kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Культура поведения за столом, культура еды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  Повторение с  воспитанниками  правил  культурного поведения за столом,  культуры  приёма пищи.  Ознакомление с сервировкой стола.

Задачи:

     -Научить воспитанников правильно  пользоваться столовыми приборами.

     - Развивать у воспитанников грамотную речь, память, внимание, мышление.

     -Воспитывать  у воспитанников аккуратность, чувство уверенности в себе.

     -Расширять кругозор воспитанников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Культура поведения за столом, культура еды»»

«Культура поведения за столом, культура еды»

Цель: Повторение с воспитанниками правил культурного поведения за столом, культуры приёма пищи. Ознакомление с сервировкой стола.

Задачи:

-Научить воспитанников правильно пользоваться столовыми приборами.

- Развивать у воспитанников грамотную речь, память, внимание, мышление.

-Воспитывать у воспитанников аккуратность, чувство уверенности в себе.

-Расширять кругозор воспитанников.


Ход занятия:

Вос-ль: Нашу с вами беседу я хочу начать, посмотрев фрагмент из мультфильма: «Винни Пух в гостях у Кролика» (просмотр м/ф, фрагмент).

Ребята, как вы думаете, почему мы посмотрели именно этот фрагмент? О чём он? (ответы детей).

Что ещё Винни Пух делал не правильно? (Ответы детей).

О чем же мы с вами сегодня будем беседовать? (Ответы детей)

Сообщение темы беседы: Тема нашей беседы: «Культура поведения за столом, культура еды».

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Наши старшие воспитанники изучают в школе предмет: « Истории Древнего Мира», и знают из книги, что тысячу лет назад люди не знали ни вилок, ни ножей, ни ложек. Воины, возвращавшиеся из походов, кинжалами отрезали от туши куски мяса. Громко чавкая, сопя, они ели. Измазанные жиром бороды и руки они вытирали о свои кожаные камзолы. Зрелище было отвратительным. Если бы вы оказались на таком пиршестве, у вас пропал бы всякий аппетит.

Поэтому люди и придумали ложку, нож и вилку. Как же появились эти приборы.

История происхождения ложки, ножа и вилки:

Столовая ложка

Столовая ложка была придумана задолго до изобретения столового ножа и столовой вилки. Первым материалом для столовой ложки была скорлупа, а чтобы скорлупа была более удобной в использовании, к ней прикрепляли деревянные палочки. Скорлупа - материал хрупкий, и с развитием цивилизации столовые ложки начали мастерить из другого подручного материала: дерева или камня. Во многих частях мира для столовых ложек были использованы бронза и золото. Столовые ложки из серебра первыми начали делать греки и римляне.







Столовый нож

Первым ножом первобытного человека был заостренный камень. В каменном веке ножи применялись только для охоты и для удобства к ним стали прикреплять рукоятки, сделанные из дерева. Столовым ножом резали мясо и другие продукты питания. Но затем каменный век сменился бронзовым, появились  столовые приборы, в частности, столовый нож.

Столовая вилка как столовый прибор появилась значительно позже столовой ложки и столового ножа. В качестве предмета сервировки столовая вилка начала рассматриваться только в начале 16 века в Италии. Изначально столовая вилка была с одним, двумя и тремя зубцами. Сегодня люди используют четырёхзубцовые вилки.

Но чтобы накрыть на стол - ложки, ножа и вилки недостаточно. А что же ещё необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку, обеду и ужину? Для ответа на этот вопрос мы воспользуемся кроссвордом.

Кроссворд (слайд с вопросами)

По горизонтали:

1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать её на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла и металла. (Посуда)

3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы)

4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор)

5. Накрывая на стол, её кладут на закусочную тарелку или справа от неё. Бумажные ставят в специальный стаканчик. (Салфетки)

По вертикали:

2. Она – основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для неё – лён или хлопчатобумажные ткани. (Скатерть)

Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

Девочки, кто из вас желает накрыть на стол? (воспитанницы накрывают на стол, вол-ль указывает на ошибки, если они допущены)

Сервировка

Дано: скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие), стаканы, вилки, ножи, ложки , цветы.

Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.

Решение: Действие первое: на поверхность стола положить скатерть. Действие второе: если стол к обеду, на мелкую тарелку — поставь глубокую. Ножи положи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки — суповые — положи с правой стороны от тарелки, после ножа. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки — на тарелки. Цветы в вазочке украсят праздничный стол.

Красиво сервированный стол создаёт приятную обстановку, вызывает приятное чувство, повышает аппетит.

  Вы, конечно,  умеете пользоваться вилкой и салфеткой, но, между тем, вам часто взрослые делают замечания в связи с нарушениями правил поведения в столовой и за столом.

Например какие?

«Уберите локти со стола!», «Возьмите правильно ложку!», «Доешьте всё, что на тарелке!..» (ответы детей)

Вы думаете, что взрослые просто придираются к вам? Ну не всё ли равно, как человек ест? Нет, не всё равно. Существуют строгие правила поведения за столом и за едой, они возникли из уважения к тем, кто сидит вместе с вами за столом.

   Уже более 200 лет назад юноши и девушки учились как правильно вести себя за столом по книге, которую рекомендовал издать Пётр I( император, государственный деятель, полководец). В 1717 году Императорская Академия наук издала книгу по этикету, которая называлась «Юности честное зерцало». Она служила пособием для обучения и воспитания детей дворянского сословия. И уже тогда говорилось в этой книге:

  1. Перстом носа за столом не чистить;

  2. Руками по столу не колобродить;

  3. Не утирай губ рукою, и не пий, пока пищи не проглотил;

  4. Ешь, что перед тобой лежит, а ин де не хватай;

  5. Не проглотив куска, не говори;

  6. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

А какие пословицы и поговорки знаете вы?(ответы детей)

  1. Посади свинью за стол – она и ноги на стол.

  2. Война войной, а – обед – по расписанию.

  3. Когда я ем – я глух и нем.

  4. В голодный год лучше хлеба кусок, чем слиток золота.

  5. Поели, попили, пора и честь знать.

  6. Когда я кушаю – никого не слушаю.

Народные приметы:

  1. Если рассыпали соль нужно не пугаться, как мы это привыкли делать, а улыбаясь, смести соль и произнести что – то подобное: «К деньгам!», «К прибыли!», «К удаче!».

  2. Не нужно рукой вытирать стол, считается, что это приведёт к бедности, и сам будешь подбирать крошки.

  3. Уронив, побили тарелку, кружку или любую другую посуду, скажите сразу: «К счастью!» Если посуда треснула, - выкиньте её и скажите: «К удаче!» или «К долгим годам жизни!» Главное, не жалейте и не вспоминайте выброшенные вещи.

  4. Нельзя, также, доедать или допивать что – либо за кем – то, поскольку раньше считалось, что можно вместе с едой чужие грехи и болезни забрать себе. В наше время принято полагать, что это не только не гигиенично, но и можно чем – либо заразиться.

Умение правильно держать себя, красиво есть, всегда считалось одним из критериев, по которому судили о человеке. Знание этих правил поможет вам правильно ориентироваться во всех ситуациях, связанных с пребыванием за столом. И мы сейчас с вами рассмотрим несколько из них.

Ситуации, которые могут возникнуть во время приёма пищи.

  1. Игорь сел за стол, повернулся боком, положив ногу на ногу, взял книгу и стал читать, при этом взял вилку в руки и начал есть.

За едой не читай – это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно. Не сиди боком к столу или, положив ногу на ногу – это некрасиво (показывает, как правильно сидеть за столом).

  1. Позвали вас на завтрак, и вы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. – Фу! – вдруг, громко говорит Саша. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.

  1. Юра, сел за стол и начал искать в хлебнице самый лучший кусок. Взяв его, откусил большой кусок хлеба. Начал разговаривать.

Из общего блюда, бери, крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков – это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь (показывает, как правильно брать хлеб).

А у нас в столовой бывают такие ситуации? Посмотрев со стороны, как это ни красиво, я надеюсь, вы больше так поступать не будите.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию видеосюжет: «Как правильно вести себя за столом и пользоваться столовыми приборами».

Видео 1.

Давайте с вами подведём итог, что же вы запомнили, посмотрев этот видеосюжет, и сформулируем правила поведения за столом (Дети прочитывают слайды.)

Как вести себя за столом (слайды)

  1. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда ешь один кусочек, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

  2. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать бумажной салфеткой.

  3. Гарнир – овощи, картошку, макароны – набирай на вилку с помощью хлебной корочки.

  4. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

  5. Не ешь с ножа – это не красиво, да и можно поранить рот.

  6. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо – их легко разломить вилкой.

  7. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку в левой.

  8. Если тебе нужно что-нибудь достать. Не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

  9. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади. Когда приём пищи окончен – кладите приборы на тарелку параллельно ручками вправо: официант или хозяин застолья поймут, что тарелку можно убирать.

  10. Когда пьёшь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане – он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

Ребята, вы часто выезжаете на экскурсии в г. Астану, и обедаете в ресторане или кафе. Теперь вы знаете, как правильно вести себя за столом и пользоваться столовыми приборами.

А теперь я предлагаю вам ответить на тест, и этим самым проверить себя, внимательно ли вы слушали всё, о чём мы сегодня с вами говорили.

Тест: «Основы столового этикета» (слайды)

Ответы:

1 вопрос: правила несложны и легко запоминаемы. Салфетка для индивидуального пользования, которая обычно красиво сложена на тарелке или возле неё, служит для того, чтобы сохранить чистоту одежды. Такую салфетку следует развернуть и положить на колени. За воротник одежды салфетку не заправляют, не раскладывают её на груди.

2 вопрос: приборами пользуются в соответствии с их расположением, начиная с крайних и кончая теми, что лежат ближе к тарелке.

3 вопрос: мясные не разрезаются сразу, а от них постепенно отрезают маленькие кусочки. Не следует отрезать и класть в рот большие куски.

4 вопрос: надо попросит передать блюдо, не красиво тянуться через весь стол.

5 вопрос: разумеется, по правилам хорошего тона, хорошо бы не оставить после себя на тарелке ничего. Представьте себя на месте хозяйки дома, куда пришли гости. Не доели – значит, не понравилось. Значит, не вкусно. Если это еда в вашей персональной тарелке, то желательно съесть все. Хозяйке будет приятно, что гости съели все. Значит, еда вкусно приготовлена. 

6 вопрос: не стоит объяснять, почему вы отказываетесь от еды, если еда вам не по вкусу, просто скажите: « нет, спасибо» или « нет, благодарю вас».

7 вопрос: правила хорошего тона - хлеб берётся не вилкой, а руками. Хлеб ножом лучше не резать, а отламывать маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы. Не нужно оставлять надкусанные кусочки и катать из мякиша шарики.

8 вопрос: когда приём пищи окончен – кладите приборы на тарелку параллельно: официант или хозяин застолья поймут, что тарелку можно убирать.

(Подсчитываем баллы и узнаём, справились ли воспитанники с заданием).

Вос-ль: Молодцы! С заданием вы справились. Нашу беседу мы хотим закончить стихотворением.

Стихотворение:

Аккуратно кушай хлеб –

Это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.

Пей, чаек, не проливая!
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.

Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.

Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!

Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.

И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.

Вос-ль: Очень хотелось, чтобы вы запомнили, как надо вести себя за столом. И когда пригласят вас в гости, пусть хозяева увидят, что за столом сидит воспитанный человек, которого хочет­ся пригласить еще раз.

На этом наша беседа подошла к концу. Спасибо за внимание!




Воспитатель Н. Газенкампф




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Культура поведения за столом, культура еды»

Автор: Газенкампф Наталья Владимировна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) ""Сервировка стола. Культура поведения за столом". "
    ["seo_title"] => string(49) "siervirovka-stola-kul-tura-poviedieniia-za-stolom"
    ["file_id"] => string(6) "225419"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439640521"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Деловая игра "Этикет за столом""
    ["seo_title"] => string(33) "dielovaia-ighra-etikiet-za-stolom"
    ["file_id"] => string(6) "322020"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461494491"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Беседа на тему: «Культура поведения в столовой»"
    ["seo_title"] => string(44) "beseda_na_temu_kultura_povedeniia_v_stolovoi"
    ["file_id"] => string(6) "655235"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1724350527"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Презентация для родительского собрания на тему: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(145) "priezientatsiiadliaroditielskoghosobraniianatiemunravstviennoievospitaniieiformirovaniiekulturypoviedieniiadietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "272455"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451988674"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Правила поведения в школе"
    ["seo_title"] => string(27) "pravila_povedeniia_v_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "481672"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1540225895"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства