kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые при обучении судомоделированию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс достижения поставленных целей и задач программы по судомоделированию осуществляется в сотрудничестве учащихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его стадиях ведущими выступают отдельные приведенные ниже методы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые при обучении судомоделированию»

Методы организации учебно-познавательной деятельности, применяемые при обучении судомоделированию


Процесс достижения поставленных целей и задач программы по судомоделированию осуществляется в сотрудничестве учащихся и педагога. При этом реализуются различные методы осуществления целостного педагогического процесса. На различных его стадиях ведущими выступают отдельные приведенные ниже методы.

Традиционными методами организации учебно-познавательной деятельности являются методы обучения, которые можно подразделить на:

- словесные;

- наглядные (демонстрационные);

- практические;

- репродуктивные;

- частично-поисковые;

- проблемные;

- исследовательские.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до учащихся определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить творческие способности.

В зависимости от источника информации методы обучения подразделяются на три основных вида: словесные, наглядные (демонстрационные) и практические методы. Наибольшее распространение в практике работы педагога с учащимися в судомодельной лаборатории получили такие словесные методы, как объяснение, инструктаж, рассказ и беседа.

Выбор метода в процессе обучения зависит от содержания занятия, уровня подготовки и опыта учащихся. Объяснение должно характеризоваться лаконичностью и четкостью изложения. При подготовке к работе над моделью и ее отдельными деталями педагог объясняет, как рационально организовать рабочее место, при планировании работ - как составить чертеж и определить последовательность изготовления деталей и узлов модели. В процессе объяснения педагог знакомит учащихся со свойствами материалов и назначением инструментов, рациональными действиями при постройке модели, приемами и операциями, новыми техническими терминами.

Инструктаж следует рассматривать как подробнейшее объяснение способа трудовых действий, направленное на корректировку практической деятельности учащихся. Педагогу следует различать вводный, текущий и заключительный инструктаж. Вводный инструктаж включает в себя: постановку конкретных задач, как в процессе построения модели, так и при работе с моделью в ходе подготовки к соревнованиям; характеристику необходимых операций; объяснение правил выполнения приемов изготовления деталей и узлов модели; способы проведения самоконтроля. Текущий инструктаж включает в себя объяснение допущенных ошибок, выяснение причин неправильной работы и объяснение правильных приемов. Заключительный инструктаж включает в себя анализ хороших работ и правильных действий, характеристику допущенных ошибок и оценку работы учащихся.

Рассказ применяется педагогом в основном для сообщения новых знаний и должен быть четким, лаконичным, сочетать в себе точные технические сведения с ярким живым повествованием. Использование метода рассказа целесообразно при изучении теоретических разделов программы, таких как:

- вводное занятие;

- общие сведения о военных кораблях и гражданских судах;

- принципы конструирования кораблей и судов;

- судомоделизм как технический вид спорта;

- единая классификация моделей кораблей и судов;

- правила проведения соревнований по судомодельному спорту;

- проектирование моделей кораблей и судов.

Рассказ может быть построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом случае педагог знакомит учащихся с конкретными объектами техники и постепенно переходит к обобщениям; во втором - знакомит учащихся с общими понятиями, а затем иллюстрирует их конкретными примерами; в третьем - подводит учащихся к пониманию объектов, показывая историю их возникновения. На рассказы педагога на занятиях в рамках программы отводится сравнительно мало времени; поэтому содержание повествования должно быть разумно кратким, строго соответствовать теме занятия, сопровождаться демонстрацией иллюстраций, рисунков, фотографий, макетов, моделей, открыток, чертежей, материалов, инструментов, оборудования, графических пособий и др. При употреблении новых терминов педагог должен четко произносить их и записывать на подвесной доске. Рассказ должен быть достоверным, логически последовательным, четким, доказательным, эмоциональным, доступным для понимания учащихся. На занятиях рассказ часто переходит в беседу.

Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путем устного обмена мнениями педагога и учащихся. Беседа способствует активизации мышления учащихся, обсуждению учебного материала, установлению связей между теорией и практикой. Беседа может использоваться на различных этапах занятия. Проводимая в начале занятия беседа помогает учащимся устанавливать связи с предшествующими занятиями, определять материалы и инструменты, необходимые для работы, представлять последовательность процесса постройки модели.

В ходе практической работы может возникнуть необходимость проведения текущей беседы, в которой путем постановки конкретных вопросов и ответов на них педагог передает дополнительную информацию, необходимую для коррекции действий учащегося. После окончания практической работы проводится итоговая беседа, основная задача которой - привлечение самих учащихся к обсуждению работ, обучению их критическому отношению к результатам своего труда.

Большое образовательно-воспитательное значение имеют беседы, проводимые после соревнований, конкурсов и экскурсий.

Как и рассказ, беседа будет более убедительной в том случае, когда она сопровождается демонстрацией натуральных предметов и их изображений. Для наглядной иллюстрации учебного материала и лучшего усвоения его учащимися педагог использует на занятиях:

- подвесную доску;

- чертежи общего вида и альбомы чертежей отдельных деталей;

- наглядные пособия и готовые модели;

- видеоматериалы по соревнованиям;

- компьютер и глобальную сеть «Интернет».

Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы учащихся, облегчая им усвоение учебного материала. Многие технические объекты, с которыми сталкиваются учащиеся на занятиях в судомодельной лаборатории, невозможно воспринимать непосредственно. Поэтому педагог широко использует условно-символическое отображение процессов и явлений в виде схем, таблиц, графиков, а также различные модели, макеты и т.п. Иногда условно-символическими изображениями пользуются в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть то общее, что характерно для нескольких объектов.

Все имеющиеся в распоряжении педагога судомодельной лаборатории демонстрационные пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные. К натуральным пособиям относятся материалы, инструменты, станочное оборудование, модели кораблей и судов, образцы готовых изделий и т.п.; к изобразительным - макеты, фотографии, чертежи, диаграммы, видеофильмы, протоколы соревнований, технологические схемы и др. В каждом конкретном случае педагог подбирает и готовит для занятия наиболее оптимальные наглядные пособия.

Каждое пособие - фабричное и самодельное - должно отвечать учебно-воспитательным задачам, быть убедительным, достоверным и соответствовать возрастным особенностям учащихся. Пособия должны помогать учащимся находить общее и типичное в конкретных объектах. Педагог сочетает демонстрацию пособия с объяснением. Сочетание демонстраций натуральных предметов со словом педагога делает обучение более доходчивым, пробуждает у учащихся интерес к трудовому заданию, будит у них творческую инициативу. В результате наблюдения образца готовой модели учащиеся сами устанавливают, с чего начинать работу, из каких элементов построить конкретный узел или деталь, какие использовать материалы, с помощью каких инструментов и какими приемами осуществить необходимые технологические операции.

Графическое изображение выполняемых операций в технологической схеме способствует более осознанному их выполнению и дает возможность учащимся контролировать свои действия. Особенно это важно на начальном этапе обучения, когда учащиеся еще недостаточно хорошо представляют результаты своего труда.

Высокоэффективным является сочетание демонстраций изображений с использованием литературы. При изучении материалов, инструментов, приемов работы, организации трудовой деятельности, изучении техники безопасности широко используются таблицы. В одних случаях педагог использует таблицы как иллюстрации, в других - как инструкции. Например, таблицы формул для определения размеров разверток гнутых деталей из листового металла, при объяснении приемов работы использует как иллюстрации, а во время практической работы - как инструкцию.

На занятиях наряду с демонстрацией готовых пособий педагогу зачастую приходится выполнять рисунки, эскизы и чертежи изделий на бумаге или подвесной доске.

Основным методом проведения занятий по программе является практическая работа по решению творческих заданий, изготовлению моделей, макетов, приспособлений и др. На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами и материалами, при использовании станочного оборудования, при работе с моделью в бассейне и на открытой воде.

На занятиях в судомодельной лаборатории учащиеся наряду с политехническими знаниями овладевают политехническими умениями: проектировать модель, планировать процесс изготовления модели, оборудовать рабочее место, осуществлять операции разметки, обработки, измерения, сборки, монтажа, отделки, проводить самоконтроль и т.п. Умение - это знание, примененное на практике. Под умением понимается сознательное выполнение учащимся заданных действий с выбором правильных приемов работы. Знания могут не доводиться до степени умений. Например, ученик может знать, как следует резать бумагу ножом, но не уметь выполнять эту операцию. Поэтому для превращения знаний в умения необходимо проводить дополнительные инструктажи и тренировочные упражнения. В процессе обучения умениям учащиеся воспринимают опыт педагога, но главная роль при этом принадлежит личному опыту ученика. Формирование умений всегда непосредственно связано с практической деятельностью учащихся. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует всестороннее обсуждение выполненных учащимися работ.

Операции изготовления деталей и узлов модели разделяются на более мелкие элементы - технологические приемы и действия. В начале обучения каждое действие осуществляется учащимся в замедленном темпе с тщательным продумыванием каждого выполняемого элемента. Осмысленные и освоенные действия постепенно объединяются в технологические приемы, которые, в свою очередь, требуют дальнейшего осмысления и совершенствования в процессе постройки модели. Технологические приемы постепенно объединяются в операции, а затем в трудовые умения. Умение можно рассматривать как первоначальную стадию навыка, под которым понимается доведенная до автоматизма деятельность учащегося. Однако наиболее сложные умения могут включать в себя элементы отработанных навыков. Таким образом, умения и навыки дополняют и обуславливают друг друга. Однако умение всегда отличается от навыка тем, что оно постоянно связано с сознательным, не автоматическим выполнением трудовых действий. На начальном этапе освоения программы педагог не ставит задачи довести овладение операциями изготовления узлов и деталей модели до уровня навыков, за исключением простейших действий по оперированию графической информацией и овладению простейшими приемами работы инструментам. Поэтому основное внимание на занятиях педагог сосредотачивает на формировании у детей трудовых умений.

Уже в процессе освоения учащимися судомодельной лаборатории начального этапа программы формируются три основные группы умений. К первой группе следует отнести политехнические умения: измерительные, вычислительные, графические, технологические; ко второй - общетрудовые умения: организаторские, конструкторские, диагностические; к третьей - специальные трудовые умения: обработка различных материалов, изготовление деталей и узлов, покраска и сборка модели, регулировка модели и др.

По видам деятельности учащихся методы подразделяются на репродуктивные (воспроизводящие), частично-поисковые, проблемные и исследовательские. Простейшими примерами использования репродуктивных методов являются работа по образцам, шаблонам, калькам, чертежам и т.п. Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать информацию и воспроизводить ее. Данные методы направлены на закрепление знаний и навыков учащихся посредством упражнений, доводящих навыки до автоматизма.

Рассмотренные выше словесные методы в сочетании с демонстрационными с точки зрения видов деятельности педагога можно характеризовать как объяснительно-иллюстративные. Эти методы в основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных объектов и графических изображений. Получаемые на основе использования объяснительно-иллюстративных методов знания, как правило, остаются на невысоком уровне знаний - копий, т.е. учащиеся запоминают информацию и репродуктивно воспроизводят ее. Для достижения более высокого уровня знаний педагог организует деятельность учащихся по воспроизведению не только знаний, но и способов действий. Способы воспроизведения заданных видов деятельности успешно усваиваются при использовании репродуктивных методов. В данном случае большое внимание следует уделять инструктажу с демонстрацией приемов работы. При выполнении практических заданий репродуктивная деятельность учащихся выражается в форме упражнений. Количество воспроизведений и упражнений при использовании репродуктивного метода обусловливается сложностью изготавливаемой модели. Опыт показывает, что, например, для освоения приемов резания листового металла ножницами достаточно провести до десяти упражнений, а для освоения приемов работы специальным техническим ножом необходимо выполнить десятки упражнений. Практика работы педагога с учащимися в судомодельной лаборатории показала, что на начальном этапе многие учащиеся не могут долгое время выполнить одни и те же действия. Поэтому систему заданий на занятиях следует строить таким образом, чтобы в них постепенно вносились элементы новизны.

Частично-поисковый метод, называемый иногда эвристическим, включает в себя элементы репродуктивной и поисковой деятельности. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности учащихся в каком-либо моменте работы на занятии. Примерами в данном случае являются выполнение вариативных заданий, изготовление изделий по рисунку, по фотографии, по собственному замыслу, решение творческих задач и т.п. Суть метода заключается в том, что учащимся не дается окончательное технологическое решение задания, часть посильных вопросов им предлагается решить самостоятельно. Для развития самостоятельности и творческой инициативы педагог использует различные приемы. Сначала учащиеся выполняют задания по технологическим схемам с подробнейшим описанием выполняемых операций и приемов работы. Постепенно при составлении технологических схем часть данных умышленно пропускается. Это вынуждает учащихся самостоятельно решать некоторые посильные для них задачи. Далее количество недостающих данных в технологической схеме увеличивается. Учащиеся приучаются сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно разрабатывать технологический процесс изготовления несложных узлов и деталей модели, находить при этом рациональные способы работы. Так, в процессе частично-поисковой деятельности учащиеся сначала получают представление об изделии, затем планируют последовательность работы и, наконец, осуществляют технологические операции по реализации проектов в законченные изделия.

Проблемный метод обучения предусматривает постановку определенных проблем, которые решаются в результате творческой деятельности учащихся. Этот метод раскрывает перед учащимися логику научного познания. Элементы проблемной методики целесообразно широко использовать, начиная со спортивного этапа обучения. Однако на начальном этапе обучения показательным примером введения проблемной методики является простой опыт. В бассейн, заполненный водой, педагог помещает пластинку фольги. Учащиеся наблюдают, что фольга погружается на дно, и выдвигают предположение, что фольга - тяжелый материал, поэтому она тонет. Тогда педагог берет корпус корабля из фольги и осторожно опускает в бассейн вниз дном. Учащиеся наблюдают, что в этом случае та же фольга удерживается на поверхности воды. Так возникает проблемная ситуация. И первое предположение о том, что тяжелые материалы всегда тонут, не подтверждается. Значит, дело не в самом материале, а в чем-то другом. Педагог предлагает внимательно рассмотреть еще раз пластинку фольги и корпус корабля из фольги и установить, чем они отличаются. Учащиеся устанавливают, что эти материалы отличаются только по форме: пластинка фольги имеет плоскую форму, а корпус корабля из фольги - объемную пустотелую форму. Учащиеся понимают, что пустотелые предметы заполнены воздухом, а воздух имеет небольшой вес. Вывод: пустотелые предметы даже из тяжелых материалов, таких как металл, заполненные воздухом, не тонут. Следовательно, пустотелые настоящие корабли и суда, сделанные из металла, не тонут. Далее педагог кладет в корпус корабля из фольги груз. Корпус не тонет. Раньше невозможно было удержать пластинку фольги на воде, а теперь фольга в форме корпуса может нести на себе груз, то есть появилось водоизмещение.

Таким образом, педагог, создавая проблемные ситуации, побуждает учащихся строить гипотезы, проводя опыты и наблюдения, дает возможность учащимся опровергать или подтверждать выдвинутые предположения, самостоятельно делать обоснованные выводы. При этом педагог использует объяснения, беседы, демонстрации предметов, проведение наблюдений и опытов. Все это создает перед учащимся проблемные ситуации, вовлекает их в научный поиск, активизирует мышление, вынуждает прогнозировать и экспериментировать. Таким образом, проблемное изложение учебного материала приближает процесс обучения в судомодельной лаборатории к научному поиску.

Исследовательский метод следует рассматривать как высшую ступень творческой деятельности учащихся, в процессе которой они находят решения новых для них задач. Исследовательский метод направлен на развитие у учащихся не только самостоятельности, но и фантазии, творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу. Исследовательский метод формирует у учащихся знания и умения, которые обладают высокой степенью переноса и могут применяться в новых рабочих ситуациях. Использование этого метода приближает процесс обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и с методикой научного поиска. Естественно, что по содержанию исследовательский метод в науке отличается от исследовательского метода в обучении. В первом случае исследователь открывает обществу новые, ранее не известные явления и процессы; во втором - ученик открывает явления и процессы лишь для себя, не представляющие новизны для общества. Другими словами, в первом случае открытия осуществляются в социальном плане, во втором - в психологическом. Педагог, ставя перед учащимися проблему для самостоятельного исследования, знает как результат, так и пути решения и виды деятельности, приводящие ученика к правильному решению поставленной проблемы. Таким образом, исследовательский метод в судомодельной лаборатории не преследует цели сделать новые открытия. Он вводится педагогом для того, чтобы воспитать у учащихся черты характера, необходимые для дальнейшей творческой деятельности.

Рассмотрим на конкретном примере элементы исследовательского метода. На занятии педагог ставит перед учащимися задачу - подобрать для изготовления корпуса модели материал, который должен обладать следующими признаками: прочность, водостойкость, легкость обработки и хорошая окрашиваемость. В распоряжении каждого ученика имеются образцы различных материалов, используемых в судомодельной лаборатории, инструмент, клеи, краски и бассейн с водой. В процессе несложных исследований из имеющихся видов материалов учащиеся выбирают подходящий для изготовления корпуса модели материал. При использовании исследовательского метода, учащимся не дается готовое решение задачи. В процессе наблюдений, проб, опытов, несложных исследований учащиеся самостоятельно приходят к обобщениям и выводам. Исследовательский метод активно развивает творческие способности учащихся, знакомит их с элементами научного поиска.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся. Метод проектов используется на занятиях в течение всего периода обучения. Он способствует включению учащихся в проектную культуру не только как ее наследников, но и творцов, формированию у них адекватной самооценки, поднятию их имиджа в социуме. Каждый учащийся выполняет ряд проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, учащиеся участвовали в выявлении потребностей лаборатории в модели того или иного класса, наглядном пособии, спортивном инвентаре, приспособлении и т.п.

Индивидуальные задания в зависимости от достигнутого уровня развития учащегося являются характерным примером использования метода проектов. Индивидуальный подход к учащимся обусловлен главным образом их физиологическими, психологическими и личностными особенностями. Учет индивидуальных особенностей учащихся требует от педагога оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. Последние приобретают особую актуальность в настоящее время, когда социально-экономические и другие изменения в обществе требуют усиления внимания к развитию личности каждого учащегося. Необходимое условие правильного осуществления индивидуального подхода - систематическое и всестороннее изучение педагогом каждого из учащихся в процессе бесед с ним и наблюдений за его работой, поведением на занятиях. В качестве основного принципа обучения здесь выступает развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал педагога, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед педагогом, усложняются. Он должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу учащегося. Педагог должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над проектом. Должна быть обеспечена необходимая база для выполнения проекта: демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудование, специальные инструменты, материалы.

Беседы, метод примера и образца, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, наблюдение, анализ результатов являются методами воспитания. В целях оказания воспитательного воздействия на отдельных учащихся педагог нередко с помощью ученического коллектива проводит индивидуальную работу, направленную на укрепление дисциплины, развитие профессиональных интересов, аккуратности, точности, трудолюбия, ответственности, других нравственных, а также волевых качеств.

Решению воспитательных задач, поставленных в программе, способствуют посещения музеев, выставок, конструкторских бюро, мастерских, лабораторий, библиотек и ВУЗов Санкт-Петербурга, где на экскурсиях учащиеся знакомятся с различными аспектами и профессиями, связанными с судостроением. Большое воспитательное воздействие оказывает также участие учащихся в выставках, конкурсах, показательных выступлениях и соревнованиях различного уровня. Высокоэффективными являются встречи со специалистами в области судостроения и судомоделистами Санкт-Петербурга.

Экскурсии, коллективные обсуждения и т.п. также играют роль методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Соревнования, выставки, контрольные задания в конце каждой темы в процессе обучения выступают в качестве методов контроля.

Таким образом, в процессе обучения в судомодельной лаборатории живое восприятие технических объектов и явлений неразрывно связывается с их осмыслением. Это достигается сочетанием наглядности с объяснениями педагога, рассказами и беседами, направленными на разъяснение смысла и сущности осваиваемого материала. В результате обучения учащиеся должны подготовиться к практической деятельности, которая возможна на основе понятий, суждений и умозаключений, связанных в сознании учащегося с четкими конкретными образами соответствующих объектов, процессов и действий. Поэтому в обучении широко применяется показ наглядных пособий, технологических процессов, действующих технических устройств, трудовых приемов и операций. Усвоение знаний и умений учащимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.

Результативность обучения требует от педагога тщательного отбора материала для каждого занятия. При этом внимание, прежде всего, необходимо уделять его основному содержанию, которое только постепенно должно расширяться, дополняться новыми сведениями, а затем использоваться для повторения в различных ситуациях и для применения на практике. В прочном формировании практических умений решающую роль играют тренировочные упражнения и практические работы. Определения основных понятий, последовательность технологических операций, правила безопасной работы и подобные сведения учащиеся должны осмысленно запомнить. Вместе с тем, чтобы не перегружать память учащихся, следует научить их пользоваться специальной литературой.

Требуется не только обеспечить прочность знаний и умений, но и добиться их действенности - способности применять их при решении различных практических задач, при осуществлении самостоятельной трудовой деятельности различного характера. Действенность результатов обучения характеризуется уровнем сформированности требуемых для жизни и труда в современных условиях качеств личности, качеств работника, воспитанностью учащихся в духе единства знаний и убеждений, слова и дела, сознания и поведения.

Для обеспечения высокой эффективности обучения в судомодельной лаборатории педагогу следует предусмотреть:

- использование обучения для формирования у учащихся системы знаний и умений в области основ судомоделизма и судостроения; подбор для усвоения установленных в науке и технике знаний об изучаемых объектах; применение специальной терминологии;

- организацию самостоятельных упражнений учащихся, практических работ, внедрение проблемного обучения, привлечение учащихся к выполнению опытов и заданий, требующих творческого мышления;

- ознакомление учащихся с тенденциями научно-технического прогресса, прогрессивными формами и методами организации труда; использование всех этапов обучения по программе для формирования у учащихся политехнических умений и навыков, целостной системы знаний по основам современного судомодельного спорта и судостроения;

- составление детального перспективного календарного плана работ по темам, связанным с непосредственной постройкой моделей кораблей и судов; тщательное и систематическое планирование работы на каждое предстоящее занятие с установлением его связи с предыдущими и последующими занятиями; систематическое применение методов обобщения изучаемых сведений и обучение этим методам учащихся;

- обучение от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному, создание в учебном процессе условий, требующих определенного напряжения умственных и физических сил учащихся; подбор объектов труда, отвечающих возрастным и познавательным возможностям учащихся; нормирование труда с учетом физических возможностей и учебных успехов в школе;

- побуждение учащихся к самостоятельности в приобретении знаний и умений, в выполнении практических работ; развитие наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания, воображения; постановка перед учащимися проблемных технических, технологических заданий; организация самостоятельной работы учащихся со специальной литературой и технической документацией, формирование умений и навыков конструирования, проектирования, выполнения опытнической работы; рациональное сочетание творческой и исполнительской деятельности учащихся;

- сочетание показа изучаемых учащимися технических объектов, технологических процессов, трудовых действий, а также наглядных пособий, опытов, условно-символических изображений, схем, чертежей, таблиц, учебных видеофильмов и т.п. с объяснением педагога, рассказами и беседами по темам программы;

- систематическое и всестороннее изучение индивидуальных особенностей учащихся и на этой основе корректирование учебно-воспитательного процесса;

- использование информации о дальнейшем жизненном и профессиональном пути выпускников судомодельного отделения для оценки результатов работы с учащимися и внесения корректив в учебно-воспитательный процесс.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Будайчиев Виталий Кенасович

Дата: 06.10.2022

Номер свидетельства: 614474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства