kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коучинг "Рефлексия. Виды рефлексии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. К??іл – к?й мен эмоциялы? жа?дайды аны?тау?а арнал?ан кері байланысты? ?діс – т?сілдер:

К??іл – к?йді? алуанды?ын білдіретін ?рт?рлі суреттер, т?рлі - т?сті карточкалар, бет ?лпетті бейнелейтін карточкалар (смайликтер), к??іл - к?йді бояу т?стерімен аны?тау. («Ауа райы», «Ба?даршам»т. с. с
Мысалы: «Алма а?ашы» ?дісі
О?ушылар?а саба? басында екі т?сті “алма” беріледі. Саба? со?ында оны алма а?ашына ілу керек. Жасыл т?сті алма – мен б?гін б?рін жа?сы орындадым деп ойлаймын: мені? к??іл – к?йім к?тері?кі. ?ызыл т?сті алма – мен тапсырманы орындай алмадым, к??іл – к?йім жо?.
Немесе «Бір с?збен» ?дісі - О?ушылар ?здеріне берілген 12 с?зді? ішінен, ?здеріні? б?гінгі саба?та?ы жа?дайын сипаттайтындай 3 с?зді та?дап айтады.
*Т?зімсіздік, *Ашу, * ?уаныш, * Нем??райлылы?,*?ана?аттану, *Шабыт,
*Зерігу,* Ала?дау, * Тынышты?, * Сенімділік, * Сенімсіздік, *Рахаттану.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К упражнению»


Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...



Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ...



Иногда люди не понимают меня, потому что я ...



Верю, что я могу…



Мне бывает стыдно, когда я ...



Особенно меня раздражает, что я ...



Я горжусь, что мне удалось…



От окружающих мне необходимо…




Просмотр содержимого документа
«Коучинг Рефлексия_Информационный блок»

Коуч-сессия «Рефлексия. Эффективность, виды и приемы рефлексии»

Москвичёва И.А.


Дата: 04.11.2014

Цель: Оказание содействия участникам коучинга в определении понятия «рефлексия», знакомство с классификацией видов и приемами рефлексии.

Ожидаемые результаты: Участники коучинга узнают, как с помощью рефлексии можно улучшить эффективность и результативность учебной и педагогической деятельности, освоят некоторые приемы рефлексии.

Материалы и оборудование: Компьютер, интерактивная доска, презентация «Рефлексия», раздаточный материал, флипчарты, маркеры, цветные стикеры


Ход коучинга.


Информационный блок 1. Понятие «рефлексия», классификация и виды рефлексии.

Слайд 3

В одной притче говорится:

“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.


Слайд 4

А что же такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием.

Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.



Слайд 5

Рефлексия бывает:

  • Индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)

  • Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)


  • Алгоритм групповой рефлексии

  1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

  • делало её более эффективной

  • тормозило выполнение задания

  • не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

  1. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией

  • взаимодействие

  • взаимопонимание

  • были равномерно задействованы все уровни

  1. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации

  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

  • трудности в общении

  1. Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека

  • ориентированный на выполнение задания

  1. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения

  • единство группы в ходе работы было нарушено

  1. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы

  • нежелание наладить контакт большинства участников группы

  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы

  • сама задача оказалась неинтересной, трудной


Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

  • Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

  • Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

  • Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.


Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Рефлексия деятельности

  • Рефлексия содержания учебного материала


Приемы рефлексии эмоционального состояния.

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

  • «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

  • «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.


Рефлексия деятельности.

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

  • «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

  • «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

  • «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

  • «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

  • «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.


Рефлексия содержания учебного материала

Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

  • Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

  • «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно)

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  • Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

первая строка – название темы (одно существительное);

вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

  • Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

  • Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

  • Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии Понятие Знал Узнал Хочу узнать

Информационный блок 2. Приемы рефлексии.

Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.

Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

Устная рефлексия:

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты или школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы.

К приемам устной рефлексии можно отнести диалог, перекрестную дискуссию или дискуссию "Совместный поиск"

Письменная рефлексия:

Большинство ученых-психологов и педагогов отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии:

Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь. Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

Бортовой журнал" (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить ученик, важные вопросы.

Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).

Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину.

Портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, "бортовых журналов", видеофрагменты, проекты и планы выступлений.




Приемы:

  1. Закончи предложение (Письменное интервью)

Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


  1. Анкета самоанализа

Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Вариант 1.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Домашнее задание




активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно


Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

"Каким было общение на уроке?.

- занимательным

- познавательным

- интересным

- игровым

- необычным

- скучным

-радостным

-дружелюбным

Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать

Мне больше всего удалось…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что…

Что на ваш взгляд удалось?

Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я:

- научился

- было интересно

- было трудно

Чему вы научились на занятии?

Какие задания вам понравились больше всего?

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Урок

-заставил задуматься…

-навёл меня на размышления…

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё надо поработать?

Своей работой на уроке я:

- доволен

- не совсем доволен,

Я недоволен, потому что…

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

-они мне нравятся больше остальных;

- я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями

-они легче остальных заданий.

  1. «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться)

Содержание: Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


  1. «Комплимент»

Цель оценить свою активность и качество работы.

Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.


  1. «Поезд»

Цель: оценка содержания урока

Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика


  1. «Поляна»

Цель: оценить содержание этапов урока

Содержание: На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.


  1. Самопроверка

Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников

Содержание: Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа по парте. Задаются примерные вопросы: Что получилось. Что нет. Какую поставили бы оценку.


  1. Оценочная лесенка

Цель: развитие умений критериального оценивания

Содержание: Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны Поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий


  1. Чемодан, мясорубка, корзина.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке:

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – абсолютно бесполезная информация.


Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


Источники:

  1. images.yandex.ru/?lr=53 Картинки

  2. it-n.ru ›attachment.aspx?id=105334

  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники -Луганск: СПД Резников В.С., 2006

  4. Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

  5. Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz/publ/21-1-0-93

  6. Хуторской А.В. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm


Просмотр содержимого документа
«План проведениея коучинга_Рефлексия»

Коуч-сессия «Рефлексия. Эффективность, виды и приемы рефлексии»

Москвичёва И.А.


Дата

04.11.2014

Цель

Оказание содействия участникам коучинга в определении понятия «рефлексия», познакомить с классификацией видов и приемами рефлексии.

Ожидаемые результаты

Участники коучинга узнают, как с помощью рефлексии можно улучшить эффективность и результативность учебной и педагогической деятельности, освоят некоторые приемы рефлексии.

Материалы и оборудование

Компьютер, проектор, экран, презентация «Рефлексия», раздаточный материал, флипчарты, маркеры, цветные стикеры


Ход занятия

Этапы прведения коуч сесии

Время

Действия коуча и действия участников коучинга

Приветствие

5 мин

Приветствие участников коучинга, объявление темы и формулирование цели данного коучинга

Деление на группы

5 мин

Коуч просит участников выбрать стикеры понравившегося цвета, затем, участники формируют группы по цвету стикеров

Мозговой штурм

10 мин

Подумайте и ответьте на вопросы:

- Что такое рефлексия?

- Для чего она нужна ученику?

- Для чего она нужна учителю?

Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.

Информационный блок

10 мин

Участники знакомятся с понятием «рефлексия», с классификацией и видами рефлексии.

Работа в группах

15 мин

Участникам в группах предлагается разработать прием:

  • Рефлексии настроения и эмоционального состояния

  • Рефлексии деятельности

  • Рефлексии содержания учебного материала

Классификация

Задачи

Приемы

Вопросы

Рефлексия настроения и эмоционального состояния




Рефлексия деятельности




Рефлексия содержания учебного материала




Презентация работы групп. Обсуждение.

Информационный блок 2

15 мин

Участники знакомятся с приемами рефлексии. Затем им демонстрируются упражнения для развития рефлексивных способностей.

Представь что ты….

Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.

- Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.

- Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.

После каждого задания участники делятся своими внутренними ощущениями, переживаниями, сравнивают их, стремятся понять, что вызвало те или иные чувства?

Без маски.

Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; - формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."

Работа в группах

15 мин

Участники в группах разрабатывают таблицу использования приемов рефлексии на разных этапах урока:

Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап организационного момента и целеполагания




Этап актуализации ЗУН учащихся




В начале работы по теме урока - содержательная рефлексия




Завершающий этап




Презентация. Обсуждение.

Обратная связь. Рефлексия.

5мин

Участники оценивают эффективность проведения коуч-сессии с использованием приема «Дерево».

