kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логоритмические занятия в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Логоритмические занятия являются одним из компонентов в системе коррекционно-развивающей работы с детьми. Занятия включают в себя взаимодействие таких процессов как речь, музыка и движение. Логоритмика проводится для учащихся начальной школы МБОУ СОШ "Перспектива", имеющих нарушения речи (ФФНР, ОНР) и двигательные нарушения (координация, общая, мелкая и артикуляционная моторика). Контингент обучающихся составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов развития.

.  Необходимость продолжения логоритмической работы  с детьми младшего школьного возраста нашла своё подтверждение в процессе работы по профилактике и коррекции нарушений письменной речи.

Виды логоритмических упражнений,  используемых при коррекции различных видов дисграфии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логоритмические занятия в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. »

Логоритмические занятия в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Логоритмические занятия являются одним из компонентов в системе коррекционно-развивающей работы с детьми. Занятия включают в себя взаимодействие таких процессов как речь, музыка и движение. Логоритмика проводится для учащихся начальной школы МБОУ СОШ "Перспектива", имеющих нарушения речи (ФФНР, ОНР) и двигательные нарушения (координация, общая, мелкая и артикуляционная моторика). Контингент обучающихся составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов развития. Основная масса детей имеет органическое поражение ЦНС с различного рода выраженности церебрастеническими, гипертензионными синдромами и ММД, часть детей - ДЦП, есть дети со снижением остроты зрения (с органическими поражениями ЦНС), расстройствами аутистического спектра, эпилепсией, врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата.


Целью логопедической ритмики для детей с ограниченными возможностями здоровья является всестороннее развитие учащегося в соответствии с его возможностями и максимальной адаптации к социальной среде.

Задачи курса:

    • Расширить словарный запас и кругозор учащихся;

    • Создать и систематизировать семантические поля вокруг определения предметов и действий, активизировать связную речь;

    • Развить фонематический слух и фонематическое восприятие учащихся;

    • Развить артикуляционные и мимические мышцы, закрепить правильное и четкое произношение;

    • Улучшить ориентировку в схеме собственного тела, в пространстве;

    • Развить основные стороны внимания (концентрация, устойчивость, переключение);

    • Развить чувство темпа и ритма;

    • Развить дыхание и голос;

    • Улучшить координацию, общую и мелкую моторику.

    • Развитие умения взаимодействовать со сверстниками и предупреждение и коррекция эмоциональных расстройств.



Логоритмические занятия хорошо зарекомендовали себя в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Однако необходимость продолжения логоритмической работы с детьми младшего школьного возраста нашла своё подтверждение в процессе работы по профилактике и коррекции нарушений письменной речи.

Виды логоритмических упражнений, используемых при коррекции различных видов дисграфии.

Артикуляторно-акустическая дисграфия
Эта форма дисграфии была выделена М.Е. Хватцевым. В классификации М.Е. Хватцева она была обозначена как дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме».
Механизмом этого виды дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Виды логоритмических упражнений:

  1. Подготовительный этап в работе по исправлению звукопроизношения.

  • Артикуляционная гимнастика (формирование точных движений органов артикуляционного аппарата);

  • Дыхательная гимнастика (формирование направленной воздушной струи);

  • Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики рук);

  1. Этап автоматизации звука.

  • Автоматизация звука в слогах ( использование звукоподражаний , при выполнении двигательных упражнений)

  • Автоматизация звука в словах, предложениях (проговаривание чистоговорок, скороговорок, стихов;



Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания
                           (дифференциация фонем)
по традиционной терминологии – акустическая дисграфия.
Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к и т.д.), а также гласные о-у, е-и.

  • Развитие слухового внимания (неречевые звуки, музыка) (повтори ритм, продолжи ритм, динамический ритм ( дети двигаются по кругу под ритм, прохлопывая его в ладоши, по телу, топая, прыгая с проговариванием и прохлопыванием слов, предложений), испорченный ритм

  • Игры с мячом

  • Двигательные упражнения с проговариванием оппозиционных звуков, с выполнением заданных упражнений на определенный звук,

 Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза:
анализ предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

  • Игра «какое слово сказала корова» (звуковой анализ слов)

  • Отхлопать слоговую структуру слова ( слоговой состав слов)

  • Сочетание речи с движением (шаг на каждое слово)

  • Игры в мяч



Аграмматическая дисграфия
проявляется на письме и обуславливается несформированностью лексико-грамматического строя речи.
Аграмматизмы на письме отличаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Чаще всего у детей с дисграфией обнаруживаются морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы, нарушения согласования управления.

  • Каждое занятие подчиняется определенной лексической теме

  • Расширяется словарный запас

  • Я знаю пять…( игра в мяч с сохранением ритма)

  • Отгадывание и загадывание загадок (составление рассказов-описаний)

Оптическая дисграфия
Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зритеьного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

  • Развитие ориентировки в схеме тела, в окружающем пространстве (правильное и неправильное зеркало)

  • Двигательная память



В результате проведенной работы у учащихся, посещавших занятия по логопедической ритмике отмечено:

  • Укрепление костно-мышечного аппарата

  • Разрушены некоторые патологические динамические стереотипы

  • сформированы пространственно-временные представления

  • развита способность произвольно передвигаться в пространстве

  • улучшается чувство ритма

  • совершенствуются артикуляционные движения,

  • развивается слуховое внимание и фонематический слух.

  • движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной.

  • дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки

Так как логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя можно говорить о целесообразности проведения занятий логоритмикой у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья, имеющих трудности усвоения школьной программы по родному языку.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Тимофеева Анна Васильевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102199


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства