Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности "Игры народов Севера" из опыта работы»
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов
Курс внеурочной деятельности «Игры народов Севера»
(из опыта работы)
Подготовила учитель начальных классов
МАОУ «Лянторская средняя
общеобразовательная школа №7»
Решетняк Галина Игоревна
2016
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования, основная образовательная программа начального образования реализуется как через учебный план, так и через внеурочную деятельность. Следовательно, преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система достижения планируемых результатов.
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего развития.
Осуществляя преемственность дошкольного и школьного образования, а так же начального и среднего звена в нашей школе введён курс внеурочной деятельности «Игры народов Севера». Программа предлагает расширенное знакомство с историей и традициями, играми, состязаниями народов Севера.
Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них – жизненная необходимость, средство всестороннего развития. Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы. Народные обычаи, древние ритуалы продолжают жить в играх детей.
Опыт проживания народов Севера в суровых климатических условиях способствовал выработке уникальных и эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения – игр, состязаний. Ценность этих игр не только в том, что они основываются на различных видах жизненно-необходимых движений, но и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях, игровых ситуациях.
Актуальность программы в том, что за последние 100 лет уровень физической нагрузки на одного жителя Земли уменьшился в 100 раз. Дети ведут малоподвижный образ жизни. У многих ребят пропал интерес к физическим упражнениям и спорту. В условиях Севера забота о здоровье детей очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям.
Цель программы: познакомить детей с играми, состязаниями и традициями народов Севера (ханты и манси)
Планируя каждое своё занятие, ставлю перед собой задачи:
воспитание нравственных и эстетических качеств учащихся;
укрепление здоровья, закаливание организма;
развитие жизненно-важных умений, навыков, двигательных способностей.
Во время занятий закладываются основы творческой деятельности, развиваются креативные способности детей. Чтобы выбрать ведущего игры, нужна считалка. Она должна быть обязательно особенная, северная. Ребята сочиняют её сами.
Ты, Олешек мой беги,
Выбрать ведущего нам помоги.
Раз, два, три, четыре, пять,
В игре водишь ты опять!
Для игры «Льдинки, ветер, мороз» была придумана считалка:
Раз, два, три,
Сегодня льдинкой будешь ты!
Участие школьников в подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно-важные двигательные умения в ходьбе, метании, беге, прыжках. В процессе игры формируется способность проявлять выдержку, смелость, умение действовать в коллективе и индивидуально. Дети учатся находить выход их критических ситуаций, быстро принимать решение и приводить их в исполнение, т.е. дети переживают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Через национальные игры воспитываются у детей чувства товарищества, дружбы, взаимопонимания. Это такие игры, как «Ловля оленей», «Куропатки и ягодки», «Волк и зайцы», «Догонялки», «Загони в озеро» и др.
Кроме подвижных игр мои ребята знакомятся и с интеллектуальными играми обско-угорских народов: «Повтори быстро», «Сколько чего», «Слово наоборот», «Алфавит вокруг нас», «Полслова за вами» и др. В такие игры можно играть и на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира, тем самым осуществляя интеграцию.
Формы организации занятий разнообразны. С детского сада знакомы ребятам игры-путешествия, прохождение по станциям «Узнавай-ка», «Объяснялка», «Представляй-ка». Это и практические занятия, и сюжетно-ролевые игры, и календарные игры, и проведение фольклорных праздников (на базе Лянторского краеведческого музея), познавательные экскурсии, игровые программы, спортивные праздники.
На базе нашей школы работает творческая лаборатория по направлению «Эффективная модель организации работы по преемственности дошкольного и начального образования. В рамках работы творческой лаборатории мною было проведено занятие по курсу внеурочной деятельности «Игры народов Севера» на районном семинаре «От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НОШ». Тема этого занятия «Мы дети твои, Югра!». Были приглашены заведующие и воспитатели дошкольных учреждений и воспитанники МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Город детства». Малыши не только присутствовали на занятии в качестве зрителей, но и стали активными участниками игр и соревнований, которые проводили ученики первых и вторых классов. Помимо игр были представлены традиции, обычаи народов ханты и манси. А театрализованное представление хантыйской легенды увлекло всех в далёкое прошлое.
В подготовке и проведении спортивных мероприятий, фольклорных праздников большую помощь оказывают родители. Это изготовление реквизитов, пошив костюмов, украшение места проведения, да и сами родители очень часто становятся участниками подобных мероприятий.
В заключении своего выступления, хочется отметить, что внеурочная работа по курсу «Игры народов Севера» «открывает» школу, создаёт условия для преемственности дошкольного и школьного образования, и в педагогическом процессе является позитивным сотворчеством школьных учителей, учащихся, их родителей, детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений. А знакомство с северными народными играми в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой начальный этап формирования личности, сочетающей в себе положительные нравственные качества, физическую активность и оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей.