kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Личностно-ориентированное образование как условие развития личностных функций субъектов образовательного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированное обучение создает условия для формирования развивающейся личности. Оно ориентировано на индивидуальность,неповторимость личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Личностно-ориентированное образование как условие развития личностных функций субъектов образовательного процесса»»

6



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»













Доклад на ШМО


«Личностно-ориентированное образование как условие развития личностных функций субъектов образовательного процесса»











Выполнила: Шахматова Л.Б.










р.п. Красные Баки

2015 г.




Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.

Как при этом соблюсти необходимую меру, достичь согласованности между социально-этической необходимостью и свободой развития, без чего не может быть подлинного личностного начала в человеке, избежать тоталитарных «моделей личности» или

«свободного воспитания»?

Личностные функции – это проявления человека, которые собственно реализуют заказ «быть личностью».

В качестве таковых функций выделяются следующие: мотивации – принятие и обоснование деятельности; опосредования – по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения;

коллизии - видение скрытых противоречий действительности; критики – в отношении предлагаемых извне ценностей и норм; рефлексии - конструирование и удержание определенного образа Я;

смыслотворчества – определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного - сути жизни;

ориентации - построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения;

обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира; творческая преобразующая – обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности; самореализации – стремление к познанию своего образа «Я» окружающими;

обеспечение уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями – предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям.

Конструирование учебной ситуации предполагает использование трех типов базовых технологий:

1) представления элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач (технологии задачного подхода);

2) усвоения содержания в условиях диалога как особой дидактико- коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности (технология учебного диалога);

3) имитации социально ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания (технология имитационных игр).

Любой изучаемый материал представляется в виде схемы задач, различным образом связанных с жизненно смысловой сферой учащегося. Имеются в виду задачи трех типов:

предметные, включающие фактический материал изучаемого материала с косвенным указанием на его связь с гуманитарно- ценностной сферой;

конструктивные, направленные на поиск способов приобщения учащихся к данной области культуры, что связано с переводом содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную;

личностно ориентированные, связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента материала.

Разработка концепции личностно-ориентированного образования неизбежно порождает и ряд методологических проблем. Среди них - соотношение научно-педагогического знания с другими способами регуляции педагогической деятельности, с креативностью,

«авторской» природой самого учителя как конструктора личностно- ориентированной ситуации.

Сведение системного подхода к механически-суммативному рассмотрению педагогических систем, попытки ввести в педагогику эталоны научности, мало отражающие ее гуманитарную природу, - все это затрудняет достижение того уровня цельности педагогического знания, который отвечает задачам построения личностно-ориентированной образовательной системы.

Личностно то, что изначально самоопределяется человеком, выстраивается как его собственный мир. Оптимально, следовательно, образование, предполагающее гармонию государственных стандартов и личностного саморазвивающего начала.

Под парадигмой принято понимать «совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющие конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе» (Философский словарь, 1987).

Парадигма представляет собой модель, используемую для решения не только исследовательских, но практических задач в определенной области деятельности. Необходимость в парадигме возникает в связи с переходом к новым типам мышления и новым способам преобразования действительности.

Современный этап развития образования в нашей стране может быть справедливо охарактеризован как переходный. Сущность и специфика личностно ориентированного образования наиболее четко выявляются в его сравнении с традиционным, особенности которого исследователи связывают с его знаниевой направленностью.

Знаниевая ориентация сложилась в тот период, когда с помощью образования государство решало острые социальные проблемы: сначала – обучение всех граждан грамоте, затем – повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров всех отраслей производства и культурной сферы. В этих условиях знаниевая ориентация была необходима и продуктивна.

Характеристика парадигмы личностно-ориентированного образования:

первое положение парадигмы касается представлений о сущности и назначении образования;

второе фундаментальное положение парадигмы определяет отношение педагога к ребенку и его позиции в образовательном процессе.

Для решения задач образования есть два подхода – императивный и гуманный.

Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей детей. Педагог в данном случае уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а потому его необходимо принудить к учению строгими требованиями, императивами.

Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, относится к ним как к

самостоятельным субъектам, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору.

Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка в его поступках есть личностный смысл, есть и личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личностного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.

Цель личностно ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самого личностного образа и диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

третье положение парадигмы личностно ориентированного образования связано с определением его человекообразующих функций. Важнейшая из них – гуманитарная, суть которой состоит в сохранении и восстановлении экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Для этого образование должно заложить в личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества.

Не менее важной функцией является культуросозидательная (культурообразующая), обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры – в образование.

Следующей важнейшей функцией образования является функция социализации, то есть обеспечения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, свидетельствующее о нормальном, безболезненном вхождении человека в жизнь общества.

Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берёт себе из социального опыта, сколько берёт и как психика эти приобретения качественно перерабатывает, какое придаёт им значение.

Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности.

четвёртое положение парадигмы личностно ориентированного образования касается его содержания.

Прежде всего, это направленность на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, то есть потребностей его бытия, личного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий, поступков, позиции, самостоятельности и личной ответственности, саморазвития и самореализации, самоопределения и творчества и др.

Содержание личностно ориентированного образования должно включать все, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности.

Чтобы обрести себя, индивидууму нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «я» и научиться управлять им.

Соответственно этому содержание личностно ориентированного образования должно включать, по крайней мере, следующие обязательные компоненты: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный.

Аксиологический компонент имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций.

Когнитивный компонент содержания обеспечивает школьников научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.

Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в труде, научной, художественной и других видах деятельности.


Личностный компонент обеспечивает самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного самоопределения, формирует жизненную позицию.

Личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, признаком

которой является их отношение к постигаемой действительности, её переживание, осознание ценности.

Побудительная и развивающая сила противоречия между имеющимися у школьника знаниями и знаниями, подлежащими усвоению, становится значительно большей, если они (знания) приобретают характер отношений. Процесс овладения ими должен осуществляться в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновения мнений, взглядов, позиций, научных подходов, поиска истины, проектирования различных возможных решений познавательных задач, творчества учителей и учащихся.

При этом основным условием является вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания образования.

пятое положение парадигмы личностно ориентированного образования касается педагогических технологий.

Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Основная задача педагога – общение, взаимопонимание с учениками, их «освобождение» для творчества.

В традиционных дидактических системах основой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание.

Ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это – ключевые слова в характеристике технологий личностно ориентированного образования.

Отношение к ребенку предполагает ценностный подход к детской личности, уважение самобытности, понимание того, что ребенок является субъектом собственной жизни, имеет свою жизненную историю, собственное «я», свой внутренний мир, что ему свойственны страсти и переживания, что у ребенка в любом возрасте есть честь и достоинство, что он жаждет справедливости, нуждается в сострадании, общении, диалоге и поддержке, что способен мыслить и творить, наделен свободой морального выбора, может совершать ошибки, но и осознавать их, возрождаясь к лучшему.

Выделено ряд существенных требований к технологиям личностно-ориентированного образования:

диалогичность;

деятельностно-творческий характер;

направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;


представление ему необходимо пространства свободы: для принятия самостоятельных решений, для творчества, для выбора содержания и способов учения и поведения.

Все они обладают свойством универсальности. Значит, любая технология может стать личностно ориентированной, если будет отвечать указанным требованиям.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шахматова Людмила Борисовна

Дата: 09.06.2016

Номер свидетельства: 333804


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства