kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Масленица" - материал для внеурочной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

История и особенности национального праздника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Масленица" - материал для внеурочной работы»

Тема: «Масленица»


Цель: познакомить коллектив педагогов колледжа с историей и особенностями национального праздника «Масленица», прививать интерес к традициям и обрядам, быту народов Казахстана; средствами народной педагогики способствовать сплочению коллектива и продолжать развивать традиции межнационального общения.


Материально- техническое оснащение: компьютер, экран; презентация, материалы для проведения игры (снежки); музыкальная композиция «Масленица».


Форма проведения: коллективное чаепитие


Ход мероприятия:

Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Собрались мы сегодня праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться, как наши деды забавлялись на Масленицу. Масленица – cырная неделя – справляется за семь недель до Пасхи. Ждали ее всегда с нетерпением. Каждый день масленицы имеет свое название. (Слово цикловым методическим комиссиям)

Понедельник – встреча масленицы. 
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
ФД : В этот день во дворах жилых домов, особенно в тех, где обитали семьи с маленькими детишками, отцы семейства устанавливали чучело Масленицы. Чучело представляло собой поставленную в снег метелку, которую обряжали в разноцветные платки. Чучело в городских двориках красовалось все семь дней, и его ласково и нежно называли Дуняшей. В семьях каждое утро всей масленичной недели начиналось с выглядывания в окошко и с заботливых вопросов: «Ну, как там наша Дуняша, все стоит? Не замерзла?» Днем ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.
2. Вторник – заигрыши. 
«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
ЕНД: В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и водили его по деревням. Кроме этого, съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли, водили хороводы (игра). 
Ведущие: «Конкурс загадок». 

- Была белая да седая, 

Пришла зеленая, молодая. (Зима и весна) 

- Старый дед, ему сто лет… 

Намостил во всю реку, 

А пришла молода – весь мост размела. (Мороз и весна). 

- Выросло – сповыросло, 

Из бороды повылезло, 

Солнышко стало, 

Ничего не стало. (Сосулька) 

- Тетушка крутая, белая да седая, 

Белая да седая, 

В мешке стужу везет, 

На земле холод трясет. 

Сугробы наметает, 

Ковром землю устилает. (Зима) 

- Заря-заряница, 

Красная девица, 

Травку выпускает, 

Росу расстилает. 

Едет стороной, 

С сохой, бороной 

С ключевой водой. (Весна). 


3. Среда – лакомка, сладкоежка. 
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
ГиЭД: Было принято, что когда зять заявлялся со своей женой к теще, та только приступала к приготовлению блинов. Теща готовила блины с шуточками да прибауточками, и если зять не сидел букой и поддерживал общий веселый настрой, теща маслом, которое оставалось после выпечки блинов, начинала смазывать ему волосы, что являлось показателем ее высшего расположения к своему зятьку. Смазывала теща и приговаривала: «Это тебе, зятек, за любовь и уважение», и так продолжалось до тех пор, пока его голова не начинала сиять, словно лаковая. А если учесть, что раньше блины принято было готовить на репейном масле, то, кроме знака уважения, процесс «поливания головы маслом» имел и практическое значение – благодаря такой лечебной процедуре, благотворно влияющей на рост волос, у зятя было меньше шансов заиметь непривлекательную плешку. Потом все пели песни. Давайте и мы споем. (Песня)

 4. Четверг – разгул, широкий четверг. 
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих
СГД: Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармонями или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. В этот день народ ходил на ярмарки, но не в целях приобретения продуктов и вещей, нужных в хозяйстве, а просто так, для души. Девушки накупали себе разноцветных лент, дети лакомились леденцовыми петушками. Одним словом, народ сорил деньгами, желая хоть раз в году чувствовать себя богатым и счастливым. Вечером люди встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками. Приходили ряженые. Споем частушки.
Ведущие: Конкурс «Продолжи пословицу»: 
1. Один пирог два раза не … съешь. 
2. С кем хлеб-соль водишь на того и … походишь. 
3. Не вкусив горького, не узнаешь и … сладкого. 
4. Сам заварил кашу, сам и … расхлебывай. 
5. Кашу маслом не … испортишь. 
6. Хочешь есть калачи, не лежи на … печи. 
7. Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду лезть. 
8. Заварил кашу, так не жалей … масла. 
9. Не разбивши яйца, не сделаешь … яичницу. 
10. Не сули бычка, а дай стакан … молочка. 
11. Блины и то … надоедают. 
12. Остатки … сладки. 
13. От черной курочки да белое … яичко. 
14. От черной коровы да белое … молочко.

5. Пятница – тещины вечерки.

ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

ЭК иСО с инсценировкой :  Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.

Тёща

Когда ставишь опару, как появятся звезды, надо выйти на реку, озеро или к колодцу  и сказать (шепчет Невестке на ушко)

Невестка________ обращается к Месяцу

«Месяц, ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару!» (Песня)

6. Суббота – золовкины посиделки. 
Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
С Д МиО: В пятницу и в субботу устраивали посиделки, потому эти дни так и называли. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, продавали чай, блины, сладости. (игру провести)
ФД: 7. Воскресенье – прощеный день, проводы масленицы. 
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Сооружали снежные городки: довольно высокий снежный забор, вокруг него, пониже главного забора, несколько рядов снежной насыпи. Все эти сооружения поливали водой, чтобы они замерзли и стали прочней. В воскресенье происходило взятие таких городков. Парни, участвующие в забаве, делились на две партии: одни защищали городок снежками, другие нападали. Смотреть на эту потеху собрались все. 
Ведущие: Уважаемые коллеги, закончился 2015 год, сегодня наш экскурс в Масленицу- мы как и подобает по традициям этого народного праздника, просим у всех вас прощения за обиду, принесенную вам, сами всех за все простили, посмотрите все друг на друга и попросите прощения друг у друга.

Удачи и благополучия вам и вашим семьям. Чаепитие продолжается.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Масленица" - материал для внеурочной работы

Автор: Байменова Т.И., Жуматаева Г.А., Утегенова Г.М.

Дата: 03.06.2016

Номер свидетельства: 332410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Кукла-берегиня "
    ["seo_title"] => string(18) "kukla-bierieghinia"
    ["file_id"] => string(6) "245219"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446098111"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства