Приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, стали эффективным средством в этом деле.
Наш музейный уголок, был создан как результат поисково-собирательной и исследовательской деятельности. Здесь дети занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией памятников истории, культуры, природы родного края.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, источниковедения, этнографии, и т.п.
Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, формулированием гипотез, предположений, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведческие проекты на базе школьного музея »
Краеведческие проекты на базе школьного музея
Зиатдинова Зухра Рифкатовна
учительница татарского языка Раифской средней общеобразовательной школы
Приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные музеи, безусловно, стали эффективным средством в этом деле. Наш музейный уголок, был создан как результат поисково-собирательной и исследовательской деятельности. Здесь дети занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией памятников истории, культуры, природы родного края.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, источниковедения, этнографии, и т.п. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, формулированием гипотез, предположений, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.
В своей краеведческой деятельности в школе на базе школьного музея мы с 2003года используем метод, который сейчас называют методом проектов. Суть его состоит в том, что учащиеся выполняют творческие задания интеллектуально-практического характера, которые позволяют полнее и глубже изучить все стороны жизни родного края. Работа над проектом ведется в трех направлениях;
1)Краеведение
2)Этнография
3) Родословие
О применении этого метода я расскажу на примере одной работы. В музейном уголке хранятся 11 полотенец. Кроме того, представителям каких народов Поволжья они принадлежат, и кто их подарил музею, мы ничего не знали. Спор детей о происхождении и технике изготовления этих полотенец привел к написанию проектной работы.
Первым пунктом в проектной деятельности стоит разработка плана.
2. Определение потребности разрабатываемой темы и её практического использования. 3. Краткая формулировка задач и целей работы. 4. Выбор и развитие идеи для выполнения работы, планирование проектной деятельности: - определение разделов работы; - определение объема поиска и исследований; 5. Исследовательская работа: - сбор необходимой информации; - изучение собранной информации, её исследование; - обработка информации. 6. Оформление работы. 7. Заключительный этап: представление работы.
Ученицы 10 класса Зиатдинова Диля и Сагдиева Лейсан изучили и классифицировали по технике изготовления, по вышивке, по декору марийские, мордовские и татарские полотенца. Сравнительный анализ орнаментов марийских, мордовских и татарских полотенец показал и отличия и общие черты. Эта работа была представлена на Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского и прошла во второй тур.
Мы получили рецензию и приглашение на саму конференцию.
Мы живем в удивительно интересном месте, богатым и архитектурой, и учреждениями и историческими событиями. Здесь расположены Раифский монастырь, Специальное училище №1, организованный в 1934 году как колония для беспризорников, Волжско-Камский гос. заповедник, дендрологический сад. У каждого объекта своя неповторимая история, которую изучают наши ученики.
Одним из первых проектов в нашем музее стала работа Степановой Анны . «Я - сын, я – внук, я – правнук…» которая получила Диплом Республиканского конкурса исследовательских работ «Эхо тысячелетия: от прошлого к будущему» в 2003 году. Следующие проекты «Раифа изначальная» и «Раифа - вчера и сегодня» были разработаны в номинации «Краеведение» и стали дипломантами Всероссийского конкурса «Меня оценят в ХХI веке» 2005 году и получили II место в Республиканском конкурсе «Моя малая Родина»
Участники проекта работали с литературой по истории Раифского монастыря, побывали в его архиве. Последующие годы тема была разбита на несколько направлений. Таким образом, были выполнена работа
Ильина Александра «Святые места России. Раифа» которая была представлена в Шестом Всероссийском молодежном фестивале «МЕНЯ ОЦЕНЯТ В XXI ВЕКЕ» и была удостоена Диплома I степени. И краеведческий проект «Путь в храм. Икона Грузинской Божьей матери» Горбунова Олега и Опалко Алексея.
Все оформленные проекты активно используются как в учебной, так и во внеурочной деятельности школьного музея. По материалам проектов авторы работ проводят тематические экскурсии и беседы-лекции. Краеведческие проекты нашего школьного музея — постоянные участники и лауреаты районных, республиканских и всероссийских конкурсов и конференций по краеведению и этнографии.
Я считаю, что проведенная работа с участием школьников, общение с краеведами-энтузиастами формирует их активную гражданскую позицию и поможет стать истинными патриотами своей страны. А работа с использованием современных технологий заинтересует их ещё больше. А нашу исследовательскую работу необходимо продолжать и дальше, так как "белых пятен" в истории ещё не мало
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.