Способность к творческому мышлению есть у каждого человека - это научный факт. Но у кого-то она хорошо развита, а кого-то пребывает в дремлющем состоянии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая статья "Развитие креативности"»
Методическая статья
«Развитие креативности»
«Люди готовы брать на себя ответственность.
Когда им доверяют, они расцветают и начинают
расти. Но если к ним относиться, как к неумелым
малышам, вам придется до конца жизни менять
им подгузники и кормить с ложечки.
Если авторитет идет рука об руку с ответственностью,
люди начинают проявлять поразительную креативность.
Люди всегда креативны настолько, насколько это позволяет
им структура»
Р. Уоррен
Способность к творческому мышлению есть у каждого – это научный факт! Но у кого-то она хорошо развита, а у кого-то пребывает в дремлющем состоянии.
Перед педагогами очень часто встают вопросы:
- Для чего нужно развивать креативность?
- Как нужно развивать креативность?
Отвечаем на первый вопрос. Развитие креативности позволяет осознавать человеку ценность креативных черт собственной личности, формировать эмоционально положительное отношение к креативному процессу, активизировать дивергентные функции интеллекта, развивать позитивное самоотношение, актуализировать личностные качества: уверенность в себе, независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение, способность к риску.
Отвечаем на второй вопрос. Прежде всего использовать различные методы при проведении занятий, такие как:
- дискуссия
- ролевая игра
- психогимнастика
- коррекционные упражнения
- ведомая визуализация (детальное воспроизведение вашего желания в воображении)
- элементы медитаций (вид упражнений, при которых сознание достигает требуемого состояния покоя)
- тренинг.
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение.
Креативность – это способность к творчеству.
Параметры креативности
Оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел в игре, коллективно-творческом деле и т.д.;
Быстрота – способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
Гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;
Вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Установки развития креативности направлены на:
- выработку состояния душевного подъема (вдохновения) во время творческой активности;
- решение творческих проблем на подсознательном уровне;
- сокращение периода «вынашивания» идей;
- формирование инсайтов – мгновенных озарений;
- развитие дивергентного мышления (мышление, расходящееся по множеству путей);
- повышение гибкости и скорости мышления;
- развитие воображения и способности к генерации оригинальных идей;
- более глубокое восприятие формы, цвета, смысла;
- развитие природных талантов, а также изначально не развитых, но активно тренируемых навыков;
- формирование непреодолимого желания реализовать свои творческие замыслы.
Кому необходимо развивать креативность?
Прежде всего, тем, кто занимается творчеством. А также тем, кто хочет:
Научиться творить.
Реализовать себя как личность.
Выйти из творческого застоя.
Выйти за рамки обыденности и штампов.
Предлагаю вам применять практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развивать креативные способности, которые способствуют творческому мышлению.
Цель: усиление творческих способностей, если они уже есть и разбудить их, если они не выражены, но человек к ним стремиться.
Для организации занятий, на которых предполагается проведение упражнений, необходимы следующие материалы:
Бумага
Цветные карандаши
Ручка
Небольшой мяч или мягкая игрушка
Музыкальный центр
Организация занятий предполагает:
Время проведения занятия от 30 до 45 минут.
Оптимальное количество человек в группе 10 – 15 человек.
Аудитория не должна быть представлена в виде школьного кабинета (стационарные парты, стулья, доска, стол учителя).
Необходимо проводить вариации с расстановкой стульев (полукруг и т.д.).
Условия, выдвигаемые для роли ведущего:
Ведущий группы – это не учитель, который не должен «учить жить», а помощник, проводник для участников в их личностном развитии.
Ведущий не должен показывать свое превосходство, не должен вызывать восхищение или страх, не должен осуждать.
позиция ведущего – позиция друга понять, выразить внимание, доброжелательность).
Упражнение № 1 «Нечто общее»
Для выполнения этого упражнения нам понадобится: листы бумаги и ручки для каждого участника.
- У Вас на столе книга (словарь), откройте любую страницу. Не глядя, пальцем укажите на любое слово. Затем переверните несколько страниц и опять таким же способом выберете еще одно слово.
Запишите их на лист бумаги. В течение 5 минут постарайтесь найти связь между этими словами: сопоставляйте, сравнивайте, анализируйте.
Например:терка, кошка (начинаются с согласной буквы, оканчиваются на гласную букву, состоят из 2-х слогов, обе бывают «колючими»…)
Упражнение № 2 «Безумства архитектора»
Для выполнения упражнения необходимо запастись: листом бумаги, цветными карандашами или фломастерами, ручкой и бумагой для записей.
Большинство из вас скажут, что не могут представить себя в роли архитектора, потому что не могут чертить, размерять. Ничего страшного, в нашем случае это дело десятое. Главное – сам процесс. Вы согласны? Тогда, вперед…
- Напишите на листочке 10 существительных, которые первые приходят вам на ум.
- Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика , которому вы планируете и проектируете дом.
- Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как это бы выглядело в реальной жизни.
К примеру, это может прозвучать так. Стены дома мы окрасим в нежный цвет мороженого. Крыша дома приобретет шоколадный оттенок металлочерепицы. К дому примкнет стеклянная веранда. Перед домом будет разбит небольшой пруд, в котором чистая вода. Запустим в пруд рыбок оранжевого цвета (мандарин). Дом будет окружен газонной травой. Мы посадим деревья. Дорожки выложим природным камнем.
Упражнение № 3 «Крестики-нолики»
Для выполнения упражнения нужно: 2 листа бумаги в клетку, ручка.
- Возьмите лист бумаги и нарисуйте Х. Через 4 клетки еще Х. и так далее.
Х Х Х Х
Х Х Х Х
- Теперь настройтесь на креативную волну и превратите свои крестики в веселые картинки (песочные часы, бабочка, флажки, знак «Курить запрещено», цветок и т.д.)
- Следующее задание, нарисуйте парно кружочки.
О О О О О О О О
О О О О О О О О
Ответы: (самокат, велосипед, очки, два цветка, глаза, гантели и т.д.)
Ритуал окончания занятия.
- Уважаемые участники, положите руки перед собой ладонями вверх.
- Мысленно положите все знания, которые вы принесли с собой в левую руку, а все то, что вы узнали нового в правую руку.
- И когда я скажу: «Готово, давай!», вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Да!».
Комментарий:
важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одновременно – это создаст ощущение причастности к группе.
Хлопок является сигналом окончания тренинга.
Вывод:
Генерируйте свои идеи. Тренируйте свой мозг, развивайте фантазию. Чем больше вы будете упражняться, тем больше интересных идей и неординарных решений к вам будет приходить. Ваши занятия обязательно оправдают ваши усилия.