kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Воспитание толерантности на занятиях в студии ИЗО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы все чаще и чаще говорим о толерантном мире, т.е. мире без жестокости и насилия, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить эти красивые слова недостаточно.   Толерантность нужно воспитывать. Что же такое толерантность? Какую личность мы называем толерантной?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Воспитание толерантности на занятиях в студии ИЗО» »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ОТРАДА»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Воспитание толерантности на занятиях в студии ИЗО»

СТУДИЯ «Радуга»

ПРЕДМЕТ Изобразительное искусство

ТЕМА «Это мы!»

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-10 лет

ПЕДАГОГ Аверина Александра Николаевна





















ХАБАРОВСК, 2014 г.

Введение

С каждым годом к нам в эстетический Центр приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Педагогу важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Мы все чаще и чаще говорим о толерантном мире, т.е. мире без жестокости и насилия, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить эти красивые слова недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Что же такое толерантность? Какую личность мы называем толерантной? В переводе с латинского «толерантность» означает терпение.

Толерантность - это сотрудничество, дух партнерства, отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо, терпимость к чужим мнениям, признание своего равенства с другими. Значит, ребёнок, воспитанный в духе толерантности будет терпим к непохожести на него других детей. А, значит, и чужое творчество он будет рассматривать с интересом, стараясь понять его.

На данном занятии дети будут выполнять свой портрет в пластилине. В конце занятия одиночные портреты будут собраны в единое панно. Коллективная работа направлена на воспитании у детей духа сотрудничества, признании и уважении другой личности.

Дружелюбие - важное составляющее отношений в детском коллективе. Через понятие «дружба» младшим школьникам можно донести основы понятия толерантности. Предлагаю в начале занятия провести с детьми беседу о дружбе. Заранее детям даётся задание понаблюдать за лицами других людей, некоторым даётся задание дома потренироваться в выразительном прочтении стихов о дружбе (не наизусть).Данное занятие может служить побуждением к изучению культур других народов.

Актуальность предложенного ниже занятия обусловлена также тем, что в последнее время замечается недостаток развития основ нравственных качеств, особенно у детей с ОВЗ. Наша задача научить строить взаимоотношения с окружающими на основе нравственных качеств дома и в школе, вырабатывать навыки общения, учить применению этих качеств в повседневной жизни.





Цель. Формирование толерантного отношения воспитанников группы друг к другу.

Задачи:

УЧЕЬНАЯ: Учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других. Учить детей согласовывать свои действия при совместной работе.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Коррекция устной речи посредством ответно-вопросной системы, составления правил дружбы.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: Воспитывать доброту и милосердие, любовь к близким, доброжелательность к друг другу.

Оборудование: кроссворд, карточки с пословицами, корзина с цветами, опорный словарь необходимых понятий на доске: «внимательный, умный, хороший, доброжелательный, чуткий, равнодушный, красивый, отзывчивый, опрятный, добрый, хитрый нежный, порядочный, ответственный, приятный»



Ход занятия.

Педагог: Ребята, наше занятие посвящено очень важной теме. И чтобы узнать, о чем мы будем говорить, нам поможет кроссворд. Вместо цифр вставьте буквы алфавита.

5 18 21 8 2 1

Дети: Дружба.

Педагог: Молодцы, действительно наш разговор сегодня пойдет о дружбе. В жизни каждый человек окружен разными людьми. Это могут быть родные, знакомые и малознакомые люди, одноклассники и т. д. С некоторыми из них интересно проводить время. С ними можно пойти в кино, поиграть в люби мые игры, обсудить какую-нибудь книгу. Наша жизнь – это постоянное обще ние. Без общения в жизни приходится очень непросто. Мы поговорим о друж бе настоящей и мнимой, узнаем, кого можно назвать настоящим другом и сформулируем правила дружбы. Что означает слово «Дружба»? В. И. Даль в своём словаре дал следующее определение:

Дружба - бескорыстная, стойкая приязнь.

Педагог: Кого же можно назвать другом?

Дети: говорят о своём понимании дружбы, высказывают собственные мнения.

Ребёнок: Читает с выражением стихотворение А. Л. Барто «Требуется друг».

Все живут не тужат, а со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»

Есть разряд у Ильиной и девчонок свита

Подружусь я с Ильиной - сразу знаменита!

Все пятёрки до одной у Светловой Нади

Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день.

Будешь ты меня спасать, дашь контрольную списать

А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени, уговаривать подруг.

Напишу я объявленье:

«Срочно требуется друг!»

Педагог: Как вы думаете, почему с этой девочкой никто не

хотел дружить?

Дети: (ответы детей).

Ребёнок : Читает стихотворение А. Л. Барто «Друг».

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал.

В стенгазете чуть не в каждой

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Педагог: Можно ли назвать героя этого стихотворения настоящим другом? Если нет, то почему?

Дети: (ответы детей)

Педагог: Можно ли смеяться над недостатками других? Почему?

Педагог читает вслух рассказ В. Осеевой «Три товарища»

Педагог: Кого из мальчиков можно назвать настоящим другом?

Чтение и объяснение пословиц о дружбе.

Педагог: Предлагаю вам, ребята, сформулировать «Правила Дружбы».

Дети: Не оставлять друга в беде; быть бескорыстным в дружбе; уметь

прощать; не смеяться над недостатками.

Педагог: Ребята, вы совершенно правы. Но нужно различать понятия «приятель» и «друг». В чем сходство и различия этих понятий?

Дети отвечают на вопросы.

Педагог. Очень хорошо. Сегодня мы поучимся с вами играть и работать сообща. Предлагаю вам выполнить небольшую фонетическую гимнастику: Вместе весело шагать. Вместе весело играть. Вместе весело учиться. И всё может получиться.

Педагог. Молодцы. Перед вами карточки с пословицами, которые перепутались. Одна половина пословицы оказалась у соседа по парте.

Игра «Собери пословицу»

Человек без друзей… что дерево без корней.

С кем поведешься… от того и наберешься.

Один за всех…. и все за одного.

Друга ищи, а найдешь … береги.

Дружба, как стекло: … .разобьешь – не сложишь.

Нет друга, так ищи, …. а найдешь – береги.

Дерево живет корнями, … а человек друзьями.

Дружба не гриб, … в лесу не найдешь.

Педагог. А теперь объясните смысл каждой пословицы.

Дети объясняют по цепочке.

Педагог. Ребята, а вы знаете, каким должен быть настоящий друг?

Дети отвечают.

Игра «Качества настоящего друга»

Педагог. . Запишите в два столбика качества, которые бы вы хотели видеть в своем друге и качества не присущие друзьям.

Дети работают парами, при перечислении качеств идет объяснение ответа.

Педагог. . Действительно, настоящий друг – это веселый, надежный, ответственный, честный человек.

Игра «Кто с кем дружит?

Педагог. Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки и мультфильмы. Перед вами разные герои. Как вы думаете, кто из них с кем дружит? (имена героев на доске)

Малыш и (Карлсон).

Буратино и (Мальвина, Пьеро).

Бурундуки Чип и (Дейл).

Белоснежка и (семь гномов).

Вини Пух и (Пятачок).

Герда и (Кай)

Дядя Федор и (Матроскин, Шарик)

Крокодил Гена и (Чебурашка).

Педагог. Молодцы, вы успешно справились с заданием. Ребята, у друзей обычно одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, они добры и отзывчивы друг к другу. Но быть внимательными и отзывчивыми мы должны быть со всеми окружающими нас людьми. Предлагаю вам поиграть в игру «Знаю ли я одноклассников? »

-Кто из ребят самый высокий в классе?

-Какого цвета глаза у Жени

-Кто из ребят самый младший в классе?

-Какого цвета волосы у Кати?

-Когда день рождения у Данила?

-Чьё день рождение справляли недавно?

- Кто из ребят родился весной?

Педагог. Мы все на первый взгляд абсолютно разные, но в то же время чем-то схожи. Чтобы убедиться в этом «Встаньте все, кто:

- кто любит учить стихи;

- кто любит танцевать;

- кто любит читать книги;

- у кого день рождения летом;

- кто любит манную кашу;

- у кого светлые волосы;

- у кого карие глаза;

- кто учится без троек;

- кто любит компьютерные игры; и т. п.

Педагог. Убедились, что нас многое объединяет? Обратите внимание, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. А сейчас я хочу предложить вам разрешить несколько жизненных ситуаций.



Ситуация первая.

На перемене Светлана подошла к Наташе и сказала: «Давай с тобой дружить! » Наташа спросила: «Света, а почему ты хочешь со мной дружить? » Девочка не знала, что ответить. Ребята, как вы думаете, с чего начинается дружба?

Дети отвечают.

Ситуация вторая.

Рассорившись , Миша и Коля били друг друга ногами. Когда воспитатель разняла их, Коля сказал: «Мы друзья с Мишей, и мы не дрались, а просто играли». Что вы можете сказать по поводу этой игры?

Дети рассуждают.

Ситуация третья.

Лера и Света сидят за одной партой в классе. Иногда они разговаривают между собой, но особого уважения между ними нет. Они не интересуются друг другом, отношения между ними безразличные. Что такое безразличные отношения?

Дети отвечают.

Педагог: Как вы думаете, если вы не дружите с человеком, нужно ли с ним здороваться и вежливо обращаться? Почему?

Дети рассуждают.

Ситуация четвёртая.

Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга - это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает. Но почему-то с Наташей никто не хочет дружить. Как вы думаете, почему?

Дети рассуждают.

Педагог. Молодцы! А сейчас встаньте в круг. Я предлагаю вам игру «Найди себе пару». Каждый из вас должен взять из корзинки цветок и найти участника игры с таким же и встаньте рядом. Когда остаётся один участник, ему задаётся вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей? ». (Если в группе чётное количество детей, воспитатель тоже выступает в роли участника игры) .

Дети рассуждают.

Педагог. Что нужно сделать, чтобы таких ситуаций в жизни нашей группы не было? Как сделать так, чтобы ребята не чувствовали себя одинокими?

Дети отвечают: - делиться друг с другом радостями; - поздравлять друг друга с днём рождения; - справляться о здоровье и настроении друг друга;

Педагог. Верно, друзья должны помогать в трудную минуту, поддерживать во время болезни, радоваться успехам друга, нести друг другу добро. А сейчас продолжите моё, пожалуйста, моё предложение. Уважать человека - это значит…

Дети продолжают предложение: Уважать человека - это значит быть готовым оказать ему помощь. Уважать человека - это значит вместе с ним ходить на рыбалку. Уважать человека - это значит сидеть за одной партой в классе. Уважать человека - это значит вежливо разговаривать с ним. Уважать человека - это значит вместе играть.

Педагог. . Ребята, а кого вы уважаете? Почему вы уважаете этих людей? Что такое взаимопомощь и дружба?

Дети дают своё определение.

Педагог. . Взаимопомощь - это оказание помощи другим людям. Дружба - это уважительные отношения между людьми, взаимно помогающими друг другу. Расскажите о вашем друге. Почему вы с ним дружите? В чем заключается ваша дружба? Должен ли человек иметь друзей? Для чего это нужно? Можно ли дружить, не уважая друг друга и не помогая друг другу?

Педагог. . Ребята, чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много правил дружбы. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети перечисляют правила.

Воспитатель записывает на доске:

- Друзья играют честно.

-Друзья не обижаются друг на друга.

-Друзья не ссорятся.

-Если друг обиделся, надо извиниться.

-Друзья делятся друг с другом.

Педагог. Молодцы! Видите, сколько правил мы записали. Давайте всегда и везде соблюдать наши законы дружбы. Помните:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо.

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

Воспитатель. В заключение нашего занятия предлагаю оформить «Поляну дружбы» из ваших цветков. Обратите еще раз внимание, что цветы все раз ные, а вместе они делают наш мир краше, ярче, добрее. Напишите на своем цветке качество, которым должен обладать настоящий друг. Предлагаю постепенно пополнять нашу «Поляну дружбы» новыми цветами, новыми ценностями.

Рефлексия

Педагог. . Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы.

- Что вам понравилось сегодня на нашем занятии?

- Что нового о дружбе вы узнали в процессе работы?

- Можно ли назвать нашу группу дружной?

Педагог. . Будьте всегда добры друг к другу и к окружающим вас людям! Берегите друзей! Спасибо вам за активную работу на занятии! Желаю вам стать настоящими друзьями!






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Воспитание толерантности на занятиях в студии ИЗО»

Автор: Аверина Александра Николаевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140811

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
    ["seo_title"] => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "130984"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416051402"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеурочная деятельность – это мир творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-eto-mir-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "190520"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427188385"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства