Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа как форма патриотического воспитания в условиях школьной библиотеки»
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Казахстан-наш общий, большой, единственный, наша Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место -- город или поселок несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни.
Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своего Казахстана. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания страны, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания речных глубин, пения жаворонка в поднебесье.
Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить.
Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.
И как не вспомнить здесь слова Виталия Закруткина:
«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?»
Родина без нас обойтись может, мы же без нее -- ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А.Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок [. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.
Оно нацелено на познание историко культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Устный журнал - «Красногвардейское – родная сторона».
Фотовыставка – «Моё село, мой край любимый!». Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.
«Защита народа - священный долг» - встречи с земляками отслужившие в рядах Российских войск.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
«Моя Родина - Россия» — уроки патриотизма.
«Три символа родной державы» — информационный час.
«Кем быть?» - беседы по профориентации.
Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание
«Молодежная политика в Российской Федерации» - социально-правовая выставка.
«В зоне риска - молодежь»- цикл мероприятий: уроки валеологии, нравственные беседы, часы здоровья, выставки-предупреждения.
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям,
«Отечества славные сыны» - выставка.
«Место подвига - Беслан» — час памяти
Работа по патриотическому воспитанию в библиотеке не ограничивается проведением праздничных мероприятий — она ведется систематически, продуманно и целенаправленно. Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».
Художественное произведение не фиксирует правду или неправду, оно создает образ времени. В библиотеках по-прежнему рекомендуют читателям, прошедшие проверку временем, ставшие современной классикой, произведения В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б.Васильева, К.Симонова, А.Иванова, П.Проскурина, Г.Бакланова, А.Адамовича, В.Пикуля, В.Богомолова, В.Кондратьева и др.
Система работы школьной библиотеки по патриотическому воспитанию
Изучение интересов и уровня знаний учащихся. Анкетирование.
Взаимодействие с учителями-предметниками. Совместное планирование работы, организация и проведение мероприятий.
Информирование учителей о новых поступлениях по методике патриотического воспитания. Составление рекомендательного списка литературы для педагогов.
Целенаправленное руководство чтением.
Чтение обучающихся необходимо направлять в русло духовно-нравственной сферы в целях воспитания гражданина-патриота. Составление рекомендательного списка.
Краеведческий уголок боевой славы «Не забывайте грозные года…» — стенд, на котором располагаются информационные материалы, фотографии, иллюстрации, посвященные периоду Великой Отечественной войны.
Книжная выставка. Позволяет познакомить читателей с героическим подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне.
Час памяти. Урок строится по принципу воспоминаний о подвигах героев военных лет.
Урок-воспоминание.
Игровые формы. Игра является активным методом, развивающим способности детей, умение размышлять, анализировать; закреплять полученные знания, имеет большой воспитательный потенциал.