Личностный рост преподавателя в ходе педагогического процесса в МБУДО ЦТОиДТТ
Личностный рост преподавателя в ходе педагогического процесса в МБУДО ЦТОиДТТ
Учитель, обучая учеников, развивается и в профессиональном личностном плане, т. е. личностный рост учителя является результатом педагогического процесса. Но, не следует думать, что проработав несколько лет учителем, не работая над собой, вы станете мастером своего дела. Чтобы стать настоящим профессионалом, нужно непрестанно трудиться над совершенствованием своего мастерства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностный рост преподавателя в ходе педагогического процесса в МБУДО ЦТОиДТТ»
Личностный рост учителя в ходе педагогического процесса в МБУДО ЦТОиДТТ
В начале своего трудового пути учитель вряд ли осознает всю меру ответственности перед человечеством, которую он добровольно принимает на себя. Это понимание приходит с годами.
Выпускник, вступая в большую жизнь, унесет с собой не только те знания, которые дал ему учитель, но и ошибки, и сомнения учителя.
Конечно, учитель должен быть мастером, должен стремиться к безупречному владению своим ремеслом.
Большинство преподавателей нашего учреждения используют инновационные педагогические технологии в организации учебного процесса. Преподаватели смежных профессий регулярно проводят интегрированные уроки: «Делопроизводитель» и «Оператор ЭВ и ВМ», «Парикмахер» и «Маникюрша», «Чертежник» и «Штукатур». Например, преподаватели Федотова С.Н. и Яструбенко Н.И. в рамках регулярно проводимых профессиональных недель, провели очередной интегрированный урок по теме: «Основные правила нанесения размеров на чертежах», на котором были найдены как сходства, так и различия в нанесении размеров в машиностроительных и строительных чертежах.
На областном семинаре для преподавателей строительных профессий города и области Яструбенко Н.И. провела урок-практикум на тему «Нанесение раствора на оштукатуриваемую поверхность способом «набрасывания» с помощью кельмы с сокола». При практическом показе данного способа нанесения раствора невозможно детально показать путь движения раствора от растворного ящика до оштукатуриваемой поверхности, поэтому учитель использовал мультимедийную перзентацию.
Использование различных форм проведения уроков преподавателями говорит об их высоком профессиональном уровне. Вместе с тем, безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма. В педагогической деятельности очень трудно, а порой и невозможно, разделить профессиональный и личностный аспекты. Нельзя рассматривать повышение психолого- педагогической компетентности учителя вне связи с развитием его личности. Эта связь служит основным инструментарием, средством достижения психолого- педагогического результата.
Профессия учителя опасна в плане личностного развития. В данной профессии мы быстрее «консервируемся»: чаще всего увеличивается консервативность взглядов, поведение становится все более «ритуальным», автоматизмы вытесняют сознательный выбор. Чтобы этого не произошло, необходим постоянный личностный рост учителя.
Личностный рост предполагает ревизию структурных компонентов личности, ценностных и смысловых аспектов; свежий взгляд на привычное; открытость к информации; решение проблем, конфликтных ситуаций, а самое главное – жизнелюбие.
Единство профессионального и личностного компонентов деятельности заложена в профессионально значимых личностных качествах учителя.
Развитие профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК) можно считать главным условием формирования профессиональной компетентности. ПЗЛК служат предметом исследования не один десяток лет (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Разработана карта, в которой содержится структура и примерное содержание основных профессионально- значимых показателей личности и эффективности профессиональной деятельности учителя. Эта карта поможет учителю определить уровень развития ПЗЛК.
По карте можно определить психологические черты личности учителя как индивидуальности: эмоциональную стабильность, самооценку, направленность основных притязаний личности.
Используя карту, можно характеризовать учителя в структуре межличностных отношений: степень автократизма, демократизма и либерализма, реагирование на конфликтные ситуации, а также с позиции его профессионализма.
В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет , педагогику и психологию, использовать личностно- ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.
Наиболее актуальные функции учителя:
эмоциональная поддержка;
исследовательская;
фасилитаторская (способствовать ученику в усвоении и освоении нового);
экспертная.
Наиболее актуальны функции учителя:
Учитель как собеседник – это функции эмоциональной поддержки.
Ты должен не только обладать знанием и опытом его передачи, но и уметь соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии: проявлять внимание к интересам ученика, обращенность к нему. Чтобы работать в русле личностного роста, я учусь работать с эмоциональными проявлениями, как своими, так и учеников.
Также стараюсь уважать и понимать чувства учеников – не игнорирую эмоциональные проявления ученика, а иначе можно вызвать в ученике чувство обиды и даже враждебности.
Проявляю искренность своих чувств – реагирую на подлинные чувства ученика, а не на чувства, которые я, как учитель, могу неверно приписывать ученику.
Избегаю обобщенных высказываний.
Учитель как исследователь.
Я как учитель, самостоятельно стараюсь обнаружить психологические проблемы, а также решение конкретных практических задач в контексте реальности.
Использую психодиагностические методы.
Стараясь внедрять в учебный процесс развивающие технологии личностного роста.
Учитель как человек, создающий условия для учения.
На уроках стараюсь не только передавать знания, но и создавать ребенку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения, стараюсь помочь в усвоении и освоении нового.
Учитель как эксперт.
Учителю необходимо обладать глубокими системными знаниями, разносторонними практическими навыками, чтобы вырастить потребность ученика в учителе. Поэтому я, как учитель, стараюсь быть настолько компетентна в области знаний, чтобы могла свободно владеть материалом без специальной подготовки.
И так, личность учителя многогранна и разнообразна. У нас в центре психологом Костиной Евгенией Леонидовной в конце 2012-2013 учебного года проводилось тестированиеучеников 11 классов по профессии «Водитель транспортных средств категории В», чтобы определить наиболее значимые черты учителя- профессионала для учащихся.
Тестирование показало, что учащиеся предпочитают учителя с высоко развитыми профессиональными и личностными качествами. Результаты анкетирования учителей подтверждают следующие качества:
Знание предмета, умение делать его доступным.
Умение заметить и поддержать любой успех ученика.
Тактичность и корректность.
Единые требования ко всем учащимся.
Признание своих ошибок, объективная оценка знаний.
На основании таких результатов делаем выводы:
Что достижение цели педагогического процесса не –возможно без личностного роста учителя.
Также, в результате педагогического процесса, при определенных условиях, должен происходить личностный рост учителя.
Учитель, обучая учеников, развивается и в профессиональном личностном плане, т. е. личностный рост учителя является результатом педагогического процесса. Но, не следует думать, что проработав несколько лет учителем, не работая над собой, вы станете мастером своего дела. Чтобы стать настоящим профессионалом, нужно непрестанно трудиться над совершенствованием своего мастерства.