На дереве прикрепляют:

- плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

- цветы – довольно неплохо;

- зелёные листики – не совсем удовлетворён;

- жёлтые листики – неудовлетворённость







Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Таблица №1. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности


Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап организационного момента и целеполагания

Обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.


С чего вы начнёте?

Этап актуализации ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания


В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет вам работа в парах?


На завершающем этапе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

- Что дала вам работа в парах?

- Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных?

- Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».











Классификация

Этап урока

Задачи

Приемы

Вопросы

Рефлексия настроения и эмоционального состояния


в начале урока

установления эмоционального контакта с группой

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

  • Я почувствовал, что…

  • Было интересно…

  • Меня удивило…

  • Своей работой на уроке я…

  • Материал урока мне был…

  • Мне захотелось…

  • Мне больше всего удалось…

  • Моё настроение…

  • Заставил задуматься…

  • Навел на размышления…

  • Могу похвалить своих одноклассников…

в конце деятельности.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Рефлексия деятельности

на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ

осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

прием «лестницы успеха». графического организатора «рыбья кость»

  • У меня получилось…

  • Я научился

  • Сегодня на уроке я смог…

  • Урок дал мне для жизни…

  • За урок я…


в конце урока

оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

Рефлексия содержания учебного материала

Этап изучения учебного материала

выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял что…

  • Теперь я могу…

  • Я приобрёл…

  • Я научился…

  • Урок для меня показался…

  • Для меня было открытием то, что…

  • Мне показалось важным…

  • Материал урока был мне…



Просмотр содержимого презентации
«Рефлексия»

Коучинг Рефлексия. Рефлексия түрлері. АЛИМБЕТОВА Г.Т., II деңгей мұғалімі КММ ОМ №273 Байқоңыр қаласы

Коучинг

Рефлексия. Рефлексия түрлері.

АЛИМБЕТОВА Г.Т.,

II деңгей мұғалімі

КММ ОМ №273 Байқоңыр қаласы

Мақсаты: Мұғалімдерге сабақтағы рефлексия жайлы, оның классификациясы, әдістері жайлы мәліметтер алуға жағдай жасау.  Оқушылардың көңіл – күйіне, сабақтағы іс - әрекетке, оқу материалдарына рефлексия жасау жолдарын жоспарлауды бірлесіп қарастыру.

Мақсаты:

Мұғалімдерге сабақтағы рефлексия жайлы, оның классификациясы, әдістері жайлы мәліметтер алуға жағдай жасау. Оқушылардың көңіл – күйіне, сабақтағы іс - әрекетке, оқу материалдарына рефлексия жасау жолдарын жоспарлауды бірлесіп қарастыру.

Күтілетін нәтиже: Мұғалімдер сабақтағы рефлексия жайлы, оның классификациясы, әдістері жайлы мәліметтермен таныс болады. Рефлексияның мәнін, оның түрлерін түсінеді. Оқушылардың көңіл – күйіне, оқу материалдарына қалай рефлексия жасау керектігін біледі.

Күтілетін нәтиже:

Мұғалімдер сабақтағы рефлексия жайлы, оның классификациясы, әдістері жайлы мәліметтермен таныс болады. Рефлексияның мәнін, оның түрлерін түсінеді. Оқушылардың көңіл – күйіне, оқу материалдарына қалай рефлексия жасау керектігін біледі.

Түйінді идея: Оқушының саналы ішкі рефлексиясын даярлау, сол арқылы қазіргі кездегі маңызды болып саналатын өз бетімен еңбектену, бәсекеге қабілетті болу, алғырлық сияқты қабілеттерін дамыту. Сабақ барысында алынған білім сын тұрғысынан талданып, меңгерілген біліммен салыстырылып, өзіндік түсінік пайда болады.

Түйінді идея:

Оқушының саналы ішкі рефлексиясын даярлау, сол арқылы қазіргі кездегі маңызды болып саналатын өз бетімен еңбектену, бәсекеге қабілетті болу, алғырлық сияқты қабілеттерін дамыту. Сабақ барысында алынған білім сын тұрғысынан талданып, меңгерілген біліммен салыстырылып, өзіндік түсінік пайда болады.

Тренинг «Комплимент»

Тренинг «Комплимент»

Стратегия «Атом-молекула»

Стратегия «Атом-молекула»

Рефлексия деген не? Reflexio – обращение назад. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия деген не?

  • Reflexioобращение назад.
  • Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
  • В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия Жеке 1 Топтық 2

Рефлексия

Жеке

1

Топтық

2

Рефлексия түрлері Қызметі 2. 1. 3. Сабақтағы іс - әрекетке кері байланыс Көңіл – күй мен эмоциялық жағдайды анықтауға арналған кері байланыс Оқу материалының мазмұнының рефлексиясы (кері байланысы) Рефлексия Кері байланыс

Рефлексия түрлері

Қызметі

2.

1.

3.

Сабақтағы іс - әрекетке кері байланыс

Көңіл – күй мен эмоциялық жағдайды анықтауға арналған кері байланыс

Оқу материалының мазмұнының рефлексиясы (кері байланысы)

Рефлексия

Кері байланыс

1. Көңіл – күй мен эмоциялық жағдайды анықтауға арналған кері байланыс

1. Көңіл – күй мен эмоциялық жағдайды анықтауға арналған кері байланыс

«Поезд» Жаңа сөзбен жұмыс Жаңа материал Топпен жұмыс Үй жұмысы

«Поезд»

Жаңа сөзбен жұмыс

Жаңа материал

Топпен жұмыс

Үй жұмысы

2. Сабақтағы іс - әрекетке кері байланыс   Жетістік баспалдағы

2. Сабақтағы іс - әрекетке кері байланыс

Жетістік баспалдағы

«Дерево успеха» 3-4 ошибки 1 ошибка Нет ошибок

«Дерево успеха»

3-4 ошибки

1 ошибка

Нет ошибок

3. Оқу материалының мазмұнының рефлексиясы (кері байланысы)  Анкета   1.  Мен бүгін білдім … 2.  Қызықты болды … 3.  Қиын болды … 4.  Мен тапсырмаларды орындадым … 5.  Мен түсіндім … 6.  Енді мен жасай алам … 7.  Мен үйрендім … 8.  Менің қолымнан келді … 9 .  Мен жасап көрем … 10. Мені таң қалдырды… 11. Мен жасағым келді…  

3. Оқу материалының мазмұнының рефлексиясы (кері байланысы) Анкета

1.  Мен бүгін білдім

2.  Қызықты болды

3.  Қиын болды

4.  Мен тапсырмаларды орындадым

5.  Мен түсіндім

6.  Енді мен жасай алам

7.  Мен үйрендім

8.  Менің қолымнан келді

9 .  Мен жасап көрем

10. Мені таң қалдырды…

11. Мен жасағым келді…

 

«Плюс. Минус. Қызықты» ПЛЮС МИНУС ҚЫЗЫҚТЫ

«Плюс. Минус. Қызықты»

ПЛЮС

МИНУС

ҚЫЗЫҚТЫ

Кесте - білімді бекіту Түсінік Білемін Мысалы: Зат есім Сөз табы Сұрақтар кім? не? Сөйлемде бастауыш болады Білдім  Білгім келеді Жекеше, көпше түрде тұрады Зат есім тағы қалай өзгереді?

Кесте - білімді бекіту

Түсінік

Білемін

Мысалы:

Зат есім

Сөз табы

Сұрақтар кім? не?

Сөйлемде бастауыш болады

Білдім

Білгім келеді

Жекеше, көпше түрде тұрады

Зат есім тағы қалай өзгереді?

«Бағдаршам» Сабақта көп нәрсені түсінбедім, сабақтағы мәліметтер маған керек емес, сабақтағы белсенді бола алмадым, жауап берген жоқпын Сабақ қызықты болды, белсенді болдым, сабақта пайдалы мәліметтер алдым, орнымнан жауап бердім, бірнеше тапсырма өзім орындадым, сабақта мен өзімді жақсы сезіндім Сабақта белсенді болдым, сабақта көп пайдалы мәліметтер алдым, көп жұмыс жасадым, өзіме тиісті баға алдым, маған бәрі түсінікті болды 2005

«Бағдаршам»

Сабақта көп нәрсені түсінбедім, сабақтағы мәліметтер маған керек емес, сабақтағы белсенді бола алмадым, жауап берген жоқпын

Сабақ қызықты болды, белсенді болдым, сабақта пайдалы мәліметтер алдым, орнымнан жауап бердім, бірнеше тапсырма өзім орындадым, сабақта мен өзімді жақсы сезіндім

Сабақта белсенді болдым, сабақта көп пайдалы мәліметтер алдым, көп жұмыс жасадым, өзіме тиісті баға алдым, маған бәрі түсінікті болды

2005

Белгілер

Белгілер

  • «V» - мұғалім сұрағасын жауап бердім, бірақ жауап дұрыс болмады;
  • «W» - мұғалім сұрағасын жауап бердім, жауап дұрыс болды;
  • «|» - өз қалауыммен жауап бердім, бірақ жауап дұрыс болмады;
  • «+» - өз қалауыммен жауап бердім, жауап дұрыс болды;
  • «0» - жауап бермедім
Анкета Сабақта жұмыс жасадым белсенді / белсенді емес Сабақтағы өз жұмысыма мен қанағаттанам / қанағаттанбаймын Сабақ маған … қөрінді қысқа / ұзақ Сабақта мен Шаршаған жоқпын/ шаршадым Менің көңіл-күйім Жақсарды / нашарлады Жаңа сабақ маған түсінікті / түсініксіз пайдалы / пайдасыз Үй жұмысы қызықты / қызықсыз оңай / қиын

Анкета

Сабақта жұмыс жасадым

белсенді / белсенді емес

Сабақтағы өз жұмысыма мен

қанағаттанам / қанағаттанбаймын

Сабақ маған … қөрінді

қысқа / ұзақ

Сабақта мен

Шаршаған жоқпын/ шаршадым

Менің көңіл-күйім

Жақсарды / нашарлады

Жаңа сабақ маған

түсінікті / түсініксіз

пайдалы / пайдасыз

Үй жұмысы

қызықты / қызықсыз

оңай / қиын

«Мишень»

«Мишень»

Чемодан, мясорубка, корзина Керек болды, бәрі түсінікті Түсінікті, әлі сұрақтар бар Түкке керек емес, түсінбедім

Чемодан, мясорубка, корзина

Керек болды, бәрі түсінікті

Түсінікті, әлі сұрақтар бар

Түкке керек емес, түсінбедім

Кері байланыс әрекетін ұйымдастыруда көзделетін басты мақсат: оқушының саналы ішкі рефлексиясын даярлау, сол арқылы қазіргі кездегі маңызды болып саналатын өз бетімен еңбектену, бәсекеге қабілетті болу, алғырлық сияқты қабілеттерін дамыту.

Кері байланыс әрекетін ұйымдастыруда көзделетін басты мақсат: оқушының саналы ішкі рефлексиясын даярлау, сол арқылы қазіргі кездегі маңызды болып саналатын өз бетімен еңбектену, бәсекеге қабілетті болу, алғырлық сияқты қабілеттерін дамыту.

Назарларыңызға рахмет!

Назарларыңызға рахмет!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коучинг "Рефлексия. Виды рефлексии"

Автор: Алимбетова Гульмира Туретаевна

Дата: 14.04.2016

Номер свидетельства: 318704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Рефлексивный отчет коучинг занятия   «Использование элементов критического мышления, как средства развития познавательной  деятельности учащихся» "
    ["seo_title"] => string(168) "rieflieksivnyi-otchiet-kouchingh-zaniatiia-ispol-zovaniie-eliemientov-kritichieskogho-myshlieniia-kak-sriedstva-razvitiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "174339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424108580"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Разработка коучинг-занятия "Повышение учебной мотивации у школьников" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-kouchingh-zaniatiia-povyshieniie-uchiebnoi-motivatsii-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "120587"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413737914"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Лидерский коучинг - путь к новым знаниям. "
    ["seo_title"] => string(41) "lidierskii-kouchingh-put-k-novym-znaniiam"
    ["file_id"] => string(6) "120580"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413737232"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тема  коучинг- занятия:  Каким может быть оценивание?"
    ["seo_title"] => string(51) "tiemakouchinghzaniatiiakakimmozhietbytotsienivaniie"
    ["file_id"] => string(6) "320054"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460997533"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Рефлексивный отчет о проведении коучинг занятия  по теме «Новые приемы использования ИКТ в  обучения школьников» "
    ["seo_title"] => string(127) "rieflieksivnyi-otchiet-o-proviedienii-kouchingh-zaniatiia-po-tiemie-novyie-priiemy-ispol-zovaniia-ikt-v-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101276"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402412410"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства