kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Медицина в туризме. Составление походной аптечки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Участникам туристической группы, и, в особенности, ее руководителю, необходимо учитывать множество "фронтов" для обеспечения функционирования группы. Немаловажным является медицинский вопрос. Необходимость "аптеки" и "медика" в любом походе давно уже стало бесспорным фактом, об этом написано в любом справочнике для туристов. Однако, по наблюдениям, этого оказывается мало: Как же сделать так, чтобы максимально снизить травматизм в туризме? Как помочь туристу правильно адаптироваться к нагрузке и тренироваться с максимальной пользой для организма, но без вреда? Здесь нам поможет спортивная медицина.

Планирование маршрута, питания, распорядка дня в походе

Попадая в поход, организм, в особенности детский, сталкивается с изменением действующих внешних факторов: это резкое увеличение нагрузки на организм (и ее изменение по сравнению с городом), смена режима дня, сна и бодрствования, смена климатических условий, м.б. часового пояса. В ответ на подобные стрессовые условия организм стремится адаптироваться к ним. Считается, что в среднем время адаптации ребенка к новым условиям занимает около недели, но особенно для нас важны первые 2 дня (если поход проходит в другом регионе и время проезда на поезде туда составляет сутки и более, сроки адаптации увеличиваются). Руководитель должен знать, что в первый день похода вообще нельзя планировать большие нагрузки; начиная со второго дня необходимо нагрузку дозированно увеличивать, учитывая процессы адаптации и индивидуальные особенности школьников. В целом рекомендуется сложные и тяжелые дни перемешать с несложными, давая этим время организму восстановиться (т.е. необходимо соблюдать принципы тренировки).

Важным моментом является эмоциональная насыщенность похода: “скучный” маршрут может и несложный поход сделать физически тяжелым, в то время как восприятие окружающей красоты, разнообразие и “интересность” могут дать дополнительные силы.

При планировании маршрута руководитель и штурман должны продумать несколько запасных вариантов (в первую очередь это касается походов в горах), упрощая этим себе корректирование маршрута непосредственно “в полевых условиях”.

Есть еще несколько принципов, которые надо учитывать:

- достаточное время сна – очень важно для адекватного восстановления. Это время должно быть не менее 8 часов в день (плюс к этому необходимы нормальные условия сна – такие, как температура в палатке, зимой - отсутствие ее резких перепадов ночью, отсутствие дыма от печки в палатке; минимум шума).

- распорядок дня – очень рекомендуется постоянный режим подъема и отбоя, причем подъем целесообразно устраивать не позже 8 часов утра (ранним утром происходит выброс в кровь из надпочечников т.н. «гормонов бодрости и хорошего настроения»), хотя необходимо учитывать и внешние факторы (время года, время начала светового дня). Наилучшим вариантом было бы сразу четко определить время отбоя и по возможности строго его соблюдать.

- питание также желательно привязать к конкретным временным рамкам (режим), прием пищи – не менее 3х раз в день с учетом того, что прием пищи непосредственно перед нагрузкой – не лучший способ повысить спортивные результаты. В зимнее время очень рекомендуется 3 раза в день прием горячей пищи (у детей адаптация к «холодовой нагрузке» меньшая), причем на дневном перекусе для этого вполне можно использовать чай в термосах.

Соблюдение режима сна и питания позволяет значительно сократить время адаптации организма, способствует более быстрому и полному восстановлению. Не стоит забывать и про контроль количества выпитой жидкости: нередко утренняя отечность лица является не столько признаком недостаточного восстановления, сколько избыточного употребления жидкости вечером.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Медицина в туризме. Составление походной аптечки" »

Владимир Федоров – «Медицина в туризме» Введение

Участникам туристической группы, и, в особенности, ее руководителю, необходимо учитывать множество "фронтов" для обеспечения функционирования группы. Немаловажным является медицинский вопрос. Необходимость "аптеки" и "медика" в любом походе давно уже стало бесспорным фактом, об этом написано в любом справочнике для туристов. Однако, по наблюдениям, этого оказывается мало: Как же сделать так, чтобы максимально снизить травматизм в туризме? Как помочь туристу правильно адаптироваться к нагрузке и тренироваться с максимальной пользой для организма, но без вреда? Здесь нам поможет спортивная медицина.

