводить психологические игры для школьников. Они помогут снять психологическое напряжение у подростка, научится правильно выражать свои чувства и эмоции, доносить до окружающих свою точку зрения.

коллективных психологических игр.

Что такое психотерапевтические игры?

Игры позволяют легко выйти на уровень подсознания и обнаружить ваши настоящие желания и намерения, отражают ваш способ мышления и несут максимальную психодиагностическую нагрузку! Особенность игры и упражнений в том, что они и интересна, и познавательна, и полезна.  Помимо целей коучинга, личностного роста, развития, принятия решений, целеполагания и планирования, эти методики могут быть использованы для искреннего, глубокого общения в паре, открытого и объединяющего, создающего ощущение подлинной близости. И, наконец, как и положено играм, они могут предназначаться для развлечения в любой дружественно настроенной компании.
Здесь нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнования как такового, ни необходимости скрывать свои истинные чувства и имеющее место положение вещей.

Цель игры – лучше понять себя и другого, прояснить свое видение, выйти на более высокий уровень осознания, принятия, ответственности.  Разные люди способны обнаружить в одной и той же карте совершенно разные намеки и выстроить вокруг нее своё видение. Более того, один и тот же человек в разные жизненные периоды  по-разному отнесется к одной и той же карте, и его ассоциации будут всякий раз уникальным.

Наша психика порой выстраивает очень мудрёные конструкции. К примеру, человек в глубине души боится быть отвергнутым, поэтому строит личные отношения не на любви и симпатии, а на принципах защиты «от нападения». Это внутреннее противоречие может мучить его долгие годы. Чтобы распутать подобный клубок, потребуются смысловые картинки, организм всегда откликается на них в точном соответствии с реальным состоянием, потому что каждая картинка несёт определённую смысловую нагрузку, понятную только автору, который вкладывает свой, неповторимый смысл и связанные с нею ассоциации.

Выбранная вами карта для игры может олицетворять ваши намерения или психоэмоциональное состояние, которого вы стремитесь достичь, следующие за этим выбором карты могут раскрыть метод достижения цели или означать, что в вашем внутреннем пространстве сменилось руководство. Картинки могут отражать не только «внутреннюю погоду» человека на настоящий момент, но и его тайный выбор, предпочтение, которое может не соответствовать или противоречить текущей ситуации. Они выражают потребности, которые вы вынуждены подавлять, иначе, как нам кажется, мы можем потерпеть неудачу или потерять лицо. Главное преимущество  смысловых карт  в том, что он позволяет заранее определить возможные проблемы вашего организма и справиться с ситуацией выбора!

Психологические игры и упражнения применяются на классных часах, тренингах, специальных занятиях, цель которых может быть различной. Это сплочение детского коллектива, умение противостоять давлению (для профилактики наркомании), обучение навыкам эффективного общения и т. д. Важно, чтобы по окончании игры учащиеся обсудили свои впечатления, высказали, чем они довольны и что им не понравилось (в психологии – шеринг). Некоторые упражнения одинаково ценны для различных возрастов, независимо от того, используются ли они совсем для малышей, для старших подростков или для взрослых. Такие игры универсальны. Однако в зависимости от контингента участников они могут преследовать различные цели. Так, к примеру, выбирая психологические игры для дошкольников, следует обратить внимание на следующую, носящую название «Что сказал царь?». Для малышей данное упражнение направлено на развитие умения работать в команде, готовит их к выполнению взрослых ролей, подчинению «лидерским» командам. У взрослых людей, помимо прочего, развивается такая важная функция, как креативность мышления.

Данное упражнение, как и прочие психологические игры, для подростков можно использовать с целью сплочения коллектива. Для начала следует определить «атрибут власти». Это может быть книга, ручка, указка или иной предмет. Когда участник берет данную вещь в руки, он становится «царем». В течение 5 минут он может отдавать любые команды всем оставшимся игрокам или кому-либо одному.  Для ведущего есть два главных правила: не повторять предыдущие задания и не выдерживать длительные паузы. Все остальные участники должны выполнять то, что скажет «царь», саботировать или отказываться от этого никто не имеет права. Психологические игры для подростков обычно имеют четкие правила, которым необходимо строго следовать. Отклонения от выполнения заданий не приветствуется. Так, для расслабления, снятия напряжения и развития воображения можно использовать упражнение «Водопад». Детям предлагается поудобнее сесть, расслабиться. Далее ведущий произносит текст, описывая место, куда подростки отправляются в своем воображении. Слова должны быть достаточно красочными, чтобы дети смогли себе со всей точностью представить то, о чем говорится. Психологические игры для подростков являются важным средством в достижении многих целей, поэтому в работе педагога они просто незаменимы.



Название игры

Описание игры

Что корректируется

Что формирует, развивает

Методика освоения игры детьми

«Представь, что ты это можешь»

Ребенку пред­лагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сде­лать и показать.

Снижения уровня тревожности

Выработка у ребенка уверенности в своих силах


Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении взрослый просит его предста­вить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается. В во­ображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для ребенка более ценным является сам процесс самостоятельного дей­ствия, чем его результат

«Спрятанные проблемы»

Для проведения иг­ры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), флома­стеры, бумага. Ведущий проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», то есть спрятать проблему.

Снижения уровня тревожности

Мобили­зация своей волю

Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей про­блеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике». После занятия можно спросить ре­бенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затруд­няется ответить, ведущий предлагает ему различные варианты: выбро­сить, порвать, смять, сжечь и т. д.


«Не ругаю, не кричу - иронично я хвалю!»

Взрослый иро­нично реагирует на проявление нарушенного поведения ребенка, начи­ная фразу «хорошими» словами (молодец, замечательно, отлично и так далее), а заканчивает фразу, называя вслух нежелательное поведе­ние (опять пальцы во рту, так постройку никто сломать не сумел и так далее), так, чтобы вызвать у ребенка иронию и критичность к собствен­ному поведению.

Снижения уровня тревожности

Коррекция оценки к собствен­ному поведению.

Вариант игры: взрослый предлагает ребенку иронич­но, но не обидно оценивать нарушенное поведение другого ребенка; взрослый от имени игрушечного Миши делает что-то не так, а дети иронично оценивают поведение игрушки.


«Разрывание бумаги»

В начале игры ведущий может, не объ­ясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Ведущий может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча бумаги в центре комнаты стано­вится большой, ведущий предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате, бросать в детей.

Снижение раздражительности, обидчивости


Коррекция оценки к собствен­ному поведению.

К этой игре можно подключать родителей или воспи­тателей - особенно если они являются источником повышения уровня тревожности у ребенка.


«Тряпичная кукла и солдат»

Ведущий: «Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы во­круг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. А теперь наклонитесь вперед и расслабь­те руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (покажите детям эту позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы - очень подвижными. Снова станьте солдатом (10 сек.). Теперь опять тряпичной куклой. Теперь встряхните руками, как будто вы хоти­те стряхнуть с себя капельки воды. Стряхните капельки воды со спины.

Теперь стряхните воду с волос. Теперь - с верхней части ног и ступней. Молодцы!».


Снижение раздражительности, обидчивости


Коррекция мышечного расслабления

Быстро напрячь мускулы, а по­том их отпустить - это испытанный и надежный способ расслабиться.

«Письмо обидчику напишу!»

Взрослый подходит к обижен­ному ребенку и спрашивает: «Что случилось?», а затем предлагает: «Давай напишем письмо твоему обидчику. Ты диктуй, а я буду записы­вать». При этом взрослый пишет, делает пометки на листе бумаги или делает вид, что пишет; задает наводящие вопросы по поводу конфликт­ной ситуации; затем предлагает зачитать «письмо» о том, что случи­лось, обидчику.

Снижение раздражительности, обидчивости



Взрослый задает уточняющие и наводящие вопросы не только обиженному и обидчику, но и детям-свидетелям: «Как ты дума­ешь, что тут случилось?», «А кто видел, что произошло?», «Кто хочет дополнить рассказ?» (обиженного или агрессора). Можно рассказывать о том, что случилось, кукле, а не «писать письмо».

"Паутина"

Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика. Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Сплочение коллектива для детей - групповая сплоченность


Коррекция умения выражать свои эмоции

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться "козлы отпущения" и "аутсайдеры". Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".

Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?


"Хороший друг"

Подумай о своем хорошем друге. Это может быть реальный человек, с которым ты на самом деле дружишь. Если же у тебя такого друга еще нет, то ты можешь его себе просто вообразить. А можешь подумать и том, с кем ты только собираешься подружиться.

Что ты можешь сказать об этом человеке? Что вы любите делать вместе? Как выглядит этот твой друг? Что тебе больше всего нравится в нем? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба все больше и больше крепла?

Подумай над этими вопросами. Ответы на них ты можешь записать на бумаге, можешь нарисовать, а можешь сделать и то, и другое. (15 минут.)

Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Если хотите, можете показать друг другу свои рисунки и сочинения. А можете еще и рассказать, о чем вы думали, выполняя это упражнение. Внимательно выслушайте, что скажут вам остальные дети из вашей четверки. (10 минут.)


Способствовать развитию дружбы между детьми

Коррекция умения налаживать дружеские взаимоотношения

Анализ упражнения:

— Как человек находит друга?

— Почему так важны в жизни хорошие друзья?

— Есть ли у тебя друг в нашем классе?


«Веселый страх»


Часть 1. Рисунок

Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное (объективированное) изображение страхов. Инструкция задается психологом в свободной форме.

Часть 2. Беседа

Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Часть 3. Экспрессивная пауза

Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.

дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация.

коррекция тревожности, страхов.

Стимулирующие вопросы:

Кто/что это? Почему он/они страшные? Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты их / его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?

Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?

Почему выбрал эти цвета, линии?


«Рай и ад»

Выступающий: один молодой воин пришел к мудрому старцу и спросил: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между раем и адом?»

Мудрец помолчал секунду и ответил «Ты глупый молодой дурак. Человек, подобный тебе, никогда не сможет понять этого. Ты слишком невежествен!»

Услышав эти слова, молодой воин извинился за горячность, спрятал меч и сказал: «Ты прав. Наверное, я действительно еще слишком глуп, если не смог увидеть разницу между ответом и грубостью.» – «А вот то, что ты принял мои слова, – это и есть рай», – заметил мудрец.

Услышав такой ответ, молодой воин стал злым и свирепым, словно лев. «Да за такие слова я готов тебя убить!» – заорал он и тут же схватился за меч. Но в это мгновение мудрец сказал: «Мои слова не были прямым ответом на твой вопрос. Так я хотел узнать, как ты реагируешь на грубость. Твое желание убить меня за грубость показало мне, что ты живешь по принципу «око за око, зуб за зуб». А это и есть ад! Потому что на твою силу, злобу и агрессию я могу ответить тем же. Но разве можно будет тогда увидеть конец обидам, гневу и злости?» Услышав эти слова, молодой воин извинился за горячность, опустил меч и сказал: «Ты прав. Наверное, я действительно еще слишком глуп, если не смог увидеть разницу между ответом и грубостью» – А вот тебе и вторая половина ответа: «Рай – это когда человек готов протянуть руку в знак примирения. Именно в этом его сила и мудрость»


Разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к насилию и дракам; учить признавать свою долю ответственности за возникновение конфликта и находить пути примирения.


Коррекции поведения


Обсуждение

Почему старец сказал, что насилие, агрессия – это ад?

Что ты делаешь, когда кто-нибудь хочет у тебя что-то отобрать?

Что ты делаешь, когда кто-то обижает тебя словом?

Драка – это хороший способ разрешить спор?

Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку?

Как ты думаешь, прощение – это признак силы или признак слабости?

Почему так важно прощать других?

Выводы

Только слабый человек живет по принципу: «Око за око, зуб за зуб», сильный человек всегда готов протянуть руку в знак примирения.


«Давай поругаемся!»

Предложить ребенку «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами. Потом предложить «хвалить» друг друга, называя разными цветами.


Снятие психоэмоционального напряжения.


Способствует развитию творческого мышления и расширению словаря ребенка.

Дети садятся полукругом, игра проходит в спокойной обстановке

"Умение вести себя в обществе". 

Ведущий (лучше, если это будет взрослый) предлагает детям инсценировать разные ситуации из повседневной жизни. Что делать, если вас пригласили в гости? Или наоборот, гости пришли к вам? После того, как желающие показали свои сценки, можно их обсудить и решить - как же поступать правильно. 


Избавляемся от комплексов

Коррекция поведения ребенка

Детям предлагается разбиться на группы, каждая группа готовит одну сценку из повседневной жизни.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
копилка психотерапевтических игр

Автор: Хасанова Татьяна Николаевна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141833


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства