Метод проектов и его роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Повар, кондитер»
Метод проектов и его роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Повар, кондитер»
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проектов и его роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Повар, кондитер»»
Тема «Метод проектов и его роль в формировании профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Повар, кондитер»
Новикова Г.Е. мастер производственного обучения
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в образовании. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах. Идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности.
Фундаментальными особенностями современного мира являются ускоряющиеся изменения. Это мир информации, которая быстро устаревает. Это мир, где идеи постоянного реконструируются, перепроверяются и переосмысливаются; мир, где никто не может выжить с одним простым способом мышления, где собственное мышление нужно постоянно адаптировать к мышлению других, где следует уважать стремление к ясности, точности и тщательности, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Никогда прежде система образования не готовила обучающихся к такой динамике изменений, непредсказуемости, сложности.
«Информационная революция предполагает совершенствование не только техники или технологии, но и самого человека, прежде всего его мышления».
Цели образования XXI века,сформулированные Жаком Делором:
o уметь жить;
o уметь работать;
o уметь жить вместе;
уметь учиться.
основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Цель проектного обучения —создать условия,при которых обучающиесясамостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, что особенно важно при формировании и общих, и профессиональных компетенций, а также для дальнейшего совершенствования профессионального мастерства.
В процессе проектной деятельности обучающиеся приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания — обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;
комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося;
глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий преподавателя и обучающегося.
С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.
Взаимодействие преподавателя и обучающегося в образовательном процессе
Стадии
Деятельность
Деятельность
преподавателя
обучающегося
1. Разработка
проектного
задания
1.1 Выбор темы
Преподаватель
Обучающиеся обсуждают
проекта
отбирает возможные
и принимают общее
темы и предлагает их
решение по теме
обучающимся
Преподаватель
Группа обучающихся
предлагает
совместно с
обучающимся
преподавателем отбирает
темы и предлагает для
совместно отобрать
обсуждения
тему проекта
Преподаватель
Обучающиеся
участвует в обсуждении
самостоятельно подбирают
тем, предложенных
темы и предлагают классу
обучающимся
для обсуждения
1.2 Выделение
Преподаватель
Каждый обучающийся
подтем в темах
предварительно
выбирает себе подтему или
проекта
вычленяет подтемы и
предлагает новую
предлагает
обучающимся
для выбора
Преподаватель
Обучающиеся активно
принимает участие в
обсуждают и предлагают
обсуждении с
варианты подтем. Каждый
обучающимися подтем
обучающийся выбирает
проекта
одну из них для себя (т.е.
выбирает себе роль)
1.3 Формирование
Преподаватель проводит
Обучающиеся уже
творческих групп
организационную
определили свои роли и
работу по объединению
группируются в
обучающихся,
соответствии с ними в
выбравших себе
малые команды
конкретные подтемы и
виды деятельности
1.4. Подготовка
Если проект объемный,
Отдельные обучающиеся
материалов к
то преподаватель
принимают участие в
исследовательской
заранее разрабатывает
разработке заданий.
задания, вопросы для
работе
поисковой деятельности
Вопросы для поиска ответа
и литературу
могут вырабатываться в
командах с последующим
обсуждением
1.5. Определение
Преподаватель
Обучающиеся в группах
принимает участие в
обсуждают формы
форм выражения
обсуждении
представления результата
итогов проектной
исследовательской
деятельности: видеофильм,
деятельности
альбом, натуральные
объекты, литературная
гостиная и т.д.
2. Разработка
Преподаватель
Обучающиеся
консультирует,
осуществляют поисковую
проекта
координирует работу
деятельность
обучающихся,
стимулирует их
деятельность
3. Оформление
Преподаватель
Обучающиеся вначале по
консультирует,
группам, а потом во
результатов
координирует работу
взаимодействии с другими
обучающихся,
группами оформляют
стимулирует их
результаты в соответствии
деятельность
с принятыми правилами
4. Презентация
Преподаватель
Докладывают о
организует экспертизу
результатах своей работы
(например, приглашает
в качестве экспертов
специалистов от
работодателей др.)
5. Рефлексия
Оценивает свою
Осуществляют рефлексию
деятельность по
процесса, себя в нем с
педагогическому
учетом оценки других.
руководству
деятельностью
Желательна групповая
обучающихся,
рефлексия
учитывает их оценки
Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:
краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.
Результат. Если цели проекта достигнуты,то мы можем рассчитывать наполучение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей обучащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
В урочное и внеурочное время обучающиеся техникума под моим руководством активно разрабатывают информационно-исследовательские проекты. Например, урок-проект.
Урок-проект производственного обучения
«Кухни народов мира».
Цели:
1. Интеграция общеобразовательного профессионального цикла учебного плана профессиональной образовательной программы.
2.Привитие интереса обучающихся к предмету через изучение профессии и профессиональной деятельности.
3. Формирование профессиональных компетентностей обучающихся. Обобщение и систематизация компетентностей обучающихся по предметам: география, история, производственному обучению по профессиональным модулям.
Задачи:
развитие навыков исследовательской деятельности;
отработка профессиональных навыков по первичной и тепловой обработке продуктов, приготовление вторых горячих блюд;
развитие коммуникативных навыков умений работы в команде;
воспитание толерантности и уважение к культуре разных народов.
Описание проекта
Вопросы учебной темы:
Политическое, экономическое, географическое положение стран мира.
Культура и быт стран мира.
Приготовление вторых горячих блюд, правила подачи.
Темы исследований обучающихся:
«Путешествие по странам мира» - особенности политического, экономического, географического положения стран (Великобритания, Испания, Италия, Германия, Франция, Россия, Польша, Азербайджан)
Выявление особенностей национальной кухни стран мира
Практическая работа по приготовлению блюд.
Проект соответствует тематическому планированию:
Общая характеристика стран мира – география.
Культура и быт стран мира – история.
Приготовление вторых горячих блюд – производственное обучение по профессиональным модулям ПМ.01,ПМ.04, ПМ.05.
Урок - проект проводится в группах 2курса, профессия «Повар, кондитер»
Представление результатов деятельности по проекту:
Презентации обучающихся.
Рефераты
Практическая работа: приготовление и подача блюд. Сроки проведения:
2 недели Программно-техническое обеспечение: Компьютер доступ в Интернет принтер сканер
Программное обеспечение:
- мультимедийные энциклопедии.
- программы работы с мультимедиа - материалы на печатной основе - Интернет резервы Дополнительное оборудование:
рабочие ученические места на базе мастерской поваров техникума
посуда, инвентарь, сырье
географическая карта «Политическая карта мира»
проектор, экран
Ход урока:
Вступительное слово руководителей проекта: объявление темы, постановка целей и задач.
Защита работы по проектной деятельности «Путешествие по странам мира» – представление итогов работы по проекту:
Географы – презентация;
Историки – реферат
Повара – национальное горячее второе блюдо, презентация в электронном виде
Дегустация
Оценивание:
Самооценка
Оценка педагогов
Оценка коллег по группе
Подведение итогов.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.