Планирование маршрута, питания, распорядка дня в походе

Попадая в поход, организм, в особенности детский, сталкивается с изменением действующих внешних факторов: это резкое увеличение нагрузки на организм (и ее изменение по сравнению с городом), смена режима дня, сна и бодрствования, смена климатических условий, м.б. часового пояса. В ответ на подобные стрессовые условия организм стремится адаптироваться к ним. Считается, что в среднем время адаптации ребенка к новым условиям занимает около недели, но особенно для нас важны первые 2 дня (если поход проходит в другом регионе и время проезда на поезде туда составляет сутки и более, сроки адаптации увеличиваются). Руководитель должен знать, что в первый день похода вообще нельзя планировать большие нагрузки; начиная со второго дня необходимо нагрузку дозированно увеличивать, учитывая процессы адаптации и индивидуальные особенности школьников. В целом рекомендуется сложные и тяжелые дни перемешать с несложными, давая этим время организму восстановиться (т.е. необходимо соблюдать принципы тренировки).

Важным моментом является эмоциональная насыщенность похода: “скучный” маршрут может и несложный поход сделать физически тяжелым, в то время как восприятие окружающей красоты, разнообразие и “интересность” могут дать дополнительные силы.

При планировании маршрута руководитель и штурман должны продумать несколько запасных вариантов (в первую очередь это касается походов в горах), упрощая этим себе корректирование маршрута непосредственно “в полевых условиях”.

Есть еще несколько принципов, которые надо учитывать:

- достаточное время сна – очень важно для адекватного восстановления. Это время должно быть не менее 8 часов в день (плюс к этому необходимы нормальные условия сна – такие, как температура в палатке, зимой - отсутствие ее резких перепадов ночью, отсутствие дыма от печки в палатке; минимум шума).

- распорядок дня – очень рекомендуется постоянный режим подъема и отбоя, причем подъем целесообразно устраивать не позже 8 часов утра (ранним утром происходит выброс в кровь из надпочечников т.н. «гормонов бодрости и хорошего настроения»), хотя необходимо учитывать и внешние факторы (время года, время начала светового дня). Наилучшим вариантом было бы сразу четко определить время отбоя и по возможности строго его соблюдать.

- питание также желательно привязать к конкретным временным рамкам (режим), прием пищи – не менее 3х раз в день с учетом того, что прием пищи непосредственно перед нагрузкой – не лучший способ повысить спортивные результаты. В зимнее время очень рекомендуется 3 раза в день прием горячей пищи (у детей адаптация к «холодовой нагрузке» меньшая), причем на дневном перекусе для этого вполне можно использовать чай в термосах.

Соблюдение режима сна и питания позволяет значительно сократить время адаптации организма, способствует более быстрому и полному восстановлению. Не стоит забывать и про контроль количества выпитой жидкости: нередко утренняя отечность лица является не столько признаком недостаточного восстановления, сколько избыточного употребления жидкости вечером.

Еще одним важным принципом является необходимость в походе умственной работы. При большой и длительной нагрузке в организме вступает в силу принцип экономии энергии на всем. Как следствие, у новичков (в особенной степени у тех, которые еще пока не научились заботиться о товарищах и не имеют в группе требующей умственных усилий роли) начинается «схлопывание сознания». Это проявляется в замыкании в себе, уменьшении контактов с другими участниками группы, значительно возрастает опасность травматизма. Одним из способов решения этой проблемы является проведение в походе интересных занятий, семинаров, слушание постановок.

Возрастные особенности организма подростка и влияние занятий туризмом

Подросток, ребенок – это не просто маленький взрослый, как это представлялось до 20 века, организм ребенка в возрасте 12 – 16 лет находится в очень сложном и ответственном периоде развития, и знать и учитывать возрастные особенности детского организма руководитель туристской группы безусловно должен.

Если для описания организма маленького ребенка главной особенностью можно назвать незрелость, недоразвитие органов и систем, то у подростка на первый план выступает дисгармоничность, недостаточная адекватность взаимодеийствий взаимодействий органов и систем друг с другом и с внешним миром. Наиболее ярко это проявляется в первую очередь в поведении, реакциях : процессы возбуждения все еще преобладают над процессами внутреннего охранительного торможения, что может приводить к быстрой утрате подвижности нервной системы и развитию утомления. Вместе с тем в этом возрасте особенно возрастают эмоциональность, неуравновешенность: отсюда и резкая смена настроений, критическое отношение к окружающему… Имеются отчетливые изменения возбудимости вегетативной нервной системы, это прявляется в колебаниях частоты пульса, уровня артериального давления, потливости, появлении болевых ощущений в области сердца.

Отмечаются несовершенство терморегуляции, повышенная чувствительность к температурным колебаниям.

Подростковый период характеризуется напряжением энергии роста всего организма. До 15 лет девочки растут быстрее мальчиков, обгоняя их по длине и массе тела, окружности грудной клетки. Особенно активно растут конечности, изменяются все пропорции тела.

Очень важным с точки зрения туризма является формирование правильной осанки. Из-за неправильно построенных весовых нагрузок, неудобной конструкции рюкзака у ребенка довольно быстро может появиться искривление позвоночника.

С 12 лет активно увеличивается мышечное волокно, растет сила мышц, развивается качество выносливости, но только через 1-3 года подросток научится правильно и в полную силу использовать эти свои новые возможности. В это время движения делаются разнообразнее, становятся более точными, но при этом появляется некоторая угловатость, замедление и одновременно взрывность моторных функций.

Энергетические процессы в организме идут более напряженно по сравнению с таковыми у взрослых. Как следствие, кислородтранспортная система (дыхание, кровообращение) работает более напряженно, меньше ее функциональный резерв.

Очень важны изменения, происходящие в сердечно-сосудистой системе. Увеличение объема сердца идет параллельно с нарастанием массы тела, однако не так стремительно, как увеличение основных антропометрических признаков. В свою очередь, рост сердца обгоняет рост сосудов. Этот разрыв в большей степени проявляется у акселерированных детей, поэтому у них в большей степени деятельность сердца и всей сердечно-сосудистой системы отличается малой экономичностью, недостаточным функциональным резервом и снижением адаптационных возможностей к физическим нагрузкам. Вместе с тем отмечается высокая лабильность показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы (пульс, АД). Воздействие температуры, эмоций, мышечная работа приводят к учащению ритма сердечной деятельности. Но в целом с возрастом происходит постепенное урежение частоты сердечных сокращений, приближение к показателям взрослого человека.

У девочек 12-15 лет – время становления менструальной функции: нередко установление месячных сопровождается болезненностью, дискомфортом, часто налагает свое влияние на настроение, эмоциональное состояние девочки, ее физические возможности.

В целом, учитывая возрастные особенности ребенка, правильно помогая ему раскрывать свои возможности, педагог туристской группы оказывает существенное положительное влияние на развитие «будущего строителя коммунизма» (полноценно функционирующей личности).

Медицинский контроль

- каждый участник должен пройти комплексное медицинское обследование, включающее в себя ЭКГ-диагностику, нагрузочные пробы, сбор анамнеза.

Особое внимание следует уделить очагам хронической инфекции (хр. Тонзиллит, кариес и т.д.), так как, по мнению многих спортивных врачей риск сердечно-сосудистых патологий под нагрузкой в этом случае значительно возрастает.

Важным моментом с точки зрения профилактики заболеваний является закаливание. Нельзя забывать, что любой поход является своего рода экстремальными условиями для организма, поэтому надо еще в городе наработать “запас прочности”. (например, у закаленных ребят значительно снижается частота воспалительных заболеваний ЛОР-органов, они лучше переносят изменения климата и быстрее адаптируются к новым условиям.)

Физическая подготовка

- одним из универсальных и простых способов тренировки в городе у нас является бег. Конечно, он не заменяет специализированных тренировок, и одним бегом нельзя ограничиться при подготовке, но как оздоровляющее, так и тренирующее воздействие бега на организм трудно переоценить.

- В нашем турклубе процесс физической подготовки проходит как в городе, так и за городом. В городе по причине отсутствия спортзала у нас нет возможности проводить регулярные тренировки всей группой. Вопрос решается следующим образом: все педагоги, участники “старшего” и “среднего” звена осуществляют 3-5 раз в неделю сеансы т.н. оздоровительного бега (ок. 5 км), сопровождающегося зарядкой и упражнениями на гибкость. Важной положительной стороной такого метода является то, что молодых ребят никто не принуждает бегать, их мотивирует сначала пример старших товарищей, а потом – общее улучшение самочувствия, “оживление” организма. К тому же, благодаря совместным пробежкам “старших” и “младших” укрепляются взаимоотношения внутри группы.

- В период подготовки к соревнованиям и походам интенсивность тренировок возрастает (тренировочный бег – не менее 10 км). Кроме того, регулярно проводятся групповые тренировочные забеги на 10 и более км, на которых оцениваются показатели состояния здоровья и тренированности каждого участника (пульсометрия, скорость восстановления пульса после нагрузки, ЧД).

- Все это позволяет правильно оценивать и координировать процесс тренировки в городе у каждого участника.

Специализированные тренировки в основном проводятся на выездах в лес. В зимнее время это в основном отрабатывание техники лыжного туризма, в летнее – ориентирование на местности. Очень важным принципом наших тренировок является общая атмосфера радости и теплоты. У попавшего в такую атмосферу на выезде ребенка все начинает “как бы само собой” получаться, эффективность тренировок значительно возрастает. Атмосфера взаимопонимания и командный дух сразу отличает нашу команду на городских соревнованиях, ведь мы знаем, что просто изнурительных тренировок для победы мало.

Подготовка медиков, навыки и знания, необходимые медику в походе

Ребята, способные самостоятельно оказывать медицинскую помощь, нужны в любом походе. Поэтому, помимо общеклубовских предпоходных занятий по технике безопасности, с частью ребят , которых особенно интересует медицина и профессия медика, мы проводим специальные занятия по основам диагностики и оказания первой помощи, отвечаем на возникшие вопросы. Особенно хорошо показало себя проведение занятий с решением ситуационных задач (подобные занятия можно проводить и со всей группой). Ребята при этом внутренне как бы проигрывают экстремальную ситуацию и поэтому психологически готовы к ней.

Положительный эффект дали наши практические занятия с ребятами в водном лагере (как известно, лучше всего запоминается то, что делал своими руками).

Не менее важной является самостоятельная работа с литературой. Старшие медики только подсказывают направление, могут помочь с поиском литературы, отвечают на возникшие вопросы.

В условиях похода в результате своей «профессиональной деятельности» медик не только совершенствует медицинские навыки, но и получает опыт заботы о другом человеке, учится переключаться со своих проблем на проблемы другого, становится более душевно чувствительным.

Навыки и знания, необходимые медику

Качества, необходимые медику:

- теплота и терпение, умение «лечить словом»;

- умение своими действиями внушать уверенность (медик не должен выказывать растерянность, неуверенность в своих действиях и решениях; в случае каких-либо серьезных травм или заболеваний совместно могут решаться общие вопросы действий группы, но не стоит обсуждать со всей группой постановку диагноза и варианты лечения);

- лидерские навыки, умение взять ситуацию под свой контроль;

- внимательность;

- аккуратность;

- профессионализм, компетентность.

Аптека Принципы составления:

- лучше не брать те средства, опыта в применении которых нет, с неизученными побочными действиями (особенно это касается ампуллированных препаратов, которые действуют сразу и на многие органы-мишени). Последствия такого лечения могут быть гораздо серьезней причины;

- Использовать новые веяния в фармакологии, но не забывать и о старых проверенных средствах;

- По возможности брать природные средства, они более безопасны (например, травы);

Важная роль адаптогенов

Адаптогенами называют группу средств, которые помогают организму адаптироваться к внешним условиям среды, к нагрузке, уменьшают возникающие под нагрузкой повреждения органов, ускоряют метаболические процессы и способствуют перераспределению энергии в организме. Важной особенностью адаптогенов является то, что они не затрагивают терминальные резервы организма, не вызывают какого-либо привыкания. В ряде исследований даже рекомендуют использовать адаптогены при шоковых, терминальных состояниях.

Очень важным аспектом является то, что адаптогены стимулируют и работу головного мозга, ведь, как известно, большой проблемой при длительных высоких нагрузках является т.н. «схлопывание сознания». Особенно это действие выражено у женьшеня. Вместе с тем, исследователи не рекомендуют принимать женьшень детям в подростковом периоде (исключение можно сделать только при тяжелых состояниях). Это одна из причин, по которым мы остановили свой выбор на элеутерококке.

Состав походной аптеки

(в зависимости от продолжительности и особенностей похода м.б. вариации):

  • Перевязочный материал, пластыри и пр.

  • Бинты стерильные 6 шт.

  • Бинты нестерильные 4 шт.

  • Стерильные салфетки

  • Вата 200 гр.

  • Эластичный бинт 2 шт.

  • Гемостатическая губка

  • Мозольный пластырь

  • Лейкопластырь катушечный 2 шт.

  • Бактерицидный пластырь 15 шт.

  • Перцовый пластырь 10 шт

  • Средства наружного применения

  • КMnO4 1 фл.

  • Спирт медицинский 200 мл или салфетки с изопропиловым спиртом

  • Йод 2 фл.

  • Н2О2 2 фл.

  • Гидроперит

  • Альбуцид 2 уп.

  • Фурацилин 2 уп.

  • Олазоль, Panthenol (или другой спрей от ожогов)

  • Стрептоцид

  • Нашатырный спирт 1 фл.

  • Мази

  • Банеоцин, линимент синтомицина или др. а/б-мазь

  • Бутадион, диклофенак или капсикам

  • Актовегин

  • Троксевазин

  • Финалгон, випросал

  • Крем детский

  • Обезболивающие, противовоспалительные, жаропонижающие:

  • Парацетамол, аспирин 1 уп.

  • Цитрамон 2 уп.

  • Анальгин, темпалгин 3 уп.

  • Сердечно-сосудистые средства:

  • Аспаркам, панангин

  • Нитроглицерин, нитросорбид

  • Дигоксин 1 уп.

  • А/б средства:

  • Цифран 2 уп.

  • Бисептол-480 2 уп.

  • Ампиокс, ампициллин 1 уп.

  • Левомицетин 2 уп.

  • Спазмолитические средства:

  • Баралгин 2 уп.

  • Но-шпа, никошпан 1 б.

  • Разное:

  • Аллохол 1 уп.

  • Антацидные средства (например, Смекта)

  • Эуфилин

  • Мукалтин, бромгексин 2 уп.

  • Уголь активированный 6 уп.

  • Глюконат кальция

  • Фуросемид

  • Дибазол

  • Феназепам

  • Кипяченая вода в бутылке

  • Витамины, адаптогены:

  • Компливит

  • Аскорутин

  • Витаминный чай

  • Витамины С, Е

  • Элеутерококк, женьшень (настойка, капсулы)

  • Инструменты:

  • ножницы 1 шт.

  • лезвие 2 шт.

  • шприцы 6 шт.

  • пинцет 1 шт.

  • жгут

  • градусник

  • скальпель

  • пипетка

Ампулы:

  • Анальгин

  • Димедрол

  • Новокаин, лидокаин

  • Преднизолон, дексаметазон

  • Кофеин

  • Кордиамин, сульфокамфокаин

  • Трамал

  • Панангин

  • Реланиум

  • Эуфиллин

  • Но-шпа, баралгин

  • Коргликон, строфантин

  • Адреналин

  • Глюкоза

  • Изотонический раствор

Примечания:

1. Цифран – этот антибиотик очень хорошо показал себя при лечении различных бактериальных инфекций; такая универсальность делает его очень удобным для походов.

2. Банеоцин – антибактериальная мазь с дополнительным заживляющим действием. В сочетании с ее невысокой ценой становится незаменимой в походе.

3. Трамал – обезболивающее средство, по эффективности обезболивания почти не уступает наркотическим анальгетикам.

Список использованной литературы:

1. «Детская спортивная медицина» под ред. проф. Тихвинского, М.: Медицина – 1991.

2. В.И.Дубровский «Реабилитация в спорте», М.: ФиС – 1991.

3. Н.Г.Озолин «Молодому коллеге», М.: ФиС – 1988.

4. Дардымов «Женьшень и элеутерококк»

5. А.Косторуб «Медицинский справочник туриста», М.: Профиздат – 1986.

6. «Справочник врача скорой и неотложной мед.помощи», СПб.:Политехника – 1994.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Медицина в туризме. Составление походной аптечки"

Автор: Федоров Владимир Святославович

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144634


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства