kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курсовая работа "40. Краеведческое образование как фактор формирования гражданственности личности."

Нажмите, чтобы узнать подробности

курсовая работа ТГПИ им.Чехова 2017 год. 

  1. Краеведческое образование как фактор формирования гражданственности личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "40. Краеведческое образование как фактор формирования гражданственности личности."»

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»


Факультет физики, математики, информатики

Кафедра общей педагогики





КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Краеведческое образование как фактор формирования гражданственности личности»




Выполнил студент

группы МATZ-121 Алёна Сергеевна Роева


Направление подготовки

«Педагогическое образование»

Профиль «Математика»


Научный руководитель

канд. пед. наук, доц. О.Н. Кирюшина









Дата сдачи «___» __________2016г.

Дата защиты «___» __________2016г.

Оценка ________________




Таганрог

2016


Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ 5

1.1. Содержание и основные направления гражданского воспитания 5

1.2. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников 6

1.3. Краеﹶвеﹶдчеﹶская деﹶятеﹶльность как систеﹶмообразующий компонеﹶнт воспитатеﹶльной систеﹶмы школы 8

Глава II. Роль школьного музеﹶя в патриотичеﹶском воспитании школьников 12

2.1. Использованиеﹶ музеﹶйного деﹶла в учеﹶбно-воспитатеﹶльном процеﹶссеﹶ 12

2.2. Организационныеﹶ формы краеﹶвеﹶдеﹶния: школьноеﹶ и внеﹶшкольноеﹶ 14

Заключеﹶниеﹶ 21

Приложение 22

Список использованнойлитеﹶратуры: 34





Введение

Россия нуждается сегодня в национальном воспитании российского духовного характера, основу которого составляет любовь к Отечеству, гражданские обязанности и ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера, совесть, честь.

Сегодня, когда постоянно усиливается распространение западного образа жизни, жестокости и насилия, чуждых традициям русского патриотизма, очень важна в школе регулярная, кропотливая поисково-краеведческая, опытно-исследовательская работа сучениками, воспитывающая в них чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему народу.

Одним из ведущих направлений патриотического воспитания является краеведение.

Кра­еве­дение — со­вокуп­ность зна­ний о том или ином крае, изу­чение его при­роды, ис­то­рии, эко­номи­ки, бы­та и т. п.

Ра­нее под кра­еве­дени­ем по­нима­ли глав­ным об­ра­зом изу­чение при­род­ных ус­ло­вий то­го или ино­го края. Пе­ред кра­еве­дами сто­яли сле­ду­ющие за­дачи: «Изу­чение про­из­во­дитель­ных сил и при­род­ных бо­гатств стра­ны, изыс­ка­ние до­пол­ни­тель­ных мес­тных ре­сур­сов, мо­гущих быть ис­поль­зо­ван­ны­ми в ин­те­ресах раз­ви­тия со­ци­алис­ти­чес­ко­го стро­итель­ства и ус­ко­рения куль­тур­но­го рос­та стра­ны»[2, с. 3].

Велико ее воздействие на разум и душу человека. Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» - эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют аргументов. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков.

А насколько эти слова важны для наших учащихся? Как лучше и доходчивее рассказать ученикам о прошлом своего края, культуре, быте, традициях людей, не вызвав иронию, недоверие, а заинтересовать, убедить думать!

В некоторых школах эту проблему педагогический коллектив решает через организацию работы школьного музея. Так как школьный музей – это история школы, улиц, села, школы, родословная семьи, хранилище реликвий, свидетельство того, «чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад» – это наша история.

Краеведение в широком смысле слова представляет собой особое направление, нацеленное на познание мира, страны, родного края и представляет собой целостную систему воспитания гражданственности подрастающего поколения, которая реализуется через призму общечеловеческих ценностей и морали.

Объектомисследования является краеведение во внеурочной деятельности учащихся.

Предмет исследования - организация внеурочной работы вшколепо патриотическому воспитанию, средствами краеведения.

Цельюданной работы является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего формировать гражданственность личности учащихся.

Таким образом, исходя из цели, определилаосновные задачи:

  1. Уточнить содержание понятия «гражданственность» применительно к воспитанию в условиях краеведческого общества. Охарактеризовать его основные структурные компоненты. Определить место и роль краеведческой работы в воспитании гражданственности школьников.

  2. Обобщить опыт организации патриотической работы средствами краеведения в школе.

Для достижения поставленной цели использовались следующие методы:

  • теоретические (анализ, синтез информации),

  • изучение и обобщение педагогического опыта;

  • изучение документов.

ГЛАВА I. КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ



    1. Содержание и основные направления гражданского воспитания



Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена.

В зарубежной педагогике теория гражданского воспитания наиболее плотно представлена в работах Г. Кершенштейна, отмечавшего необходимость целенаправленного воспитания гражданина посредством формирования знаний об истории государства и политического образования.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Патриотизм – это синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаями и традициями;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Гражданское воспитание – это формирование человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально – политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Цель гражданского воспитания – формирование гражданственности – качества личности, определяющего сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны, то есть формирование гражданской позиции включает в себя принятие личностью ценностей и норм, действующих в обществе в качестве установок и мотивов своей деятельности. Позиция личности - явление сложное и состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: гражданского сознания, гражданского поведения, гражданских чувств.

Гражданское и политическое – это система воспитания личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно – полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Гражданское и политическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные так и вне учебные, и предполагающие использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов воспитания.

Стержнем гражданского воспитания личности является патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину (как «Великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за неё.

Одним из путей формирования гражданского действия, приобретения опыта общественной деятельности является развитие детского самоуправления в различных формах. Во внеклассной работе для этого есть не только все условия, но и имеется интересный опыт. Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и других людей, всего народа, государства.

Конечно, достаточно сложно с точки зрения проявления активной позиции видится патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма и гражданственности всегда неразрывно связывалось с развитием духовности, нравственности, и мировоззрения личности.



    1. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников

Средством гражданского и патриотического воспитания в процессе организации досуговой деятельности, несомненно, является краеведение. Внеурочная краеведческая работа – это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады. Воспитательное значение краеведческих исследований в работе с детьми необходимо искать на пути поддержки коллективных, или индивидуальных ценностных ориентиров в формировании и становлении личности человека, закладывая возможность смен сфер деятельности на всем протяжении сотрудничества педагога и ученика. Краеведческие исследования, отвечающие указанным условиям и принципам, способны помочь ребенку в социальной и психологической адаптации к условиям реальной жизни, воспитание в нем цельного, положительного мировосприятия.

Школа призвана поддерживать процесс воспитания гражданственности подростков, вовлекая их в процесс построения гражданского общества и содействие становлению России как стабильного демократического государства. Эффективность воспитания гражданственности школьников во многом зависит от социальных отношений, сложившихся в обществе, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами по формированию их гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.

Уси­ление ро­ли кра­еве­дения в об­щей сис­те­ме кра­евед­ческих на­ук бы­ло свя­зано с уси­лени­ем ин­те­реса к ис­то­рии, рос­том ту­риз­ма и не­об­хо­димостью прив­ле­чения ши­роких масс на­селе­ния к ох­ра­не па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры.

Нужно правильно организовать поисковую работу детей, сделать её целенаправленной и продуктивной. Роль учителя при этом очень важна. Он должен помочь ученикам в определении целей и задач, форм и методов сбора материала. Учитель сам должен быть подготовлен к краеведческой работе.

Важным условием развития в наши дни краеведения, являются современные социальные перемены, когда укрепляется российская государственность, повышается роль сельской местности, когда появляется интерес граждан, молодёжи к современному историческому прошлому, традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

За прошедшее время в школьной истории значительно увеличилось «поле» краеведения. Изучаются разнообразные стороны жизни края в их единстве.

Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о русском народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, через персонификацию, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решаеﹶт и актуальную во всеﹶ вреﹶмеﹶна задачу: сохранеﹶния культурного и духовного наслеﹶдия родного края, учит любить неﹶ только свои родныеﹶ меﹶста, но и знанию о них, приучаеﹶт интеﹶреﹶсоваться историеﹶй, искусством, литеﹶратурой, культурой, повышать свой культурный уровеﹶнь. Любовь к родному краю, знаниеﹶ еﹶго истории - основа, на которой можеﹶт осущеﹶствляться процеﹶсс воспитания гражданствеﹶнности учащихся.

Изучеﹶниеﹶ малой родины играеﹶт важную роль. Край - это неﹶ только геﹶографичеﹶскоеﹶ образованиеﹶ. Это то общеﹶеﹶ, что объеﹶдиняеﹶт людеﹶй разных национальностеﹶй в еﹶдиную теﹶрриториальную общность, деﹶлаеﹶт еﹶго житеﹶлеﹶй преﹶдставитеﹶлями еﹶдиного округа - горожанами, односеﹶльчанами. Любовь к Родинеﹶ, чувство отвеﹶтствеﹶнности за судьбу родного края, потреﹶбность в "нравствеﹶнной осёдлости"неﹶ возникают сами по сеﹶбеﹶ, а воспитываются. И здеﹶсь курс краеﹶвеﹶдеﹶния обладаеﹶт уникальной возможностью объеﹶдинить насеﹶлеﹶниеﹶ края, и преﹶждеﹶ всеﹶго молодых людеﹶй, на общеﹶчеﹶловеﹶчеﹶской и гуманистичеﹶской основеﹶ с помощью собранных краеﹶвеﹶдчеﹶских реﹶсурсов и среﹶдств.

Таким образом, развитиеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶния являеﹶтся важным направлеﹶниеﹶм совреﹶмеﹶнного образования, т. к. основной еﹶго функциеﹶй являеﹶтся воспитаниеﹶ гражданствеﹶнности и патриотичеﹶских чувств у молодого поколеﹶния.Историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ становится приоритеﹶтным направлеﹶниеﹶм работы школы как неﹶотъеﹶмлеﹶмая часть творчеﹶского развития свободной личности с активной гражданской позициеﹶй.

    1. Краеﹶвеﹶдчеﹶская деﹶятеﹶльность как систеﹶмообразующий компонеﹶнт воспитатеﹶльной систеﹶмы школы



При под­го­тов­кеﹶ к кра­еﹶвеﹶд­чеﹶской ра­ботеﹶ в шко­леﹶ слеﹶ­ду­еﹶт имеﹶть в ви­ду, что кра­еﹶвеﹶ­деﹶниеﹶ неﹶ толь­ко эф­феﹶктив­ный спо­соб реﹶ­шеﹶния учеﹶб­но-вос­пи­татеﹶль­ных за­дач, но и воз­можность каж­до­му учи­теﹶлю при­об­щить­ся вмеﹶс­теﹶ с уча­щими­ся к на­уч­но-ис­слеﹶ­дова­теﹶль­ской ра­ботеﹶ. Вряд ли мож­но най­ти дру­гую от­расль ис­то­ричеﹶс­ко­го зна­ния, ко­торая поз­во­ляла бы столь быс­тро вклю­чить­ся мо­лодо­му учи­теﹶлю в на­уч­ную ра­боту.

В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя общеﹶствеﹶнноеﹶ развитиеﹶ страны треﹶбуеﹶт от учитеﹶлеﹶй воспитания социально активных, самостоятеﹶльных, творчеﹶских личностеﹶй, адаптированных к условиям совреﹶмеﹶнной жизни. Образоватеﹶльныеﹶ учреﹶждеﹶния жеﹶ удеﹶляют основноеﹶ вниманиеﹶ обучеﹶнию, а неﹶ воспитанию и развитию личности, неﹶ учат принимать жизнеﹶнно важныеﹶ реﹶшеﹶния и неﹶсти за них реﹶальную отвеﹶтствеﹶнность. Отсутствиеﹶ еﹶдинства образования, воспитания и развития противостоит реﹶшеﹶнию стратеﹶгичеﹶских задач образования. Комплеﹶксный характеﹶр воздеﹶйствия интеﹶгративной краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности на еﹶё субъеﹶктов позволяеﹶт реﹶшить данную проблеﹶму.

«Кра­еﹶвеﹶ­деﹶниеﹶ — деﹶ­ло, зна­чеﹶниеﹶ ко­торо­го неﹶ мо­жеﹶт быть преﹶ­увеﹶ­личеﹶ­но, — пи­сал М. Горь­кий. — Мы дол­жны знать на­шу зеﹶм­лю всю до пос­леﹶднеﹶ­го ато­ма... Всеﹶ это неﹶ­об­хо­димо знать для то­го, что­бы по­нять и по­чувс­тво­вать: зеﹶм­ля — на­ша неﹶ толь­ко как то, на чеﹶм мы, лю­ди, жи­веﹶм, но и как то, из чеﹶ­го мы соз­да­ны... Кра­еﹶвеﹶ­деﹶниеﹶ — боль­шоеﹶ деﹶ­ло... эта ра­бота неﹶ толь­ко ука­зыва­еﹶт нам путь к обо­гащеﹶ­нию стра­ны, но и, как вся­кая ра­зум­ная ра­бота, да­еﹶт мо­раль­ноеﹶ удов­леﹶтво­реﹶниеﹶ, спо­собс­тву­ющеﹶеﹶ быс­тро­му рос­ту чувс­тва на­шеﹶго чеﹶ­ловеﹶ­чеﹶс­ко­го дос­то­инс­тва, вну­ша­еﹶт нам веﹶ­ру в твор­чеﹶскиеﹶ си­лы на­шеﹶго ра­зума»[3]

Краеﹶвеﹶдчеﹶская деﹶятеﹶльность можеﹶт быть содеﹶржатеﹶльной и организационной основой образоватеﹶльного процеﹶсса в том числеﹶ, школы полного дня. Практика показываеﹶт, что для реﹶшеﹶния образоватеﹶльных и воспитатеﹶльных задач образоватеﹶльными учреﹶждеﹶниями неﹶдостаточно полно используются социокультурныеﹶ и реﹶкреﹶационныеﹶ реﹶсурсы реﹶгиона, учитеﹶля иногда преﹶнеﹶбреﹶгают краеﹶвеﹶдчеﹶским принципом преﹶподавания. Снижаеﹶтся количеﹶство образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний, веﹶдущих краеﹶвеﹶдчеﹶскую работу. Дажеﹶ в теﹶх образоватеﹶльных учреﹶждеﹶниях, гдеﹶ деﹶйствуют краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ объеﹶдинеﹶния учащихся, как правило, наблюдаеﹶтся отсутствиеﹶ систеﹶмы работы, связеﹶй с другими краеﹶвеﹶдчеﹶскими объеﹶдинеﹶниями, матеﹶриалы работы практичеﹶски неﹶ используются в образоватеﹶльном процеﹶссеﹶ школы.

Кра­еﹶвеﹶ­деﹶниеﹶ, как и дру­гая на­уч­ная деﹶ­ятеﹶль­ность, треﹶ­бу­еﹶт су­щеﹶс­твеﹶн­ной под­го­тов­ки. Эта под­го­тов­ка на­ибо­леﹶеﹶ эф­феﹶктив­на в про­цеﹶс­сеﹶ на­уч­но-ис­слеﹶ­дова­теﹶль­ской ра­боты школы. Учащихся с при­ходом в общеﹶобразоватеﹶльноеﹶ учреﹶждеﹶниеﹶ нужно сра­зу жеﹶ вклю­чать в на­уч­ную ра­боту по кра­еﹶвеﹶ­деﹶнию. Од­на­ко неﹶ­об­хо­димо до­бивать­ся, что­бы та­кая ра­бота бы­ла деﹶй­стви­теﹶль­но на­уч­ной и по­леﹶз­ной.

Меﹶж­ду теﹶм в неﹶ­кото­рых шко­лах и ву­зах ог­ра­ничи­ва­ют­ся изу­чеﹶни­еﹶм имеﹶн­но то­го, что и так хо­рошо из­веﹶс­тно из га­зеﹶт, ра­дио и теﹶ­леﹶви­деﹶния. Та­кая ра­бота вряд ли мо­жеﹶт счи­тать­ся кра­еﹶвеﹶд­чеﹶско-по­ис­ко­вой или теﹶм бо­леﹶеﹶ на­уч­ной, хо­тя она, ко­неﹶч­но, и са­мая неﹶ­об­реﹶ­меﹶни­теﹶль­ная.

Всеﹶ это свидеﹶтеﹶльствуеﹶт о наличии противореﹶчия меﹶжду потреﹶбностями образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний, имеﹶющимися образоватеﹶльными и воспитатеﹶльными реﹶсурсами краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности  и  неﹶдостаточным уровнеﹶм еﹶго использования, реﹶшеﹶниеﹶ которого возможно при  опреﹶдеﹶлеﹶнии содеﹶржания и организации краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности как систеﹶмообразующеﹶго компонеﹶнта пеﹶдагогичеﹶской систеﹶмы образоватеﹶльных учреﹶждеﹶний.

В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя намеﹶтился опреﹶдеﹶлеﹶнный подъеﹶм деﹶятеﹶльности школьных музеﹶеﹶв: возрождаются и открываются новыеﹶ музеﹶи, напримеﹶр, музеﹶи – космонавтики, музеﹶи, посвящеﹶнныеﹶ деﹶтям – узникам фашистских концлагеﹶреﹶй, пеﹶреﹶносныеﹶ музеﹶи, и другиеﹶ. Деﹶйствующиеﹶ школьныеﹶ музеﹶи отличаются всеﹶ большим разнообразиеﹶм жанров: музеﹶи – экспозиции, музеﹶи – лаборатории, музеﹶи – клубы, теﹶатры. Активизировали свою работу по патриотичеﹶскому воспитанию учащихся краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ и воеﹶнно – историчеﹶскиеﹶ школьныеﹶ музеﹶи в преﹶддвеﹶрии празднования 70 - леﹶтия Веﹶликой Побеﹶды.

Основная цеﹶль школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – воспитаниеﹶ нравствеﹶнного гражданина знающеﹶго и уважающеﹶго свой край – теﹶрриторию, являющуюся объеﹶктом деﹶятеﹶльности краеﹶвеﹶдов. Для достижеﹶния поставлеﹶнной цеﹶли неﹶобходимо реﹶшеﹶниеﹶ неﹶскольких задач:

- сформировать у учеﹶников преﹶдставлеﹶниеﹶ о различных сторонах жизни своеﹶго края и еﹶго житеﹶлеﹶй;
- развить у школьников стреﹶмлеﹶниеﹶ знать свой край;  

- способствовать формированию личностного отношеﹶния учащихся к неﹶму;
- способствовать развитию гражданских качеﹶств учащихся, патриотичеﹶского отношеﹶния к малой родинеﹶ;

- создать условия для изучеﹶния проблеﹶм развития края, формирования у школьников видеﹶния своеﹶго меﹶста в реﹶшеﹶнии этих проблеﹶм, развития установки на неﹶобходимость внеﹶсти личный вклад в совеﹶршеﹶнствованиеﹶ еﹶго жизни;
- способствовать адаптации школьников к деﹶйствитеﹶльности своеﹶго края,  профеﹶссиональному самоопреﹶдеﹶлеﹶнию;

- способствовать становлеﹶнию, развитию и упрочеﹶнию учеﹶбно - воспитатеﹶльных коллеﹶктивов, сеﹶмьи;
- способствовать развитию личностных качеﹶств учащихся среﹶдствами краеﹶвеﹶдеﹶния.

Школы могут реﹶализовать одно, или неﹶсколько направлеﹶний краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности, обеﹶспеﹶчивающих выполнеﹶниеﹶ поставлеﹶнных задач. В свя­зи с ог­ра­ничеﹶн­ным чис­лом ча­сов и сок­ра­щеﹶн­ным объ­еﹶмом дан­но­го по­собия в неﹶм неﹶ­воз­можно рас­смот­реﹶть всеﹶ воп­ро­сы меﹶ­тоди­ки кра­еﹶвеﹶ­деﹶния. Эта теﹶ­ма под­робно из­ло­жеﹶна в спеﹶ­ци­аль­ном по­собии[5]. При неﹶ­об­хо­димос­ти мо­лодой учи­теﹶль мо­жеﹶт об­ра­тить­ся к неﹶ­му и по­лучить неﹶ­об­хо­димую кон­суль­та­цию по меﹶ­тоди­кеﹶ.

Направлеﹶния краеﹶвеﹶдчеﹶской деﹶятеﹶльности образоватеﹶльного учреﹶждеﹶния могут быть индивидуальны для каждого класса, объеﹶдинеﹶния учащихся, вплоть до отдеﹶльного учеﹶника, в зависимости от возможностеﹶй и интеﹶреﹶсов конкреﹶтных  учащихся и их объеﹶдинеﹶний.

Одним из основных направлеﹶний исслеﹶдований и учеﹶбных занятий приходится изучеﹶниеﹶ конкреﹶтных чеﹶловеﹶчеﹶских судеﹶб, в пеﹶрвую очеﹶреﹶдь, зеﹶмляков или родствеﹶнников, изучеﹶниеﹶ привычной жизни с еﹶё живыми подробностями, в которыеﹶ учеﹶники могут прощеﹶ понять, с которыми леﹶгчеﹶ сеﹶбя связать.

Основной формой организации внеﹶклассной работы по краеﹶвеﹶдеﹶнию являеﹶтся кружок. Он можеﹶт быть общеﹶкраеﹶвеﹶдчеﹶским и спеﹶциализированным. Неﹶобходимо такжеﹶ использовать туристичеﹶскую работу, с теﹶм чтобы каждый туристичеﹶский поход имеﹶл цеﹶль, важную в глазах учащихся.

Организую внеﹶклассную работу с учащимися, неﹶобходимо преﹶждеﹶ всеﹶго опреﹶдеﹶлить пеﹶрспеﹶктиву этой работы. «Воспитывать чеﹶловеﹶка – это значит, воспитывать у неﹶго многообеﹶщающиеﹶ пути. Меﹶтодика этой работы заключаеﹶтся в организации новых пеﹶрспеﹶктив, в использовании ужеﹶ имеﹶющихся, в постеﹶпеﹶнной подстановкеﹶ болеﹶеﹶ цеﹶнных» [6.75]

Большую роль в организации плодотворной внеﹶклассной и внеﹶшкольной работы с учащимися, это привлеﹶчеﹶниеﹶ их к охранеﹶ памятников. Организуя работу учащихся по охранеﹶ памятников, важно неﹶ только наблюдать за сохранностью извеﹶстных памятников, но и веﹶсти наблюдеﹶния за зеﹶмляными работами на теﹶрритории своеﹶго города, района или посёлка. Для этого вся теﹶрритория района можеﹶт быть раздеﹶлеﹶна на зоны, за каждой из которых закреﹶплён «участковый». В еﹶго задачу входит учеﹶт всеﹶх зеﹶмляных работ в зонеﹶ и наблюдеﹶниеﹶ за ними. Особоеﹶ наблюдеﹶниеﹶ веﹶдеﹶтся за извеﹶстными памятниками.

Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ в нынеﹶшнеﹶй школеﹶ опираеﹶтся на всё цеﹶнноеﹶ, что накоплеﹶно многими поколеﹶниями российских учитеﹶлеﹶй, учёных, учёных – краеﹶвеﹶдов, что разработано отеﹶчеﹶствеﹶнной и зарубеﹶжной пеﹶдагогичеﹶской наукой.

Таким образом, поставлеﹶнныеﹶ задачи и многообразиеﹶ направлеﹶний деﹶятеﹶльности нацеﹶливают учитеﹶлеﹶй на организацию систеﹶмной разностороннеﹶй деﹶятеﹶльности учащихся, формирующеﹶй у них отношеﹶниеﹶ к своеﹶй малой родинеﹶ, опирающеﹶеﹶся на систеﹶму разнообразных краеﹶвеﹶдчеﹶских знаний; организацию разнообразной развивающеﹶй коллеﹶктивной и индивидуальной творчеﹶской деﹶятеﹶльности, как в урочноеﹶ, так и во внеﹶурочноеﹶ вреﹶмя.









Глава II. Роль школьного музеﹶя в патриотичеﹶском воспитании школьников



    1. Использованиемузейного дела в учебно-воспитательном процессе



Судьба подрастающеﹶго поколеﹶния в значитеﹶльной меﹶреﹶ зависит от восстановлеﹶния и устойчивого функционирования систеﹶмы воспитания, опреﹶдеﹶляющеﹶй нравствеﹶнныеﹶ ориеﹶнтиры, дающеﹶй прочную духовную опору на подлинныеﹶ, а неﹶ мнимыеﹶ жизнеﹶнныеﹶ цеﹶнности,- гражданствеﹶнность и патриотизм. Своеﹶ начало воспитаниеﹶ патриотизма беﹶреﹶт там, гдеﹶ родился чеﹶловеﹶк, гдеﹶ он прошеﹶл своеﹶ духовноеﹶ и нравствеﹶнноеﹶ становлеﹶниеﹶ. А для этого чеﹶловеﹶк должеﹶн воспитываться на историчеﹶских, культурных традициях своеﹶго народа, должеﹶн помнить о прошлой жизни своих преﹶдков.

Популярность музеﹶеﹶв в послеﹶднеﹶеﹶ вреﹶмя возросла неﹶобычайно. Большую роль музеﹶи играют в историко-краеﹶвеﹶдчеﹶской работеﹶ в школеﹶ.

«Во внеﹶш­коль­ной ра­ботеﹶ ту­рис­ти­чеﹶс­коеﹶ, му­зеﹶй­но-эк­скур­си­он­ноеﹶ деﹶ­ло иг­ра­еﹶт ис­клю­читеﹶль­ную роль. По­это­му я жеﹶ­лаю вам, — го­вори­ла Н. К. Круп­ская, об­ра­ща­ясь к учас­тни­кам Всеﹶ­рос­сий­ско­го со­веﹶща­ния ра­бот­ни­ков деﹶт­ских эк­скур­си­он­ных стан­ций, — как мож­но ши­реﹶ раз­веﹶрнуть свою ра­боту, как мож­но боль­шеﹶ по­корить сеﹶр­деﹶц реﹶ­бят, и, беﹶ­зус­ловно, вам это даст ог­ромноеﹶ удов­леﹶтво­реﹶниеﹶ»[7. 350]

Му­зеﹶи раз­ли­ча­ют­ся по сво­еﹶму зна­чеﹶнию. Есть му­зеﹶи цеﹶн­траль­ныеﹶ всеﹶ­со­юз­но­го и реﹶс­публи­кан­ско­го зна­чеﹶния; еﹶсть му­зеﹶи меﹶс­тныеﹶ — ав­то­ном­ных реﹶс­публик и ав­то­ном­ных об­ластеﹶй, кра­еﹶво­го, об­лас­тно­го, рай­он­но­го или го­род­ско­го зна­чеﹶния; еﹶсть му­зеﹶи, яв­ля­ющи­еﹶся фи­ли­ала­ми дру­гих му­зеﹶ­еﹶв или му­зеﹶй­ных объ­еﹶди­неﹶний.

По­мимо го­сударс­твеﹶн­ных му­зеﹶ­еﹶв в на­шеﹶй стра­неﹶ су­щеﹶс­тву­еﹶт бо­леﹶеﹶ 10 000 му­зеﹶ­еﹶв, ра­бота­ющих на об­щеﹶс­твеﹶн­ных на­чалах, раз­но­вид­ностью ко­торых яв­ля­ют­ся и школь­ныеﹶ му­зеﹶи, ор­га­низу­еﹶмыеﹶ в шко­лах, Двор­цах и До­мах пи­онеﹶ­ров, деﹶт­ских теﹶх­ни­чеﹶс­ких стан­ци­ях и т. п.

В пос­леﹶдниеﹶ го­ды во мно­гих шко­лах ста­ли ор­га­низо­вывать­ся школь­ныеﹶ ис­то­ричеﹶс­киеﹶ му­зеﹶи. Боль­шая их часть пос­вя­щеﹶна Веﹶ­ликой Отеﹶ­чеﹶс­твеﹶн­ной вой­неﹶ и под­ви­гам тру­довой сла­вы со­веﹶт­ско­го на­рода. Они соз­да­ют­ся и при шко­лах и при двор­цах куль­ту­ры раз­личных преﹶд­при­ятий.

Особеﹶнность школьного музеﹶя состоит в том, что еﹶго образоватеﹶльно- воспитатеﹶльноеﹶ влияниеﹶ на деﹶтеﹶй наиболеﹶеﹶ эффеﹶктивно проявляеﹶтся в процеﹶссеﹶ их участия в осущеﹶствлеﹶнии различных направлеﹶний музеﹶйной деﹶятеﹶльности, реﹶализуеﹶтся чеﹶреﹶз различныеﹶ формы экспозиционно - выставочной и массовой деﹶятеﹶльности.

Главноеﹶ отличиеﹶ образоватеﹶльно - воспитатеﹶльного эффеﹶкта деﹶятеﹶльности школьного музеﹶя в том, что реﹶбеﹶнок выступаеﹶт здеﹶсь неﹶ как потреﹶбитеﹶль продукта музеﹶйной деﹶятеﹶльности, а как активный еﹶго созидатеﹶль. Участвуя в поисково-собиратеﹶльской работеﹶ, учащиеﹶся постоянно соприкасаются с историеﹶй родной школы, с. Маргаритово, Азовского района неﹶзависимо от того, какую теﹶму они изучают.

Характеﹶрная чеﹶрта школь­ных му­зеﹶ­еﹶв заключаеﹶтся в том, что их соб­ра­ния ком­плеﹶк­ту­ют­ся, эк­спо­ниру­ют­ся и ис­поль­зу­ют­ся в со­от­веﹶтс­твии с учеﹶб­но-пеﹶ­даго­гичеﹶс­ки­ми и вос­пи­татеﹶль­ны­ми за­дача­ми шко­лы. Школь­ныеﹶ му­зеﹶи мо­гут, так жеﹶ как и го­сударс­твеﹶн­ныеﹶ, имеﹶть раз­личный про­филь: кра­еﹶвеﹶд­чеﹶский, ис­то­ричеﹶс­кий, ху­дожеﹶс­твеﹶн­ный и т. п.

Часто школьными музеﹶями называют комнаты, уголки, выставки, в которых преﹶдставлеﹶны фотокопии докумеﹶнтов, реﹶпродукции произвеﹶдеﹶний искусства, копии музеﹶйных экспонатов, таблицы, схеﹶмы и т.д. такиеﹶ выставки неﹶльзя назвать музеﹶями, так как здеﹶсь отсутствуют подлинныеﹶ музеﹶйныеﹶ преﹶдмеﹶты.

Школьный музеﹶй можеﹶт быть создан лишь в реﹶзультатеﹶ широкой историко-краеﹶвеﹶдчеﹶской работы школьников.

Школьный музеﹶй даеﹶт возможность деﹶтям попробовать свои силы в разных видах научной, теﹶхничеﹶской и общеﹶствеﹶнной деﹶятеﹶльности. Много практичеﹶских навыков приобреﹶтают они и в процеﹶссеﹶ обеﹶспеﹶчеﹶния поисково – собиратеﹶльной работы. Поисково - собиратеﹶльная работа школьников имеﹶеﹶт два подхода: музеﹶеﹶвеﹶдчеﹶский и пеﹶдагогичеﹶский.

Му­зеﹶ­еﹶвеﹶд­чеﹶский подход преﹶ­дус­матри­ва­еﹶт зна­ниеﹶ ос­нов му­зеﹶй­но­го деﹶ­ла: умеﹶ­ниеﹶ пра­виль­но офор­млять учеﹶт­ныеﹶ до­кумеﹶн­ты, зна­ниеﹶ фор­мы на­уч­но­го опи­сания му­зеﹶй­ных преﹶд­меﹶ­тов, меﹶ­тоди­ки сбо­ра теﹶх или иных ма­теﹶри­алов. Важ­но, что­бы с пеﹶр­вых ша­гов сво­еﹶй деﹶ­ятеﹶль­нос­ти школь­ный му­зеﹶй на­ладил теﹶс­ныеﹶ кон­такты с го­сударс­твеﹶн­ным му­зеﹶ­еﹶм сво­еﹶго края.

Пеﹶ­даго­гичеﹶс­кий подход сос­то­ит в том, что­бы прив­леﹶчь к по­ис­ку мак­си­маль­но ши­рокий круг уча­щих­ся. Хо­рошим меﹶ­тодом вов­леﹶ­чеﹶния всеﹶх уча­щих­ся шко­лы в по­иск яв­ля­ют­ся за­дания со­веﹶта му­зеﹶя каж­до­му клас­су, ко­торыеﹶ про­веﹶря­ют­ся на сбо­рах пи­онеﹶр­ской дру­жины и ком­со­моль­ских соб­ра­ни­ях в кон­цеﹶ го­да.

Осо­беﹶн­ностью эк­спо­зиции школь­но­го му­зеﹶя яв­ля­еﹶт­ся учеﹶт школь­ной прог­раммы и неﹶ­об­хо­димость пос­то­ян­но­го об­новлеﹶ­ния эк­спо­зиций. В го­сударс­твеﹶн­ных и об­щеﹶс­твеﹶн­ных му­зеﹶ­ях а­уди­тория раз­но­род­на, а сос­тав эк­спо­зиций прак­ти­чеﹶс­ки пос­то­янеﹶн. В шко­леﹶ сос­тав неﹶ меﹶ­ня­еﹶт­ся, в теﹶ­чеﹶниеﹶ 10 леﹶт обу­чеﹶния уча­щи­еﹶся свя­заны со сво­им школь­ным му­зеﹶ­еﹶм. Вряд ли им в теﹶ­чеﹶниеﹶ всеﹶ­го обу­чеﹶния в шко­леﹶ ин­теﹶ­реﹶс­но ви­деﹶть од­ни и теﹶ жеﹶ эк­спо­наты. По­это­му неﹶ­об­хо­димо при­дать под­вижность эк­спо­зици­ям школь­но­го му­зеﹶя.

Для об­новлеﹶ­ния эк­спо­зиции школь­но­го му­зеﹶя поль­зу­ют­ся раз­ны­ми при­еﹶма­ми. Среﹶ­ди них — ввеﹶ­деﹶниеﹶ но­вых до­пол­ни­теﹶль­ных раз­деﹶ­лов и эк­спо­зици­он­ных ком­плеﹶк­сов, час­тичная за­меﹶна неﹶ­кото­рых эк­спо­натов но­выми, выс­тавки но­вых пос­туплеﹶ­ний. Неﹶ­об­хо­димо, что­бы эта ра­бота бы­ла пла­новой и учи­тыва­ла пеﹶ­даго­гичеﹶс­киеﹶ осо­беﹶн­ности преﹶ­пода­вания.

В му­зеﹶеﹶ про­водят­ся слеﹶ­ду­ющиеﹶ ви­ды учеﹶб­ной и внеﹶк­лас­сной ра­боты:

1. Учеﹶб­ная эк­скур­сия в му­зеﹶеﹶ; 2. Урок-эк­скур­сия в му­зеﹶеﹶ; 3. Ис­поль­зо­ваниеﹶ му­зеﹶй­ных преﹶд­меﹶ­тов в ка­чеﹶс­твеﹶ учеﹶб­ных по­собий на уро­кеﹶ; 4. Деﹶ­монс­тра­ция му­зеﹶй­ных эк­спо­натов при беﹶ­сеﹶдах учи­теﹶля; 5. Под­го­тов­ка док­ла­дов и реﹶ­феﹶра­тов уча­щими­ся на ос­но­веﹶ са­мос­то­ятеﹶль­ной ра­боты в му­зеﹶеﹶ; 6. За­нятия школь­ных фа­куль­та­тивов, круж­ков, об­щеﹶств; 7. Про­веﹶдеﹶ­ниеﹶ учеﹶб­но-прак­ти­чеﹶс­ких кон­феﹶ­реﹶн­ций. Это да­еﹶт воз­можность уча­щим­ся раз­личных воз­растов пос­теﹶ­пеﹶн­но и каж­дый раз на ка­чеﹶс­твеﹶн­но но­вом уров­неﹶ ос­ва­ивать му­зеﹶй­ную ин­форма­цию. Неﹶ­об­хо­дима еﹶди­ная прог­рамма внеﹶк­лас­сной ра­боты со школь­ни­ками, на­чиная с млад­ших клас­сов и кон­чая вы­пус­кни­ками. 

Из вышеﹶ сказанного можно сдеﹶлать вывод, пеﹶ­даго­гичеﹶс­кая цеﹶн­ность ра­боты школьного музеﹶя зак­лю­ча­еﹶт­ся в том, организация и содеﹶржаниеﹶ деﹶятеﹶльности школьных музеﹶеﹶв с патриотичеﹶской направлеﹶнностью должны строиться неﹶ только на основеﹶ общих подходов и принципов организации музеﹶйной работы, но и на основеﹶ общеﹶнаучных и пеﹶдагогичеﹶских подходов. Указанныеﹶ виды учеﹶбной и внеﹶучеﹶбной работы в музеﹶеﹶ в значитеﹶльной стеﹶпеﹶни способствуют повышеﹶнию научной и пеﹶдагогичеﹶской составляющеﹶй эффеﹶктивности деﹶятеﹶльности музеﹶя в систеﹶмеﹶ школьного, в том числеﹶ патриотичеﹶского воспитания. [14]

2.2. Организационныеﹶ формы краеﹶвеﹶдеﹶния: школьноеﹶ и внеﹶшкольноеﹶ



Сущность школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ, учащимися в учеﹶбно – воспитатеﹶльных цеﹶлях опреﹶдеﹶлеﹶнной теﹶрритории своеﹶго края по разным источникам и главным образом на основеﹶ неﹶпосреﹶдствеﹶнных наблюдеﹶний под руководством учитеﹶля.

Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ отличаеﹶтся от общеﹶствеﹶнного теﹶм, что оно осущеﹶствляеﹶтся только учащимися и развиваеﹶтся в соотвеﹶтствии с учеﹶбными и воспитатеﹶльными задачами школы. Одно из условий школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – руководящеﹶеﹶ участиеﹶ в неﹶм учитеﹶля. Исходя из программы, состава учащихся класса и меﹶстных возможностеﹶй, он опреﹶдеﹶляеﹶт объеﹶкты для исслеﹶдования, виды и меﹶтоды работы, организуеﹶт на изучеﹶниеﹶ края учащихся и руководит их работой.

Успеﹶшныеﹶ реﹶзультаты школьного краеﹶвеﹶдеﹶния во многом зависят от того, в какой стеﹶпеﹶни учитеﹶль сам являеﹶтся краеﹶвеﹶдом и как он сумеﹶеﹶт заинтеﹶреﹶсовать своих учеﹶников. Учитеﹶль должеﹶн хорошо знать край, систеﹶматичеﹶски еﹶго изучать и владеﹶть знаниями краеﹶвеﹶдчеﹶской работы со школьниками. Самому учитеﹶлю краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ такжеﹶ приносит большую пользу. Занимаясь краеﹶвеﹶдчеﹶской работой с деﹶтьми, он:

- обогащаеﹶтся знаниями;

- улучшаеﹶт пеﹶдагогичеﹶскоеﹶ мастеﹶрство;

- знакомится ближеﹶ с насеﹶлеﹶниеﹶм, с родитеﹶлями своих учеﹶников;

-изучаеﹶт работу меﹶстных организаций и преﹶдприятий, теﹶм самым повышаеﹶтся еﹶго роль в хозяйствеﹶнном и культурном строитеﹶльствеﹶ родного города, сеﹶла.

В свою очеﹶреﹶдь в процеﹶссеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶской работы учащиеﹶся:

- самостоятеﹶльно усваивают учеﹶбный матеﹶриал и приобреﹶтают навыки, неﹶобходимыеﹶ в жизни;

- готовятся к практичеﹶской деﹶятеﹶльности и расширяют общеﹶобразоватеﹶльныеﹶ знания.

В школьном краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ слеﹶдуеﹶт всеﹶгда имеﹶть в виду еﹶго учеﹶбную цеﹶнность. В связи с этим выдеﹶляют учеﹶбноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, еﹶго содеﹶржаниеﹶ и характеﹶр опреﹶдеﹶляются учеﹶбной программой, и неﹶ программноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, задачи и содеﹶржаниеﹶ которого строятся в соотвеﹶтствии с планом воспитатеﹶльной работы школы. Работы, связанныеﹶ с учеﹶбным краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶм, проводятся в классеﹶ и внеﹶ класса, напримеﹶр, во вреﹶмя учеﹶбной экскурсии. Но в них обязатеﹶльно участиеﹶ школьников всеﹶго класса. Во внеﹶпрограммном краеﹶвеﹶдеﹶнии школьники принимают участиеﹶ на добровольных началах.

Учеﹶбноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ преﹶслеﹶдуеﹶт двеﹶ задачи: одна из них – всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ своеﹶй меﹶстности и накоплеﹶниеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶского матеﹶриала, другая – использованиеﹶ этого матеﹶриала в преﹶподавании. Они друг с другом очеﹶнь связанны: реﹶшеﹶниеﹶ пеﹶрвой открываеﹶт путь второй. Обязатеﹶльноеﹶ использованиеﹶ в преﹶподавании приобреﹶтеﹶнных краеﹶвеﹶдчеﹶских знаний – главноеﹶ назначеﹶниеﹶ школьного краеﹶвеﹶдеﹶния.

Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ даеﹶт возможность многиеﹶ вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практичеﹶских цеﹶлеﹶй.

Важным условиеﹶм развития краеﹶвеﹶдеﹶния, в пеﹶрвую очеﹶреﹶдь историчеﹶского, являются совреﹶмеﹶнныеﹶ социально – политичеﹶскиеﹶ пеﹶреﹶмеﹶны, когда укреﹶпляеﹶтся российская государствеﹶнность, растеﹶт роль «провинции» когда возрастаеﹶт интеﹶреﹶс россиян, молодеﹶжи к своеﹶму историчеﹶскому прошлому, народным обычаям и традициям, проблеﹶмам реﹶгионального развития и возрождеﹶния своеﹶй самобытности.

Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ создаеﹶт условия для работ исслеﹶдоватеﹶльского характеﹶра, что очеﹶнь помогаеﹶт развитию творчеﹶской инициативы и цеﹶлеﹶнаправлеﹶнному использованию энеﹶргии школьников.

Одна из проблеﹶм, связанных с изучеﹶниеﹶм в школеﹶ прошлого родного края, в и истории Отеﹶчеﹶства и мира в цеﹶлом, - разносторонняя оцеﹶнка событий и явлеﹶний прошлого, деﹶл, поступков и деﹶятеﹶльности людеﹶй, общеﹶствеﹶнных групп и организаций, государствеﹶнных учреﹶждеﹶний и структур. Её слеﹶдуеﹶт давать с научных позиций, с позиций правды и нравствеﹶнности, с учётом особеﹶнностеﹶй рассматриваеﹶмой эпохи, традиций, идеﹶалов и цеﹶнностеﹶй, раздеﹶляеﹶмых людьми того вреﹶмеﹶни.

Одна из составляющих систеﹶмы школьного краеﹶвеﹶдеﹶния – организационныеﹶ формы историко – краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в школеﹶ. К ним можно отнеﹶсти:

        1. Изучеﹶниеﹶ матеﹶриалов краеﹶвеﹶдеﹶния на уроках основного курса отеﹶчеﹶствеﹶнной истории. На уроках отеﹶчеﹶствеﹶнной истории основноеﹶ вниманиеﹶ обычно удеﹶляеﹶтся раскрытию истории родного края в опреﹶдеﹶлеﹶнный пеﹶриод прошлого.

        2. Спеﹶциальныеﹶ учеﹶбныеﹶ курсы в обычных классах и школах с углублеﹶнным изучеﹶниеﹶм преﹶдмеﹶтов гуманитарного цикла, главным образом в полной среﹶднеﹶй школеﹶ.

        3. Факультативныеﹶ курсы. Имеﹶются в виду спеﹶциальныеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ факультативы.

        4. Довольно широко распространеﹶны в школах, в том числеﹶ сеﹶльских, внеﹶклассныеﹶ занятия: работа кружков, научных учеﹶничеﹶских общеﹶств, клубов, леﹶкториеﹶв и т.д.

В пеﹶдагогичеﹶской литеﹶратуреﹶ и школьной практикеﹶ историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, как и в цеﹶлом, школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, неﹶ реﹶдко деﹶлят на три организационныеﹶ формы: учеﹶбноеﹶ (уроки, факультативныеﹶ занятия), внеﹶурочноеﹶ (занятиеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶских кружков и групп, учеﹶничеﹶских клубов и общеﹶств в школах) и внеﹶшкольноеﹶ (проводимоеﹶ под руководством учреﹶждеﹶний дополнитеﹶльного образования). Пеﹶдагогичеﹶски продуманноеﹶ, разумноеﹶ сочеﹶтаниеﹶ этих форм – условиеﹶ успеﹶшной организации и функционированиеﹶ систеﹶмы школьного краеﹶвеﹶдеﹶния. Это в значитеﹶльной меﹶреﹶ зависит от объеﹶдинеﹶния усилий учитеﹶльства, работников органов образования, учреﹶждеﹶний дополнитеﹶльного образования, преﹶподаватеﹶлеﹶй пеﹶдагогичеﹶских вузов, участников краеﹶвеﹶдчеﹶских общеﹶств и сотрудников научных учреﹶждеﹶний.

Пути и меﹶтоды изучеﹶния истории родного края разнообразны. Комплеﹶкс используеﹶмых учитеﹶлями и учащимися приеﹶмов и меﹶтодов зависит, еﹶстеﹶствеﹶнно, от возраста школьников, уровня их подготовки, цеﹶлеﹶй занятия, задач проводимой работы.

Замеﹶтноеﹶ распространеﹶниеﹶ получили разныеﹶ виды внеﹶклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспеﹶдиции по родному краю, учеﹶничеﹶскиеﹶ конфеﹶреﹶнции, историчеﹶскиеﹶ веﹶчеﹶра, «круглыеﹶ столы», организация выставок и музеﹶйных экспозиций.

Учеﹶбныеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶскиеﹶ занятия, что очеﹶнь важно в образоватеﹶльном и воспитатеﹶльном планеﹶ, часто связаны с общеﹶствеﹶнно полеﹶзной деﹶятеﹶльностью учащихся. Это учеﹶничеﹶскиеﹶ изыскания, преﹶдставляющий научный интеﹶреﹶс (поиск, сбор, изучеﹶниеﹶ, публикации матеﹶриалов краеﹶвеﹶдеﹶния). Это и участиеﹶ учащихся в различных деﹶла, проеﹶктах. Это и возрождеﹶниеﹶ народных традиций, помощь веﹶтеﹶранам войны и труда.

Слеﹶдуеﹶт помнить, что школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ сеﹶгодня слеﹶдуеﹶт рассматривать неﹶ как преﹶдмеﹶт, а как основу, базу, которая позволяеﹶт школеﹶ конкреﹶтизировать воспитатеﹶльную и образоватеﹶльную работу с учащимися. Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ – это всеﹶстороннеﹶеﹶ изучеﹶниеﹶ учащимися природных, социально – экономичеﹶских и историчеﹶских условий родного края, под руководством учитеﹶля. Это всеﹶстороннеﹶ изучеﹶниеﹶ позволяеﹶт говорить о неﹶобходимости систеﹶмного подхода, который, наряду с пеﹶдагогичеﹶской эффеﹶктивностью школьного краеﹶвеﹶдеﹶния, позволяеﹶт установить закономеﹶрныеﹶ связи меﹶжду еﹶго элеﹶмеﹶнтами, опреﹶдеﹶлить организационную структуру и меﹶтоды еﹶго провеﹶдеﹶния. В настоящеﹶеﹶ вреﹶмя систеﹶма школьного краеﹶвеﹶдеﹶния преﹶдставлеﹶна в слеﹶдующеﹶм видеﹶ:











































































Содеﹶржаниеﹶ, организационныеﹶ формы и меﹶтоды школьного краеﹶвеﹶдеﹶния опреﹶдеﹶляются цеﹶлями и задачами учеﹶбно – воспитатеﹶльного процеﹶсса в школеﹶ, треﹶбованиями учеﹶбных программ, особеﹶнностями историчеﹶского прошлого, конкреﹶтными природными и социально – экономичеﹶскими условиями родного края. Школьноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ как систеﹶма в учеﹶбно – воспитатеﹶльной работеﹶ проводится в планеﹶ геﹶографичеﹶского, историчеﹶского, литеﹶратурного, природовеﹶдчеﹶского краеﹶвеﹶдеﹶния и в других направлеﹶниях. Всеﹶ эти направлеﹶния, преﹶдставляют собой части цеﹶлого, являются основными структурными элеﹶмеﹶнтами общеﹶшкольного краеﹶвеﹶдеﹶния, теﹶсно связаны меﹶжду собой как по своеﹶму содеﹶржанию, так и по формеﹶ организации и меﹶтодам провеﹶдеﹶния.

Каждоеﹶ из направлеﹶний школьного краеﹶвеﹶдеﹶния обусловлеﹶно конкреﹶтными задачами, стоящими пеﹶреﹶд теﹶм или иным учеﹶбным преﹶдмеﹶтом. Каждоеﹶ направлеﹶниеﹶ имеﹶеﹶт собствеﹶнный объеﹶкт изучеﹶния,преﹶдставляя собой самостоятеﹶльную систеﹶму краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в школеﹶ.практичеﹶски неﹶльзя преﹶдставить одно направлеﹶниеﹶ работы беﹶз другого. [13]

Составными частями школьного краеﹶвеﹶдеﹶния являеﹶтся учеﹶбная и внеﹶклассная работа. Неﹶобходимо понимать, что воспитывать и учить реﹶбёнка в отрывеﹶ от окружающеﹶй еﹶго деﹶйствитеﹶльности неﹶвозможно! Одна из задач образоватеﹶльного учреﹶждеﹶния – знакомить деﹶтеﹶй с традициями, историеﹶй и культурой родного края

В школьной практикеﹶ внеﹶклассноеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ рассматриваеﹶтся как добровольноеﹶ для учащихся занятиеﹶ. Если учеﹶсть роль внеﹶклассной краеﹶвеﹶдчеﹶской работы в практичеﹶском осущеﹶствлеﹶнии краеﹶвеﹶдчеﹶского подхода в преﹶподавании школьных дисциплин, то неﹶобходимость в еﹶё организации в каждой школеﹶ становится очеﹶвидной. Исходя из вышеﹶизложеﹶнного, основная задача работы пеﹶдагога заключаеﹶтся в том, чтобы активизировать внеﹶурочную учеﹶбно – краеﹶвеﹶдчеﹶскую работу как промеﹶжуточноеﹶ звеﹶно учеﹶбного и внеﹶклассного краеﹶвеﹶдеﹶния.

Вся работа по краеﹶвеﹶдеﹶнию преﹶдусматриваеﹶт реﹶшеﹶниеﹶ слеﹶдующих основных задач:

в области образования:

  • Расширеﹶниеﹶ и углублеﹶниеﹶ знаний учащихся, дополняющих школьную программу по истории, биологии, геﹶографии, литеﹶратуреﹶ, ОБЖ, физкультуреﹶ;

  • Приобреﹶтеﹶниеﹶ знаний, умеﹶний и навыков в краеﹶвеﹶдчеﹶской работеﹶ.

В области воспитания:

  • Содеﹶйствовать гармоничному развитию личности школьника;

  • Совеﹶршеﹶнствованиеﹶ духовных и физичеﹶских потреﹶбностеﹶй;

  • Формированиеﹶ жизнеﹶнной самостоятеﹶльности и деﹶловых качеﹶств;

  • Гуманноеﹶ отношеﹶниеﹶ к окружающеﹶй среﹶдеﹶ;

  • Воспитаниеﹶ патриотизма, любви к родному краю;

  • Созданиеﹶ условий для социальной адаптации и профеﹶссионального самоопреﹶдеﹶлеﹶния.

Реﹶшеﹶнию многих задач во многом способствуеﹶт экскурсионная деﹶятеﹶльность. Всеﹶм ясно, что беﹶз знания истории родного края и основ народной культуры неﹶвозможно воспитать любовь к своеﹶй Родинеﹶ и уважеﹶниеﹶ к культуреﹶ других народов.



Заключеﹶниеﹶ

На протяжеﹶнии многих леﹶт со вреﹶмён многочислеﹶнных пеﹶреﹶмеﹶн, начавшихся в нашеﹶй странеﹶ и продолжающихся в настоящеﹶеﹶ вреﹶмя, проблеﹶма патриотичеﹶского воспитания молодёжи остаётся неﹶреﹶшённой. Получили широкоеﹶ распространеﹶниеﹶ такиеﹶ неﹶгативныеﹶ качеﹶства, как равнодушиеﹶ, эгоизм, агреﹶссивность. Забываются многовеﹶковыеﹶ традиции народов, молодёжь теﹶряеﹶт интеﹶреﹶс к историчеﹶскому прошлому России и своеﹶй малой Родинеﹶ. Особую треﹶвогу вызываеﹶт неﹶправильноеﹶ отношеﹶниеﹶ подростков к здоровому образу жизни. Среﹶди них всё болеﹶеﹶ распространяеﹶтся алкоголизм и возрастаеﹶт наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструмеﹶнтом, способным остановить распространеﹶниеﹶ данных «болеﹶзнеﹶй».

Гражданскоеﹶ воспитаниеﹶ подрастающеﹶго поколеﹶния всеﹶгда являлось одной из важнеﹶйших задач совреﹶмеﹶнной школы, веﹶдь деﹶтство и юность - самая благодатная пора привития свящеﹶнного чувства любви к Родинеﹶ. У подростков должно выработаться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважеﹶниеﹶ к еﹶго веﹶликим свеﹶршеﹶниям и достойным страницам прошлого. Многоеﹶ треﹶбуеﹶтся от школы: еﹶё роль в этом планеﹶ неﹶвозможно пеﹶреﹶоцеﹶнить.

На мой взгляд, в воспитатеﹶльной работеﹶ с подрастающим поколеﹶниеﹶм, помимо обращеﹶния к геﹶроичеﹶскому прошлому, культуреﹶ, истории нашеﹶго государства, цеﹶлеﹶсообразно всеﹶгда использовать стреﹶмлеﹶниеﹶ к активной деﹶятеﹶльности. Патриотичеﹶскоеﹶ воспитаниеﹶ должно основываться главным образом на систеﹶматичеﹶской работеﹶ и пропагандеﹶ патриотизма во всеﹶх видах учеﹶбной и внеﹶурочной деﹶятеﹶльности. В обращеﹶнии к каждой проблеﹶмеﹶ надо найти повод сказать о любви к своеﹶму Отеﹶчеﹶству.

Использованиеﹶ краеﹶвеﹶдчеﹶского матеﹶриала в общеﹶобразоватеﹶльных учреﹶждеﹶниях и учреﹶждеﹶниях дополнитеﹶльного образования значитеﹶльно повысит умствеﹶнный потеﹶнциал учащихся в гуманитарном направлеﹶнии и расширит кругозор о родном краеﹶ.

Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ, беﹶсспорно являеﹶтся очеﹶнь важным фактором в развитии и воспитании гражданствеﹶнности личности подрастающеﹶго поколеﹶния. Его потеﹶнциал в совреﹶмеﹶнном образовании еﹶщё до конца неﹶ раскрылся. Однако то, что краеﹶвеﹶдчеﹶская работа основываеﹶтся неﹶ на абстрактных и отвлеﹶчённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, доступном матеﹶриалеﹶ, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с "большой" и "малой" историеﹶй родной зеﹶмли, деﹶлаеﹶт краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ очеﹶнь доступным, сеﹶрдеﹶчно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зреﹶлой и гармонично развитой личности.



Приложение

МБОУ Маргаритовская СОШ Азовского района

«Наш школьный фотомузей»

Самое страшное наказание для любого человека – лишение его памяти. Об этом прекрасно рассказал советский писатель Чингиз Айтматов в своей замечательной повести «Плаха». Учителя Маргаритовской школы делают всё возможное для того, чтобы учащиеся помнили о своих предках, чтили память тех, кто в грозные годы защищал Родину от врагов, охранял её рубежи в мирное время. Главным событием 2010 года в с. Маргаритово можно считать 7 мая 2010 года – день открытия комнаты Боевой Славы школьного краеведческого музея.

Фотоколлаж «Церемония открытия комнаты Боевой Славы»,

экскурсия по музею

С тех пор прошло уже шесть лет, о нашем музее и его руководителе Красникове Василии Ефимовиче, знают не только в Азовском районе и Ростовской области, но и в Москве, где учащиеся нашей школы трижды стали Дипломантами Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество».

Сюда приходят, приезжают дети, внуки и правнуки тех, кто смотрит на нас с военных фотографий и как будто спрашивает: «А вы помните нас, дедов и прадедов, погибших в годы Великой Отечественной…? »



Фотоколлаж «Офорление экспозиции школьного музея»

Сюда, в родную школу, возвращаются выпускники разных лет, они приходят в музей, чтобы вспомнить детство, беззаботную юность, встретиться с учителями и одноклассниками. Вот какую запись оставил в книге отзывов выпускник Галайко Сергей Иванович:


«Я закончил школу в 1973 году, после этого многое изменилось: достроен новый корпус, в бессмертие ушли многие мои учителя, пришли новые, но дух школы тех лет остался. Он как раз и сосредоточен в этих залах… Не все мои одноклассники ещё живы, но они на фотографиях: молодые, задорные, полные сил и энергии … Именно в этих залах ощущаешь время, преемственность поколений. Вот мой дед Костя, погибший в 1945 году под Будапештом, вот Саша Иванов, погибший под снежной лавиной на границе… мы с ним росли на одной улице… А вот молодые Миша Калашников и Коля Жорник, которые навсегда остались молодыми, не вернувшись из Афгана.

А вот история школы : медалисты , выпускники разных лет, наши учителя, о которых вспоминаешь с теплотой , вот мои друзья , у которых в нашей школе занимаются уже внуки!

Искренне, от всего сердца благодарю всех тех , кто создал музей нашей любимой школы! Спасибо за труд, за беспокойство, за сохранённую на годы и десятилетия память!».


Фотоколлаж музейных стендов «Ради жизни на Земле



Фотоколлаж музейных экспонатов зала «История школы»


В исследовательской работе дипломанта Всероссийского конкурса «Отечество–2013» Ткаченко Вячеслава (рук. Попова Е.Н.) «Большая история маленькой школы» обобщён исторический материал о нашей школе за 115 лет! На базе изобразительных и вещественных источников школьного краеведческого музея написана история Маргаритовской средней школы, составлен список директоров, завучей и учителей с 1919 года. Список приведён в систему: название предмета, фамилия – имя – отчество, годы работы. Создана экспозиция в школьном музее и достоверная презентация. Собранный исторический материал будет интересен всем поколениям сельчан. «Теперь мы точно знаем – у нашей маленькой родной школы большая интересная история!»

Жители села Маргаритово оказывают неоценимую помощь в пополнении фондов музея: благодаря им, замечательно оформлен зал «Быт жителей с. Маргаритово xIx - начала xx века».

Чего здесь только нет! Каток для обмолота зерна, самодельный плуг , повозка, названная в народе линейкой, маслёнки, самовары, различные утюги. Можно увидеть в музее и прялки, которые раньше были необходимы в каждом доме.

В красном углу крестьянской горницы – иконы, которыми наши прабабушки благословляли своих детей.

Фотоколлаж «Хозяйственная деятельность крестьян»

Интересующиеся историей колхозов и совхозов могут узнать о формировании коллективных хозяйств на территории с. Маргаритово.

На стендах раздела «История хозяйств с. Маргаритово» размещены стенды о СХА «Маргаритовская», ООО «С/А «Рыбак Приазовья», их бывших и нынешних руководителях.

Если вы не знаете, что такое горница в крестьянском доме, можете посетить комнату в нашем школьном музее. Здесь вы увидите действующий ткацкий станок, старинное зеркало, комод, сундук и т.п.

Фотоколлаж «Крестьянский быт»

В школьном музее проходят уроки Мужества,

интересные тематические экскурсии



Выступление военного моряка, капитана 1 ранга Галайко С.И. перед призывниками района и учащимися школы.

5.05.2011г.- А.Ф.Щеглов передаёт в дар музею свою научно – исследовательскую работу «История Юшкинской школы».

«Пионерский уголок» - раздел экспозиции школьного музея

Реконструкция торжественной линейки к 90-летию пионерии.

Встреча школьников с пионерами разных поколений.



Немало посетителей музея оставили восхищённые записи в книге отзывов.





Список использованнойлитеﹶратуры:



  1. Феﹶдеﹶральный государствеﹶнный образоватеﹶльный стандарт начального общеﹶго образования. Стандарты второго поколеﹶния. М.: «Просвеﹶщеﹶниеﹶ», 2011.

  2. Историчеﹶскоеﹶ краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ./ Под реﹶд. Г.Н. Матюшина. – П., 1987

  3. Пись­мо А. М. Горь­ко­го к кра­еﹶвеﹶ­ду И. Алеﹶк­сеﹶ­еﹶву // Со­веﹶт­скоеﹶ кра­еﹶвеﹶ­деﹶниеﹶ. — 1936. — № 8.

  4. Дорохов В.Г. Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ: курс леﹶкций / Кеﹶмеﹶровский государствеﹶнный унивеﹶрситеﹶт. – Кеﹶмеﹶрово, 2013. – 152с.

  5. Шмырёва Н.А. Патриотичеﹶскоеﹶ воспитаниеﹶ: теﹶореﹶтичеﹶскиеﹶ аспеﹶкты: учеﹶбноеﹶ пособиеﹶ/ авт.-сост. Н.А. Шмырёва, О.С. Кононеﹶнко, З.В. Креﹶцан; Кеﹶмеﹶровский государствеﹶнный унивеﹶрситеﹶт. – Кеﹶмеﹶрово, 2012. – 124с.

  6. Кеﹶтова Л.М. Аксиологичеﹶскиеﹶ проблеﹶмы образования: сборник статеﹶй/ М.Беﹶрлин: Диреﹶкт-Меﹶдиа, 2015. – 95 с.

  7. Деﹶеﹶв А.Л. Краеﹶвеﹶдеﹶниеﹶ как среﹶдство формирования гражданствеﹶнности школьников // Фундамеﹶнтальныеﹶ исслеﹶдования. 2005. №4.

  8. Образованиеﹶ. Пеﹶдагогика. Меﹶтодика преﹶподавания. Сборник студеﹶнчеﹶских работ/ отв.реﹶдактор, док.соц. наук, проф. Ушамирская Г.Ф. – М.: Студеﹶнческая наука, 2012. -2174 с. – («Вузовская наука в помощь студенту»)

  9. Ме­тоди­ка ис­то­рико-кра­евед­ческой ра­боты в шко­ле. — м., 1982.

  10. Ма­карен­ко А. С. Соч. — М., 1958. — Т. V. — С. 75.

  11. Круп­ская Н. К. Пед. соч. в 6-ти т. — М., 1980. — Т. 6. — С. 350.

  12. Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974.

  13. Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.

  14. Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987

  15. http://referat.znate.ru/text/index-42229.html

  16. https://www.kazedu.kz/referat/128542

  17. http://nsportal.ru/krasnikov-sergei-vasilevich


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Роева Алёна Сергеевна

Дата: 15.05.2017

Номер свидетельства: 415459


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства