Просмотр содержимого документа
««корректировка воспитания в отдельных семьях». работа классного руководителя с неблагополучными семьями»
ТЕМА «КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ СЕМЬЯХ». РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Супружеская любовь размножает человеческий род, дружеская совершенствует его, а безнравственная — развращает и унижает.
Ф. Бэкон
Характер ребенка развивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, как сложились отношения ребенка в своей среде, чем он в ней интересуется... Если у одного ребенка пьянство, сквернословие и озорство вызывает интерес, то у другого они могут вызвать ужас, брезгливость или возмущение и протест.
Л. Фортунатов
Общие закономерности и принципы создания и развития семьи, содержание и методика семейного воспитания, реагирование детей на различные факторы семейного воспитания, естественно, неоднозначны. Мы уже отмечали, что и позитивные, и негативные факторы могут нести как положительный, так и отрицательный потенциал в развитии личности ребенка, во влиянии на ход учебно-воспитательного процесса в школе.
Вот почему классный руководитель, изучив специфику жизни и воспитания ребенка в семье, вынужден заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители — дети», «родители — школа». В решении этой задачи следует выделить два аспекта:
корректировка воспитания в отдельных семьях;
2) работа классного руководителя с неблагополучными семьями. Рассмотрим основные, наиболее общие моменты работы классного руководителя в том и другом направлении.
В корректировке воспитательного воздействия специалистом-педагогом (психологом, психоневрологом, психиатром, сексологом, сексопатологом...) нуждаются не только так называемые неблагополучные семьи, но и множество самых обычных внешне благополучных семей. Здесь можно выделить самые разные варианты намечающегося неблагополучия:
— Семья однодетная может сформировать и «балованное дитя» с безудержно растущими потребностями и в конечном счете невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого; и «узурпированного» родительской безмерной любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой гиперопека.
— Семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей, педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.
— Семья с низким материальным обеспечением, находящаяся за чертой бедности по разным причинам (безработица, низкая зарплата, алкоголизм родителей, неумение строить бюджет семьи), может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей (тормозится развитие детей); эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ (вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности трудовую деятельность, в деятельность, подрывающую физические силы, растлевающую духовно, сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье); допущение, а иногда превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугублять психическое состояние ребенка;
5) что должны — хотя бы в общих чертах — предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку,— ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных условиях.
Заранее, скажем, убедившись, что ребенок живет в тяжких условиях, педагог должен:
объяснить родителям, что из-за конфликтов друг с другом страдает ребенок, что мальчик или девочка не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом;
если не удастся образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей: поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам; вариантов тут много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуален;
3) если у школьника уже появились психические аномалии на почве семейных раздоров, его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что лучше сделать.
Педагог обязан неустанно следить за социально-психологическим климатом в семье школьника, сохранять спокойствие, мужество и чувство собственного достоинства независимо от социального престижа родителей, их самомнения и давления на него.
И как бы хорошо в материальном отношении ни жили многие школьники, какие бы высокие посты ни занимали их родители, учителя никогда не должны пасовать перед ними, если педагогам очевидно, что неблагополучие семьи породило неблагополучие школьника... Мы не единожды были, к счастью, свидетелями того, как родители, услышав из уст педагога или врача о пагубности для дочери или сына их собственного поведения, перестраивались, начинали вести себя разумно и потом благодарили за то, что педагог или врач открыл им глаза на истинные причины заболевания ребенка — неблагополучие их семьи...
Неблагополучная для ребенка семья — это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но, тем не менее, для данного конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагополучной, однако в большинстве случаев, которые мы обсуждаем, понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная...
Дефекты воспитания — это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи,— только отношение к ребенку. Поэтому, когда мы рассказываем о тех психических расстройствах, в основе которых лежит неблагополучие семьи или которые усиливаются и уж, во всяком случае, не прекращаются опять же из-за неблагополучия в семье, мы во всех этих случаях рассказываем о неправильном воспитании подрастающего поколения.
Педагогам-практикам и работникам правоохранительных органов хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучных семьях иного рода: детская безнадзорность и беспризорность, побеги из дома и детских воспитательных учреждений, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность; алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков...
Работу с семьями педагогически запущенных школьников необходимо вести дифференцированно. Опыт передовых школ показывает, что для удобства этой работы можно выделить три группы семей:
1) семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей;
2) семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми;
3) семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам (разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью).
С учетом особенностей семьи необходимо проводить педагогический всеобуч родителей (дифференцированно, по группам), индивидуальные и групповые встречи с родителями, воздействие родительской общественности. Принципиально важной является позиция классного руководителя (учителя, воспитателя), которую, он занимает во всех контактах с родителями педагогически запущенных подростков: он должен стать не обвинителем родителей в их нерадивости, а союзником в преодолении общих трудностей. И притом эти совместные усилия должны быть направлены не против ученика (как это нередко бывает), а против тех трудностей, которые возникают в процессе его развития. Поэтому методически любая встреча, любой разговор учителя с родителями трудных учащихся в такой логике отношений включает в себя пять элементов:
1)что я хорошего могу сказать о подростке (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в «союзники»);
2)что меня беспокоит в нем (то самое, что является предметов вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании);
3)каковы, по нашему общему мнению, причины этого отрицательного явления, факта (это вызывает на откровенность, а значит, позволяет выявить истинные причины случившегося);
4)какие меры следует предпринять и со стороны родителей, и со стороны школы (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания);
5) каких общих требований, общих принципов подхода к ребенку следует придерживаться, чтобы намеченные меры были эффективными. В такой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.
В воспитательной работе с педагогически запущенными подростками следует помнить, что не всегда моральный облик человека определяется количественным соотношением разных форм «добра» и «зла», с которыми он сталкивает в жизни. Иногда в условиях, казалось бы, благополучных вырастают моральные калеки. Так, в одном классе, казалось бы, в равных условиях формируются люди различного уровня моральной воспитанности. И, наоборот, в социально неблагоприятной микросреде вырастают прекрасные дети. В чем тут дело? Видимо, характер восприятия или невосприятия влияний окружающей среды неодинаков в различных случаях воспитания. Все зависит от того, как проходит процесс ассимиляции внешних воздействий, т.е. «процесс своеобразного морального, эстетического и логического усвоения личностью тех внешних воздействий, которым она подвергается со стороны окружающей ее социальной и природной среды, в процессе активного взаимодействия с нею».
Существует две формы восприятия личности внешних воздействий: позитивная и негативная. В зависимости от уже сложившихся отношений личности с действительностью она, так или иначе, воспринимает внешние воздействия. При позитивной форме — в мозгу, формируются модели нравственного поведения, соответствующие воспринимаемому. При негативной ассимиляции — напротив, усиливаются тенденции, прямо противоположные тем внешним воздействиям, которые были восприняты. Так чаще всего и происходит с педагогически запущенными подростками. Они все, как правило, очень хорошо знают нравственные правила, и даже нормы права, но... с легкостью поступают им наперекор. И, наоборот: в практике перевоспитания нередки случаи, когда негативное восприятие отрицательных явлений окружающей действительности (сквернословие, аморальное поведение, драчливость, пьянство и т.д.) дает положительный результат.
Значит, задача педагогов, работающих с подростками, воспитывающимися в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии,— сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и, если нужно и можно, изменять в соответствии с усвоенными моральными требованиями.
Литература:
Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. Книга для учителя. М., 1986.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988.
Волкова Е. Трудные дети или трудные родители (Б-ка семейного воспитания). М., 1981.
Воспитание детей в неполной семье. Пер. с чешского. Под ред. Ершовой Н.М., М., 1980.
Воспитание детей в нетипичных семьях. В кн. «Помощь родителям в воспитании детей». Пер. с англ. Под ред. Пилиповского В.Я., М., 1992, гл. 6.
Гарбузов В.И. Нервные дети. Для матери (советы врача). Л.— М., 1990.
Торре А.Д. Ошибки родителей. М., 1993. Семейное воспитание. Краткий словарь. Под ред. И.В. Гребенникова» Л.В. Ковинько. М., 1990.