Просмотр содержимого документа
«Методика обобщения педагогического опыта»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
дом детского творчества
Методика обобщения
педагогического опыта
ноябрь 2018 год
Обобщение педагогической деятельности сложный и кропотливый труд, требующий глубокого изучения и осмысления и продолжительного периода времени. Педагогический опыт подводит итог пятилетней (минимум 3-х летней) работы.
Первый этап - создание инициативной группы.
Инициативная группа может состоять из числа педагогов, входящих в методическое объединение по соответствующему направлению и профилю деятельности учреждения или конкретного педагога.
В инициативную группу должно входить не менее 3-х педагогов дополнительного образования и психолог. Возглавляет инициативную группу заместитель директора по вопросам организации учебно-воспитательного процесса или методист по определённому направлению деятельности.
Второй этап – постановка конкретной цели обобщения опыта.
Цель – это мыслительное представление конечного результата деятельности. Цель обобщения может свидетельствовать о качестве и эффективности педагогического труда, акцентировать внимание на позитивных сторонах педагогической деятельности и на положительных результатах опыта или носить негативный характер.
Цель – это идеал педагога, а результат – это реальность. При их сопоставлении происходит осмысление деятельности педагога – осознанная рефлексия. Тогда цель обобщения может быть направлена на изменение содержания программы для достижения лучшего результата.
Третий этап - изучение имеющихся по обобщаемому опыту материалов.
Педагог может представить на рассмотрение инициативной группе:
- описание педагогического опыта;
- авторскую или модифицированную программу деятельности;
- развёрнутый тематический план работы;
- методические разработки занятий;
- методические рекомендации;
- -методические пособия и т.д.
Имеющийся тематический материал даст представление о логичности и обеспеченности деятельности, вкладе педагога в построение своей системы; поможет инициативной группе определить границы своей компетентности; формы и методы обобщения педагогического опыта, содержательные и организационные вопросы по совместной работе.
На данном этапе необходимо определить параметры и критерии, позволяющие определить общее состояние педагогической деятельности и осуществить комплексное обобщение педагогического опыта.
В раздел «параметры» могут быть включены следующие компоненты: педагогическая концепция автора; содержание и организация педагогической деятельности; обеспечение педагогической деятельности; результаты педагогической деятельности, включающие в себя образовательные, воспитательные и социальные результаты взаимодействия с детьми.
В раздел «критерии» возможно включение: ведущих педагогических принципов, отражающих как приоритетные функции дополнительного образования, так и собственные позиции педагога, его представления о целях и результате деятельности; компонентов инновационной деятельности педагога (применение новейших технологий, использование различных современных методик, наличие специального мастерства, специфических форм и методов взаимодействия с детьми);аспектов организации педагогической деятельности (логической последовательности, преемственности по конкретным темам и т.д.).
Четвёртый этап – личное включение в образовательный процесс.
Выявление той «изюминки», которая придаёт необычность данному педагогическому опыту необходимо в процессе личного включения в образовательный процесс.
По предварительному согласованию с педагогом необходимо определить время посещения занятий инициативной группой, разъяснить педагогу цель посещения каждого конкретного занятия и определить методы изучения опыта (опрос учащихся, личная доверительная беседа с педагогом и учениками, анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности и т.д.).
Рассматривая развитие личности ребёнка, участвующего в обобщаемом опыте, необходимо обратить внимание на полноту освоения детьми образовательной программы, ориентирование детей на нравственные ценности, реализацию социальных функций, детские практические достижения, развитие задатков способностей ребёнка в процессе творческой деятельности.
Анализируя педагогический процесс, организуемый педагогом, можно сделать несколько выводов:
- об уровне учебных и воспитательных результатов;
- о владении педагогом методикой и технологией воспитания и обучения;
- об умении проектировать и планомерно осуществлять учебно-воспитательную работу.
Пятый этап – подведение предварительных итогов деятельности инициативной группы.
На данном этапе в наличии должно быть:
- описание опыта самим педагогом;
- теоретические материалы по обобщаемому опыту;
- данные наблюдений;
- диагностические данные;
- материалы опросов и бесед;
- показатели развития задатков возможностей учащихся;
- предварительные аналитические выводы.
Шестой этап - оформление обобщаемого педагогического опыта.
Оформление следует начать с определения разделов. По которым представляемый опыт будет выглядеть более полным.
Титульный лист содержит следующие данные:
- в верхней части пишется «название учреждения», в котором создавались материалы по обобщаемому опыту:
- посередине «название опыта», «инициативная группа» с указанием Ф.И.О. и должности;
- внизу ставиться дата обобщения данного опыта.
«Информационная карта» педагогического опыта представляет собой таблицу, в которую входят следующие разделы:
Название опыта
Автор(ы) опыта (Ф.И.О.)
Сведения об авторе (личные: образование, педстаж, звания, место работы, должность; групповые: методическое объединение; коллективные: учреждение дополнительного образования).
Для кого предназначен опыт
Актуальность и новизна
Уровень научной обоснованности (теоретическая, практическая, психолого-педагогическая)
Длительность функционирования
Краткое содержание опыта
Возможности изучения опыта (методические разработки, практические пособия, видеозаписи, выставки, конкурсы, конспекты, статьи, открытые занятия и др.)
Каждый раздел сопровождается аналитическими выводами и советами по применению данного педагогического опыта, которые, по мнению инициативной группы, наиболее приемлемы.
Выводы должны отражать: профессиональную компетентность педагога; качество и эффективность педагогического труда.
В завершение своей работы инициативная группа должна подготовить советы по распространению обобщенного опыта или совершенствованию деятельности.