Логоритмические занятия в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Логоритмические занятия в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Логоритмические занятия являются одним из компонентов в системе коррекционно-развивающей работы с детьми. Занятия включают в себя взаимодействие таких процессов как речь, музыка и движение. Логоритмика проводится для учащихся начальной школы МБОУ СОШ "Перспектива", имеющих нарушения речи (ФФНР, ОНР) и двигательные нарушения (координация, общая, мелкая и артикуляционная моторика). Контингент обучающихся составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов развития.
. Необходимость продолжения логоритмической работы с детьми младшего школьного возраста нашла своё подтверждение в процессе работы по профилактике и коррекции нарушений письменной речи.
Виды логоритмических упражнений, используемых при коррекции различных видов дисграфии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логоритмические занятия в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. »
Логоритмические занятия в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Логоритмические занятия являются одним из компонентов в системе коррекционно-развивающей работы с детьми. Занятия включают в себя взаимодействие таких процессов как речь, музыка и движение. Логоритмика проводится для учащихся начальной школы МБОУ СОШ "Перспектива", имеющих нарушения речи (ФФНР, ОНР) и двигательные нарушения (координация, общая, мелкая и артикуляционная моторика). Контингент обучающихся составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов развития. Основная масса детей имеет органическое поражение ЦНС с различного рода выраженности церебрастеническими, гипертензионными синдромами и ММД, часть детей - ДЦП, есть дети со снижением остроты зрения (с органическими поражениями ЦНС), расстройствами аутистического спектра, эпилепсией, врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Целью логопедической ритмики для детей с ограниченными возможностями здоровья является всестороннее развитие учащегося в соответствии с его возможностями и максимальной адаптации к социальной среде.
Задачи курса:
Расширить словарный запас и кругозор учащихся;
Создать и систематизировать семантические поля вокруг определения предметов и действий, активизировать связную речь;
Развить фонематический слух и фонематическое восприятие учащихся;
Развить артикуляционные и мимические мышцы, закрепить правильное и четкое произношение;
Улучшить ориентировку в схеме собственного тела, в пространстве;
Развить основные стороны внимания (концентрация, устойчивость, переключение);
Развить чувство темпа и ритма;
Развить дыхание и голос;
Улучшить координацию, общую и мелкую моторику.
Развитие умения взаимодействовать со сверстниками и предупреждение и коррекция эмоциональных расстройств.
Логоритмические занятия хорошо зарекомендовали себя в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Однако необходимость продолжения логоритмической работы с детьми младшего школьного возраста нашла своё подтверждение в процессе работы по профилактике и коррекции нарушений письменной речи.
Виды логоритмических упражнений, используемых при коррекции различных видов дисграфии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия Эта форма дисграфии была выделена М.Е. Хватцевым. В классификации М.Е. Хватцева она была обозначена как дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме». Механизмом этого виды дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.
Виды логоритмических упражнений:
Подготовительный этап в работе по исправлению звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика (формирование точных движений органов артикуляционного аппарата);
Автоматизация звука в слогах ( использование звукоподражаний , при выполнении двигательных упражнений)
Автоматизация звука в словах, предложениях (проговаривание чистоговорок, скороговорок, стихов;
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциация фонем) по традиционной терминологии – акустическая дисграфия. Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к и т.д.), а также гласные о-у, е-и.
Развитие слухового внимания (неречевые звуки, музыка) (повтори ритм, продолжи ритм, динамический ритм ( дети двигаются по кругу под ритм, прохлопывая его в ладоши, по телу, топая, прыгая с проговариванием и прохлопыванием слов, предложений), испорченный ритм
Игры с мячом
Двигательные упражнения с проговариванием оппозиционных звуков, с выполнением заданных упражнений на определенный звук,
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализ предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Игра «какое слово сказала корова» (звуковой анализ слов)
Отхлопать слоговую структуру слова ( слоговой состав слов)
Сочетание речи с движением (шаг на каждое слово)
Игры в мяч
Аграмматическая дисграфия проявляется на письме и обуславливается несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отличаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Чаще всего у детей с дисграфией обнаруживаются морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы, нарушения согласования управления.
Каждое занятие подчиняется определенной лексической теме
Расширяется словарный запас
Я знаю пять…( игра в мяч с сохранением ритма)
Отгадывание и загадывание загадок (составление рассказов-описаний)
Оптическая дисграфия Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зритеьного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Развитие ориентировки в схеме тела, в окружающем пространстве (правильное и неправильное зеркало)
Двигательная память
В результате проведенной работы у учащихся, посещавших занятия по логопедической ритмике отмечено:
Укрепление костно-мышечного аппарата
Разрушены некоторые патологические динамические стереотипы
сформированы пространственно-временные представления
развита способность произвольно передвигаться в пространстве
улучшается чувство ритма
совершенствуются артикуляционные движения,
развивается слуховое внимание и фонематический слух.
движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной.
дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки
Так как логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя можно говорить о целесообразности проведения занятий логоритмикой у учащихся начальной школы сограниченными возможностями здоровья, имеющих трудности усвоения школьной программы по родному языку.