Демократические процессы все больше распространяются по всему миру и для того, чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь анализировать информацию и сами принимать решение о том, что для них важно, а что нет. Реформа образования входит в число главных задач почти всех стран. И все же, несмотря на масштабные усилия по реформированию, качество образования во многих школьных системах если и повысилось за последние десятилетия, то незначительно. Например, по международным оценкам, только менее одного процента африканских и ближневосточных школьников получают образование на средне сингапурском уровне или выше. Сингапур – один из лидеров в сфере образования среди стран, входящих в ОЭСР. И это несмотря на незначительные затраты государства на образование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лидерство в обучении»
Обоснование необходимости преобразовании. Переосмысление и рефрейминг лидерства и процесса обучения.
«Страна, не умеющая развивать знания, в XXI веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Но все начинается со школы. Поэтому мы должны… повысить профессиональный уровень педагогов, качество учебников и образовательных программ…» Н.А. Назарбаев
Демократические процессы все больше распространяются по всему миру и для того, чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь анализировать информацию и сами принимать решение о том, что для них важно, а что нет. Реформа образования входит в число главных задач почти всех стран. И все же, несмотря на масштабные усилия по реформированию, качество образования во многих школьных системах если и повысилось за последние десятилетия, то незначительно. Например, по международным оценкам, только менее одного процента африканских и ближневосточных школьников получают образование на средне сингапурском уровне или выше. Сингапур – один из лидеров в сфере образования среди стран, входящих в ОЭСР. И это несмотря на незначительные затраты государства на образование.
Исследования, в которых принимались во внимание все доступные данные об эффективности работы учителей, свидетельствуют о том, что учащиеся в классах высококвалифицированных учителей прогрессировали в три раза быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации. (Руководство для учителя стр16). Во всех школьных системах, изученных в ходе сравнительного исследования, директора школ признавали большие различия в результатах обучения, и, по их мнению, эти различия были обусловлены главным образом качеством работы учителей. Качество школьной системы основывается на качестве работающих в ней учителей делают вывод М.Барбер и М.Муршед и это доказывают наблюдения, сделанные мною во время практики.
Существует множество доказательств (как статистических, так и из практики) того, что именно умение привлечь к учительской профессии подходящие кадры является решающим условием повышения качества обучения. В Соединенных Штатах были проведены исследования, показавшие, что уровень грамотности учителя, измеряемый его словарным запасом, влияет на успехи его учеников сильнее, чем любые другие поддающиеся измерению навыки и характеристики учителя. Сингапур и Финляндия входят в число стран с наиболее эффективными процедурами отбора учителей. В этих странах особое внимание уделяется их академическим достижениям, коммуникативным навыкам и мотивации к учительской работе.
XXI век ознаменовался переходом в качественно иное состояние жизни. Так совпало, что на рубеже веков человечество вступило в новую – постиндустриальную эру, главными составляющими которой стали рыночная экономика, развитие открытых демократических обществ, повсеместное внедрение Интернета и компьютерных технологий. Для стран постсоветского пространства это означало кардинальное изменение всех сфер жизнедеятельности. Если западное общество к переменам было готово, реформы здесь длились десятилетиями и переход к информационной эре стал очевидным итогом развития истории, то для стран СНГ – новый способ жизни был новинкой. Чтобы удержаться и не потерять выгодные позиции в условиях конкурирующего и глобализирующегося мира, были проведены сотни реформ, приняты тысячи новых законов и законопроектов. Казахстан в числе первых стран в СНГ присоединился к Болонскому процессу, перешел на кредитную систему высшего образования, 12-летнее школьное и обязательное дошкольное обучение, принял программу непрерывного образования, или образования в течение всей жизни. Сфера образования была затронута неспроста. В условиях XXI века, перехода к рыночной экономике и новых вызовов глобализирующегося мира потребовалась совершенно иная система образования. На смену старой модели подготовки специалистов с определенным набором конкретных знаний, умений и навыков, пришла компетентностная модель. Хотелось бы сказать, что поисковой темой ряда школ нашего города являются компетентности, в котором основополагающим является компетентный ученик, компетентный учитель и компетентный руководитель. Знания становятся инструментом к действию в самых различных жизненных ситуациях, спрогнозировать которые не представляется возможным.
В настоящее время кардинальные реформы в сфере образования проводятся не только Казахстане, но и в постсоветском пространстве. Этот процесс глобален, он затрагивает все без исключения страны и государства. И это не случайно. Согласно прогнозам ученых и теоретиков информационной эры (Э.Тоффлер, Ж-Ф.Лиотар, Ф.Фукуяма и др.), в XXI веке крупные корпорации непременно уступят место университетам, а бизнесмены – ученым и профессиональным специалистам. Образование, обеспечивающее доступ к получению жизненно важной и необходимой информации станет локомотивом и науки, экономики и будущего стран. В этой связи на систему образования возлагается особая роль – готовить высокообразованных, конкурентоспособных специалистов, обладающих огромнейшим набором разнообразных компетенций, знаний, умений и навыков. Меняются не только способы подачи информации, роль учащегося и учителя, методы образования, изменяется и трансформируется само знание. Оно разительно отличается от знаний предыдущих эпох.
Лао-Цзы писал, что прежде чем изменить мир, необходимо изменить самого себя. Становление единой системы образования в условиях ХХI века – веление времени. Знаниевая экономика — Знаниевое образование.
В системе образования Казахстана за 20 лет независимости произошли существенные изменения. Это реформирование процесса образования с использованием опыта зарубежных стран:
1. Определение школ по типам – лицей, гимназия, частные школы и т.д.
2. Внедрение «вальдорфской педагогики» в школах Казахстана (опыт немецких школ).
3. Внедрение развивающего обучения (Эльконин Д.В. и Давыдов В.В).
4. Внедрение 12- летнего обучения на опыте мировых школ.
5. Программа «Болашак» для одаренных детей.
6. Издание новых учебников по учебным предметам.
7. Создание Назарбаев интеллектуальных школ.
8. Создание казахско-турецких лицеев и т.д.
Воплощая в жизнь политику главы государства нашей республики войти в 50 развитых стран мира, Казахстан установил тесные связи с ведущими научными центрами России, США, Китая, Япония, Великобритании, Германии, Турции и других стран. Можно утверждать, что сотрудничество с этими странами совершенно не касалось вопросов совершенствования методов обучения. Исследования TIMSS и PISA показали, что учащиеся не умеют применять полученные знания в реальной жизни. Не умеют логически мыслить. Анализируя исследования TIMSS и PISA и центра ОСОКО, государство предъявляет новые требования к образованию, которые связаны с модернизацией методов обучения. Анализ инновационной среды обучения, подготовленный ОЭСР, позволил сделать следующие выводы: учителя нуждаются в разнообразном арсенале стратегии обучения, в предоставлении им возможности для комбинирования различных педагогических подходов, а именно:
1.знание учителями стратегии преподавания;
2. знание процесса преподавания;
3. сотрудничество с коллегами всех смежных дисциплин;
4. активное использование коучинга и мониторинга
5. использование ИКТ
И последнее: учителям необходимо непрерывно рефлексировать в ходе своей практики, чтобы учиться на своем опыте (руководство для учителя стр.102)
Для совершенствования стратегии обучения учителю необходимо ознакомиться с мировым опытом по вопросам мотивации людей, разработками стратегии преподавания. Принципиальным отличием современных процессов преподавания является формирование готовности к практическому использованию знаний, соответствующих навыкам 21 века. Из числа современных подходов, наиболее высокое признание получили те, которые основаны на конструктивистской теории (Hatie 2009)(РУ стр.106). Суть конструктивистской теории состоит в том, что обеспечив применение знаний в ситуациях вне класса, возможно, достичь более основательного понимания предмета учеником. Проводя аналогию с теорией Шульмана, (РУ стр.108) учитель станет успешным при наличии «Трех помощников учителя». Качественное преподавание, по мнению С. Бич будет обеспечено при условии понимания роли учителя как миссионера (почему учителям нужно меняться РУ стр.109).
Исходя, из вышесказанного хотелось бы попытаться ответить на вопрос: насколько эффективно формирует школа, в которой я работаю у учеников навыки, необходимые в 21 веке?
Готова ли школа к преобразованиям? Что я смогу сделать для преобразования школы?
Итак, «в программе развития школы на 2011-2015 годы» школа - гимназия ставит перед собой следующие цели: “Формирование в гимназии интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств”.
Из программы развития школы видно, что администрация возлагает большие надежды на педагогический коллектив гимназии. Изучение и анализ программы развития школы подтверждает, что и руководители и учителя стремятся гарантировать успешность своим ученикам в будущем. Особенностью педагогического общения нашей школы является взаимоуважение, сотрудничество, поддержка всего коллектива.
Происходит повышение качественного состава учителей (за короткий промежуток времени 7 учителей прошли 3-месячную курсовую переподготовку).
Что было сделано за 16 лет существования школы?
Школа приобрела статус гимназии с экономическим уклоном с углубленным изучением английского языка и экономики со 2 класса.
Сформирован коллектив педагогов-единомышленников, налажена внутришкольная культура общения, созданы педагогические традиции.
Создана творческая атмосфера, где гармонично педагогическая работа соединена с творческим поиском.
Положительный психологический климат влияет на качество обучения и воспитания.
Школа наладила сотрудничество на межгосударственном уровне по проекту Усть-Каменогорск – Бердск-Россия.
Активно участвует в международной игре МЭКОМ.
Стажировка учителей экономики в г. Москве в 2012 году.
Школа - гимназия является одной из сильнейших школ в Казахстане по изучению экономики.
Вместе со всеми положительными результатами и достижениями выявляются такие проблемы:
Теряется интерес к изучению отдельных предметов. Это показывают результаты олимпиад различного уровня.
Снижение качества преподавания, страдает организационная структура урока, использование традиционных форм работы на уроке.
Слабое использование интерактивных и других новейших форм работы на уроке, общение на уроке не всегда конструктивно, (наблюдение на уроке показывает, что 80% на уроке говорит учитель, тем самым не предоставляя возможности учащимся высказаться).
Педагоги не испытывают необходимости участия в управленческом процессе, как возможность дальнейшего профессионального роста.
Не все педагоги осознают новую идеологию обучения, воспитания «человека 21 века».
Одна из причин:
1. Учитывая, собственные методы преподавания, которые требуют переосмысления, новых форм и методов для того, что наши ученики были более успешными, нужно брать за основу исследования Д.Дьии, Н.Мерсера, Р.Александера, что учеба является частью активного, совместного и рефлексивного процесса. Одной из целей воспитания является развитие лидерских качеств у учащихся. Для реализации этой цели мною проведены уроки и уроки учителями 3 уровня.
2. Несмотря на положительную результативность обучения английскому языку (победителей Flex), имеется призер олимпиады по английскому языку - выезд ученика в Америку, успешное применение знании по английскому языку в профессиональной сфере нашими учениками, есть проблемы. Являясь учителем английского языка, анализируя свои уроки, проводя тренинги, я поняла необходимость новых профессиональных навыков и умений. В педагогической деятельности при обучении английскому внедряю семь модулей, которые мы освоили во время курсовой подготовки. Я понимаю необходимость формирования педагогического сообщества по эффективной практике и оказания воздействия на повышение мотивации и профессиональных возможностей учителей. Для этого я воспользовалась планом предложенным в руководстве для учителя стр.162.
1. Улучшить педагогический менеджмент: работа над повышением профессионального уровня учителей внутри школы, ориентация на высокое качество труда каждого учителя, создание условий для педагогического труда.
2. Планирование профессионального развития учителей, формирование личных стимулов к труду. Обучение на курсах повышение квалификации, модульных, творческих курсов и прохождение тренингов.
3.Организация командной работы, совместного обучения, общения основанного на сотрудничестве всех горизонтальных структур педагогического процесса.
4. Реализация процессов мониторинга и коучинга для всех учителей.
Знания, опыт полученные в ходе педагогической деятельности, обучение на курсах помогло мне и моим коллегам пересмотреть педагогическое кредо, изменить взгляд на восприятие новых технология обучения, понять принципы планирования конкретных уроков ориентированных на конкретных учеников и результат.
Следующая инновация внедрение в школе-гимназии экспериментальной программы 1-12-летнего обучения в 2003 году.
Задачами система образования 1-12-летнего обучения являются ориентация на ученика, развитие творческих, духовных, физических возможностей учащихся, создание условий для развития индивидуальности, воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание личности активной гражданской позиции, овладение государственным, русским, иностранными языками.
Опыт работы по 12-летней программе показал, что педагоги готовы изменить свое отношение к обучению детей, восприимчивы к новым инновационным технологиям к обучению, имеют достаточный опыт (10 лет экспериментальной работы) для составления программ, проектов.
Вместе с тем идет разрыв науки и практики, ученые – педагоги, разработчики программ не прислушиваются к мнению и предложениям учителей-практиков.
Свою роль в новых педагогических подходов вижу через внедрение уровневых технологии обучения, сотрудничество учителя и ученика, создание условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и становления личности УЧЕНИКА 21 века.
Школьная система многообразна, насыщенна. Школьный мир строится на мастерстве учителей. Сегодня учитель в школе это лидер, который умеет организовать учебный процесс интересно, который всегда найдет нестандартный, неординарный ответ на любой вопрос, сумеет по особому подойти к ученику, зажечь его мысль, взволновать.
Используемая литература
1. М. Барбер и М. Муршет «Как лучшие школы пришли к вершине»