Конспект внеклассного занятия посвященного культуре общения старших школьников с целью создания условий для формирования умений и навыков, которые облегчают установление контактов; развитиея коммуникативных навыков; коррекции эмоционально - волевой сферы расширения представления детей о способах общения; воспитывать культуру поведения детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Культура общения" »
Тема: «Культура общения».
(7 класс)
Воспитатель: Басиева Римма Сталбековна
Цель: создать условия для формирования умений и навыков, которые облегчают установление контактов; развитие коммуникативных навыков; коррекция эмоционально - волевой сферы.
Задачи: расширить представление детей о способах общения;
воспитывать культуру поведения детей.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень интересное занятие, а о чем, вы догадаетесь сами. Но сначала сядьте все ровно (показать руками), успокойтесь (приложить палец к губам). Ребята, что я сейчас сделала? (Показала, что нужно делать) И вы это сделали, что мы с вами делали? (Мы общались) Правильно, мы с вами общались. Сегодня на занятии мы поговорим об общении. А чтобы наше общение было приятным, нужно соблюдать определенные правила. Об этом мы и поговорим сегодня. Тема нашего занятия «Культура общения» (открыть название на доске).
2. Основная часть.
Воспитатель: - Люди живут в обществе, и им необходимо общаться.
А для чего люди общаются? (Ответы детей: что заводить знакомства, друзей, чтобы не чувствовать себя одиноким…)
Как замечательно, что люди научились пользоваться речью. Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот, небрежно оброненное, злое слово может больно ранить. Сейчас даже трудно представить себе то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. Как же они общались? (Дети высказывают свои версии) Да, они использовали те приемы общения, которыми и сейчас пользуются животные. Как собака показывает свое расположение к человеку, желание играть? (Отвечают дети: виляет хвостом, трется о ноги) Собака без слов показывает свое настроение, используя только различные позы. Человек тоже меняет позу в зависимости от самочувствия и настроения. Скажите, какую позу примет больной человек? (ляжет, так как такая поза не требует физических усилий). Такую позу принимает человек, который очень устал. В общении очень важна наблюдательность (Если человеку плохо – подбодрить, выслушать внимательно, а не пытаться рассказать что-то свое. Может быть этому человеку сейчас это совсем не интересно.)
Задание на внимание.
И сейчас мы посмотрим, наблюдательны ли вы. (Один ребенок изображает человека, погруженного в свои мысли: стоит, чуть опустив голову и плечи, одной рукой подперев щеку; второй показывает, что ему очень холодно: стоит, втянув голову в плечи, обхватив себя руками, еле заметно покачиваясь; третий демонстрирует позу агрессивно настроенного человека: ноги на ширине плеч, голова опущена, взгляд насупленный, руки скрещены на груди; четвертый представляет человека, с радостью встречающего гостя: голова приподнята, на лице улыбка, руки протянуты вперед. Воспитатель читает описание, а дети пытаются угадать, где тот человек, описание которого они услышали. Дети остальные дети получают карточки с текстами-описаниями, по очереди вслух читают их, а затем отгадывают – где этот ребенок).
Жесты.
Воспитатель: - Ребята, скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха? (ответы детей) Правильно, они используют жесты (словарное слово – открыть на доске) Использование определенных положений рук, головы для передачи мыслей – это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. То, что я произнесу словами, вы попробуете изобразить жестами. - Тишина. Тс-с! (Указательный палец поднести к губам) - Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью) - Нет-нет! (Повертеть головой или рукой из стороны в сторону) - Выслушайте меня! (Рука поднята вверх) - Восхищение чем-либо (Звучат аплодисменты) - Хорошо, молодцы. Но есть жесты, которые не приняты в обществе воспитанных людей: Во время разговора неприлично: - размахивать руками во все стороны; - хлопать собеседника по плечу; - крутить пуговицы или теребить одежду; - неприлично в присутствии посторонних чесать голову. (вывесить по очереди на доске и обсудить с детьми).
Мимика.
Воспитатель: - Младенец, еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой (словарное слово – открыть на доске) Малыш прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мать улыбнулась – и он широко улыбается, она нахмурила брови – у ребенка мгновенно появляется настороженность в глазах, кривится ротик (ответы могут сами отгадать ответы). Сейчас, ребята, посмотрим картинки с изображением человека с различной мимикой. (Слайды с компьютера). А сейчас я приглашаю вас воспользоваться своей мимикой (четверо детей берут со стола карточки с заданием и тут же с помощью мимики показывают то, что предлагается изобразить: сердитый человек, радостный, удивленный, грустный – дети изображают).
Творческое задание (физкультминутка):
Воспитатель: - Ребята, а сейчас при помощи мимики и жестов попробуем изобразить сельский пейзаж (воспитатель читает текст, а дети изображают, звучит музыка): Действующие лица: дерево, волк, собака, воробей, петух, лиса, человек (хозяин).
Ночь. На небе взошла луна. Внезапно подул сильный ветер. Закачались деревья. В лесу завыли волки. На окраине села у дома стоит, вздрагивая пес. Недалеко на жердочке пристроился воробей, он дремлет, иногда открывая то один глаз, то другой. Деревья шумят, и из-за шума не слышно, как в курятник пробирается лиса. Вдруг закричал петух, почуяв лису, пес залаял и погнался за ней. Выбежал из дома хозяин и стал кричать. Лиса убежала. Взъерошенный воробей испуганно летал вокруг дома. Пес, тяжело дыша и виляя хвостом, подошел к хозяину. Хозяин погладил пса и довольный, пошел спать.
Воспитатель: - Молодцы, садитесь на свои места. Беседа о языке. Воспитатель: - Ребята, но не только с помощью мимики и жестов общаются люди. Основное средство общения – это язык (словарное слово – открыть на доске). С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви (дети могут сами сформулировать). Но язык может сделать и людей врагами, он может огорчить и обманывать, люди ссорятся, хитрят. А как же нужно правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему? (дети высказывают свое мнение, обсуждаем все вместе, затем правила вывешиваются на доску): Говорящий должен: - говорить спокойно; - смотреть доброжелательно; - наблюдать за реакцией собеседника; - называть собеседника по имени; - спрашивать, ясно ли изложенное.
Слушающий должен: - взглядом, мимикой демонстрировать внимание, интерес; - непонятное попросить уточнить. Чтобы общение приносило вам удовлетворение, возникало взаимопонимание, нужно избегать: - грубые слова; - насмешки в адрес собеседника; - обидного, презрительного, унижающего тона; - угроз.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? (О культуре общения). Что нового вы сегодня узнали? ( Какими способами можно общаться (язык, жесты, мимика). Как правильно себя вести при общении).
Давайте будем соблюдать эти правила, и вы станете интересными, и общение с вами будет приятно людям, которые вас окружают.