Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательского часа "Мы такие разные, но мы вместе"»
МКОУ «Краснинская школа-интернат»
Методическая разработка
воспитательского часа
«Мы такие разные, но мы вместе»
Составитель:
Сергина Татьяна Семёновна,
воспитатель
Цель: Развитие способностей адекватного отношения к себе и окружающим людям.
Задачи:
Обучающая:
Помочь обучающим понять, почему очень важно уважать окружающих. Закрепление понятия, какими бы разными мы ни были, объединяет нас то, что каждый из нас человек.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Вызвать положительные эмоции у каждого участника мероприятия.
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Форма проведения: круглый стол с решением дидактических задач.
Оборудование: карточки с ситуациями и пословицами, цветные ленты, фонограмма песни "Я, ты, он, она" и спокойной музыки, макет солнышка, разноцветные лепестки для составления ромашки настроения.
Ход проведения
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Давайте поприветствуем наших гостей. (Дети встают). Предлагаю начать наше общение с разминки.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки и под фонограмму произносят слова песни «Я, ты, он, она».
"Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы"- сто тысяч "я"! - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.
Но так поётся в песне, а в жизни намного сложнее. Но не всегда мы проживаем в мире и согласии. Не всегда мы проявляем такие человеческие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность.
Тема нашего занятия сегодня «Мы такие разные, но мы вместе». Как вы понимаете эти слова? Чем мы можем отличаться друг от друга? А что нас объединяет?
Нам нужно разделиться на 3 группы. Я разрезала открытку на несколько частей. Вам нужно собрать эту открытку, но вы не должны при этом разговаривать, все нужно делать, не произнося ни звука. Молодцы, вы хорошо справились.
Проводится игра «Косичка».
А теперь, давайте заплетем «косичку». (К опоре привязано три ленты 5-7 м). Каждая группа берутся за ленточку и все вместе плетут «косичку», но есть условие: разговаривать, отвечать на любые вопросы НЕЛЬЗЯ (музыка).
Рефлексия. Трудно было справиться с заданием? Все ли получилось? Чувствовали ли вы единение в своей группе? Всем спасибо! Занимайте места, усаживайтесь удобнее. Какое у вас настроение? (ответы детей)
У вас на столе лепестки разных цветов, давайте составим ромашку настроения. Подумайте, какое у вас настроение и прикрепите лепесток вашего настроения вокруг солнышка. Да я вижу, что настроение у вас всех хорошее.
Сегодня, как вы уже поняли, мы работаем в группах. И так следующее задание.
ЗАДАНИЕ. «Найди нужное решение»
Какой ты дома?
Младший братишка сломал твою игрушку…
Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…
Ты ударишь его…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Ты поссорился со своей сестрой…
Ты пытаешься объясниться с ней…
Ты обижаешься и мстишь ей за это…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…
Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…
Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Какой ты в школе?
В классе учитель уже спросил тебя…
Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
Ты предоставишь другим возможность ответить….
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…
Для меня это не важно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Как вы поступите в такой ситуации:
Ты не согласен с кем-нибудь..
Ты все-таки слушаешь его…
Ты не даешь ему говорить…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Подведение итога. Молодцы! Умеете правильно принимать решение.
Переходим к следующему заданию.
Задание «Переведи и объясни пословицу»
В Африке – «Сын леопарда – тоже леопард».
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Яблоко от яблони не далеко падает.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Во Вьетнаме – «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз».
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Яблоко от яблони не далеко падает.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
В Японии – «Слепня и пчелу одновременно не поймаешь»
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Яблоко от яблони не далеко падает.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ребята вы заметили, что пословицы были созданы разными народами, но они имеют общий смысл.
Игра - физминутка. Ну-ка, дружно встали вместе, Повернулись-ка на месте, Громко хлопнули три раза, Подмигнули правым глазом, Левой топнули ногой! А потом еще другой! Закричали все “Ура”! А теперь и сесть пора!
Наш класс и наша школа - это маленькая семья и хотелось, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение и взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани. А что для этого нужно давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья», которую нам расскажет Осипов Вася.
Проблемный вопрос. Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие.
Китайская притча "Ладная семья"
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Дети: Любовь, терпение, прощение.
Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом, а каким вы узнаете когда его расшифруете ( толерантность.)
т
о
л
е
р
с
а
н
т
н
о
т
ь
Толерантность – это уважение к другому.
т
о
л
е
р
а
н
т
н
о
с
т
ь
Давайте вместе обобщим все сказанное. Толерантность мы изобразим в виде солнышка.
А теперь возьмите каждый по лучику и напишите на них, что по вашему надо сделать, чтобы в нашем классе отношения стали более дружескими, толерантными. Затем свой лучик приклейте к солнышку (дети приклеивают и зачитывают что написали).
Упражнение на определение толерантности. А сейчас мы с вами определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец. Миша плохо одет…
Это неважно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
Ты просишь, чтобы он объяснил это.
Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Пожилая женщина медленно идет…
Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
Ты разговариваешь с ним.
Ты говоришь, что все мальчики - нули.
На твоих глазах на кого – то нападают…
Ты пытаешься защитить его.
Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребенок – инвалид…
Ты естественным образом разговариваешь с ним.
Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
Ты стремишься лучше узнать его.
Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
Загнул 7 пальцев?Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым.
А теперь давайте составим памятку как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Задание: Выбери правильное утверждение.
Карточка 1:
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Не сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Карточка 2:
Имей терпение выслушать собеседника.
Не надо слушать собеседника, перебивай его во время разговора.
Карточка 3:
Спокойно объясни свою точку зрения.
Ни чего ни кому не объясняй.
Молодцы, правильно выбрали утверждения. У меня есть готовые памятки, которые я хочу подарить вам.
Памятка
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из- за чего возник спор.
Воспитатель: Вот и подошёл к концу воспитательский час. Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем:
Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Воспитатель: Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Дети садятся на свои места.
Помните, что в начале нашего занятия мы с вами составляли ромашку настроения? Давайте теперь составим еще одну ромашку и сравним с первой.
Понравилось ли вам занятие? Чем мы занимались? Что вам больше всего понравилось в нашем занятии? Объясните почему наше занятие мы назвали «Все мы такие разные, но мы вместе».
- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.
Литература:
Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
Приложение 1:
Найди нужное решение
Какой ты дома?
Младший братишка сломал твою игрушку…
Ты его прощаешь, он сделал это ненарочно…
Ты ударишь его…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Ты поссорился со своей сестрой…
Ты пытаешься объясниться с ней…
Ты обижаешься и мстишь ей за это…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…
Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…
Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Какой ты в школе?
В классе учитель уже спросил тебя…
Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»
Ты предоставишь другим возможность ответить….
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…
Для меня это не важно.
Ты подсмеиваешься над ним.
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Как вы поступите в такой ситуации:
Ты не согласен с кем-нибудь..
Ты все-таки слушаешь его…
Ты не даешь ему говорить…
Ваш вариант ответа.
Как вы поступите?
Приложение 2:
В Африке – «Сын леопарда – тоже леопард».
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Яблоко от яблони не далеко падает.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Во Вьетнаме – «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз».
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Яблоко от яблони не далеко падает.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
В Японии – «Слепня и пчелу одновременно не поймаешь»
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Яблоко от яблони не далеко падает.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.