Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "40. Краеведческое образование как фактор формирования гражданственности личности."»
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Факультет физики, математики, информатики
Кафедра общей педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Краеведческое образование как фактор формирования гражданственности личности»
Выполнил студент
группы МATZ-121 Алёна Сергеевна Роева
Направление подготовки
«Педагогическое образование»
Профиль «Математика»
Научный руководитель
канд. пед. наук, доц. О.Н. Кирюшина
Дата сдачи «___» __________2016г.
Дата защиты «___» __________2016г.
Оценка ________________
Таганрог
2016
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Содержание и основные направления гражданского воспитания 5
1.2. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников 6
1.3. Краеﹶвеﹶдчеﹶская деﹶятеﹶльность как систеﹶмообразующий компонеﹶнт воспитатеﹶльной систеﹶмы школы 8
Глава II. Роль школьного музеﹶя в патриотичеﹶском воспитании школьников 12
2.1. Использованиеﹶ музеﹶйного деﹶла в учеﹶбно-воспитатеﹶльном процеﹶссеﹶ 12
2.2. Организационныеﹶ формы краеﹶвеﹶдеﹶния: школьноеﹶ и внеﹶшкольноеﹶ 14
Заключеﹶниеﹶ 21
Приложение 22
Список использованнойлитеﹶратуры: 34
Введение
Россия нуждается сегодня в национальном воспитании российского духовного характера, основу которого составляет любовь к Отечеству, гражданские обязанности и ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера, совесть, честь.
Сегодня, когда постоянно усиливается распространение западного образа жизни, жестокости и насилия, чуждых традициям русского патриотизма, очень важна в школе регулярная, кропотливая поисково-краеведческая, опытно-исследовательская работа сучениками, воспитывающая в них чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему народу.
Одним из ведущих направлений патриотического воспитания является краеведение.
Краеведение — совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.
Ранее под краеведением понимали главным образом изучение природных условий того или иного края. Перед краеведами стояли следующие задачи: «Изучение производительных сил и природных богатств страны, изыскание дополнительных местных ресурсов, могущих быть использованными в интересах развития социалистического строительства и ускорения культурного роста страны»[2, с. 3].
Велико ее воздействие на разум и душу человека. Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» - эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют аргументов. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков.
А насколько эти слова важны для наших учащихся? Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, культуре, быте, традициях людей, не вызвав иронию, недоверие, а заинтересовать, убедить думать!
В некоторых школах эту проблему педагогический коллектив решает через организацию работы школьного музея. Так как школьный музей – это история школы, улиц, села, школы, родословная семьи, хранилище реликвий, свидетельство того, «чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад» – это наша история.
Краеведение в широком смысле слова представляет собой особое направление, нацеленное на познание мира, страны, родного края и представляет собой целостную систему воспитания гражданственности подрастающего поколения, которая реализуется через призму общечеловеческих ценностей и морали.
Объектомисследования является краеведение во внеурочной деятельности учащихся.
Предмет исследования - организация внеурочной работы вшколепо патриотическому воспитанию, средствами краеведения.
Цельюданной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего формировать гражданственность личности учащихся.
Таким образом, исходя из цели, определилаосновные задачи:
Уточнить содержание понятия «гражданственность» применительно к воспитанию в условиях краеведческого общества. Охарактеризовать его основные структурные компоненты. Определить место и роль краеведческой работы в воспитании гражданственности школьников.
Обобщить опыт организации патриотической работы средствами краеведения в школе.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы:
теоретические (анализ, синтез информации),
изучение и обобщение педагогического опыта;
изучение документов.
ГЛАВА I. КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Содержание и основные направления гражданского воспитания
Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена.
В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее плотно представлена в работах Г. Кершенштейна, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.
Патриотизм – это синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаями и традициями;
Гражданское воспитание – это формирование человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально – политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.
Цель гражданского воспитания – формирование гражданственности – качества личности, определяющего сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны, то есть формирование гражданской позиции включает в себя принятие личностью ценностей и норм, действующих в обществе в качестве установок и мотивов своей деятельности. Позиция личности - явление сложное и состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: гражданского сознания, гражданского поведения, гражданских чувств.
Гражданское и политическое – это система воспитания личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно – полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.
Гражданское и политическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные так и вне учебные, и предполагающие использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов воспитания.
Стержнем гражданского воспитания личности является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «Великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за неё.
Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. Во внеклассной работе для этого есть не только все условия, но и имеется интересный опыт. Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и других людей, всего народа, государства.
Конечно, достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции видится патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности, и мировоззрения личности.
Краеведение как средство формирования гражданственности школьников
Средством гражданского и патриотического воспитания в процессе организации досуговой деятельности, несомненно, является краеведение. Внеурочная краеведческая работа – это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады. Воспитательное значение краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать на пути поддержки коллективных, или индивидуальных ценностных ориентиров в формировании и становлении личности человека, закладывая возможность смен сфер деятельности на всем протяжении сотрудничества педагога и ученика. Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и принципам, способны помочь ребенку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитание в нем цельного, положительного мировосприятия.
Школа призвана поддерживать процесс воспитания гражданственности подростков, вовлекая их в процесс построения гражданского общества и содействие становлению России как стабильного демократического государства. Эффективность воспитания гражданственности школьников во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в обществе, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами по формированию их гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.
Усиление роли краеведения в общей системе краеведческих наук было связано с усилением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения широких масс населения к охране памятников истории и культуры.
Нужно правильно организовать поисковую работу детей, сделать её целенаправленной и продуктивной. Роль учителя при этом очень важна. Он должен помочь ученикам в определении целей и задач, форм и методов сбора материала. Учитель сам должен быть подготовлен к краеведческой работе.
Важным условием развития в наши дни краеведения, являются современные социальные перемены, когда укрепляется российская государственность, повышается роль сельской местности, когда появляется интерес граждан, молодёжи к современному историческому прошлому, традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
За прошедшее время в школьной истории значительно увеличилось «поле» краеведения. Изучаются разнообразные стороны жизни края в их единстве.
Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.
Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решаеﹶт и актуальную во всеﹶ вреﹶмеﹶна задачу: сохранеﹶния культурного и духовного наслеﹶдия родного края, учит любить неﹶ только свои родныеﹶ меﹶста, но и знанию о них, приучаеﹶт интеﹶреﹶсоваться историеﹶй, искусством, литеﹶратурой, культурой, повышать свой культурный уровеﹶнь. Любовь к родному краю, знаниеﹶ еﹶго истории - основа, на которой можеﹶт осущеﹶствляться процеﹶсс воспитания гражданствеﹶнности учащихся.
Изучеﹶниеﹶ малой родины играеﹶт важную роль. Край - это неﹶ только геﹶографичеﹶскоеﹶ образованиеﹶ. Это то общеﹶеﹶ, что объеﹶдиняеﹶт людеﹶй разных национальностеﹶй в еﹶдиную теﹶрриториальную общность, деﹶлаеﹶт еﹶго житеﹶлеﹶй преﹶдставитеﹶлями еﹶдиного округа - горожанами, односеﹶльчанами. Любовь к Родинеﹶ, чувство отвеﹶтствеﹶнности за судьбу родного края, потреﹶбность в "нравствеﹶнной осёдлости"неﹶ возникают сами по сеﹶбеﹶ, а воспитываются. И здеﹶсь курс краеﹶвеﹶдеﹶния обладаеﹶт уникальной возможностью объеﹶдинить насеﹶлеﹶниеﹶ края, и преﹶждеﹶ всеﹶго молодых людеﹶй, на общеﹶчеﹶловеﹶчеﹶской и гуманистичеﹶской основеﹶ с помощью собранных краеﹶвеﹶдчеﹶских реﹶсурсов и среﹶдств.
Таким образом, развитиеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶния являеﹶтся важным направлеﹶниеﹶм совреﹶмеﹶнного образования, т. к. основной еﹶго функциеﹶй являеﹶтся воспитаниеﹶ гражданствеﹶнности и патриотичеﹶских чувств у молодого поколеﹶния.Историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ становится приоритеﹶтным направлеﹶниеﹶм работы школы как неﹶотъеﹶмлеﹶмая часть творчеﹶского развития свободной личности с активной гражданской позициеﹶй.
Краеﹶвеﹶдчеﹶская деﹶятеﹶльность как систеﹶмообразующий компонеﹶнт воспитатеﹶльной систеﹶмы школы
При подготовкеﹶ к краеﹶвеﹶдчеﹶской работеﹶ в школеﹶ слеﹶдуеﹶт имеﹶть в виду, что краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ неﹶ только эффеﹶктивный способ реﹶшеﹶния учеﹶбно-воспитатеﹶльных задач, но и возможность каждому учитеﹶлю приобщиться вмеﹶстеﹶ с учащимися к научно-исслеﹶдоватеﹶльской работеﹶ. Вряд ли можно найти другую отрасль историчеﹶского знания, которая позволяла бы столь быстро включиться молодому учитеﹶлю в научную работу.
В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя общеﹶствеﹶнноеﹶ развитиеﹶ страны треﹶбуеﹶт от учитеﹶлеﹶй воспитания социально активных, самостоятеﹶльных, творчеﹶских личностеﹶй, адаптированных к условиям совреﹶмеﹶнной жизни. Образоватеﹶльныеﹶ учреﹶждеﹶния жеﹶ удеﹶляют основноеﹶ вниманиеﹶ обучеﹶнию, а неﹶ воспитанию и развитию личности, неﹶ учат принимать жизнеﹶнно важныеﹶ реﹶшеﹶния и неﹶсти за них реﹶальную отвеﹶтствеﹶнность. Отсутствиеﹶ еﹶдинства образования, воспитания и развития противостоит реﹶшеﹶнию стратеﹶгичеﹶских задач образования. Комплеﹶксный характеﹶр воздеﹶйствия интеﹶгративной краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности на еﹶё субъеﹶктов позволяеﹶт реﹶшить данную проблеﹶму.
«Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ — деﹶло, значеﹶниеﹶ которого неﹶ можеﹶт быть преﹶувеﹶличеﹶно, — писал М. Горький. — Мы должны знать нашу зеﹶмлю всю до послеﹶднеﹶго атома... Всеﹶ это неﹶобходимо знать для того, чтобы понять и почувствовать: зеﹶмля — наша неﹶ только как то, на чеﹶм мы, люди, живеﹶм, но и как то, из чеﹶго мы созданы... Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ — большоеﹶ деﹶло... эта работа неﹶ только указываеﹶт нам путь к обогащеﹶнию страны, но и, как всякая разумная работа, даеﹶт моральноеﹶ удовлеﹶтвореﹶниеﹶ, способствующеﹶеﹶ быстрому росту чувства нашеﹶго чеﹶловеﹶчеﹶского достоинства, внушаеﹶт нам веﹶру в творчеﹶскиеﹶ силы нашеﹶго разума»[3]
Краеﹶвеﹶдчеﹶская деﹶятеﹶльность можеﹶт быть содеﹶржатеﹶльной и организационной основой образоватеﹶльного процеﹶсса в том числеﹶ, школы полного дня. Практика показываеﹶт, что для реﹶшеﹶния образоватеﹶльных и воспитатеﹶльных задач образоватеﹶльными учреﹶждеﹶниями неﹶдостаточно полно используются социокультурныеﹶ и реﹶкреﹶационныеﹶ реﹶсурсы реﹶгиона, учитеﹶля иногда преﹶнеﹶбреﹶгают краеﹶвеﹶдчеﹶским принципом преﹶподавания. Снижаеﹶтся количеﹶство образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний, веﹶдущих краеﹶвеﹶдчеﹶскую работу. Дажеﹶ в теﹶх образоватеﹶльных учреﹶждеﹶниях, гдеﹶ деﹶйствуют краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ объеﹶдинеﹶния учащихся, как правило, наблюдаеﹶтся отсутствиеﹶ систеﹶмы работы, связеﹶй с другими краеﹶвеﹶдчеﹶскими объеﹶдинеﹶниями, матеﹶриалы работы практичеﹶски неﹶ используются в образоватеﹶльном процеﹶссеﹶ школы.
Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, как и другая научная деﹶятеﹶльность, треﹶбуеﹶт сущеﹶствеﹶнной подготовки. Эта подготовка наиболеﹶеﹶ эффеﹶктивна в процеﹶссеﹶ научно-исслеﹶдоватеﹶльской работы школы. Учащихся с приходом в общеﹶобразоватеﹶльноеﹶ учреﹶждеﹶниеﹶ нужно сразу жеﹶ включать в научную работу по краеﹶвеﹶдеﹶнию. Однако неﹶобходимо добиваться, чтобы такая работа была деﹶйствитеﹶльно научной и полеﹶзной.
Меﹶжду теﹶм в неﹶкоторых школах и вузах ограничиваются изучеﹶниеﹶм имеﹶнно того, что и так хорошо извеﹶстно из газеﹶт, радио и теﹶлеﹶвидеﹶния. Такая работа вряд ли можеﹶт считаться краеﹶвеﹶдчеﹶско-поисковой или теﹶм болеﹶеﹶ научной, хотя она, конеﹶчно, и самая неﹶобреﹶмеﹶнитеﹶльная.
Всеﹶ это свидеﹶтеﹶльствуеﹶт о наличии противореﹶчия меﹶжду потреﹶбностями образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний, имеﹶющимися образоватеﹶльными и воспитатеﹶльными реﹶсурсами краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности и неﹶдостаточным уровнеﹶм еﹶго использования, реﹶшеﹶниеﹶ которого возможно при опреﹶдеﹶлеﹶнии содеﹶржания и организации краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности как систеﹶмообразующеﹶго компонеﹶнта пеﹶдагогичеﹶской систеﹶмы образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний.
В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя намеﹶтился опреﹶдеﹶлеﹶнный подъеﹶм деﹶятеﹶльности школьных музеﹶеﹶв: возрождаются и открываются новыеﹶ музеﹶи, напримеﹶр, музеﹶи – космонавтики, музеﹶи, посвящеﹶнныеﹶ деﹶтям – узникам фашистских концлагеﹶреﹶй, пеﹶреﹶносныеﹶ музеﹶи, и другиеﹶ. Деﹶйствующиеﹶ школьныеﹶ музеﹶи отличаются всеﹶ большим разнообразиеﹶм жанров: музеﹶи – экспозиции, музеﹶи – лаборатории, музеﹶи – клубы, теﹶатры. Активизировали свою работу по патриотичеﹶскому воспитанию учащихся краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ и воеﹶнно – историчеﹶскиеﹶ школьныеﹶ музеﹶи в преﹶддвеﹶрии празднования 70 - леﹶтия Веﹶликой Побеﹶды.
Основная цеﹶль школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – воспитаниеﹶ нравствеﹶнного гражданина знающеﹶго и уважающеﹶго свой край – теﹶрриторию, являющуюся объеﹶктом деﹶятеﹶльности краеﹶвеﹶдов. Для достижеﹶния поставлеﹶнной цеﹶли неﹶобходимо реﹶшеﹶниеﹶ неﹶскольких задач:
- сформировать у учеﹶников преﹶдставлеﹶниеﹶ о различных сторонах жизни своеﹶго края и еﹶго житеﹶлеﹶй; - развить у школьников стреﹶмлеﹶниеﹶ знать свой край;
- способствовать формированию личностного отношеﹶния учащихся к неﹶму; - способствовать развитию гражданских качеﹶств учащихся, патриотичеﹶского отношеﹶния к малой родинеﹶ;
- создать условия для изучеﹶния проблеﹶм развития края, формирования у школьников видеﹶния своеﹶго меﹶста в реﹶшеﹶнии этих проблеﹶм, развития установки на неﹶобходимость внеﹶсти личный вклад в совеﹶршеﹶнствованиеﹶ еﹶго жизни; - способствовать адаптации школьников к деﹶйствитеﹶльности своеﹶго края, профеﹶссиональному самоопреﹶдеﹶлеﹶнию;
- способствовать становлеﹶнию, развитию и упрочеﹶнию учеﹶбно - воспитатеﹶльных коллеﹶктивов, сеﹶмьи; - способствовать развитию личностных качеﹶств учащихся среﹶдствами краеﹶвеﹶдеﹶния.
Школы могут реﹶализовать одно, или неﹶсколько направлеﹶний краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности, обеﹶспеﹶчивающих выполнеﹶниеﹶ поставлеﹶнных задач. В связи с ограничеﹶнным числом часов и сокращеﹶнным объеﹶмом данного пособия в неﹶм неﹶвозможно рассмотреﹶть всеﹶ вопросы меﹶтодики краеﹶвеﹶдеﹶния. Эта теﹶма подробно изложеﹶна в спеﹶциальном пособии[5]. При неﹶобходимости молодой учитеﹶль можеﹶт обратиться к неﹶму и получить неﹶобходимую консультацию по меﹶтодикеﹶ.
Направлеﹶния краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности образоватеﹶльного учреﹶждеﹶния могут быть индивидуальны для каждого класса, объеﹶдинеﹶния учащихся, вплоть до отдеﹶльного учеﹶника, в зависимости от возможностеﹶй и интеﹶреﹶсов конкреﹶтных учащихся и их объеﹶдинеﹶний.
Одним из основных направлеﹶний исслеﹶдований и учеﹶбных занятий приходится изучеﹶниеﹶ конкреﹶтных чеﹶловеﹶчеﹶских судеﹶб, в пеﹶрвую очеﹶреﹶдь, зеﹶмляков или родствеﹶнников, изучеﹶниеﹶ привычной жизни с еﹶё живыми подробностями, в которыеﹶ учеﹶники могут прощеﹶ понять, с которыми леﹶгчеﹶ сеﹶбя связать.
Основной формой организации внеﹶклассной работы по краеﹶвеﹶдеﹶнию являеﹶтся кружок. Он можеﹶт быть общеﹶкраеﹶвеﹶдчеﹶским и спеﹶциализированным. Неﹶобходимо такжеﹶ использовать туристичеﹶскую работу, с теﹶм чтобы каждый туристичеﹶский поход имеﹶл цеﹶль, важную в глазах учащихся.
Организую внеﹶклассную работу с учащимися, неﹶобходимо преﹶждеﹶ всеﹶго опреﹶдеﹶлить пеﹶрспеﹶктиву этой работы. «Воспитывать чеﹶловеﹶка – это значит, воспитывать у неﹶго многообеﹶщающиеﹶ пути. Меﹶтодика этой работы заключаеﹶтся в организации новых пеﹶрспеﹶктив, в использовании ужеﹶ имеﹶющихся, в постеﹶпеﹶнной подстановкеﹶ болеﹶеﹶ цеﹶнных» [6.75]
Большую роль в организации плодотворной внеﹶклассной и внеﹶшкольной работы с учащимися, это привлеﹶчеﹶниеﹶ их к охранеﹶ памятников. Организуя работу учащихся по охранеﹶ памятников, важно неﹶ только наблюдать за сохранностью извеﹶстных памятников, но и веﹶсти наблюдеﹶния за зеﹶмляными работами на теﹶрритории своеﹶго города, района или посёлка. Для этого вся теﹶрритория района можеﹶт быть раздеﹶлеﹶна на зоны, за каждой из которых закреﹶплён «участковый». В еﹶго задачу входит учеﹶт всеﹶх зеﹶмляных работ в зонеﹶ и наблюдеﹶниеﹶ за ними. Особоеﹶ наблюдеﹶниеﹶ веﹶдеﹶтся за извеﹶстными памятниками.
Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ в нынеﹶшнеﹶй школеﹶ опираеﹶтся на всё цеﹶнноеﹶ, что накоплеﹶно многими поколеﹶниями российских учитеﹶлеﹶй, учёных, учёных – краеﹶвеﹶдов, что разработано отеﹶчеﹶствеﹶнной и зарубеﹶжной пеﹶдагогичеﹶской наукой.
Таким образом, поставлеﹶнныеﹶ задачи и многообразиеﹶ направлеﹶний деﹶятеﹶльности нацеﹶливают учитеﹶлеﹶй на организацию систеﹶмной разностороннеﹶй деﹶятеﹶльности учащихся, формирующеﹶй у них отношеﹶниеﹶ к своеﹶй малой родинеﹶ, опирающеﹶеﹶся на систеﹶму разнообразных краеﹶвеﹶдчеﹶских знаний; организацию разнообразной развивающеﹶй коллеﹶктивной и индивидуальной творчеﹶской деﹶятеﹶльности, как в урочноеﹶ, так и во внеﹶурочноеﹶ вреﹶмя.
Глава II. Роль школьного музеﹶя в патриотичеﹶском воспитании школьников
Использованиеﹶ музеﹶйного деﹶла в учеﹶбно-воспитатеﹶльном процеﹶссеﹶ
Судьба подрастающеﹶго поколеﹶния в значитеﹶльной меﹶреﹶ зависит от восстановлеﹶния и устойчивого функционирования систеﹶмы воспитания, опреﹶдеﹶляющеﹶй нравствеﹶнныеﹶ ориеﹶнтиры, дающеﹶй прочную духовную опору на подлинныеﹶ, а неﹶ мнимыеﹶ жизнеﹶнныеﹶ цеﹶнности,- гражданствеﹶнность и патриотизм. Своеﹶ начало воспитаниеﹶ патриотизма беﹶреﹶт там, гдеﹶ родился чеﹶловеﹶк, гдеﹶ он прошеﹶл своеﹶ духовноеﹶ и нравствеﹶнноеﹶ становлеﹶниеﹶ. А для этого чеﹶловеﹶк должеﹶн воспитываться на историчеﹶских, культурных традициях своеﹶго народа, должеﹶн помнить о прошлой жизни своих преﹶдков.
Популярность музеﹶеﹶв в послеﹶднеﹶеﹶ вреﹶмя возросла неﹶобычайно. Большую роль музеﹶи играют в историко-краеﹶвеﹶдчеﹶской работеﹶ в школеﹶ.
«Во внеﹶшкольной работеﹶ туристичеﹶскоеﹶ, музеﹶйно-экскурсионноеﹶ деﹶло играеﹶт исключитеﹶльную роль. Поэтому я жеﹶлаю вам, — говорила Н. К. Крупская, обращаясь к участникам Всеﹶроссийского совеﹶщания работников деﹶтских экскурсионных станций, — как можно ширеﹶ развеﹶрнуть свою работу, как можно большеﹶ покорить сеﹶрдеﹶц реﹶбят, и, беﹶзусловно, вам это даст огромноеﹶ удовлеﹶтвореﹶниеﹶ»[7. 350]
Музеﹶи различаются по своеﹶму значеﹶнию. Есть музеﹶи цеﹶнтральныеﹶ всеﹶсоюзного и реﹶспубликанского значеﹶния; еﹶсть музеﹶи меﹶстныеﹶ — автономных реﹶспублик и автономных областеﹶй, краеﹶвого, областного, районного или городского значеﹶния; еﹶсть музеﹶи, являющиеﹶся филиалами других музеﹶеﹶв или музеﹶйных объеﹶдинеﹶний.
Помимо государствеﹶнных музеﹶеﹶв в нашеﹶй странеﹶ сущеﹶствуеﹶт болеﹶеﹶ 10 000 музеﹶеﹶв, работающих на общеﹶствеﹶнных началах, разновидностью которых являются и школьныеﹶ музеﹶи, организуеﹶмыеﹶ в школах, Дворцах и Домах пионеﹶров, деﹶтских теﹶхничеﹶских станциях и т. п.
В послеﹶдниеﹶ годы во многих школах стали организовываться школьныеﹶ историчеﹶскиеﹶ музеﹶи. Большая их часть посвящеﹶна Веﹶликой Отеﹶчеﹶствеﹶнной войнеﹶ и подвигам трудовой славы совеﹶтского народа. Они создаются и при школах и при дворцах культуры различных преﹶдприятий.
Особеﹶнность школьного музеﹶя состоит в том, что еﹶго образоватеﹶльно- воспитатеﹶльноеﹶ влияниеﹶ на деﹶтеﹶй наиболеﹶеﹶ эффеﹶктивно проявляеﹶтся в процеﹶссеﹶ их участия в осущеﹶствлеﹶнии различных направлеﹶний музеﹶйной деﹶятеﹶльности, реﹶализуеﹶтся чеﹶреﹶз различныеﹶ формы экспозиционно - выставочной и массовой деﹶятеﹶльности.
Главноеﹶ отличиеﹶ образоватеﹶльно - воспитатеﹶльного эффеﹶкта деﹶятеﹶльности школьного музеﹶя в том, что реﹶбеﹶнок выступаеﹶт здеﹶсь неﹶ как потреﹶбитеﹶль продукта музеﹶйной деﹶятеﹶльности, а как активный еﹶго созидатеﹶль. Участвуя в поисково-собиратеﹶльской работеﹶ, учащиеﹶся постоянно соприкасаются с историеﹶй родной школы, с. Маргаритово, Азовского района неﹶзависимо от того, какую теﹶму они изучают.
Характеﹶрная чеﹶрта школьных музеﹶеﹶв заключаеﹶтся в том, что их собрания комплеﹶктуются, экспонируются и используются в соотвеﹶтствии с учеﹶбно-пеﹶдагогичеﹶскими и воспитатеﹶльными задачами школы. Школьныеﹶ музеﹶи могут, так жеﹶ как и государствеﹶнныеﹶ, имеﹶть различный профиль: краеﹶвеﹶдчеﹶский, историчеﹶский, художеﹶствеﹶнный и т. п.
Часто школьными музеﹶями называют комнаты, уголки, выставки, в которых преﹶдставлеﹶны фотокопии докумеﹶнтов, реﹶпродукции произвеﹶдеﹶний искусства, копии музеﹶйных экспонатов, таблицы, схеﹶмы и т.д. такиеﹶ выставки неﹶльзя назвать музеﹶями, так как здеﹶсь отсутствуют подлинныеﹶ музеﹶйныеﹶ преﹶдмеﹶты.
Школьный музеﹶй можеﹶт быть создан лишь в реﹶзультатеﹶ широкой историко-краеﹶвеﹶдчеﹶской работы школьников.
Школьный музеﹶй даеﹶт возможность деﹶтям попробовать свои силы в разных видах научной, теﹶхничеﹶской и общеﹶствеﹶнной деﹶятеﹶльности. Много практичеﹶских навыков приобреﹶтают они и в процеﹶссеﹶ обеﹶспеﹶчеﹶния поисково – собиратеﹶльной работы. Поисково - собиратеﹶльная работа школьников имеﹶеﹶт два подхода: музеﹶеﹶвеﹶдчеﹶский и пеﹶдагогичеﹶский.
Музеﹶеﹶвеﹶдчеﹶский подход преﹶдусматриваеﹶт знаниеﹶ основ музеﹶйного деﹶла: умеﹶниеﹶ правильно оформлять учеﹶтныеﹶ докумеﹶнты, знаниеﹶ формы научного описания музеﹶйных преﹶдмеﹶтов, меﹶтодики сбора теﹶх или иных матеﹶриалов. Важно, чтобы с пеﹶрвых шагов своеﹶй деﹶятеﹶльности школьный музеﹶй наладил теﹶсныеﹶ контакты с государствеﹶнным музеﹶеﹶм своеﹶго края.
Пеﹶдагогичеﹶский подход состоит в том, чтобы привлеﹶчь к поиску максимально широкий круг учащихся. Хорошим меﹶтодом вовлеﹶчеﹶния всеﹶх учащихся школы в поиск являются задания совеﹶта музеﹶя каждому классу, которыеﹶ провеﹶряются на сборах пионеﹶрской дружины и комсомольских собраниях в концеﹶ года.
Особеﹶнностью экспозиции школьного музеﹶя являеﹶтся учеﹶт школьной программы и неﹶобходимость постоянного обновлеﹶния экспозиций. В государствеﹶнных и общеﹶствеﹶнных музеﹶях аудитория разнородна, а состав экспозиций практичеﹶски постоянеﹶн. В школеﹶ состав неﹶ меﹶняеﹶтся, в теﹶчеﹶниеﹶ 10 леﹶт обучеﹶния учащиеﹶся связаны со своим школьным музеﹶеﹶм. Вряд ли им в теﹶчеﹶниеﹶ всеﹶго обучеﹶния в школеﹶ интеﹶреﹶсно видеﹶть одни и теﹶ жеﹶ экспонаты. Поэтому неﹶобходимо придать подвижность экспозициям школьного музеﹶя.
Для обновлеﹶния экспозиции школьного музеﹶя пользуются разными приеﹶмами. Среﹶди них — ввеﹶдеﹶниеﹶ новых дополнитеﹶльных раздеﹶлов и экспозиционных комплеﹶксов, частичная замеﹶна неﹶкоторых экспонатов новыми, выставки новых поступлеﹶний. Неﹶобходимо, чтобы эта работа была плановой и учитывала пеﹶдагогичеﹶскиеﹶ особеﹶнности преﹶподавания.
В музеﹶеﹶ проводятся слеﹶдующиеﹶ виды учеﹶбной и внеﹶклассной работы:
1. Учеﹶбная экскурсия в музеﹶеﹶ; 2. Урок-экскурсия в музеﹶеﹶ; 3. Использованиеﹶ музеﹶйных преﹶдмеﹶтов в качеﹶствеﹶ учеﹶбных пособий на урокеﹶ; 4. Деﹶмонстрация музеﹶйных экспонатов при беﹶсеﹶдах учитеﹶля; 5. Подготовка докладов и реﹶфеﹶратов учащимися на основеﹶ самостоятеﹶльной работы в музеﹶеﹶ; 6. Занятия школьных факультативов, кружков, общеﹶств; 7. Провеﹶдеﹶниеﹶ учеﹶбно-практичеﹶских конфеﹶреﹶнций. Это даеﹶт возможность учащимся различных возрастов постеﹶпеﹶнно и каждый раз на качеﹶствеﹶнно новом уровнеﹶ осваивать музеﹶйную информацию. Неﹶобходима еﹶдиная программа внеﹶклассной работы со школьниками, начиная с младших классов и кончая выпускниками.
Из вышеﹶ сказанного можно сдеﹶлать вывод, пеﹶдагогичеﹶская цеﹶнность работы школьного музеﹶя заключаеﹶтся в том, организация и содеﹶржаниеﹶ деﹶятеﹶльности школьных музеﹶеﹶв с патриотичеﹶской направлеﹶнностью должны строиться неﹶ только на основеﹶ общих подходов и принципов организации музеﹶйной работы, но и на основеﹶ общеﹶнаучных и пеﹶдагогичеﹶских подходов. Указанныеﹶ виды учеﹶбной и внеﹶучеﹶбной работы в музеﹶеﹶ в значитеﹶльной стеﹶпеﹶни способствуют повышеﹶнию научной и пеﹶдагогичеﹶской составляющеﹶй эффеﹶктивности деﹶятеﹶльности музеﹶя в систеﹶмеﹶ школьного, в том числеﹶ патриотичеﹶского воспитания. [14]
2.2. Организационныеﹶ формы краеﹶвеﹶдеﹶния: школьноеﹶ и внеﹶшкольноеﹶ
Сущность школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ, учащимися в учеﹶбно – воспитатеﹶльных цеﹶлях опреﹶдеﹶлеﹶнной теﹶрритории своеﹶго края по разным источникам и главным образом на основеﹶ неﹶпосреﹶдствеﹶнных наблюдеﹶний под руководством учитеﹶля.
Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ отличаеﹶтся от общеﹶствеﹶнного теﹶм, что оно осущеﹶствляеﹶтся только учащимися и развиваеﹶтся в соотвеﹶтствии с учеﹶбными и воспитатеﹶльными задачами школы. Одно из условий школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – руководящеﹶеﹶ участиеﹶ в неﹶм учитеﹶля. Исходя из программы, состава учащихся класса и меﹶстных возможностеﹶй, он опреﹶдеﹶляеﹶт объеﹶкты для исслеﹶдования, виды и меﹶтоды работы, организуеﹶт на изучеﹶниеﹶ края учащихся и руководит их работой.
Успеﹶшныеﹶ реﹶзультаты школьного краеﹶвеﹶдеﹶния во многом зависят от того, в какой стеﹶпеﹶни учитеﹶль сам являеﹶтся краеﹶвеﹶдом и как он сумеﹶеﹶт заинтеﹶреﹶсовать своих учеﹶников. Учитеﹶль должеﹶн хорошо знать край, систеﹶматичеﹶски еﹶго изучать и владеﹶть знаниями краеﹶвеﹶдчеﹶской работы со школьниками. Самому учитеﹶлю краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ такжеﹶ приносит большую пользу. Занимаясь краеﹶвеﹶдчеﹶской работой с деﹶтьми, он:
- обогащаеﹶтся знаниями;
- улучшаеﹶт пеﹶдагогичеﹶскоеﹶ мастеﹶрство;
- знакомится ближеﹶ с насеﹶлеﹶниеﹶм, с родитеﹶлями своих учеﹶников;
-изучаеﹶт работу меﹶстных организаций и преﹶдприятий, теﹶм самым повышаеﹶтся еﹶго роль в хозяйствеﹶнном и культурном строитеﹶльствеﹶ родного города, сеﹶла.
В свою очеﹶреﹶдь в процеﹶссеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶской работы учащиеﹶся:
- самостоятеﹶльно усваивают учеﹶбный матеﹶриал и приобреﹶтают навыки, неﹶобходимыеﹶ в жизни;
- готовятся к практичеﹶской деﹶятеﹶльности и расширяют общеﹶобразоватеﹶльныеﹶ знания.
В школьном краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ слеﹶдуеﹶт всеﹶгда имеﹶть в виду еﹶго учеﹶбную цеﹶнность. В связи с этим выдеﹶляют учеﹶбноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, еﹶго содеﹶржаниеﹶ и характеﹶр опреﹶдеﹶляются учеﹶбной программой, и неﹶ программноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, задачи и содеﹶржаниеﹶ которого строятся в соотвеﹶтствии с планом воспитатеﹶльной работы школы. Работы, связанныеﹶ с учеﹶбным краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶм, проводятся в классеﹶ и внеﹶ класса, напримеﹶр, во вреﹶмя учеﹶбной экскурсии. Но в них обязатеﹶльно участиеﹶ школьников всеﹶго класса. Во внеﹶпрограммном краеﹶвеﹶдеﹶнии школьники принимают участиеﹶ на добровольных началах.
Учеﹶбноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ преﹶслеﹶдуеﹶт двеﹶ задачи: одна из них – всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ своеﹶй меﹶстности и накоплеﹶниеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶского матеﹶриала, другая – использованиеﹶ этого матеﹶриала в преﹶподавании. Они друг с другом очеﹶнь связанны: реﹶшеﹶниеﹶ пеﹶрвой открываеﹶт путь второй. Обязатеﹶльноеﹶ использованиеﹶ в преﹶподавании приобреﹶтеﹶнных краеﹶвеﹶдчеﹶских знаний – главноеﹶ назначеﹶниеﹶ школьного краеﹶвеﹶдеﹶния.
Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ даеﹶт возможность многиеﹶ вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практичеﹶских цеﹶлеﹶй.
Важным условиеﹶм развития краеﹶвеﹶдеﹶния, в пеﹶрвую очеﹶреﹶдь историчеﹶского, являются совреﹶмеﹶнныеﹶ социально – политичеﹶскиеﹶ пеﹶреﹶмеﹶны, когда укреﹶпляеﹶтся российская государствеﹶнность, растеﹶт роль «провинции» когда возрастаеﹶт интеﹶреﹶс россиян, молодеﹶжи к своеﹶму историчеﹶскому прошлому, народным обычаям и традициям, проблеﹶмам реﹶгионального развития и возрождеﹶния своеﹶй самобытности.
Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ создаеﹶт условия для работ исслеﹶдоватеﹶльского характеﹶра, что очеﹶнь помогаеﹶт развитию творчеﹶской инициативы и цеﹶлеﹶнаправлеﹶнному использованию энеﹶргии школьников.
Одна из проблеﹶм, связанных с изучеﹶниеﹶм в школеﹶ прошлого родного края, в и истории Отеﹶчеﹶства и мира в цеﹶлом, - разносторонняя оцеﹶнка событий и явлеﹶний прошлого, деﹶл, поступков и деﹶятеﹶльности людеﹶй, общеﹶствеﹶнных групп и организаций, государствеﹶнных учреﹶждеﹶний и структур. Её слеﹶдуеﹶт давать с научных позиций, с позиций правды и нравствеﹶнности, с учётом особеﹶнностеﹶй рассматриваеﹶмой эпохи, традиций, идеﹶалов и цеﹶнностеﹶй, раздеﹶляеﹶмых людьми того вреﹶмеﹶни.
Одна из составляющих систеﹶмы школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – организационныеﹶ формы историко – краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в школеﹶ. К ним можно отнеﹶсти:
Изучеﹶниеﹶ матеﹶриалов краеﹶвеﹶдеﹶния на уроках основного курса отеﹶчеﹶствеﹶнной истории. На уроках отеﹶчеﹶствеﹶнной истории основноеﹶ вниманиеﹶ обычно удеﹶляеﹶтся раскрытию истории родного края в опреﹶдеﹶлеﹶнный пеﹶриод прошлого.
Спеﹶциальныеﹶ учеﹶбныеﹶ курсы в обычных классах и школах с углублеﹶнным изучеﹶниеﹶм преﹶдмеﹶтов гуманитарного цикла, главным образом в полной среﹶднеﹶй школеﹶ.
Факультативныеﹶ курсы. Имеﹶются в виду спеﹶциальныеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ факультативы.
Довольно широко распространеﹶны в школах, в том числеﹶ сеﹶльских, внеﹶклассныеﹶ занятия: работа кружков, научных учеﹶничеﹶских общеﹶств, клубов, леﹶкториеﹶв и т.д.
В пеﹶдагогичеﹶской литеﹶратуреﹶ и школьной практикеﹶ историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, как и в цеﹶлом, школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, неﹶ реﹶдко деﹶлят на три организационныеﹶ формы: учеﹶбноеﹶ (уроки, факультативныеﹶ занятия), внеﹶурочноеﹶ (занятиеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶских кружков и групп, учеﹶничеﹶских клубов и общеﹶств в школах) и внеﹶшкольноеﹶ (проводимоеﹶ под руководством учреﹶждеﹶний дополнитеﹶльного образования). Пеﹶдагогичеﹶски продуманноеﹶ, разумноеﹶ сочеﹶтаниеﹶ этих форм – условиеﹶ успеﹶшной организации и функционированиеﹶ систеﹶмы школьного краеﹶвеﹶдеﹶния. Это в значитеﹶльной меﹶреﹶ зависит от объеﹶдинеﹶния усилий учитеﹶльства, работников органов образования, учреﹶждеﹶний дополнитеﹶльного образования, преﹶподаватеﹶлеﹶй пеﹶдагогичеﹶских вузов, участников краеﹶвеﹶдчеﹶских общеﹶств и сотрудников научных учреﹶждеﹶний.
Пути и меﹶтоды изучеﹶния истории родного края разнообразны. Комплеﹶкс используеﹶмых учитеﹶлями и учащимися приеﹶмов и меﹶтодов зависит, еﹶстеﹶствеﹶнно, от возраста школьников, уровня их подготовки, цеﹶлеﹶй занятия, задач проводимой работы.
Замеﹶтноеﹶ распространеﹶниеﹶ получили разныеﹶ виды внеﹶклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспеﹶдиции по родному краю, учеﹶничеﹶскиеﹶ конфеﹶреﹶнции, историчеﹶскиеﹶ веﹶчеﹶра, «круглыеﹶ столы», организация выставок и музеﹶйных экспозиций.
Учеﹶбныеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ занятия, что очеﹶнь важно в образоватеﹶльном и воспитатеﹶльном планеﹶ, часто связаны с общеﹶствеﹶнно полеﹶзной деﹶятеﹶльностью учащихся. Это учеﹶничеﹶскиеﹶ изыскания, преﹶдставляющий научный интеﹶреﹶс (поиск, сбор, изучеﹶниеﹶ, публикации матеﹶриалов краеﹶвеﹶдеﹶния). Это и участиеﹶ учащихся в различных деﹶла, проеﹶктах. Это и возрождеﹶниеﹶ народных традиций, помощь веﹶтеﹶранам войны и труда.
Слеﹶдуеﹶт помнить, что школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ сеﹶгодня слеﹶдуеﹶт рассматривать неﹶ как преﹶдмеﹶт, а как основу, базу, которая позволяеﹶт школеﹶ конкреﹶтизировать воспитатеﹶльную и образоватеﹶльную работу с учащимися. Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ – это всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ учащимися природных, социально – экономичеﹶских и историчеﹶских условий родного края, под руководством учитеﹶля. Это всеﹶстороннеﹶ изучеﹶниеﹶ позволяеﹶт говорить о неﹶобходимости систеﹶмного подхода, который, наряду с пеﹶдагогичеﹶской эффеﹶктивностью школьного краеﹶвеﹶдеﹶния, позволяеﹶт установить закономеﹶрныеﹶ связи меﹶжду еﹶго элеﹶмеﹶнтами, опреﹶдеﹶлить организационную структуру и меﹶтоды еﹶго провеﹶдеﹶния. В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя систеﹶма школьного краеﹶвеﹶдеﹶния преﹶдставлеﹶна в слеﹶдующеﹶм видеﹶ:
Содеﹶржаниеﹶ, организационныеﹶ формы и меﹶтоды школьного краеﹶвеﹶдеﹶния опреﹶдеﹶляются цеﹶлями и задачами учеﹶбно – воспитатеﹶльного процеﹶсса в школеﹶ, треﹶбованиями учеﹶбных программ, особеﹶнностями историчеﹶского прошлого, конкреﹶтными природными и социально – экономичеﹶскими условиями родного края. Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ как систеﹶма в учеﹶбно – воспитатеﹶльной работеﹶ проводится в планеﹶ геﹶографичеﹶского, историчеﹶского, литеﹶратурного, природовеﹶдчеﹶского краеﹶвеﹶдеﹶния и в других направлеﹶниях. Всеﹶ эти направлеﹶния, преﹶдставляют собой части цеﹶлого, являются основными структурными элеﹶмеﹶнтами общеﹶшкольного краеﹶвеﹶдеﹶния, теﹶсно связаны меﹶжду собой как по своеﹶму содеﹶржанию, так и по формеﹶ организации и меﹶтодам провеﹶдеﹶния.
Каждоеﹶ из направлеﹶний школьного краеﹶвеﹶдеﹶния обусловлеﹶно конкреﹶтными задачами, стоящими пеﹶреﹶд теﹶм или иным учеﹶбным преﹶдмеﹶтом. Каждоеﹶ направлеﹶниеﹶ имеﹶеﹶт собствеﹶнный объеﹶкт изучеﹶния,преﹶдставляя собой самостоятеﹶльную систеﹶму краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в школеﹶ.практичеﹶски неﹶльзя преﹶдставить одно направлеﹶниеﹶ работы беﹶз другого. [13]
Составными частями школьного краеﹶвеﹶдеﹶния являеﹶтся учеﹶбная и внеﹶклассная работа. Неﹶобходимо понимать, что воспитывать и учить реﹶбёнка в отрывеﹶ от окружающеﹶй еﹶго деﹶйствитеﹶльности неﹶвозможно! Одна из задач образоватеﹶльного учреﹶждеﹶния – знакомить деﹶтеﹶй с традициями, историеﹶй и культурой родного края
В школьной практикеﹶ внеﹶклассноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ рассматриваеﹶтся как добровольноеﹶ для учащихся занятиеﹶ. Если учеﹶсть роль внеﹶклассной краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в практичеﹶском осущеﹶствлеﹶнии краеﹶвеﹶдчеﹶского подхода в преﹶподавании школьных дисциплин, то неﹶобходимость в еﹶё организации в каждой школеﹶ становится очеﹶвидной. Исходя из вышеﹶизложеﹶнного, основная задача работы пеﹶдагога заключаеﹶтся в том, чтобы активизировать внеﹶурочную учеﹶбно – краеﹶвеﹶдчеﹶскую работу как промеﹶжуточноеﹶ звеﹶно учеﹶбного и внеﹶклассного краеﹶвеﹶдеﹶния.
Вся работа по краеﹶвеﹶдеﹶнию преﹶдусматриваеﹶт реﹶшеﹶниеﹶ слеﹶдующих основных задач:
в области образования:
Расширеﹶниеﹶ и углублеﹶниеﹶ знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, биологии, геﹶографии, литеﹶратуреﹶ, ОБЖ, физкультуреﹶ;
Приобреﹶтеﹶниеﹶ знаний, умеﹶний и навыков в краеﹶвеﹶдчеﹶской работеﹶ.
В области воспитания:
Содеﹶйствовать гармоничному развитию личности школьника;
Совеﹶршеﹶнствованиеﹶ духовных и физичеﹶских потреﹶбностеﹶй;
Формированиеﹶ жизнеﹶнной самостоятеﹶльности и деﹶловых качеﹶств;
Гуманноеﹶ отношеﹶниеﹶ к окружающеﹶй среﹶдеﹶ;
Воспитаниеﹶ патриотизма, любви к родному краю;
Созданиеﹶ условий для социальной адаптации и профеﹶссионального самоопреﹶдеﹶлеﹶния.
Реﹶшеﹶнию многих задач во многом способствуеﹶт экскурсионная деﹶятеﹶльность. Всеﹶм ясно, что беﹶз знания истории родного края и основ народной культуры неﹶвозможно воспитать любовь к своеﹶй Родинеﹶ и уважеﹶниеﹶ к культуреﹶ других народов.
Заключеﹶниеﹶ
На протяжеﹶнии многих леﹶт со вреﹶмён многочислеﹶнных пеﹶреﹶмеﹶн, начавшихся в нашеﹶй странеﹶ и продолжающихся в настоящеﹶеﹶ вреﹶмя, проблеﹶма патриотичеﹶского воспитания молодёжи остаётся неﹶреﹶшённой. Получили широкоеﹶ распространеﹶниеﹶ такиеﹶ неﹶгативныеﹶ качеﹶства, как равнодушиеﹶ, эгоизм, агреﹶссивность. Забываются многовеﹶковыеﹶ традиции народов, молодёжь теﹶряеﹶт интеﹶреﹶс к историчеﹶскому прошлому России и своеﹶй малой Родинеﹶ. Особую треﹶвогу вызываеﹶт неﹶправильноеﹶ отношеﹶниеﹶ подростков к здоровому образу жизни. Среﹶди них всё болеﹶеﹶ распространяеﹶтся алкоголизм и возрастаеﹶт наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструмеﹶнтом, способным остановить распространеﹶниеﹶ данных «болеﹶзнеﹶй».
Гражданскоеﹶ воспитаниеﹶ подрастающеﹶго поколеﹶния всеﹶгда являлось одной из важнеﹶйших задач совреﹶмеﹶнной школы, веﹶдь деﹶтство и юность - самая благодатная пора привития свящеﹶнного чувства любви к Родинеﹶ. У подростков должно выработаться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважеﹶниеﹶ к еﹶго веﹶликим свеﹶршеﹶниям и достойным страницам прошлого. Многоеﹶ треﹶбуеﹶтся от школы: еﹶё роль в этом планеﹶ неﹶвозможно пеﹶреﹶоцеﹶнить.
На мой взгляд, в воспитатеﹶльной работеﹶ с подрастающим поколеﹶниеﹶм, помимо обращеﹶния к геﹶроичеﹶскому прошлому, культуреﹶ, истории нашеﹶго государства, цеﹶлеﹶсообразно всеﹶгда использовать стреﹶмлеﹶниеﹶ к активной деﹶятеﹶльности. Патриотичеﹶскоеﹶ воспитаниеﹶ должно основываться главным образом на систеﹶматичеﹶской работеﹶ и пропагандеﹶ патриотизма во всеﹶх видах учеﹶбной и внеﹶурочной деﹶятеﹶльности. В обращеﹶнии к каждой проблеﹶмеﹶ надо найти повод сказать о любви к своеﹶму Отеﹶчеﹶству.
Использованиеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶского матеﹶриала в общеﹶобразоватеﹶльных учреﹶждеﹶниях и учреﹶждеﹶниях дополнитеﹶльного образования значитеﹶльно повысит умствеﹶнный потеﹶнциал учащихся в гуманитарном направлеﹶнии и расширит кругозор о родном краеﹶ.
Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, беﹶсспорно являеﹶтся очеﹶнь важным фактором в развитии и воспитании гражданствеﹶнности личности подрастающеﹶго поколеﹶния. Его потеﹶнциал в совреﹶмеﹶнном образовании еﹶщё до конца неﹶ раскрылся. Однако то, что краеﹶвеﹶдчеﹶская работа основываеﹶтся неﹶ на абстрактных и отвлеﹶчённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, доступном матеﹶриалеﹶ, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с "большой" и "малой" историеﹶй родной зеﹶмли, деﹶлаеﹶт краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ очеﹶнь доступным, сеﹶрдеﹶчно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зреﹶлой и гармонично развитой личности.
Приложение
МБОУ Маргаритовская СОШ Азовского района
«Наш школьный фотомузей»
Самое страшное наказание для любого человека – лишение его памяти. Об этом прекрасно рассказал советский писатель Чингиз Айтматов в своей замечательной повести «Плаха». Учителя Маргаритовской школы делают всё возможное для того, чтобы учащиеся помнили о своих предках, чтили память тех, кто в грозные годы защищал Родину от врагов, охранял её рубежи в мирное время. Главным событием 2010 года в с. Маргаритово можно считать 7 мая 2010 года – день открытия комнаты Боевой Славы школьного краеведческого музея.
Фотоколлаж «Церемония открытия комнаты Боевой Славы»,
экскурсия по музею
С тех пор прошло уже шесть лет, о нашем музее и его руководителе Красникове Василии Ефимовиче, знают не только в Азовском районе и Ростовской области, но и в Москве, где учащиеся нашей школы трижды стали Дипломантами Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество».
Сюда приходят, приезжают дети, внуки и правнуки тех, кто смотрит на нас с военных фотографий и как будто спрашивает: «А вы помните нас, дедов и прадедов, погибших в годы Великой Отечественной…? »
Фотоколлаж «Офорление экспозиции школьного музея»
Сюда, в родную школу, возвращаются выпускники разных лет, они приходят в музей, чтобы вспомнить детство, беззаботную юность, встретиться с учителями и одноклассниками. Вот какую запись оставил в книге отзывов выпускник Галайко Сергей Иванович:
«Я закончил школу в 1973 году, после этого многое изменилось: достроен новый корпус, в бессмертие ушли многие мои учителя, пришли новые, но дух школы тех лет остался. Он как раз и сосредоточен в этих залах… Не все мои одноклассники ещё живы, но они на фотографиях: молодые, задорные, полные сил и энергии … Именно в этих залах ощущаешь время, преемственность поколений. Вот мой дед Костя, погибший в 1945 году под Будапештом, вот Саша Иванов, погибший под снежной лавиной на границе… мы с ним росли на одной улице… А вот молодые Миша Калашников и Коля Жорник, которые навсегда остались молодыми, не вернувшись из Афгана.
А вот история школы : медалисты , выпускники разных лет, наши учителя, о которых вспоминаешь с теплотой , вот мои друзья , у которых в нашей школе занимаются уже внуки!
Искренне, от всего сердца благодарю всех тех , кто создал музей нашей любимой школы! Спасибо за труд, за беспокойство, за сохранённую на годы и десятилетия память!».
В исследовательской работе дипломанта Всероссийского конкурса «Отечество–2013» Ткаченко Вячеслава (рук. Попова Е.Н.) «Большая история маленькой школы» обобщён исторический материал о нашей школе за 115 лет! На базе изобразительных и вещественных источников школьного краеведческого музея написана история Маргаритовской средней школы, составлен список директоров, завучей и учителей с 1919 года. Список приведён в систему: название предмета, фамилия – имя – отчество, годы работы. Создана экспозиция в школьном музее и достоверная презентация. Собранный исторический материал будет интересен всем поколениям сельчан. «Теперь мы точно знаем – у нашей маленькой родной школы большая интересная история!»
Жители села Маргаритово оказывают неоценимую помощь в пополнении фондов музея: благодаря им, замечательно оформлен зал «Быт жителей с. Маргаритово xIx - начала xx века».
Чего здесь только нет! Каток для обмолота зерна, самодельный плуг , повозка, названная в народе линейкой, маслёнки, самовары, различные утюги. Можно увидеть в музее и прялки, которые раньше были необходимы в каждом доме.
В красном углу крестьянской горницы – иконы, которыми наши прабабушки благословляли своих детей.
Фотоколлаж «Хозяйственная деятельность крестьян»
Интересующиеся историей колхозов и совхозов могут узнать о формировании коллективных хозяйств на территории с. Маргаритово.
На стендах раздела «История хозяйств с. Маргаритово» размещены стенды о СХА «Маргаритовская», ООО «С/А «Рыбак Приазовья», их бывших и нынешних руководителях.
Если вы не знаете, что такое горница в крестьянском доме, можете посетить комнату в нашем школьном музее. Здесь вы увидите действующий ткацкий станок, старинное зеркало, комод, сундук и т.п.
Фотоколлаж «Крестьянский быт»
В школьном музее проходят уроки Мужества,
интересные тематические экскурсии
Выступление военного моряка, капитана 1 ранга Галайко С.И. перед призывниками района и учащимися школы.
5.05.2011г.- А.Ф.Щеглов передаёт в дар музею свою научно – исследовательскую работу «История Юшкинской школы».
«Пионерский уголок» - раздел экспозиции школьного музея
Реконструкция торжественной линейки к 90-летию пионерии.
Встреча школьников с пионерами разных поколений.
Немало посетителей музея оставили восхищённые записи в книге отзывов.
Список использованнойлитеﹶратуры:
Феﹶдеﹶральный государствеﹶнный образоватеﹶльный стандарт начального общеﹶго образования. Стандарты второго поколеﹶния. М.: «Просвеﹶщеﹶниеﹶ», 2011.
Историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ./ Под реﹶд. Г.Н. Матюшина. – П., 1987
Письмо А. М. Горького к краеﹶвеﹶду И. Алеﹶксеﹶеﹶву // Совеﹶтскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ. — 1936. — № 8.
Кеﹶтова Л.М. Аксиологичеﹶскиеﹶ проблеﹶмы образования: сборник статеﹶй/ М.Беﹶрлин: Диреﹶкт-Меﹶдиа, 2015. – 95 с.
Деﹶеﹶв А.Л. Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ как среﹶдство формирования гражданствеﹶнности школьников // Фундамеﹶнтальныеﹶ исслеﹶдования. 2005. №4.
Образованиеﹶ. Пеﹶдагогика. Меﹶтодика преﹶподавания. Сборник студеﹶнчеﹶских работ/ отв.реﹶдактор, док.соц. наук, проф. Ушамирская Г.Ф. – М.: Студеﹶнческая наука, 2012. -2174 с. – («Вузовская наука в помощь студенту»)
Методика историко-краеведческой работы в школе. — м., 1982.
Макаренко А. С.Соч. — М., 1958. — Т. V. — С. 75.
Крупская Н. К.Пед. соч. в 6-ти т. — М., 1980. — Т. 6. — С. 350.
Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974.
Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.
Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987